На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

1000 лет Золота Инков.

19.03.2013 – 26.05.2013

 

 

СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ ШЕФА

Золото инков: взгляд через столетия

30 марта 2013, 18:00 | Светлана Ветка

Золото инков: взгляд через столетия
23 выбрали

Тяжелогруженые каравеллы идут с запада на восток…

Они везут золото Нового Света для испанской короны

– много золота, так много, что некоторые корабли

тонут под собственной тяжестью…

. Покорение Америки, уничтожение древних цивилизаций

и поиски загадочной золотой страны Эльдорадо –

благодатная тема для писателей и кинематографистов,

но сухие исторические факты могут быть красноречивее

самого захватывающего романа и самого зрелищного фильма… 

На самом деле 500 лет назад на американском континенте

произошло страшное - движимые неуемной жаждой богатства

завоеватели-европейцы за несколько десятков лет погубили

цивилизации майя и инков, хранившие память и традиции

тысячелетий. Белокожие бородатые люди, так похожие на богов

из древних легенд, которые ездили на диковинных животных

и носили оружие, поражавшее на расстоянии, поначалу были

встречены со всем гостеприимством - пока хозяева не поняли,

что именно интересует гостей. А интересовали пришельцев

лишь сокровища – драгоценные камни, серебро и, конечно,

золото. Индейцы не могли понять этой жажды. Для них золото

было металлом богов, цветом и блеском символизируя Солнце

(символом Луны, соответственно, было серебро). Существует

легенда, что один из индейцев майя рискнул поинтересоваться

у Фернандо Кортеса, завоевавшего Мексику, почему испанцам

так нужен драгоценный металл. Кортес ответил так: "Они страдают

особой болезнью сердца, излечить которую может только золото".

Болезнь оказалась неизлечимой – золота требовалось все больше

и больше, а цена в виде крови и разрушений не могла остановит

ь завоевателей, прикрывающихся крестом и вооруженных пушками

и мушкетами…

Когда конкистадор Франсиско Писарро –покоритель Перу, Эквадора и Боливии

- захватил в плен Великого Инку Атауальпу, тот предложил выкупить свою свободу,

заполнив золотыми изделиями всю комнату, в которой его содержали.

Испанцы не могли представить, что такое возможно. Однако император

сдержал свое обещание – его подданные собрали нужное количество

золота, не сдержали слова сподвижники Писарро – Атауальпа был казнен. 

 

 

 

Франсиско Писарро и Атауальпа

Когда конкистадоры вошли в Куско – столицу империи инков

(принято считать, что в переводе это слово означает "Центр мира"

или "Пуп земли"), они не поверили своим глазам.

Город буквально утопал в сокровищах – золотом

были облицованы стены храмов и дворцов, хранивших

золотые же статуи в натуральную величину, ритуальные

сосуды и музыкальные инструменты из драгоценного металла.

Толстой золотой цепью была окружена главная площадь

Куско, а рядом с величественным Храмом Солнца раскинулся

золотой сад, где, по рассказам, все деревья,

цветы, животные и птицы были отлиты из золота и серебра. 

Храм Солнца в Куско – современный вид и компьютерная реконструкция

Увы! Ничего из этих чудес мы увидим никогда… Завоевателей не интересовали

ни изящество работы, ни тонкость отделки предметов из золота, ни история.

Тонны прекрасных изделий были безжалостно переплавлены в слитки прямо

на месте или позже, уже в Испании. Историки подсчитали, что из Нового Света

в Старый было переправлено почти 200 тонн (!!!) золота. В первозданном виде

сохранилось лишь то, что было укрыто от посторонних глаз в гробницах или

спрятано от конкистадоров. До сих пор бытуют легенды об Эльдорадо –

золотом городе, где хранятся остальные сокровища инков. Было предпринято

множество безуспешных попыток отыскать его – и серьезными учеными

, и авантюристами всех мастей. 

В наши дни интерес к таинственной цивилизации инков очень высок.

Коллекционеры готовы платить огромные деньги за ценности доколумбовой

эпохи, а лучшие музеи мира гордятся редкими экспонатами,

представляющими древние культуры Америки.

В современной Лиме существует Музей золота Перу, основанный

коллекционером и знатоком доколумбовой Америки Мигелем Мухика

Гальо Среди ценнейших экспонатов - царский паланкин из золота

и серебра, туники, расшитые золотыми пластинами, керамические

сосуды и образцы древнего узелкового письма – кипу.

Этой весной у москвичей и тех, кто приедет в столицу с конца марта

по конец мая, есть уникальная возможность познакомиться с

перуанскими сокровищами, так сказать, из первых рук. Музей

изобразительных искусств имени А. С. Пушкина представляет

нашему вниманию выставку "1000 лет золота инков". 

Все-таки в слове "золото" есть магия и для современного человека.

Интересно, назови организаторы выставку не "Золото инков", а,

например, "Культура инков", стояли бы москвичи в длинной очереди,

прячась от метели под капюшонами и зонтиками? Как бы то ни было,

поверьте, ожидание будет вознаграждено. На мой взгляд, это одна

самых удачных выставок последних лет. Прекрасно отдавая себе

отчет в том, что многие посетители плохо представляют себе историю

и культуру Перу, организаторы "Золота инков" сделали все, чтобы

люди не просто увидели золотые и серебряные предметы (чем-чем,

а золотом нас не удивить), а приобщились бы к древней цивилизации.

Огромные фотографии перуанских природных красот и исторических

достопримечательностей сразу создают у зрителей нужное

настроение. Попробую сделать то же самое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Впечатляет?

Информационные стенды знакомят посетителей с историей и хронологией,

религией и искусством перуанских культур, со структурой общества,

техникой обработки металлов и другими ремеслами… Меня поразило, как

внимательно и вдумчиво люди читали длинные и непростые тексты – стремясь

понять, что именно они видят на стендах. Без этого понимания все 80

экспонатов выставки представляют собой лишь драгоценные (и явно

дорогостоящие), но непонятные предметы, очень далекие от нашей эстетики. 

Почему, например, ожерелья, серьги и нагрудные пекторали столь

массивны? Оказывается, это церемониальные и погребальные

украшения, призванные не только и не столько продемонстрировать

статус владельца, но и отпугнуть злых духов. Этой же цели служили

и совсем не понятные нам украшения для носа…

 

 

 

Ожерелья и пекторали

 

 

 
Серьга и украшение для носа

 

Если всматриваться внимательно, то и чужая нам эстетика

становится ближе. Стилизованные или реалистичные

изображения животных хочется разглядывать и разглядывать,

а изящной чеканкой на тонких листах золота – любоваться и любоваться… 

 

 

 

 

 

Зачем головной убор правителя украшен тонкими золотыми перьями?

Дело в том, что они настолько невесомы, что колышутся и звучат

при малейшем дуновении. А как вы думаете, что это за странный

предмет? Это шлем из золотых деталей, связанных растительными

волокнами. Удивительная сохранность… Интересны и церемониальные

ножи, богато украшенные и необыкновенно тонко сработанные.

 

 

 

Очень любопытна и необычна представленная посуда –

как бытовая, так и ритуальная. Керамические сосуды

удивительной формы показывают, как Мать-земля

"рожает" растения и животных или изображаю

т человеческие и звериные головы. Посмотрите,

насколько реалистичен серебряный сосуд в виде

головы ламы. 

Оказывается, у некоторых золотых кубков было двойное дно.

Знаете, зачем? В пустоты насыпали мелкие камешки, которые

гремели во время ритуальных возлияний, опять же отгоняя злых духов.

А еще можно узнать, почему праздничные сосуды для кукурузного

пива были парными. Инки, как и их далекие предки, во время торжеств

ходили с двумя кубками– из одного человек пил сам, а в другой

наливал пиво для любого, кто ему встретится.

 

 

 

 

Сосуды из золота, серебра и керамики

Каждый экспонат выставки по-своему замечателен и вносит

свою лепту в общую картину истории и культуры Перу, которые

оживают прямо на глазах посетителей. Особенно трогательно,

когда музейщики "честно признаются", что не уверены в

предназначении того или иного предмета. Какой простор для фантазии… 

 

 

Ученые не знают, что означали эти "золотые руки"

Вообще полет фантазии "провоцирует" вся выставка. А еще вызывает желание читать и узнавать больше о загадочных исчезнувших цивилизациях. Если мне удалось вас заинтересовать, но сходить на выставку у вас нет возможности, почитайте о доколумбовой Америке. А если возможность есть, то непременно сходите на "Золото инков". Главное - идти нужно не "на золото", а "на инков". 

 

 

ИТАК В ПУШКИНСКОМ МУЗЕЕ ВЫСТАВКА

 Из собрания Музея золота Перу в Лиме

Главное здание

 

http://www.itar-tass.com/c15/679936.html

Музей приглашает посетителей выставки принять участие в социологическом опросе

 Пожалуй, одна из самых крупных и значимых коллекций драгоценных

предметов, созданных андскими культурами, сохранил Музей золота

Перу, расположенный в городе Лима. Во вторник 86 золотых и

серебряных украшений и атрибутов культа из коллекции

представили в ГМИИ им. Пушкина.

золото инков пушкинский музей коллекция
 
  Погребальная маска. Культура Лампайеке (900—1450 гг.).  
  фото: Сергей Иванов  

— Наш музей взял курс на освоение не только европейской, но и американской,

африканской и азиатской культур, — говорит на открытии проекта «Тысяча лет

золота инков» директор Пушкинского музея Ирина Антонова.

— Поэтому последние

премьеры посвящены именно этим пластам культуры,

которым раньше мало

значения придавали в России, хотя в Европе давно

интересуются.

Не случайно же, например, музей «Метрополитен»

отдал 17 залов

под африканское искусство. 

 

 

Сегодня в центре внимания — одна из древнейших культур, связанная

с судьбой нескольких исчезнувших народов, — чавин, уари, паракас,

мочика, чиму, наса и, конечно, их исторических наследников инков.

86 драгоценных артефактов — лишь малая часть той коллекции,

которую собрал основатель Музея золота Перу Мигель Мухика Гальо.

Сейчас в собрании музея восемь тысяч древних экспонатов.

 

 
   
 

Золотые руки, найденные в погребении. Культура Лампайеке.

фото: Сергей Иванов

 
 

 

— Отец сначала начал собирать оружие, а потом переключился

и на другие более ценные предметы, — рассказывает «МК

» дочь коллекционера, директор перуанского музея Виктория Мухика

Диес Кансеко. — Он много путешествовал и везде, где представлялась

возможность, покупал артефакты. Сначала хранил все дома,

отдал под коллекцию весь подвал, а потом построил музей.

Чтобы собрание оставалось неделимым, он создал фонд музея,

которым управляют члены семьи, но продавать никто из наших

родственников экспонаты не может.

Те предметы, которые теперь можно увидеть в Пушкинском музее,

чудом сохранились: испанцы вывезли все золотые артефакты,

что нашли в храмах инков (в основном драгоценные украшения

использовали в религиозных обрядах). Уцелело лишь то, чтобы

лежало в гробницах. Погребальные и ритуальные маски, ножи,

сосуды и даже золотые руки — вот что вы найдете в экспозиции,

охватившей историю южной Америки от I тысячелетия до нашей эры

и вплоть до XVI века. 

На выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина  представлены более

восьмидесяти уникальных экспонатов из коллекции

«Музея золота Перу», расположенного в городе Лима,

созданных выдающимися древними культурами Андской

цивилизации. Начало коллекции Мигеля Мухико положили

приобретения, сделанные им в 1935 года, а сейчас также переданные

в собрание «Музея золота» В музейной коллекции представлены

артефакты практических всех культур древнего Перу, носители

которых владели навыками обработки драгоценных металлов:

чавин, уари, паракас, мочика, чиму, наска,  и, конечно, их

исторических наследников инков.

Уникальные произведения искусства, представленные на выставке

в ГМИИ им. А.С Пушкина, изготовлены преимущественно из золота

и серебра. Изделия из драгоценных металлов, которыми так богаты

горные области Анд, более чем за тысячу лет до появления

европейцев в Новом Свете, стали неотъемлемой частью

культурной традиции жителей древнего Перу. Чистота,

цвет и блеск золота ассоциировались у южноамериканских

племен с божеством Солнца, от которого, согласно местным

мифологическим представления, вели свое происхождение люди.

Золото использовалось, прежде всего, в ритуальной сфере.

Так строительство храмов и проведение обрядов в честь богов

всегда сопровождалось отливкой ритуальной утвари из золота,

которой украшали пространство храмов и крупные статуи из камня.

Стремясь задобрить своих богов и духов, индейцы закапывали в святилищах

в качестве подношений золотые и серебряные украшения или

бросали их в воды священных рек и озер.

Среди ритуальных предметов, представленных на выставке,

бокалы и сосуды, украшенные изображениями тотемных животных,

которые почитались священными, таких как ягуар, пантера, кондор,

змея, лягушка и другие. Отдельную группу памятников составляют

церемониальные ножи - туми. Они, вероятно, играли роль важных

атрибутов царской и жреческой власти и использовались народами

древнего Перу во время обрядов жертвоприношений. Особенно

много на выставке традиционных золотых украшений индейцев.

Это, прежде всего, царские головные уборы, фигурные подвески

и пластины, украшавшие не только одежду, но и тело правителя.

Так своим богатством и выразительностью отличаются крупные

украшения для носа и ушей, которые часто имеют форму круга

или полумесяца. Согласно поверьям перуанских индейцев

основные жизненно важные отверстия на теле человека

должны быть защищены золотыми амулетами, которые

сохраняют тело и душу от влияния злых духов.

Многочисленные украшения-обереги должны были защищать 

человека и после смерти, поэтому те же предметы могли

использовать и в погребальном обряде. Кроме того, количество

золотых предметов,  украшавших тело усопшего и его гробницу,

а также качество исполнения художественных изделий указывали

на социальный статус покойного и его значение для общины

или государства даже после смерти.  Одна из самых впечатляющих

групп экспонатов — похожий на кокошник женский головной

убор из золота и внушительного размера ожерелье, которые

во всех деталях можно рассмотреть на специальном манекене.

Последний раз выставка подобной тематики проходила почти

30 лет назад, так что до 26 мая лучше успеть посмотреть

на золотые артефакты, чтобы не ждать еще несколько десятилетий.



РИА Новости http://ria.ru/culture/20130319/927881989.html#ixzz2Qel2hm9v

 

Разнообразие традиционных форм и способов изготовления предметов

из драгоценных металлов, представленное на выставке, поможет

посетителям узнать много нового и интересного об особенностях

технологии их производства, которую на протяжении многих веков

использовали представители древних культур на территории Перу.

Выставка «Тысяча лет золота инков» позволит вспомнить зрителям

и суровые страницы истории. Ведь именно золото, его манящая

притягательность и «доступность» стали одной из главных

причин уничтожения доколумбовых цивилизаций в Новом Свете.

Когда в XVI  веке испанские конкистадоры прибыли в столицу

Великой империи инков – священный город Куско

(юго-западная часть современного Перу), их взорам

предстала удивительная картина. Как сообщают документы

древних испанских архивов, в роскошном храме Солнца

Кориканча (буквально «Золотой храм») можно было увидеть

литой диск из золота размером с колесо, символизирующий бога

Солнца, золотые фигуры людей и лам в натуральную величину,

все стены храма были покрыты листами из чистого золота. 

Десятки тонн золота и серебра, обнаруженные завоевателями

в храмах, поселениях, гробницах, были нещадно переплавлены

в крупные слитки и отправлены в Испанию.

Но, благодаря неутомимой работе многочисленных ученых

и специалистов уже в новейшее время, художественное

наследие культур Андской цивилизации сохранено и 

сейчас мы имеем возможность познакомиться с ним

в экспозиции ГМИИ им. А.С Пушкина и многое узнать

о таинственном и драматическом мире золота древних перуанцев.

Куратор-хранитель выставки—научный сотрудник Отдела

Древнего Востока ГМИИ им. А.С. Пушкина Кира Вязовикина.

Информационные партнеры ГМИИ им. А.С. Пушкина: 

Россия 24, Коммерсант FM,  «Итоги»

Информационная поддержка ГМИИ им. А.С. Пушкина:

«Афиша», «Артхроника», «Вокруг света», «Дилетант», «Русское искусство», «Искусство», «Радио России»   

Картина дня

наверх