Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Мифологические персонажи в фольклоре казахского народа.

развернуть

О мифологических представлениях предков казахского народа корреспонденту Юлии Мамырбаевой рассказала заведующая отделом текстологии и источниковедения Института литературы и искусства им.

М. Ауэзова, доктор наук Бахытжан Азибаева.

– Так каких существ боялись наши предки? 

– Народные предания сохранили несколько таких образов. Самые известные – Албасты, Жезтырнак, Мыстан Кемпир. Первую представляли в виде женщины с длинными волосами и такими же длинными грудями, которые она закидывает за плечи. Согласно некоторым сказаниям, у Албасты было семьдесят грудей по числу детей, которых она могла выкормить. Она не показывала свое лицо людям, но они могли видеть, как она расчесывает волосы своим гребнем. Считалось, что Албасты очень опасна для рожениц. Жезтырнаки, что буквально означает «медный ноготь», представали в образе молодых красивых девушек, обладавших злобным характером и невероятной силой. А Мыстан Кемпир – это сказочный образ, который часто встречается в архаических и классических эпосах. Вот, например, как описывают Мыстан Кемпир в эпосе «Алпамыс батыр»: «Трехсот лет от роду, евшая только горячее, бранившая каждого встречного, всегда с нахмуренными бровями, с мыслями никому неведомыми, с рогатой головой и кошачьим задом…». Но также говорится, что Мыстан Кемпир умеет разгадывать сны. Так, в «Алпамысе» калмыцкий хан Тайшык увидел сон, что молодой самец верблюда напал на него и скинул с трона. Он рассказал о своем страхе визирям, но те ответили, что сон достоин такого же внимания, как помет лисицы. Тогда хан обратился к Мыстан Кемпир, и она сказала ему, что среди коныратов появился батыр, который свергнет его и разорит его народ. И во многих других эпосах герои обращаются к ней для того, чтобы она расшифровала им сны и предсказала будущее. Но, конечно, она помогала не просто так: в качестве платы с Тайшика, например, Мыстан Кемпир потребовала, чтобы хан выдал свою красавицу¬дочь замуж за ее глупого сына, болевшего паршой.

– Интересно, что все эти демонические существа представали в женском обличье… 

– Все эти образы возникли в архаичные времена, но трансформировались в образы художественного фольклора значительно позже. Возможно, что наши прапрапрадеды таким образом взяли реванш за матриархат. Предполагают, что та же Мыстан Кемпир – это трансформированный образ всезнающей матери, главы матриархального рода. Но есть в нашей мифологии и мужские образы. Например, уббе – водяные, которые живут в подводном царстве. Сохранилось предание о том, что однажды стражи водяного забрали в свое царство купавшегося в речке мужчину. Он много лет служил уббе, женился на дочери подводного царя, но в конце концов герой смог вернуться на землю.

– Сюжет знакомый, а вот казахское название водяных и даже то, что в них вообще верили предки казахов, слышать не приходилось. Не считаете ли вы, что казахстанцы очень мало знают о своей мифологии в отличие от греческой, скандинавской, славянской? 

– Казахский фольклор, этнография стали собираться с первой половины ХVIII века путешественниками, фольклористами. Их интересовала в основном художественная составляющая народных преданий – сказки, эпосы, а о мифических существах осталось очень мало записей. Многие предания утерялись, забылись. Наши ученые сейчас по крупицам собирают материал. Кроме того, и сами казахские мифологические представления не оформились в стройную систему, как у тех же древних греков. Но в то же время сохранились космогонические, топонимические, антропогонические и другие мифы. Как и все народы, казахи в древности на уровне своих первобытных представлений создавали собственную картину мира. В архаические времена люди обожествляли все – и небо, и Луну, и горы, и природные явления. Вот, например, до сих пор сохранилось поверье, согласно которому в грозу нужно было покрывать голову. Считалось, что волосы могут притягивать молнию. Луна древним народам, проживавшим на территории современного Казахстана, представлялась в облике джигита. Известен миф о девушке, которую мачеха послала ночью к колодцу за водой. А надо заметить, что по народным обычаям девушек нельзя выпускать из дому ночью. Так вот, пришла девушка к колодцу и в отражении увидела изображение красивого юноши. Она разговорилась с ним, поплакалась ему на свою горькую судьбу и попросила забрать ее. Считается, что в полнолуние на спутнике нашей планеты можно увидеть силуэт девушки с двумя ведрами.

– Возвращаясь к злым мифическим существам – как от них советовали защищаться наши предки? 

– В основном просили о помощи добрых духов, обращались к божествам – Тенгри и Умай, отождествляющих небо и землю. Верили также и в древнее божество – Камбара, считая его покровителем лошадей и пустынь. Также известен в казахских мифах доисламский святой Кызыр, защиты которого просили путники. Кстати, в преданиях вместе с Кызыром часто упоминают Ильяса, называемого в христианстве пророком Ильей. Сохранились также предания о пирах, которые помогали в бою батырам. Чтобы задобрить добрых духов, нужно было принести жертвоприношение. Использовались также белые продукты питания, потому что этот цвет для казахов всегда считался священным. Так, например, если в доме заболел ребенок, перед юртой ставили миску с молоком или айраном. Некоторые верования сохранились в народе до сих пор, хотя они и противоречат канонам ислама.

– Расскажите об этом подробнее, пожалуйста. 

– С древних времен существовал культ предков, верили в аруахов – души умерших. Считалось, что после смерти душа возвращается к создателю Тенгри и что аруахи могут помогать нам. Чтобы задобрить духов, нужно совершить жертвоприношение. Это казахи делают до сих пор: режут барана, а затем одну треть туши отдают в мечеть, вторую – надо раздать соседям, третью – оставить себе. Согласно канонам ислама, который начал распространяться на этой территории с XVIII века, посредников между людьми и создателем быть не должно. Но и до сих пор мавзолеи прославившихся предков собирают множество паломников. Муллы сначала пытались это запретить, но теперь спокойнее относятся к этому, потому что народные вековые традиции нельзя искоренить за один день. Также верили в сорок чильтенов (их также называют шильтенами или чильтанами. – Прим. авт.). Это невидимые духи, которые всегда приходят на помощь человеку в трудную минуту. Согласно поверьям, они также могут предвещать плохие и хорошие события, сообщая об этом людям во сне.

– Я также слышала о том, что наши предки просили помощи и у Коркыт-аты… 

– К нему обращались за помощью и баксы – казахские шаманы. Большинство ученых считают, что Коркыт-ата – историческая личность. Его называют создателем кобыза, рассказы о нем, его кюи распространены у многих народов Средней Азии, Кавказа и Турции. У казахов Коркыт известен как человек, который хотел победить смерть. Согласно легенде, он расстелил ковер на берегу Сырдарьи и стал играть на домбре, считая, что во время исполнения кюя смерть к нему не придет. Но в какой-то момент он устал, перестал играть, и смерть пришла к нему…

– У многих народов есть особые дни, когда, как верят люди, зло спускается на землю. Существуют ли подобные даты у сынов казахской степи? 

– Такого дня нет. Считалось, что лучше не выходить из дому ночью и всегда на ночь закрывать еду. А вот добрых духов, чильтенов, ждут каждую пятницу – в священный для мусульман день. Так, например, говорят, что уже в четверг нельзя выплескивать возле дома грязную воду – это может отпугнуть добрых духов. Чтобы достойно их встретить, в пятницу нужно накрывать дастархан, печь лепешки – шельпеки, одеваться во все чистое. Считается также, что небесные силы больше помогают нам в Наурыз и в Священный месяц Рамадан.

– Получается, что добра всегда ждали гораздо больше, чем опасались зла. Судя по мифам, казахский народ изначально очень оптимистичный… 

– Да, в нашем сознании не было демонов, которых бы сильно боялись. Это связано с полукочевым бытом и климатическими условиями. Казахи жили обособленно, между аулами было большое расстояние, поэтому и приходилось всегда рассчитывать только на себя. И на помощь высших сил.

Юлия Мамырбаева

Текст www.izvestia.kz


Опубликовал Искандер , 09.05.2010 в 00:48
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Искандер
Искандер Коростель Людмила 21 мая 10, в 17:21 Нет, односоставное. А "Хорезм" ближе к "Коржын", то бишь седельная сума. Кстати вспомните город Корсунь. Текст скрыт развернуть
0
Коростель Людмила
Коростель Людмила 20 мая 10, в 17:24 Знаете что ещё напоминает отдалённо? Легенду о Гильгамеше! только у него была не верблюдица, а некое существо . А верблюдица, олениха, лосиха или позже кобылица- у неолитических народов принималась за Мать
Мира.А также корова. Кор- ова. Даже Большая медведица у Сибирских народов считается также Матерью Лосихой! Думаю Этот культурный герой много древнее, чем исламский закон- поэтому в исламское время он и выведен как "полховатый".Так и у многих народов доавраамические герои и "святые" , игравшие огромную роль становились затем демоническими или с оттенком нехорошести.Даже при смене языческих культов это происходило. при завоеваниях к примеру.Чужих Богов делали сущностями, приносящими или служащими злу. Кстати и само это слово, вслушайтесь , весьма неоднозначно- зло- золо- зело(слишком, очень)- зоро- оро- золото.Золо-то.Ставши предметом вожделения оно из солнечного культового металла стало злом, уносящим разум, ослепляющим рассудок. Всё это не бесспорно, конечно, но неимоверно интересно и притягательно. А Хорезм- это перекрёсток огромного количества культур и любимых моих массагетов, и индоиранский след- персидское влияние. А слово Бер-кут как переводится с тюрских языков, не подскажите? И есть ли связь кут- кыт?
Текст скрыт развернуть
1
Искандер
Искандер Коростель Людмила 21 мая 10, в 17:20 Вы совершенно правы. Наши историки тоже проводят параллель с шумерским эпосом и находят много взаимосвязанного. Дело в том что наши скифо-сакские предки не раз ходили походом в страны Ближнего Востока и много оттуда заимстовали. Шумеры называли богов "Дингир" мы казахи "Тенгри". В Вавилоне обнаружена керамика с Тенгрианской символикой. Текст скрыт развернуть
0
Коростель Людмила
Коростель Людмила 20 мая 10, в 17:29 Кстати Баба Яга тоже представлялась во многих областях как Албасты.Очень похожа по описанию. Это древний матриархальный образ, позднее, естественно перевёрнутый в пугающее существо. Текст скрыт развернуть
0
Искандер
Искандер Коростель Людмила 21 мая 10, в 17:28 Ближе к Бабе -яге все же Мыстан - Кемпыр. У вас баба яга у нас Безобразная-Старуха, Жалмауыз-Кемпыр (прожорливая старуха). Албасты это просто ведьма. Есть мнение некоторых, что Албасты это то же самое что и снежный человек. Или одичавший человек. В основном почему то женщина. Хотя у нас к женщинам было особое уважительное отношение. Текст скрыт развернуть
0
Коростель Людмила
Коростель Людмила 22 мая 10, в 17:30 Баба Яга потом стала старухой, а была женщиной- ведуньей. Корсунь! Корос(хорос) - вот предмет моего особого изучения.Вы сами на него вышли. Это особое значение(догадайтесь почему!) важно, поскольку важно для моего рода.Считается покровителем скота(богатства) и в этом смысле животных (стад) был Велес. А Хорос имеет отношение к солнцу.Издревле символами Солнца во многих культурах были Петух, Сокол , Конь.Хорос(Хорс) до сих пор есть имя у Англосаксов.Возможно оно кельтского происхождения, а может германского. А Шотландское самоназвание Скотлэнд тоже не случайно. В "Слове о полку Игореве" говорится о ночном Хоросе.Вот это очень важно. Я пока не нашла пояснений- что это за явление. "Пугающий" Коркыт, возможно, тоже мне кое-что объяснит.
Тенгри- это и монгольский Бог Неба, если не ошибаюсь.Скорее это уже персы заимствовали у степных народов. Либо очень -очень давний корень общий.
Одичавшие люди- тоже особая тема! Вы слышали о Борисе Поршневе и его экспедициях? Есть его эссе на эту тему.НО сюда не поместится.Как его переслать подругому?
Текст скрыт развернуть
0
Игорь просто Игорь
Игорь просто Игорь Коростель Людмила 22 мая 10, в 22:21 по частям.. Текст скрыт развернуть
0
Искандер
Искандер Коростель Людмила 25 мая 10, в 08:37 Мы также заимствовали у персов святого духа - Кудай. Мне кажется его заимствовали не только мы. Текст скрыт развернуть
0
Игорь просто Игорь
Игорь просто Игорь 22 мая 10, в 22:28 не в тему..по-украински Кощей Бессмертный будет - Чахлик Невмирущий..)) Текст скрыт развернуть
1
Игорь просто Игорь
Игорь просто Игорь 22 мая 10, в 22:33 Кстати,Кощей,вроде бы,тоже..по крайней мере по Википедии..слово тюркского происхождения..означает - пленник..
интересно,что Кощей и кошевой - слова однокоренные..
Текст скрыт развернуть
0
Искандер
Искандер Игорь просто Игорь 25 мая 10, в 08:43 Кошчи - земледелец, крестьянин. Кочевники заставляли пленных заниматься земледелием. Это считалось самой черной работой. Так что все верно. Но рабами их назвать сложно. Игорь верно сказал - пленник. Текст скрыт развернуть
0
Коростель Людмила
Коростель Людмила 23 мая 10, в 14:59 Кощей, скорее всего Костей, просто чередование ст-щ, как ращение- растение.

А чахлик невмирущий- это что-то!!! Почему-то безумно весело и жизнеутверждающе! Почти как Кiт у чоботях!
Текст скрыт развернуть
2
Игорь просто Игорь
Игорь просто Игорь Коростель Людмила 23 мая 10, в 21:54 ага..мне вообще кажется,что украинский язык больше сохранился,как славянский,чем русский..в русском больше заимствованных слов,суть которых мы не понимаем..вернее само слово-то мы знаем,не знаем его точного перевода..в украинском языке больше слов-значений..(не филолог,не знаю терминов :))
ну,как кроссворд - понятное,вроде,для нас слово..но по-русски - крестословица...понятней вдвойне..)))
я уж не буду говорить,как будет по украински сексуальный маньяк..)))
да и в польском,чешском таких слов хватает..по-чешски самолет - летадло..а духи вообще - вонявки..
Текст скрыт развернуть
0
Искандер
Искандер Игорь просто Игорь 25 мая 10, в 08:47 Если говорить о заимствованных словах, то мне больше всего нравится такое заимствование: Боевой клич тюрков призывающий духов предков "Аруак" - у русских боевой клич "Ура". Текст скрыт развернуть
0
Искандер
Искандер Игорь просто Игорь 25 мая 10, в 08:47 Да сейчас и не только у русских а наверное у всех кто жил на территории СССР Текст скрыт развернуть
0
Александр Базилев (актёр)
Александр Базилев (актёр) Искандер 3 июня 10, в 12:26 В английском языке - хуррэй! Текст скрыт развернуть
0
Александр Базилев (актёр)
Александр Базилев (актёр) Коростель Людмила 3 июня 10, в 12:40 По поводу Яги.
Была у славян добрая богиня земли и плодородия Матерь Мокошь, её неизменными спутниками были мудрый филин, летучая мышь, паук, она и сама перевоплощалась в паука. С тех пор на Руси считается, что паука убивать нельзя. При этом по некоторым древним рецептам, чтобы спастись от ряда страшных болезней, нужно закатать живого паука в хлебный мякиш и проглотить. Болезнь отпускает. Смешно, но работает при желудочных заболеваниях, гепатите, даже раковых образованиях.
С приходом христианства, языческие Боги низвергались, объявлялись демонами. Такая же трансформация произошла с доброй всеведующей матерью земли Мокошь. Её стали изображать мерзкой старухой, чтобы вытравить из народной памяти все её добрые начала.
Правда, многое от Мокошь вытравить не удалось, то есть знание Ягой трав и законов природы, обида на человечество, но при этом не слишком злобный нрав обращают на себя внимание.
Есть ещё одна гипотеза, почему именно Яга. Яга(Ягве, Яхве, Иегова). Чувствуете? Не память ли в том народная о битвах с хазарским каганатом. Ведь и христианство, со всеми смысловыми подменами пришло на Русь где - то в те же времена (с 870-х годов, если память не изменяет, много с тех пор времени прошло!)
Текст скрыт развернуть
1
Коростель Людмила
Коростель Людмила 3 июня 10, в 15:27 Естьи и связывание с Йогой. Ягаться- значит ругаться в некоторых говорах. Скорее всего -это древний, ещё матриархальный ведо-индоевропейский символ женской ветви жречества. Мокошь- фигура не однозначная и её происхождение не так ясно.Пока сложно говорить о её безусловно славянском происхождении.Она была в собрании Владимира вместе с другими , но происхождение и функции не так просты.У славян были и более "светлые" женские божества.Хотя связь с землёй почти всегда имеет оттенок иномирности, связи с нижним миром.
Вологодская(ныне питерская) специалистка, кандидат наук и этнограф, Светлана Жарникова, считает, что Яга не что иное, как проводник иежду живыми и мёртвыми.Обоснования вполне понятны- и не её выдумка.
такие персонажи, конечно есть у всех народов.Вернее у тех , кто пережил смену матриархата на патриархат, а затем перешёл от пантеизма к монотеизму=единобожию.
Текст скрыт развернуть
0
Искандер
Искандер Коростель Людмила 7 июня 10, в 14:27 Кстати под словом "Баба" у нас подразумеваются предки. Может быть отсюда нынешнее наименование Бабы яги? Текст скрыт развернуть
0
Коростель Людмила
Коростель Людмила 8 июня 10, в 11:23 Возможно.Баба- уважаемый предок и не обязательно женского пола. наоборот- даже дед.А пол Яги вообще неопределённый (вспомните лучшую Ягу всех времён и народов- Милляра!!!))) ) Может это просто ОЧЕНЬ старый человек, даже забывший мужчина он или женщина ))).Хранит свои знания да и живёт помаленьку.))) Текст скрыт развернуть
1
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 23

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ф
Рушан Мухамеджанов
))))))))))))))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Рушан Мухамеджанов
)))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Русское золотое шитье
Алексей322
Федор Д
Прелесть..... это из сказки???
Федор Д Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Юрий Вовк
Константин
май 1987 - ноябрь 1987
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
Константин
Это всё хуйня кто дрищем служил, дрищем и останется
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
O
Имя Не Указано