Линкольнский собор
Линкольнский собор является третьим по величине храмом средневековой Англии. Надо отдать должное его строителям — собор великолепен. Три его колоссальные башни, напоминающие башни сказочного замка, гордо возвышаются на вершине холма и далеко видны со всех точек окружающей равнины.
Строительство собора в Линкольне началось после того, как в 1072 г. туда из Дорчестера переехал епископ. Первый собор строился в спешке и во время землетрясения 1085 г. обрушился. Амбициозный епископ Гуго задумал заменить его грандиозным сооружением, которое и сейчас входит в тройку наиболее крупных храмов Великобритании.
После норманнского завоевания Англии в Линкольне была учреждена епископская кафедра. Первым епископом Линкольна стал Ремигиус Фекампский. При нем началось строительство замка и первого кафедрального собор, выполненного в романском стиле и больше напоминавшего укрепленный замок, чем храм. В 1141 году этот собор сильно пострадал от пожара: рухнула кровля, обвалились фрагменты стен. Частично разобрав, частично используя руины старого собора для новой постройки, епископ Александр Великолепный начал строительство нового собора, уже не несущего двойной функции храма-крепости, а полностью соответствовавшего своему назначению. Собор, построенный епископом Александром, сильно пострадал во время боевых действий, связанных с событиями феодальной междоусобицы в середине 1100-х годов. Во время этих событий Линкольн был занят отрядом сторонников претендентки на престол — принцессы Матильды.
Подошедшие к городу войска законного короля Стефана штурмом взяли город, при этом здание собора получило значительные повреждения. А землетрясение — достаточно редкое для Англии явление — случившееся в 1185 году, окончательно разрушило собор.
К 1290 г., когда в соборе отпевали королеву Элеонору Кастильскую, основные строительные работы были завершены. По мнению Джона Рёскина и многих других ценителей средневекового искусства, Линкольнский собор — чистейшее воплощение английской готики. Его архитектурные мотивы угадываются в облике многих неоготических сооружений викторианской эпохи, включая башню Виктории при Вестминстерском дворце в Лондоне.
Собор возводился с конца XII века по 1311 год. До обрушения в 1549 году центрального шпиля 160-метровый собор был самым высоким зданием на Земле. До его постройки рекорд высотности на протяжении тысячелетий принадлежал пирамиде Хеопса.
Северный фасад главного трансепта украшает прекрасное окно-роза, известное под названием “Глаз настоятеля”. Аналогичное окно, с ажурными переплетами чрезвычайно тонкой работы, можно видеть на южном фасаде — оно называется “Глаз епископа”. Среди цветных стекол южного окна сохранились фрагменты подлинных средневековых витражей, уцелевших в бурях Реформации и гражданских войн.
Интерьер Линкольнского собора отличается благородством архитектурных форм. Прославленный “Ангельский хор”, сооруженный в 1256-1280 годах, является прекрасным образцом зрелой английской готики с ее сложным архитектурным декором. Хор украшают тридцать монументальных скульптур. Здесь же располагаются ряды деревянных скамей, спинки которых украшают резные панно с изображениями спящих римских солдат. Многоцветные оконные витражи окрашивают внутреннее пространство храма во все цвета радуги.
Собор в Эксетере
Собор в Эксетере был основан ещё в 1050 году. Он был выстроен первоначально в норманнском стиле (1112 г.), но затем доведён до своего настоящего вида в готическом стиле (между 1280 и 1370 г.). Эксетерский собор представляет собой здание длиной в 124 м и шириной в 23 м, с двумя башнями в 50 м высоты, несколькими капеллами, прекрасными окнами, замечательными часами (XIV в.), великолепным епископским престолом (работы 1470 г.), самым знаменитым в Англии органом, многоценной библиотекой, многими памятниками епископов и так называемой Minstrels Gallery, в нишах которой расставлены играющие на музыкальных инструментах ангелы — замечательное и в то же время оригинальное произведение скульптуры. Западный фасад собора украшен статуями.
XIV столетие (точнее, его первые три четверти) английские исследователи называют периодом “украшенной” готики, подчеркивая нараставшую в архитектуре того времени роль декоративных элементов. Планы соборов в этот период не претерпевали серьезных изменений. Новые здания закладывались редко; в основном достраивались более ранние сооружения, вследствие чего эволюция стиля отразилась главным образом в их архитектурном декоре.
Что касается фасадных композиций некоторых соборов, сооруженных именно в течение названного периода, то они иногда производят впечатление парадоксальности даже сравнительно с весьма далекими от шаблона фасадами более ранних английских храмов. Таков западный фасад собора в Эксетере, который с первого взгляда из-за его своеобразных очертаний и из-за отсутствия башен можно принять скорее за противоположную сторону храма — за абсиду хора. К этому фасаду приставлена низкая стена, своеобразное подобие ширмы, высотой несколько менее половины общей высоты фасада, которая покрыта тремя ярусами статуй в тонких колончатых обрамлениях.
Подобное “декоративное” использование статуй на фасадах встречалось и прежде, но здесь этот мотив дан особенно подчеркнуто: статуи заполняют плоскость стены плотно, без разрывов, почти “плечом к плечу”. Только три небольших портала — входы в собор — врезаются в этот скульптурный ковер.
Другая особенность Эксетерского храма заключается в том, что вместо обязательной башни над средокрестием две высокие башни поставлены на торцах трансепта. Центральная часть собора получила, таким образом, двойной акцент, и тогда становится понятным отсутствие башен на главном фасаде — они нарушили бы этот смелый эффект.
Внутри Эксетерского собора арочные устои, трифории и густые пучки нервюр достигают такой степени раздробленности, что рождается впечатление своеобразной вибрации архитектурных форм. Большое внимание мастера “украшенного” стиля обращали на своды, усложняя и обогащая рисунок нервюр. Особенной популярностью в то время пользовались так называемые звездчатые и сетчатые своды.
Эта совсем не присущая, можно даже сказать кричащая техника украшения сводов придаёт Эксетерскому собору особый шарм)
Собор в Глостере
Глостерский собор относится к XI веку, неоднократно ремонтировался и известен прежде всего хором в стиле перпендикулярной готики и великолепными веерными сводами клуатров. Собор стоит на том месте, где располагалось аббатство, основанное королем Нортумбрии Озриком еще в 681 году.
Здание имеет крестообразный план со скругленным восточным концом и тремя радиально расходящимися капеллами, средняя из которых посвящена Богоматери. С северной стороны расположен зал капитула и клуатры монастыря, секуляризованного при Генрихе VIII. Главный неф относится к нормандскому периоду. Башня, одна из самых красивых в Англии, достигает в высоту 69 м. Среди других достопримечательностей собора — памятник Озрику, гробница короля Эдуарда II и несколько великолепных витражей, особенно в большом окне восточного фасада.
Грандиозные храмовые интерьеры — звездчатые, сетчатые, веерообразные; фантастически разросшиеся пучки колонн, тончайшие нервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся решетчатые переплеты — такой общий взлет и такая кружевная симфония, что рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекрытия. Здесь величавая одухотворенность готического зодчества как бы отступает перед самой безудержной, истинно неисчерпаемой декоративностью. Да и как не закружиться голове в соборе Глостера (1351—1407 гг.), где всюду над нами возникают самые причудливые архитектурные узоры, напоминающие орнаментальные чудеса древней нортумбрийской миниатюры.
Собор в Глостере строился с 1351 по 1407 годы, и, думаю, знаком очень многим, хотя они об этом даже не догадываются;)
Дело в том, что в кафедральном соборе Глостера снято несколько эпизодов из кинолент о приключениях Гарри Поттера). Школа Хогвартс обрела свое кинематографическое лицо именно благодаря собору в Глостере — одному из красивейших соборов в Британии, особо гордящемуся своими крытыми галереями. Именно по ним, подкрашенным компьютером, бегали испуганные Гарри, Рон и Гермиона. А внутри собора проходили занятия в школе Хогвартс. Некоторые прихожане протестовали против проведения в соборе съемок, поскольку отношение к Гарри Поттеру в Англии (да и не только) неоднозначно. Несогласные утверждали, что делать собор местом съемок фильма про колдовство недопустимо. И все же съемки состоялись— финансовая помощь лишней не бывает никогда, и, кстати,одним из доводов духовного руководства состоял в том, что “Гарри Поттер” — это добрая детская книжка, а съемки, проведенные в соборе,как раз и придадут фильму необходимую духовность.
Вообще, это совершенно потрясающий готический собор, в котором органично сочетаются интерьеры самых разных эпох, от норманов до современности. Ежегодно Глостерский собор принимает приблизительно 331 000 посетителей.
Свежие комментарии