На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Как Мишка Япончик за Советскую власть боролся

 

В борьбе между красными и белымиМишка Япончик то ли в силу своего анархистского прошлого, то ли из чисто меркантильных соображений (у пролетариата брать было нечего, в отличие от буржуазии), поддерживал красных. На заслуги Япончика перед большевистским подпольем однозначно указал один из руководителей одесского военно-революционного комитета Анулов (Ф.Френкель):

- Большие услуги штабу ВРК в доставке оружия оказывал Мишка Японец,- писал Анулов, - который за сравнительно небольшую плату продавал штабу, главным образом, лимонки и револьверы. Большевики во всю использовали бандитов в тактических целях.

Слияние большевиков с уголовниками в те годы было общей, как бы узаконенной практикой. Недаром, Антон Деникин писал в 1919 году:

- Я, честно говоря, не вижу принципиальной разницы между деятельностью и целями большевиков и криминальным элементом.

Да и выбирать то в Одессе, судя по всему, в то время особо было не и с кого. С. Соколовская, входившая в состав руководства одесских большевиков, заявляла по этому поводу более, чем определенно: - Одесский пролетариат - это бандиты, спекулянты, гниль. Возможно, мы попадем в самое отчаянное положение, накануне падения Одессы останемся без средств, а в Одессе без денег революция не двигается ни на шаг. В начале 1918 года в ответ на грандиозные облавы, предпринятые украинским комиссаром Одессы, своих сторонников на улицы вывел единый фронт оппозиционно настроенных противников.

Люди Мишки Япончика бились рядом с большевиками, левыми эсерами и анархистами. Позднее, эти события были названы Одесским Октябрем. 17 (30) января 1918 года была создана Одесская Советская республика на территории Херсонской и Бессарабской губерний Продержалась она недолго. Потом были войска центральной Рады и войска Директории. Германские и австро-венгерские части. Части Антанты. Во время очередного междувластия 12 декабря 1918 года одесситы решились на штурм тюрьмы, как писал тот же Анулов (Ф. Френкель), в городском цирке был митинг.

По призыву большевиков решили идти на штурм полицейских учреждений. Одна группа рабочих с пением революционных песен двинулась к Бульварному полицейскому участку и освободила находившихся там политических заключенных. Другая группа отправилась к городской тюрьме. По дороге к ним присоединилась группа вооруженных людей во главе с Мишкой Япончиком. Закрытые ворота тюрьмы были взорваны гранатой. После чего начали освобождать заключенных. Рабочие - политических. Люди Мишки Япончика - уголовников. Был подожжен сарай, в котором прятался начальник тюрьмы. Начальник тюрьмы сгорел живьем.

Проблема смены одежды арестантов была решена чисто по-одесски. Просто и элегантно. Остановили проезжавший трамвай. И арестанты поменялись с пассажирами одеждой.

В марте 1919 года Одессу занял, заключивший союз с большевиками атаман Никифор Григорьев. Отношения между атаманом Григорьевым и Мишкой Япончиком не сложились. Амбициозный антисемитски настроенный атаман поклялся "поставить к стенке" Япончика. Япончик не остался в долгу. Он тоже пообещал расправиться с Григорьевым при первом удобном случае. И это не было пустой угрозой. За спиной Япончика, к тому времени, стояло уже несколько тысяч хорошо вооруженных бандитов.

После того, как атаман Григорьев выступил против своих бывших союзников, Мишка Япончик был назначен командиром бронепоезда и направлен на подавление григорьевского восстания. Впрочем, расправиться со своим непримиримым врагом он не успел. Атамана Григорьева не то поставил к стенке, не то зарубил собственноручно, ещё один временный, в ту пору, союзник советской власти Нестор Махно. Полемизируя с газетой, засомневавшейся было в революционных заслугах Мишки Япончика, Япончик писал: - После целого ряда военных испытаний я попал в Киев, где после обсуждения всего вышеизложенного я получил от Народного военного комиссара назначение в 1- и Подольский полк, где военным губернским комиссаром была возложена на меня задача, как на командира бронепоезда № 870932, очистить путь от ст. Вапнярка до Одессы от григорьевских банд, что мною было выполнено.

Используя Япончика в боевых действиях, большевики попытались, было, дистанцироваться от него. По Одессе ходили крайне неприятные для большевиков слухи. Мол "красные" и откровенный бандит. Два сапога пара Поводом для слухов послужило одно крайне курьезное обстоятельство. Дело в том, что 1919 году в Одесской ЧК работал тезка Мишки Япончика некий Михаил Гринберг. Возникла путаница. Настолько сильная, что Президиум этой серьезной организации в газете "Известия Одесского Совета рабочих депутатов" за 28 мая 1919 года опубликовал заявление:

- Контрреволюционеры задались целью подорвать престиж исполнительного органа советской власти ОЧК в рабочих массах и, не брезгуя никакими средствами, распространяют самые нелепые слухи об ответственных работниках ЧК. Одной из последних сенсаций является слух о том, что секретарем Одесской Чрезвычайной Комиссии якобы состоит небезызвестный Одессе грабитель Мишка Японец. <...> Президиум Одесской Чрезвычайной Комиссии доводит до сведения рабочих города Одессы, что секретарь ОЧК тов. Михаил - партийный подпольный работник, назначенный Исполкомом, ничего общего с Мишкой Японцем не имеет. Председатель ОЧК Онищенко. Мишка Япончик обиделся. И написал опровержение. Опровержение, вот это свобода слова, через несколько дней появилось в той же газете. Во-первых, Япончик категорически отрицал саму возможность своей работы в ЧК. Ему это, в силу, основной деятельности, не подходило, при любом раскладе.

Во-вторых, Япончик утверждал, что власти нечего его стеснятся. И, что власть, даже если очень постарается, не найдет среди простых людей хотя бы одного человека, который был бы им обижен.

- Что же касается буржуазии, - возмущался Япончик, - то если мною предпринимались активные действия против нее, то этого, я думаю, никто из рабочих и крестьян не поставит мне в вину. Потому что буржуазия, привыкшая грабить бедняков, сделала меня грабителем ее, но именем такого грабителя я горжусь, и покуда моя голова на плечах, для капиталистов и врагов народа буду всегда грозой.

В этом же письме Япончик приводил факты своей революционной деятельности. И категорически заявлял, что он никому не позволит позорить своё доброе имя.

- Относительно моей деятельности со дня освобождения меня из тюрьмы по Указу Временного правительства, до которого я был осужден за революционную деятельность на 12 лет, из которых я отбыл 10 лет, - могу показать документы, находящиеся в контрразведке, а также приказ той же контрразведки, в котором сказано, что за поимку меня обещано 100 тысяч рублей, как организатор отрядов против контрреволюционеров, только благодаря рабочим массам я мог укрываться в его лачугах, избежать расстрела.

После опубликованного в газете опровержения, Мишка Япончик в сопровождении адъютанта явился в Особый отдел З-й армии, и сделал заявление следующего содержания:

- Заверяю своим честным словом, - сказал Мишка Япончик, - теперь не будет грабежей и налетов! А если кто попытается это сделать - расстреливайте этих людей. Со старым мы решили покончить. Многие из моих ребят уже служат в Красной армии, некоторые поступили на работу... Но я пришел не каяться. У меня есть предложение. Я хотел бы, чтобы мои ребята под моим командованием вступили в ряды Красной армии. Мы хотим честно бороться за Советскую власть. Не могли бы вы дать мне мандат на формирование отряда Красной армии? Люди у меня есть, оружие тоже, в деньгах я не нуждаюсь. Мне нужно только разрешение и помещение. Как получу и то, и другое, сразу могу приступить к формированию отряда...

 

 

Япончика поддержал один из руководителей Одесского ЧК небезызвестный Роденс, будущий свояк Сталина. И Реввоенсовет армии одобрил предложение Мишки Япончика. Не из большой любви, разумеется, а в силу крайней надобности.

Деникинские войска приближались к Одессе. И особо привередничать не приходилось. Под свои знамена Япончик собрал около тысячи человек. По другой, версии, более двух тысяч. Это воинство, согласно приказа одесского окрвоенкомата №614 от 10 июня 1919 года было преобразовано в 54-й стрелковый Советский Украинский полк имени В.И. Ленина. Командиром полка был назначен Мишка Япончик. Комиссаром - секретарь Одесского исполкома, в прошлом известный анархист Александр Фельдман.

Полк был неоднороден по составу. Кроме людей Япончика в него влилось около 700 студентов. Еще была какая-то группа мобилизованных в общем порядке. Особого желания служить у них не было. Кое-кто пытался "отмазаться" с помощь разного рода справок. Медицинских, в первую очередь. Комиссар полка А. Фельдман 19 июля 1919 г. сообщал начальству:

- Считаю себя обязанным обратить Ваше внимание на замеченные мною безобразия в связи с моим пребыванием в 54-м полку. Первое то, что в армию добровольно записываются много людей, не способных и не желающих в ней служить, что особенно дает себя чувствовать при уходе на фронт. Кроме того, необходимо обратить серьезное внимание на военный госпиталь (Пироговская улица), где…берут взятки у лиц, посылаемых туда на испытания, за что их освобождают из Красной армии.

Вот уж, воистину, ничто не ново под луной. К большой радости соскучившихся по развлечениям одесситов сборы на войну смахивали на оперетту. Полк несколько раз продефилировал по городским улицам. По воспоминаниям очевидцев:

- …впереди командир на вороном жеребце и с конными адъютантами по бокам, за ними два еврейских оркестра с Молдаванки, потом шествует пехота с винтовками и маузерами, одетая в белые брюки навыпуск и тельняшки, правда, головные уборы были разнообразнейшие - от цилиндра и канотье до фетровых шляп и кепок. За двухтысячным отрядом пехоты везли несколько орудий со снарядными ящиками.

На позиции полк удалось выдворить лишь с третьей попытки. Две предыдущие сорвались. Из-за затянувшегося прощания личный состав никак не удавалось собрать вместе и усадить в вагоны. В здании консерватории на заключительном митинге комендант города П. Мизикевич от имени Совета обороны преподнес Мишке Япончику драгоценную генеральскую шашку с монограммой. Председатель Губисполкома Петр Забудкин вручил ему, от имени РВС, тяжелое бархатное Красное знамя. Силами лучших одесских артистов был устроен концерт. Ещё был изысканный, несмотря на голод в городе, банкет. По завершению концерта Япончик, как писал один из его участников Леонид Утесов, произнес яркую речь, полную цветистой брани и жаргонных выражений.

С первой боевой операцией полк успешно справился. Во время второй, под напором превосходящих сил противника разношерстное воинство дрогнуло. Часть подразделений оставило свои позиции и рванулось домой в Одессу. Не обошлось без грабежей мирного населения и мародерства. Полк решили разоружить. А его командира Мишку Япончика изолировать и арестовать. О том, как развивались дальнейшие события можно судить по обнаруженному в Российском государственном архиве документу:

"Одесскому окружному комиссару по военным делам" - Доклад:

4-го сего августа 1919 г. я получил распоряжение со станции Помошная от командующего внутренним фронтом т. Кругляка держать до особого распоряжения прибывающего с эшелоном командира 54-го стрелкового Советского Украинского полка Митьку Японца (так в документе. - А.К.). Во исполнение поручения я тотчас же отправился на станцию Вознесенск с отрядом кавалеристов Вознесенского отдельного кавалерийского дивизиона и командиром названного дивизиона т. Урсуловым, где распорядился расстановкой кавалеристов в указанных местах и стал поджидать прибытия эшелона. Ожидаемый эшелон был остановлен за семафором. К остановленному эшелону я прибыл совместно с военруком, секретарем и командиром дивизиона и потребовал немедленной явки ко мне Митьки Японца, что и было исполнено. По прибытии Японца я объявил его арестованным и потребовал от него оружие, но он сдать оружие отказался, после чего я приказал отобрать оружие силой. В это время, когда было приступлено к обезоруживанию, Японец пытался бежать, оказал сопротивление, ввиду чего и был убит выстрелом из револьвера командиром дивизиона. Отряд Японца в числе 116 человек арестован и отправлен под конвоем на работу в огородную организацию (Работа в огородной организации, судя по всему, эвфемизм. Одно из выражений заменявших в ту пору слово расстрел. Аналог более известного эвфемизма - отправить в штаб Духонина. - В.Д.).

Картина дня

наверх