На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Густав Климт и его Муза: Фрейд не помог ( эротика и дизайн.)

 

 

Эротика неразрывно связана с искусством, особенно с изобразительным, средствами выражения которого являются видимые, ощутимые предметы - полотно, скульптура, фотография. Итальянский психолог, философ и художник Антонио Менегетти сказал: «Создавая, деятель искусства переживает моменты своей сексуальности, художник, изображая чье - либо тело, в действительности изображает собственный эротизм». Человек ваял и рисовал обнаженные тела еще в эпоху палеолита, античная эпоха также полна скульптурами, восхваляющими мужскую и женскую наготу, а в новейшем искусстве эротика достигла своей кульминации. Одним из лучших представителей высокого искусства, которого вдохновляла эротика, является австрийский художник - модернист Густав Климт, чьи полотна возглавляют самые авторитетные аукционы наших дней.

 

Густав Климт был одним из крупнейших представителей австрийского модерна, а так же президентом «Венского Сецессиона», избранный на этот пост в 1897 году своими единомышленниками. Отец Густава Климта, Эрнест Климт, был художником - гравером и ювелиром, а мать – Анна Климт – занималась воспитанием троих сыновей и четырех дочерей. Будущий художник был вторым сыном в этой многочисленной семье. Два его брата также впоследствии стали художниками. В 1862 году, когда родился Густав, Австрия переживала тяжелые времена. Во главе Пруссии встал Отто фон Бисмарк, и обсуждалась задача объединения германских стран. Австрию не желали включать в эту германскую «семью». В стране царила бедность, политическая ситуация была нестабильной, а в 1866 году ко всему этому прибавилась Прусско - австрийская война. Семья Климта жила в крайней нужде. Первым учителем будущего художника был отец. В 1876 году 14-летний Густав поступает в Художественно-ремесленное училище при Австрийском музее искусства и промышленности, где 7 лет специализируется в архитектурной живописи. Учителями Густава были известные австрийские художники Карл Граховина, Людвиг Миннигероде, Михаэль Ризер, однако сам Густав образцом в то время считал живописца исторического жанра, последователя академизма Ганса Макарта. Любопытно, что Климт, получивший консервативное академическое образование, в своем творчестве уходит так далеко, совершенствуясь в абсолютно ином стиле.

Обнаженная, сидящая в кресле скрестив ноги. Этюд к «Данае».

1903. Бумага, красный карандаш

Следы академической и архитектурной живописи на его полотнах выражаются разве что монументальностью, целостной композицией. Однако, в отличие от других революционно настроенных молодых художников, в те годы он не выступил против старомодного академизма. Для того чтобы раздобыть средства к существованию, Густав и его брат за мизерную плату пишут портреты с фотографий. Через короткое время появляются более серьезные заказчики. Братья Климт и их друг Франц Матч начинают выполнять декоративную роспись во дворе Музея истории искусств в Вене, а спустя год начинают заниматься росписью потолков в одном из дворцов Вены, а также в павильоне оздоровительного комплекса в Карлсбаде. Эти работы помогают Густаву постепенно находить свой стиль, и уже в 1886 году он фактически отделяется от своих компаньонов, выступая в качестве индивидуального художника и декоратора, приобретая известность и авторитет. Декорация венского театра Burgtheater является последней совместной работой команды, хотя Климт впоследствии в отдельных случаях сотрудничает с Францем Матчем. Густав Климт окончательно отошел от академизма, и стилистические представления друзей уже были несовместимы. В 1888 году Густав за заслуги в искусстве получает от императора Франца Иосифа награду «Золотой Крест». В том же году он становится почетным членом Мюнхенского и Венского университетов. В 1889 году Климт путешествует по Европе в поисках новых средств выражения. Он мечтает о создании полотен и о том, чтобы состояться как живописец. Однако в силу некоторых обстоятельств ему пока не удается осуществить свою мечту. В 1892 году умирают отец и брат Густава, и ответственность за семью ложится на его плечи. Необходимо было заботиться о ее нуждах, и он начал брать новые заказы декоративной росписи, чтобы иметь стабильный доход.

Музыка 1895

Потеря близких людей наложила тяжелый отпечаток на внутренний мир художника: вследствие сильных переживаний его стиль стал еще более самобытным и драматичным. Внутренний протест сразу же отразился в его работах, и не случайно в 1893 году Министерство культуры Австрии отказалось утвердить отошедшего от принципов академизма Климта в должности профессора Академии художеств. На этом этапе его жизни единственным радостным событием стало знакомство с будущей женой - австрийским модельером, дочерью крупного предпринимателя Эмили Флеге, которую художник изобразил на своих полотнах. Хотя в супружеской жизни Климт никогда не отличался верностью, и Эмили знала о его многочисленных романах, они остались неразлучными до конца жизни художника. Любовь, которая соединила их, была намного могущественнее и постояннее, чем периодические эротические порывы Климта. В конце концов, Эмили осознавала, что все это необходимо художнику для того, чтобы творить и совершенствоваться. Как бы там ни было, до 1897 года Климт, как и прежде, был занят тем, что расписывал культурные учреждения. Он работал не только в Австрии, но и в Бельгии, Венгрии, Голландии, Чехии и других странах Европы.

В 1897 году в творческой жизни Климта начинается новый этап, который ознаменовался громким переворотом. Климт основывает творческий союз «Сецессион» и становится первым председателем этой организации. В переводе с немецкого Sezession означает «отделение». Группа деятелей искусства во главе с Климтом, увлеченных духом и принципами модернизма, на самом деле отделилась от Венской академии искусств и консервативных кругов художников. Вскоре организация начала выпускать и собственное издание под названием Ver Sacrum («Весна священная»). За очень короткое время оно сплотило вокруг себя европейских деятелей искусства с современными взглядами, отвергавших устаревший академизм. Ver Sacrum также стал рупором австрийских писателей - символистов. Художникам «Сецессиона» был присущ ряд стилистических общностей: разноцветная мозаика, изящная масштабность, четкие контуры. В числе последователей этого стиля были Йозеф Мариа Ольбрих, Отто Вагнер, Йозеф Хоффман, Карл Мозер и др.

Обнаженные. Этюд к панно «Медицина». Около 1901.

Оберточная бумага, черный мел

Сам Климт учеников не имел, как последователя его стиля можно выделить талантливого австрийского художника - экспрессиониста Эгона Шиле. Пока искусствоведческие круги продолжали протестовать в связи с появлением «Сецессиона», Густав Климт, освобожденный от академизма, наслаждался с Эмили летним отдыхом вдали от города, на лоне природы. Он был счастлив, поскольку приближался момент исполнения его мечты - создавать полотна и быть независимым. И именно этим летом Климт пишет свои первые пейзажи.

В отличие от последователей академической школы австрийское правительство более благосклонно отнеслось к новым деятелям искусства. Учитывая тот факт, что к организации примыкали многочисленные группы натуралистов, реалистов и символистов, чей голос имел вес в общественных кругах, правительство для членов «Сецессиона» выделило большой земельный участок на территории города, чтобы последние построили галерею для своих работ. Символом «Сецессиона» была Афина Паллада - богиня мудрости, правосудия и искусств. Вскоре организация начинает проводить выставки. Климт со своими работами также принимает в них участие. Заказанные Венским университетом в 1894 году полотна, которые должны были украшать стены этого учебного заведения, он завершает в 1900 году.

В 1899 году Климт подготовил для Большого зала Венского университета три декоративных панно: «Философия», «Юриспруденция» и «Медицина». Однако эти картины подвергаются жестокой критике со стороны общественности за их откровенное содержание, назвавшей их «эротически непристойными», а полотно «Философия» под давлением 87 профессоров удаляют из выставочных залов галереи «Сецессиона».

 

 

 

Кстати, именно эта картина позже удостаивается золотой медали на Всемирной выставке в Париже. На всех трех полотнах Климт преобразил традиционные аллегории в новые символы, в которых на самом деле была откровенная эротика… Работы Климта подвергаются критике как со стороны искусствоведов, так и политических и религиозных кругов. Он, основатель «Сецессиона», казалось, находился вне своей же организации и всех приемлемых критериев и границ. Естественно, полотна так и не заняли свое место внутри стен университета, и Климт попросту отказался работать с заказчиками. В 1945 году все три работы были уничтожены фашистами. В 1899 году художник создал еще одно скандальное полотно - «Голая правда».

Голая правда. 1899

Обнаженная женщина на картине держит в руках зеркало правды, над которым помещена известная цитата великого немецкого поэта Фридриха Шиллера: «Если ты не можешь своими делами и своим искусством понравиться всем, понравься немногим. Нравиться многим - зло». В этих строках отражена вся суть натуры Климта. В 1902 году для галереи «Сецессион» Климт создает фреску «Бетховенский фриз» по мотивам знаменитой Девятой симфонии композитора. Работа выставляется при жизни художника только однажды, второй раз она становится доступной общественности уже в наши дни - в 1986 году.

Бетховенский фриз. 1902

Начало 1900 - х считается золотым периодом в творческой деятельности Климта. Именно в эти годы наиболее полно проявляется его истинное величие и рождаются его лучшие полотна. Любопытно, но даже критики в этот период становятся более благосклонными к творчеству художника. Определение «золотой период» искусствоведы дают не только в переносном смысле, но и в прямом: в эти годы Климт в большом количестве использует золотой цвет. Самыми известными работами этого периода являются «Поцелуй», «Юдифь», «Даная», «Три возраста женщины», «Жизнь и смерть», «Портрет Рии Мунк», «Золотая Адель».

Полотно «Три возраста женщины» художник продал Римскому музею современного искусства, «Поцелуй» - Австрийской национальной галерее.

Три возраста женщины. 1905

Женским идеал Климта меняется вместе с его творчеством. Кажется, в начале пути художника, скорее, привлекает обобщенный античный образ. В его ранних работах женщины похожи на статуи, стоящие в классических позах. Карандашная линия непрерывна, напряжена. Тем не менее скрытый эротизм присутствует уже в его ранних работах; удивительная способность художника все пропускать через собственную чувственность будет усиливаться по мере отхода от академическом манеры. Уже в это время появляются рисунки, пронизанные эротикой, линии в них более нервные, прерывающиеся, как будто собственное возбуждение художника немедленно отражалось на бумаге.

Лежащая обнаженная, глядящая влево. 1914 – 1915. Бумага, карандаш

 

Сидящая полуобнаженная. Около 1907.

Бумага, графический и цветной карандаш

 
 
 

Наклонившаяся вперед обнаженная, глядящая сквозь распущенные волосы.

Около 1907. Бумага, синий карандаш

Ни в какой другой области собственного творчества Климт не приближается так близко к самому себе. В этих рисунках он без маски, без публики, без коллекционеров. Он рисует себе, для себя. Рисунок освобожден от условностей, ограничений и подчинен лишь тем требованиям, которые выдвигает его создатель. Он подлинный. Этим рисунком Климт сам себя от себя же и освобождает. Искусство - акт перевоплощения. Его рисунки - дневник красоты, они вызывают и передают ту легкую эйфорию, которую он испытывал от присутствия женщины или женщин, его взволновавших и ставших добровольными и необходимыми партнерами в этом творческом процессе.

В созданной двухфигурной композиции «Поцелуй» (1908) разрушается еще одна традиционная основа творчества Густава Климта: женщина становится покорной, теперь мужчина доминирует над ней. Она уступает обольстителю, отказывается от самой себя ради него.

Поцелуй. 1907 - 1908

Здесь все барьеры разрушаются и энергия любви не просочится сквозь пальцы. Неудовлетворенные сексуальные желания излучаются сквозь легкое платье, облегающее ее стройную фигуру. Этого было достаточно для того, чтобы ввести в заблуждение цензур, налагающая табу на эротический транс и плотские соприкосновения. Климт, как в зеркале являвший пуританской венской буржуазии ее собственное лицемерие, теперь был вознагражден ее восторгом. В картине художник изобразил себя и свою возлюбленную - Эмилию Флеге.

Единственный и пожизненный друг Густава Климта - Эмилия Флеге, была популярным дизайнером.

Портрет Эмилии Флеге. 1902

Она держала первый в Вене салон haute couture «Сестры Флеге». В своих коллекциях она использовала эскизы Климта. Лето они проводили вместе на озере Аттерзее в альпийских предгорьях. Никого ближе у Климта не было, но его отношения с Эмилией, как убеждены биографы, были платоническими. На портрете работы Климта Эмилия как диковинная тропическая бабочка в мерцании сиреневого, лилового, фиолетового.

В поздний период творчества, после завершения «золотого периода» и начала экспрессионистического этапа, Климт обращается к японской гравюре, аллегории и пейзажу, что позволило ему проявить свое дарование в полной мере.

В пейзажах угадывается влияние импрессионистов: зыбкие контуры мазков, свет, срезанные сверху и сбоку изображения, а плоская трактовка поверхности говорит о свойственном для модерна влиянии Востока. Изображение природы мозаично, многие работы похожи на гобелены.

В них нет горизонта, вертикали, горизонтали и цветовые пятна уничтожают и ритмично заполняют свободное пространство. И еще - в них нет даже намека на присутствие людей. В его картинах природа самодостаточна и равнодушна к человеку, она и пугает, и притягивает Климта. Так же, как женщины.

Последовательно Климт в своем творчестве разрабатывал тему «Смерти и Жизни», а в одноименном полотне 1916 года он «трактует ее как современный танец смерти». Картина «Жизнь и смерть» на Всемирной выставке в Риме удостаивается награды и высокой оценки. Климт изображает, как и в аллегории «Дева» (1913), сплетенные друг с другом человеческие тела, парящие в мировом пространстве и олицетворяющие судьбу человечества.

Дева (Девушки) 1913

Картину можно трактовать как главную заповедь Господа - не подвести друг друга, устоять каждому на своем участке. Все люди - звенья одной цепи, даже точнее - сети. На оранжевом слое человечество выглядит как сплетенные друг с другом оранжевые кольца. И когда сломалось одно кольцо (пал, не устояв, один из нас) - появилась брешь, в которую хлынула грязь на всех остальных. Мотив смерти Климт изображает в виде цветовых акцентов - черного, синего, фиолетового цветов, символов, которые вплетается в поток человеческих, изображение стареющего или некрасивого тела. Также знаковым становится момент тяготения живописных форм к их погружению в темноту (пространство черного цвета), который указывает на изображение смерти через погружение в небытие, уход в непроявленное бесконечное посредством отказа от сознания. Смерть понимается Климтом как необходимый элемент жизни Вселенной, который позволяет Конечному влиться в стихию Бесконечного. В картине преобладает чувство рока, таинство человеческой жизни, возраст жизни, отношения между смертью и любовью. Все это показывается с помощью стилизованного языка, наполненного аллегориями и метафорами.

Жизнь и смерть 1916 - 1918

Климт придает совсем другое значение всему тому, что подразумевало творчество раннего декоративизма. Роскошь, извилистость, непрерывность линий, стилизация форм, разнообразность основных цветов - они превратились в яркую мозаику картинок, полных напряженного меланхолического очарования, возврат к поиску утраченного Рая.

В этот период Климт много путешествует - посещает Италию, Бельгию, Англию, Испанию и другие страны, открывая для себя новые имена художников - Тулуз - Лотрек, Ван Гог, Гоген, Мунк, Матисс… Он с большой радостью пишет, что современная живопись полна талантливыми личностями. К сожалению, Климт не оставил дневников, почти не говорил о своих методах и своем мировоззрении. Сохранилась его лаконичная переписка с Эмили, а также сочинение «Комментарий к несуществующему автопортрету».

Климт и вправду не писал автопортретов, однако вместо этого с неповторимым мастерством создавал женские образы: Эмили Флеге, Адели Блох - Бауэр, Рии Мунк… Эти полотна поражают своей глубиной и чувственностью: редкие мужчины, даже причастные к искусству, способны так тонко чувствовать и понимать внутренний мир женщины.

Вплоть до последних дней жизненного пути Климт продолжал творить, удивляя великолепием созданных шедевров, в число которых входили знаменитые его картины «Жизнь и смерть», а также «Адам и Ева», написанная незадолго до смерти.

Адам и Ева 1917 - 1918

В 1918 году Густав Климт умер от пневмонии. Множество его произведений так и остались незавершенными...

Как то Фердинанд Блох заказал портрет жены еще в 1903 году, но Климт не торопился. Он сделал около сотни набросков и только через четыре года выставил портрет Адели в своей студии на обозрение публике. Заказчик и модель были в восторге. Это лучшая работа Климта его «золотого периода», когда он был увлечен эстетикой византийских мозаик, увиденных в соборах Равенны и Венеции. Климт стал работать с лепестками сусального золота, используя почти ювелирную технику теснения орнаментов.

Золотая Адель. Портрет Адели Блох Бауэр. 1907

И вот - золотое марево полотна, в котором растворяются и делаются почти неразличимыми детали интерьера, платья модели, кресла, на котором она сидит. В мерцающую поверхность полотна, пульсирующую многозначительными орнаментальными мотивами, можно всматриваться часами. Она гипнотична. На этом фоне, как в золотом окладе, выделены лицо и руки модели, выполненные в стиле салонной живописи. Точность, казалось бы, почти фотографическая, но и тут господствует стилизация. Бело - голубая, почти фарфоровая карнация лица, слишком алые, контрастирующие с фоном, влажные чувственно полуоткрытые губы, слишком прихотливая нервная, с изломом, линия сцепленных кистей. Та же Юдифь - Саломея, только в богатом венском салоне.

Юдифь - Саломея 1901

Через пять лет, в 1912 году, Климт написал еще один портрет Адели.

История «Золотой Адели», как и портрета 1912 года, сложилась драматически. Адель умерла в 1925 году от менингита. В завещании она просила мужа передать после его смерти ее портреты и пейзажи кисти Густава Климта австрийской государственной галерее. Но Фердинанду Блох - Бауэру пришлось бежать, когда Австрия стала частью Третьего рейха, сначала в Чехословакию, а потом и в Швейцарию. Картины вместе с большей частью его состояния остались в Австрии и были экспроприированы нацистами.

Фердинанд умер в 1945 году в Цюрихе, а перед смертью отменил в своем завещании распоряжение о передаче картин Климта Австрии. Поскольку у Фердинанда и Адели не было детей, он завещал состояние и картины детям своего брата, племянникам Адели.

Между тем картины Климта из собрания Блох - Бауэров хранились в Австрии. Хотя после войны все правовые акты нацистской эпохи были объявлены ничтожными, практика возвращения хозяевам конфискованных нацистами ценностей не распространялась на шедевры национального значения. Наследникам Блох - Бауэров было разрешено вывезти основную часть коллекции, но картины Климта остались в Бельведере. Они считались даром австрийской галерее.

Такая практика подвергалась критике международных организаций, защищающих права человека. Наконец, в 1998 году в Австрии был принят закон о реституции предметов искусства, позволявший любому гражданину требовать возврата любых принадлежавших ему до войны ценностей. К этому времени в живых осталась только одна племянница Адели -Мария Альтман. В 2005 году по завершению многолетнего судебного процесса «Мария Альтман против Австрийской республики» она выиграла эту «битву», сумев доказать свои права.

Портрет Адели Блох - Бауэр 1912

Австрия предприняла все усилия, чтобы договориться с новой владелицей. За пять картин Климта ей предлагали $150 млн. Но племянница Адели потребовала $300 млн. При всем желании оставить полотна в Вене такая сумма оказалась неподъемной для бюджета, и Климт оказался за океаном.

Глядя на картины импрессионистов или на картины Густава Климта, можно предположить, что все эти художники используют некоторый фокус, пытаясь быть оригинальными. Им не хочется рисовать предметы, как они есть, т. е. заниматься реалистической живописью. Возможно, они ленятся изображать все, как есть, со всей точностью и в деталях, отражая таким образом истину в своем искусстве. Возможно, некоторые из них и не умеют рисовать вещи реалистическими. Вот они и тщатся прикрыть свое неумение рисовать но - настоящему, помещая на своих картинах какие - то размытые пятна или орнаменты. В принципе, подобное же объяснение искусства Густава Климта дают те искусствоведы, которые указывают на сходство его картин с мозаиками Венеции и Равенны, увиденными Климтом во время путешествия по Италии: он просто искал новый стиль и стремился быть оригинальным. Но что заставило его искать новый стиль? Неумение рисовать свои картины реалистически?

Нет, в этом Густава Климта заподозрить нельзя. Он учился рисовать у отца, гравера и ювелира. Тот был хорошим наставником: все три его сына стали художниками. Густав Климт как художник получил самое солидное, академическое образование в венском художественно - ремесленном училище при Австрийском музее искусства и промышленности. Освоив в совершенстве искусство фрески, Густав Климт расписывал театры - вначале в провинции, а затем и в столице (Бургтеатр). Он расписал также и здание главной картинной галереи Вены - Художественно - исторического музея, т. е. явил свое искусство художника сразу всем художникам и ценителям изобразительного искусства в стране. За всю эту деятельность император Франц Иосиф наградил его «Золотым крестом» за заслуги в искусстве. Едва ли это произошло бы, если бы Густав Климт не умел рисовать.

Портрет дамы в белом. Незаконченная. 1917 - 1918

 

Невеста. Незаконченная. 1917 - 1918

 

Портрет Иоганны Штауде. Незаконченная. 1917 - 1918

 
 

Климт не любил говорить и писать, ни о себе, ни об искусстве: «Если я должен написать простое письмо, я пугаюсь, как если бы у меня начиналась морская болезнь». Он предпочитал высказываться на полотне. Едва ли не единственный из художников рубежа веков Климт не оставил ни одного автопортрета. Всю жизнь он писал женщин, вглядываясь в них, как в зеркало. Мужчины если и попадаются, то лица их, как правило, скрыты. Натурализм и эротичность плоти и усмиряющая ее византийская мозаичная плоскостность нарядов и окружающего пространства - вот тот гремучий коктейль, что долго не дает зрителю оторваться от картин австрийского модерниста. Надменные и сексуальные женщины Климта заточены в мир объектов, они полупоглощены - полурождены им. Считается, что именно Климт подарил миру образ женщины - вамп. Холодной, безжалостной и влекущей.

Подруги. 1916 - 1917

В наши дни картины Климта находятся в центре внимания общественности, которая 100 лет назад боялась искренности, не хотела сбросить маску лицемерия и признать непреодолимое очарование эротики, а теперь, свободная от условностей, способна оценить ее в высоком искусстве. И сегодня полотна Климта вызывают удивление, но это уже восхищение.

 

 

 

ГУСТАВ КЛИМТ: В ПОИСКАХ ВЫХОДА

Эмилия Флеге почти бегом бежала по запруженным экипажами улочкам Вены. Слава богу, выставочный павильон был не слишком далеко от ее модного салона возле кафе «Каса пиккола» в центре города — оттуда вниз всего пару минут. Надо же, какую огромную площадь город выделил современным художникам! Архитектор Хофманн
говорил ей, что в павильоне целых 54 выставочных зала, и Густаву отдали один из них!




Разумеется, все уверены, что Эмилия видела новую картину Густава, ставшую гвоздем экспозиции. Он выставил 16 работ, среди них «Даная», «Надежда» и «Водяные змеи», но последнее полотно «Поцелуй», над которым Климт колдовал уже полгода, до сегодняшнего дня никто не видел. Вернее, на данный момент не видела только она, хотя все уверены в обратном. Эмилия тряхнула пышными рыжеватыми волосами. От Густава всего можно ожидать: по какой-то причине последние три месяца он не подпускал ее к этой работе, буквально прятал от нее картину.

В картине «Поцелуй» Климт задумал ни много ни мало отобразить аллегорию любви. Ничего себе задача! Конечно, Эмилии было лестно, что он именно ей предложил позировать для этой важной работы. Честно говоря, она совсем этого не ожидала. Значит, она всетаки ассоциируется у него с любовью? Спасибо и на том.

Эмилия подошла к картине и замерла перед ней. Это... это... да нет, совсем не то, что она ожидала. Невероятно мощно, чувственно, необыкновенно... С другой стороны, картина оказалась просто непостижимо целомудренной для Климта. Эмилия ждала каких угодно натуралистических подробностей и была готова практически ко всему. Конечно, ей хватило опыта и искушенности в первую же секунду понять, что Густав создал величайший шедевр.



Поцелуй (1907—1908)


Он же собирался изобразить на полотне себя и ее — их двоих! Он обещал ей это... Сколько раз Густав водил ее за нос! Вот и теперь — фигура мужчины на полотне была совершенно неузнаваема, лица его не видно вовсе. Что же касается девушки... Ну да, чем-то неуловимым ее цветущий лик отдаленно напоминает лицо Эмилии, зато руки — она сразу узнала — вовсе не ее, они принадлежат его богатой заказчице Адель Блох-Бауэр, жене банкира. Или нет, скорее Соне Книпс, которую он тоже много раз рисовал.

Почему же Густав пренебрег руками Эмилии? Против воли в сердце поднималась досада: Климт не пустил ее на свою лучшую картину! И вроде бы ревновать не к кому: на полотне Густав не запечатлел знакомой девушки или конкретной модели — всех их Эмилия знала наперечет. Это была именно аллегория — собирательная девушка в объятиях собирательного мужчины. Но Эмилия поняла, что все равно завидует и ревнует. Как ревновала она Климта решительно ко всем изображенным на его картинах женщинам. А было их... легион.

Да куда же подевался Густав? Да вот же он — только что мелькнул в двери и снова исчез.



Густав Климт
Даная, 1907—1908
Музей Леопольда, Вена


Она устремилась за ним. Надо же его поздравить! Она нагнала друга в зале его полотен. Ну и вовремя же она успела! Густав уже размахнулся, собираясь вонзить в «Поцелуй» свой перочинный ножик! Жгучая боль в ладони заставила Эмилию вскрикнуть: она инстинктивно вытянула руку, пытаясь защитить картину, и ножик поранил ее. Климт взревел от ужаса, выхватил из кармана чистейший, приготовленный его маменькой носовой платок и прижал к порезу.

— Никаких врачей, Густав! — ровным голосом приказала Эмилия. — Это всего лишь порез.

Откуда в ней взялась эта решительность? Но если сейчас привлечь внимание людей, то все решат, что Густав — чистой воды психопат! Газеты тут же раздуют, что между ними вышла ссора и он пырнул ее ножом, что он опасен для общества.

Климт смотрел на Эмилию, расширив зеленоватые глаза, — так смотрит загнанный в угол насмерть перепуганный зверь. Дикие глаза, лесные, как она их называла, приоткрытый в гримасе ужаса рот. Кровь не останавливалась, платок промок насквозь. Эмилия неуклюже, одной рукой стащила с головы большую, украшенную крупными цветами шляпу и прикрыла ею руку с раной.

— Бежим отсюда, — сказала она, — проводи меня домой.



Эмилия Флеге любила Густава Климта всегда,
она словно родилась с этой любовью, 1908 г.


Спрятанный в комнате Эмилии в нижнем ящике дубового комода абсент был извлечен Густавом немедленно. И когда ушел доктор, провозившийся часа полтора с ее раной, у Климта уже заплетался язык.

— Я дерьмо... полная куча дерь-ма. Бездарь, без-дарь! Я хочу, чтобы ты упекла меня в дом умалишенных! Пусть мне там руки отрежут... и глаза... вырвут.

Сколько лет она слушает это? Они познакомились в конце 1888 года, сейчас 1908-й, стало быть, 20 лет! Можно бы и привыкнуть.

Снова Климт невменяем. То экстаз, то депрессия, в худшем случае — агрессия, как все последнее время. Черт, как же все-таки заставить его пойти к врачу? Вон чуть картину не уничтожил, а может ведь и себя порезать...

Когда несколько лет назад сама Эмилия дошла от Климта до ручки, она решилась обратиться к доктору Фрейду. Тот был венской знаменитостью, лечил нервные расстройства, неврозы и депрессии новым способом — беседой, разговорами и даже, подумать только, анализом снов! К нему валом валила венская аристократия, он многим помог, и про него рассказывали чудеса. Из их близких знакомых к Фрейду наведывался Густав Малер, и приемы Фрейда ему помогли. Словом, несколько лет назад доктор Фрейд произвел на Эмилию самое благоприятное впечатление.



Он был представительный, красивый мужчина, застегнутый на все пуговицы, — ни малейшей небрежности во внешности. Строгий кабинет в его просторной квартире на Бергштрассе, мебель красного дерева, множество книг, скульптурные фигурки в шкафу, привезенные со всех концов света. Доктор сидел к ней спиной, а она лежала на знаменитой кушетке и страшно стыдилась рассказывать ему правду: что она старая дева — сколько лет ей тогда исполнилось, 35? Детей у нее нет...

— Как бы вы определили свою главную эмоцию, фрейлейн Флеге? — спросил Фрейд.

Она задумалась. Безнадежность — вот ее главная эмоция, давно опутавшая Эмилию, словно безжалостная рыбацкая сеть бьющуюся рыбу, и это чувство возникло в ее душе очень рано.

...Ее матери, скучающей жене владельца фабрики табачных трубок — Герде Флеге, пришла в голову блестящая мысль заказать молодому, но уже очень известному и модному художнику Густаву Климту портрет трех своих дочерей. Младшую, 14-летнюю Эмилию, Климт промучил дольше сестер, и вышла она такой уродиной, с пухлыми щеками, как у хомяка, короткой шеей, что даже матушке не понравилось. Хорошо, что эти первые портреты бесследно исчезли и никто их не видел! Зато Эмилию поразило то, с какой легкостью художник наносит линии на холст и как волшебно сплетаются эти линии в объекты и лица, которые не отличишь от настоящих! Отец пошел навстречу мольбам младшей дочери и уговорил Климта за приличную плату давать ей уроки рисования.



Молодая женщина


Художник жил фактически за городом, его домишко оказался невелик, вокруг жили явно совсем небогатые люди. Мать Климта, крошечная женщина в неопрятном фартуке и с тугим пучком волос на затылке, окинула 14-летнюю робкую ученицу испытующим взглядом.

— Я буду присутствовать на занятиях, — решительно заявила женщина. — А то ведь не дай бог что!

Тогда Эмилия, по правде говоря, не очень поняла, о чем это тревожится фрау Климт. Самой девочке ее 27-летний наставник казался не только старым, но и вообще странным: небольшого роста, импульсивный, нервный — его руки вес время шевелились, что-нибудь мяли, ощупывали; цепкие зеленоватые с прищуром глаза казались проницательными и хитроватыми; носил Климт по большей части длинную, почти до полу рубаху — в ней он рисовал, в ней же встречал гостей. А уж как он ел! Однажды маменька пригласила его к столу — и он накинулся на еду, как голодный пес на кость, брал мясо с тарелки руками, кости от птицы мог бросить прямо на скатерть. Эмилия видела, как мать, сконфузившись, отворачивается, а старшие сестры — Паулина и Хелена — косятся на гостя и переглядываются.



Предложение позировать, словно взрослой барышне,
показалось Эмилии верхом счастья. Фото репродукции
картины Климта «Эмилия Флеге»


На их первом уроке Климт велел девочке 20 минут смотреть на обычный красный кирпич, положенный на стол. Эмилия вместо кирпича нарисовала квадрат и думала, что Климт выставит ее вон, объявив неспособной. Но этого не произошло — они прозанимались целых шесть лет, и Густав повторял, что если бы у Эмилии имелось прилежание, из нее вышел бы вполне приличный рисовальшик. Впрочем, она и сама поняла, что у нее нет таланта к живописи, а занятия не бросала только потому, что ей нравилось проводить время с Климтом. Он не был занудой, однажды, например, повел девчонку в кондитерскую Dcmel — самое любимое место сладкоежки Эмилии в Вене. Климт покорил ее сердце марципановым тортом, который она совершенно неприлично запихивала в рот огромными кусищами и стреляла глазами по сторонам: не смотрят ли на нее с осуждением дамы и господа за соседними столиками.

Климт сказал ее родителям, что будет сам приезжать за ученицей и возвращать ее домой — мол, отныне они занимаются не у него дома, а в студии. На самом же деле они кочевали по самым лучшим венским кофейням: сколько тортов «Захер» слопала Эмилия за те шесть лет, что длилось ее ученичество у Климта, и вспомнить страшно!




Густав Климт /  Надежда I, 1903  / Национальная галерея Канады, Оттава


Поначалу Эмилия думала, что Климт беден — он постоянно носил один и тот же поношенный сюртук и обходился без галстука. Оказалось, что это совсем не так: художник, отлично зарабатывая крупными дорогими заказами и частными портретами знати, вполне преуспевал. По сравнению со своим отцом — не слишком удачливым гравером Эрнстом Климтом — Густав рано сделал правильный выбор. Художественно-ремесленное училище в Вене, в которое он поступил в 14 лет, давало тогда почти такое же серьезное образование, как и Академия художеств; кроме того, Климт посещал занятия по декоративной живописи Фердинанда Лауфбергера, и это очень много ему дало. Эмилия с удивлением узнала, что ее учителю заказывают интерьеры театров и дворцов по всей империи, что его работы есть в Райхенберге, Карлсбаде и Бухаресте.

Однажды зимой 1889 года Климт взял Эмилию с собой в венский Бургтеатр, чтобы показать свою роспись; она подняла глаза к потолку и увидела нечто впечатляющее — поразительно яркое и мощное.



Старый Бургтеатр, 1888-1889


— Я выбрал античные темы, как видишь, — небрежно бросил Климт. Эмилия восхищенно кивнула: определенно она недооценивала своего учителя. То, что сам император Франц Иосиф в 1888 году вручил Климту «Золотой крест» за заслуги в искусстве, Эмилия узнала за обеденным столом от своего отца.

 

 

 ... — Когда впервые вас охватило чувство безнадежности, фрейлейн Флеге?

Этот вопрос, заданный красивым мягким баритоном доктора Фрейда, заставил ее задуматься. В самом деле — когда?

Может быть, в тот день, когда она впервые притащила к Густаву в мастерскую свою сестру Хелену? Та только что окончила школу, была уже взрослой барышней — воздушной, хрупкой красавицей с осиной талией и длинной шеей; плотно сбитая круглолицая и рыжеватая Эмилия, увы, нисколько не походила на сестру.





Портрет дамы (Портрет госпожи Хеумамм) 1894



Эмилии казалось, что Климт помешался на женском теле и что он давно вышел за границы художественных интересов.
Фото репродукции картины «Смерть и жизнь», 1911 г.




Фото репродукции акварели «Климт, работающий
над фреской «Философия» для главного зала Венского
университета», 1902 г. Художник неизвестен



Эмилия удивлялась: неужели эти малосимпатичные господа интереснее Климту (второй слева, сидит в кресле), чем люди из высшего общества? 1902 г.



Альма Шиндлер оказалась для Климта
роковой женщиной. Узнав, что Густав сделал ей
предложение, Эмилия наглоталась таблеток



Обнаружив, что он стал заложником хорошего тона и рабом
звонкого гонорара, Климт взбунтовался и стал рваться с цепи



Отношения Эмилии и Климта окончательно зашли в тупик. Ей казалось, что сестра Хелена смотрит на нее с презрением. Густав Климт, Хелена и Эмилия Флеге (справа), 1914 г.



Густав Климт - Философия - уничтожена пожаром в Schloss Immendorf в 1945 году.



Hugieia (detail from Medicine), 1900-1907, сгорела в 1945 году в замке Иммердорф




Климт совершенно не выносил критику, в публичных местах называл Австрийскую империю провинциальным отхожим местом и мог появиться в опере в своей знаменитой длинной рабочей рубахе. С Эмилией.



Эмилия последовала совету Фрейда и открыла
собственное дело. Они с сестрами создали
свой модный салон — «Сестры Флеге».
Эмилия в салоне, 1910 г.



Когда Климт умер, у Эмилии исчез невыносимый внутренний разлад.
Она осталась с его картинами, а они не могли ей изменить или сделать больно
 
 
 
 
 
 
 

Картина-ответ Климта критикам
сейчас называется «Золотые рыбки»

Картина дня

наверх