На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Симоненко
    Гнусный фильмКто говорит ложь ...
  • Татьяна Казакова
    А где же самый красивый итальянец, по мнению самих же итальянцев, Джанлука Гриньяни?САМЫЕ КРАСИВЫЕ ИТ...
  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...

Летописные Литвины

Летописные литвины

Но когда же произошло отделение литвинов от ятвягов, и какие причины послужили этому?

Возможно, это произошло после движения западных славян и, в первую очередь, будущих псковских кривичей, которые оставили в Верхнем Понеманье длинные курганы – свидетели этого события (рис. 14).

"Наиболее ранние, длинные курганы Псковской земли датируются самым началом второй половины I тыс.

н.э. Именно к этому времени в районах, расположенных между Псковской землей и Верхним Понеманьем, относится наблюдаемое археологами движение населения, сопровождаемое гибелью ряда городищ".122

Оставшиеся в Верхнем Понеманье славяне ассимилировались ятвягами, о чем говорит почти неизменившийся ятвяжский обряд погребения летописных литвинов и небольшой ареал расположения кривичских длинных курганов на рис. 14, которые, как и многое другое в Верхнем Понеманье, очень плохо изучены, особенно в местах впадения небольших речек в р. Неман, например, р. Плиса на Новогрудчине.

Эту гипотезу подтверждает еще один факт, приведенный в Ипатьевской летописи. В 1219 году литовские князья заключали мирный договор с галицко-волынскими князьями. При перечислении имен князей упоминаются князья двух славянских родов – Роушковичев и Боулевичев. Как могли появиться славянские князья в среде литовских князей? При этом количество представителей от славянских родов и от литвинских и даволтвских вместе взятых одинаково – по девять. Жемайтские же князья – только два.

В Померании, откуда пришли западные славяне, есть населенные пункты Bulitz, Bullen123 и Ruskewitz.124 Возможно, при движении славян некоторые из их представителей остались на территории Понеманья, заселенного в то время еще ятвягами, и князья Роушковичи и Боулевичи, отмеченные в летописи, являются их предками.

Тем более, до сегодняшнего времени в Лидском районе имеется д. Белевичи. Такая же д. Белевичи есть и в Слуцком районе. Но более интересный факт находится в Копыльском районе. Здесь недалеко друг от друга расположены д. Рачковичи и д. Белевчицы. Причем, д. Белевичи Слуцкого района находится недалеко от д. Рачковичи и д. Белевчицы Копыльского. Возможно, на этих территориях поселились и проживали славяне из тех самых родов Боулевичей и Роушковичей, которые остались на территории современной Беларуси после прохождения через территорию Верхнего Понеманья будущих псковских кривичей и новгородских словен.

Об этом же говорит и еще один факт:

"В некоторых псковских длинных курганах открыты каменные конструкции, аналогичные памятникам западных балтов. Появление таких конструкций в длинных курганах, видимо, объясняется тем, что предки кривичей в процессе расселения увлекли своим движением часть неславянского населения. Все аналогии каменным сооружениям псковских длинных курганов имеются в Верхнем Понеманье. Весьма надежным источником для изучения вопросов славянского расселения служит повторяемость водных названий. В области расселения псковских кривичей и словен новгородских, также вышедших из венедской группы раннего славянства, речные и озерные названия, повторяющиеся названия вод междуречья Немана и Западного Буга, обычны. Вот только некоторые из них: р. Щара, левый приток Немана, и озеро Щарское на Псковщине; р. Котра в бассейне Немана и озеро Которское в Псковском уезде; р. Гвозня в бассейне Наревки (Зап. Буг) и озеро Гвозно в Псковском уезде; реки Нарев, Нарва, Наревка в Бугско-Неманском междуречье и р. Нарва (Нарова) в Новгородской земле; р. Исса в бассейне верхнего Немана и р. Исса в бассейне р. Великой; р. Плисса в Верхнем Понеманье и р. Плюсса на Псковщине; р. Волма в Верхненеманском бассейне и р. Волма, приток Мсты; р. Рось, приток Немана, и р. Поросье в Южном Поильменье и т.п. Почти все перечисленные названия принадлежат к гидронимам балтского происхождения и приведены здесь в связи с тем, что славянские водные названия могут показаться менее авторитетными. Псковская и Новгородская земли до прихода славян были заняты западнофинским населением. Балтская гидронимия была здесь приносной и появилась, по всей вероятности, в период славянского расселения, когда в потоке славян двигались и балты. Изолированный характер водных названий балтского происхождения свидетельствует в пользу последнего предположения".125

Эту гипотезу подтверждает и краниология.

Табл. 2. Сопоставление некоторых краниологических серий.237 (Рис. А24)
№ по Мартину Летописные* литвины, конец X – начало XIIIвв. Словене Новгородские, XI – XIV вв. Вятичи, XII – XIII вв.
Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.
1. 182,2 169,4 180,2 169,8 183,3 176,6
8. 142,0 138,8 141,1 137,0 135,2 131,9
8:1. 78,5 82,0 78,5 80,8 74,1 74,9
17. 134,6 130,6 134,4 128,5 135,3 130,3
45. 127,1 120,5 131,5 122,3 129,3 122,2

· * — из [109]. № по Мартину:
1. Продольный диаметр.
8. Поперечный диаметр.
8:1. Черепной указатель.
17.Высотный диаметр.
40.Длина основания черепа.
45.Скуловая ширина.

Как видим из табл. 2, краниологические данные летописных литвинов, похороненных в каменных могилах, почти полностью совпадают с краниологическими характеристиками Новгородских словен и близки к вятичам. Почему?Если учесть все сказанное выше о славянах, проходивших в середине I тысячелетия через Верхнее Понеманье и увлекшее за собой жителей этого ареала, что прослеживается в гидронимии Новгородской и Псковской земель, то можно сделать вывод, что этническими родителями летописных литвинов и новгородских словен были одни и те же этносы – ятвяги Понеманья, вероятнее всего, мезокранные с одной стороны и славянские племена с другой. Только в первом случае в меньшинстве были славяне, а во втором – ятвяги. Возможно, что ятвяги также как славяне не были однородны, а составляли несколько племен. И с новгородскими словенами взаимодействовали представители одного племени ятвягов, а с псковскими кривичами – другого.Сходство вятичей с летописными литвинами и Новгородскими словенами объясняется тем, что группа славян под руководством Вятко пришла “из ляхов”, так же как и будущие псковские кривичи и новгородские словене. Поселилась она на территории, занятой голядью, племенем западных балтов. Это подтверждают и гидронимические исследования:126

«Все междуречье Москвы и Оки было областью распространения балтской гидронимии (исключая самый восточный угол за устьями Похры и Лопаски, где резко возрастает гидронимия финского типа). Важное методологическое значение имеет то обстоятельство, что граница между гидронимией балтского и финского типа в Подмосковье вполне реальна и уже определена в достаточной степени, тогда как никакой границы между ареалами балтской и славянской гидронимии установить не удается. Реальная граница между этими элементами здесь заменяется соотношением следующего типа: балтские названия могут иметь крупные (в масштабе Подмосковья) и мелкие реки, тогда как славянские названия закреплены только за мелкими реками (причем вторичность, более того – поздний, а в ряде случаев совсем недавний характер этих названий – вне всяких сомнений)».

Кстати, слово «Москва» также западнобалтского происхождения.

Хотя мы не знаем краниологических характеристик ни голяди, ни славян, будущих вятичей, можно предположить, что ятвяги Верхнего Понеманья и голядь имели похожие краниологические характеристики, так как входили в одну этническую группу – западные балты. Это подтверждается сопоставлением средневековых мужских серий восточных балтов, где краниологические характеристики представителей разных племен восточных балтов достаточно близки.

Табл. 3. Средневековые мужские краниологические серии восточных балтов.109
№ по Мартину Земгалы и селы, VI – XI вв. Аукштайты (вост. лит. курганы),* V – VI вв. Жемайты, VIII – XI вв. Латгалы, X – XII вв.
1. 196,3 194,5 194,5 193,2
8. 138,9 137,7 135,6 141,2
8:1. 70,4 70,5 69,7 73,2
17. 140,4 142,3 136,7 139,4
45. 138,7 135,7 133,2 135,6

* — из [110]. № по Мартину:
1. Продольный диаметр.
8. Поперечный диаметр.
8:1. Черепной указатель.
17.Высотный диаметр.
40.Длина основания черепа.
45.Скуловая ширина.Об этом же говорит и другое.

Полоцкие кривичи, дреговичи и радимичи расселились на территории днепровских балтов (рис. 10а). Вот их краниологические характеристики.

Табл. 4. Краниологические характеристики кривичей полоцких, дреговичей и радимичей (мужская серия).237
№ по Мартину Дреговичи, X – XIII, вв. Полоцкие кривичи, XI – XIII, вв. Радимичи, X –XII вв.
1. 188,0 188,2 186,3
8. 137,5 138,8 137,3
8:1. 73,0 73,8 73,5
9. 95,0 97,6 94,1
45. 132,8 135,0 131,7

№ по Мартину:
1. Продольный диаметр.
8. Поперечный диаметр.
8:1. Черепной указатель.
9. Наименьшая ширина лба.
17.Высотный диаметр.
40.Длина основания черепа.
45.Скуловая ширина.

Или же краниологические характеристики западных балтов:

Табл. 5. Краниологические характеристики западных балтов.112
№ по Мартину Пруссы, I тысячелетие Ятвяги Сувалкии, II – V вв.
1. 188,0 191,3
8. 143,3 142,6
17. 139,6 139,5
9. 96,0 99,7
45. 137,1 138,0

№ по Мартину:
1. Продольный диаметр.
8. Поперечный диаметр.
8:1. Черепной указатель.
9. Наименьшая ширина лба.
17.Высотный диаметр.
40.Длина основания черепа.
45.Скуловая ширина.

И хотя обряд погребения у летописных литвинов после их рождения, остался почти таким же, как и у ятвягов, что-то изменилось в мировоззрении, так как ятвяжский этнос разделился надвое и со временем они даже стали ходить друг на друга войной, хотя совместных походов против совместных врагов было больше. "Ятвяги с Литвою часто на польские пределы находили", – пишет Татищев В. Н.127

Ему вторит и М. Стрийковский128:

“Егда Литва с Ятвязи в Русския Княжения внидаша и добычи велия поимали, собрался на них Роман…”

Очень миролюбивое отношение летописных литвинов к инфильтрации на их территорию славянского населения и жесткое пресечение расселения инородцев на своей территории ятвягами (польские племена, являющиеся западными славянами, как и кривичи, долгое время соседили с ятвягами – более тысячи лет, но не смогли мирно просочиться на территорию Ятвягии (рис.2, 15)), позволяет очертить примерные границы разделения ятвягов и литвинов.

В конце XIX и начале XX вв. учеными академиком Карским Е.Ф. и Дурново Н. Н. отдельно друг от друга были предложены белорусские этнографическая и лингвистическая карты, представленные на рис. 16, 16а и 17. Исходя из этих карт, можно сделать вывод о том, что граница между ятвягами и литвинами проходила по границе белорусской этнолингвистической территории. Если же рассмотреть и антропологические характеристики этносов, представленные на рис. 24, то можно еще более точно определить эту границу, так как этнографические и лингвистические характеристики очень подвержены изменению со временем в зависимости от степени воздействия соседнего этноса, чего нельзя сказать об антропологических характеристиках. Если сравнить карты на рис. 6 и 16, 16а, 17 можно более подробно представить себе границу данного раздела.

Еще один фактор говорит в пользу данной гипотезы. Уже при Войшелку и Тройденю большая территория Ятвягии была завоевана ВКЛ (рис. 18). Но нахождение территории Сувалкии около половины тысячелетия под властью ВКЛ, где государственным языком был старобелорусский, не превратило ее в белорусскую этнолингвистическую, как и многие другие территории, завоеванные Великим Княжеством Литовским.

Резюме: Летописные литвины в отличие от ятвягов достаточно спокойно относились к славянской экспансии на их территорию.

«Предыдущая глава | Следующая глава»
наверх