CENSORED NEWS
By Brenda Norrell
Censored News
http://www.bsnorrell.blogspot.com
Ужасная, невыразимая история алеутов, которые были насильно выдворенных из своих домов на Аляске и помещены в американские "лагеря интернирования" во время Второй мировой войны, рассказана в фильме "Алеутская история".
http://aleutstory.tv/
Выжывшая алеутка Харриет Хоуп, интернированная в концлагерь в заливе Бернетта вспоминает: "Об этом никогда не рассказывалась. История считалась тайной."
Фильм, показанный на общественном телевидении (в США), рассказывает о повальной смертности в этих лагерях, где свирепствовали болезни: от гнойных ран до туберкулеза. Алеуты были изолированны в мокрые,гнилые бараки на несколько лет, с небольшим колличеством пищи и лекарств.
Оставшийся в живых Мэри Бурдукофски, интернированная в концлагерь, распологавшейся в заливе Фунтер-бэй, продалжаетает: "Мы не знали, куда они везут нас."
"Американские граждане голодали и умерли," продалжает выживший в том же лагере Джейк Лестенкоф.
Алеуты ждали...Ждали многие недели, месяцы, годы возвращенияя на родные острова. Выжившие десятилетия искали правосудие.
"Алеутская История" ярко демонстрирует расизм американского правительства.
Алеутские мужчины, под угрозами чиновников правительства США,что они никогда не смогут вернутся домой, на положении рабов, продолжать каторжный труд охоты на тюленей.
Алеуты возвратятся в эти лагеря позже, на могилы погибших, чтобы помянуть их...
От концентрационных "лагерей интернирования" на юго-востоке Аляски до Конгресса США и Белого дома - невероятная, немыслимая история борьбы американских алеутов, длиной в десятилетия, за свои человеческие и гражданские права.
В 1942 году, когда Вторая мировая война пришла и на Аляску, американские алеуты были насильственно изгнанны из своих домов и депортированны за 1500 миль в печально известные " правительственные лагеря".
Смерть была обычным явлением в этих лагерях. Приблизительно 10 процентов мужчин, женщин и детей умрли там — уровень смертности, сопоставимый со смертностью американских солдат в лагерях для военнопленных. Поскольку православные алеуты продолжали молилится о возвращении, "дружественные силы"- "защитники",грабили и разоряли их дома и церкви на Алеутских островах и островах Прибылова.
Те, кто выжил, начали бороться за свои права — в национальных судах и на Капитолийском холме. В этой исторической драмме,которое продолжается, алеуты присоединилось к американцам японского происхождения в требовании компенсаций от федерального правительства за страдания, причененные властями США во время II мировой войны.
Документальный фильм "Алеутская история" насыщеный фактами и большой человеческой трагедией: войной, страданием, жертвами, верой, самопознания и преодоления, "Алеутская История" острый и своевременный фильм о наименее известных главах американской практики нарушения гражданских прав и свобод.
Продолжение темы.
Концлагерь для алеутов
О депортации японцев американская общественность более или менее осведомлена. В 1940-х главным врагом Соединённых Штатов на Тихом океане была Япония. И хотя боевые действия американских войск против Японии шли за тысячи миль от территории США, более 120 000 японцев были насильственно депортированы с западного побережья США и помещены в т.н. центры перемещения. Свыше 60% из них имели гражданство США.
Антияпонские настроения достигли тогда своего пика, что неудивительно: ведь в некоторых штатах Америки уже в начале 1900-х существовали законы, запрещающие межрасовые браки белых с азиатами. В пору массовой депортации японцев их сравнивали с гадюками, на улицах американских городов висели плакаты с уродливыми изображениями японцев как кровожадной и подлой расы. Подчёркиваю, это касалось американцев японского происхождения, а не тех, кто проживал в Японии. Аресту подвергались даже дети-сироты и те, в ком японской крови было всего 1/16! Японцев перемещали с восточного и западного побережья вглубь американской территории, поселяя в бараках, не подходящих для скученного проживания и морозных зим. Тех, кто осмеливался выходить за ограждения, ожидала пуля часового.
После атак японской авиации на Уналашку судьбу японцев повторили аляскинские алеуты. Вашингтон приказал выселить всех, в ком есть хотя бы 1/8 туземной крови. Алеутам не сообщали, куда их вывозят. Их просто насильно грузили на военные корабли и отвозили в специальные лагеря (всего их было 4). Условия проживания в них были ужасны: голод, стужа, болезни, смерти. Когда отвечающий за размещение алеутов в лагере у Залива Фунтер федеральный агент МакМиллан выразил своё возмущение условиями проживания несчастных туземцев в рапорте на имя вышестоящего начальства, его рапорт вернули ему назад, а сам МакМиллан получил выговор. Слышать о страданиях алеутов власти не хотели.
Не лучше обстояли дела и в лагере в деревне Киллисноо. Депортированные вынуждены были пить грязную воду, прятаться от аляскинских морозов в неотапливаемых бараках. Помощь им оказывали не федеральные власти, а проживающие неподалёку индейцы-тлинкиты. Они делились с алеутами одеялами, солью, медикаментами. Попытки оказать депортированным гуманитарную помощь в больших масштабах властями пресекались, а петиции алеутских женщин, умолявших накормить и обогреть их детей, оставлялись без внимания. Именно в Киллисноо был самый высокий уровень смертности среди депортированных.
В Барнетт Инлет алеутов разместили в брошенных домишках, оставшихся после того, как оттуда выехали много лет назад рабочие местного консервного завода, тоже заброшенного. Завод работал только в тёплое время года, поэтому жильё не было снабжено системой отопления. Гнилые стены, отсутствие кроватей, водопровода, электричества и стаи голодных волков, которые по ночам шастали у самых стен. Вильям Захаров (!), глава алеутской общины, уже через три недели направил жалобу местным властям с просьбой изменить условия пребывания к лучшему. Этих жалоб будет потом много, но вернуться домой узники Барнетт Инлета смогут лишь в 1945 г., найдя свои некогда уютные дома на Уналашке разграбленными американскими солдатами.
Эвакуационный лагерь у озера Вард также пользовался дурной славой. Его окружали непроходимые заросли, и хотя до ближайшего города было всего 8 миль, добраться туда алеуты не могли. Условия проживания были такие же, как и в других «центрах перемещения» - пару сырых бараков без света и воды, несколько сараев во дворе и крохотное отхожее место, одно на всех, возле которого алеутам приходилось принимать пищу.
Во всех четырёх лагерях депортированные начали массово заболевать туберкулёзом, воспалением лёгких и кожными заболеваниями. Болели все – и взрослые, и дети. Выдаваемой еды хватало только на удовлетворение 1/5 потребностей в пище. Люди умирали от голода и недостатка лечения (1).
Мужчин, и так ослабленных, угрозами заставляли трудиться на морских промыслах. Их превратили в рабов, угрожая в случае отказа оставить их вместе с семьями в лагерях навсегда (2). Алеуты пытались найти дополнительный заработок, где бы им платили сполна, а не заставляли работать бесплатно, но федеральные власти зорко следили за тем, чтобы алеуты оставались на местах. Итог – массовые официальные отказы на просьбы алеутов позволить им самим добывать пропитание для своих семей. Американские власти экономили на всём: на питании, на стройматериалах, на лекарствах. Алеуты расплачивались за это своими жизнями.
В покинутых алеутами деревнях американские солдаты грабили не только алеутские жилища, но и церкви. Преимущественно православные, поскольку алеуты, испытав в своё время влияние русской культуры, являются стойкими приверженцами Православия. К лику православных святых причислен Пётр Алеут, замученный испанцами в Калифорнии в 1815 г. за отказ перейти в католичество. Об этом поведал миру другой православный алеут – Иван Кыглай, которому удалось вырваться из плена. Обращают на себя внимание и сравнительно многочисленные фамилии депортированных американцами алеутов явно русского происхождения – Лестенков, Прокопьев, Захаров.
Некоторые до сих пор приезжают на могилы своих предков, которым так и не суждено было пережить ту ссылку. Очевидцы тех далёких событий уверены, что столь жестокое отношение американцев к алеутам было продиктовано, как и в случае с интернированием японцев, не столько военной необходимостью, сколько расистскими предрассудками.
«Алеутская история» повествует и о пребывании алеутов в вынужденной ссылке, и о том, как выжившие арестанты многие десятки лет спустя не могли добиться от федерального правительства США каких-либо компенсаций или хотя бы официальных извинений. Что касается общественного резонанса фильма, то, похоже, он взволновал в основном тех, кого события давних лет коснулись непосредственно: краеведов да ещё горстку журналистов, писавших об этой кинокартине. Широкая общественность так и не узнала, что в новейшей истории США депортации народов были подвергнуты не только японцы, но и алеуты. «Алеутская история» затерялась в море американской кино-видеопродукции.
Свежие комментарии