На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Красная краса, русая коса...

Ты расти, расти, коса, всему городу краса! Расти, коса, до пояса, не вырони ни волоса. Расти, косонька, до пят, все волосоньки в ряд.

Длинная коса - это одна из самых старейших причесок в истории человечества. Долгое время женщины всех возрастов и всех сословий на Руси знали одну-единственную прическу – косу. Девушки украшали косы лентами или косником, женщины – закрывали повойником. Однако коса была не просто прической. Волосы - аккумулятор тонких энергий, в основном это мысли самого человека и окружающих. Потому в ведах написано, что стричь волосы нельзя. Женщины в старину не стригли волосы, а заплетали в косу, таким образом энергия накапливалась. Также в старину девушки носили платок в людных местах чтобы не привлекать внимание, оберегая себя от негативной энергии. Мужчины на девушку с длинными волосами подсознательно реагируют сильнее, чем на стриженную. Волосы - это накопитель информации, мыслей. Потому при поступлении в монастырь стриглись налысо, дабы стереть все мысли предыдущей жизни. Индусы, буддисты - бреются налысо, чтоб никакая мысль не задерживалась и легче было войти в состояние медитации. Потому если вам важно закончить дело, о котором вы долго думали - не стоит стричься.

Славяне и Арии с бережным уважением относились в прошлом и относятся ныне к своим волосам, ибо всё, что даровано человеку Природой, необходимо для его гармоничного существования в данном мире. Волосы испокон Веков образно сравнивали с засеянным полем пшеницы: как колосья пшеницы впитывают в себя все соки и живительную силу Матери Сырой Земли и чистый свет Ярилы - Солнца и хранят их, так и волосы человека получают и сохраняют живительную силу от Небесных Богов, от Земных Родителей и предков рода, от Матери - Природы, от космических лучей Ярилы-Солнца и Небесных Звёзд, недаром же волосы издревле называли космами, т.е. связанные с космосом, который подпитывает человека. Волосы символизировали множество светлых Природных и Божественных Сил, которые помогают человеку в жизни, они также означали достаток в древнем Роду, изобилие и счастье в семье. Первым делом, что делали завоеватели в старину - срезали девичью косу.

 

До замужества девушки носили одну косу. На девичнике подруженьки с воем и плачем, обусловленными, вероятно, завистью, переплетали одну косу в две. Именно две косы носили замужние женщины на Руси. Их укладывали в качестве короны на голове или связывали лентой, чтобы легче было надеть головной убор.

С момента вступления женщины в брак никто, кроме мужа, естественно, больше не видел ее кос. Интересно, что старым девам строго-настрого запрещалось переплетать одну косу в две, им запрещалось также носить кокошник.

Маленьким девочкам заплетали так называемые трехлучевые косы, которые символизировали триединство. Коса располагалась строго по направлению позвоночника, так как, по мнению наших предков, служила для наполнения человека через хребет жизненными силами. Не случайно при замужестве женщинам заплетали две косы: одна коса питала жизнью ее, а другая – будущее потомство.

Коса была не просто прической. Она могла многое рассказать о своей обладательнице. Так, если девушка носила одну косу, то она находилась в «активном поиске». В косе появилась лента? Девица на выданье, и все потенциальные кандидаты в срочном порядке должны засылать сватов. Если же в косе появились две ленты, и вплетены они были не от начала косы, а от ее середины, – все, «сушите весла», или, как говорится, кто не успел, тот опоздал: у девицы появился жених. И не просто тот, который глазки строит да в переглядки играет, а официальный, потому что ленты означали еще и полученное от родителей благословение на брак.

Расчесывание волос было подобно священному ритуалу, ведь во время процедуры можно было прикоснуться к жизненной энергии человека. Видимо, с целью восстановления утраченных за день жизненных сил и требовалось провести по волосам гребнем не менее 40 раз. Малышам могли расчесывать их волосенки только родители, а затем человек уже сам проделывал эту ежедневную процедуру. Интересно, что девушка могла позволить расплести свою косу и расчесать волосы только своему избраннику или мужу.

Для женщин коса являлась таким же символом чести, как для мужчин – борода. Дернуть за косу означало оскорбить девушку, не говоря уже о том, чтобы отрезать волосы. Как-то один барин в ярости отрезал жиденькую косичку своей служанке, а потом успокаивал своих возмущенных крестьян, да еще и штраф выплачивал. Кстати, тех, кто осмеливался сорвать, например, головной убор с женщины, тоже наказывали серьезными штрафами. Только штрафы, похоже, шли вовсе не на поправку морального состояния жертвы, а в государственную казну.

О том, что обрезание волос коренным образом меняет жизнь, похоже, хорошо знали в старину. Отсюда и сохранившаяся до наших дней примета о том, что беременным женщинам крайне нежелательно стричь волосы. Добровольно, а иногда и с благоговейным трепетом, позволяли отрезать свои косы только женщины, находящиеся в состоянии сильнейшего душевного потрясения, например, при монашеском постриге. Волосы в Древней Руси вообще не имели привычки стричь, и этот обычай сохранился в современных мужских монастырях.

Коса толщиной в руку считалась эталоном женской красоты на Руси. Здоровые и блестящие волосы лучше слов льстивых сватов могли сказать о будущей жене. К сожалению, не все красавицы могли похвастаться толстенными длинными косами. О наращивании, понятно, на Руси и слыхом не слыхивали. Вот и прибегали барышни к обману – вплетали в свои косички волосы из конских хвостов. А что делать, замуж-то всем хочется!

Существует множество народных примет и поверий, связанных с волосами. Так, например, волосы, выпавшие при чесании, нельзя бросать на пол или на землю, ибо можно лишиться жизненной силы. Их следует сжигать или привязывать к плодовому дереву, чтобы на голове волосы хорошо росли, были крепкими и здоровыми, как дерево. Детям до 12 лет даже кончики волос не подстригали, чтобы не состричь ум, постигающий жизнь и не лишить их жизненной силы. Подравнивать кончики на длину не более одного ногтя (1,1 см) у юношей старше 16 лет можно было лишь в новолуние. Расчёсывали волосы гребнем из священных металлов или из священного дерева – берёзы, дуба, кедра, ясеня, бука.

Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была «дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою», девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении девушкой брачного возраста. В Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными». Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест», беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы вязались».

 

У славян коса символизирует готовность девушки к браку, лента в косе была знаком того, что девушка на выданье. Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней крепился знак просватанья - длинная широкая лента. Длинная коса - предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение. За волосами тщательно ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше.

Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку веревку; в Юрьев день ходили причесываться в поле, в Чистый четверг - под яблоню; смазанные сырым яйцом волосы заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике; в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так пусть растет и моя коса]; бегали под грибным, летним дождем; мазали волосы змеиным жиром, жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были длинными, как уж; смазывали косы жиром черной змеи и скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной; прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в отваре этих трав; заклинали траву косатень помочь вырастить длинную косу; плели косу из «маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам. Желая приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного колокола.

В свадебном обряде и песнях коса - символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты. Обрядовая перемена прически невесты (расплетение - заплетение косы, ее обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и изменение статуса девушки. Расплетение косы означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание женского головного убора - переход невесты в группу женщин.

В Архангельской области говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна - стало две, была девушка - стала женщина». После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи»; их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т. е. под женский головной убор.

В Болгарии расплетение, причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха - чтобы пчелы лучше роились. Брат расплетал невесте косу, заплетал ей две косы, но это мог делать и жених. Иногда правую косу заплетал жених, левую - сваха. Косу могли расплетать также дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и вплетали чеснок для отведения порчи. Когда расплетали косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу русу, Не увязывайте моей шелковой косушки». В восточном Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы «в куклу», с этой мину ты девушка символически причислялась к женщинам и не могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички закрывали ее лицо. 

Замужней женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за вдовца. Словом коса в свадебном ритуале называлась прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне свадьбы; девичник; пропивать косу означало угощать вином накануне свадьбы, на другой день после девичника, чесать косу - расчесывать и заплетать косу невесте накануне венчания; выкупать косу - дарить подарки родственникам невесты, косу продавать - брать выкуп за невесту.

Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой. Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты или ее младшая сестра), называли косник, а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата - косопродаванье, косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, / Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою молодою». Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».

Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи. Отрезали косу невесте в северо-восточной Сербии, в Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь - Боры Тухольские), у гуцулов и в западных уездах Волынской губернии. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы.

В похоронном обряде распущенные косы - символ скорби. В Сербии женщины провожали покойника на кладбище с расплетенными в знак траура косами. Вернувшись домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центральной Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу. В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах и деревьях.

Специально распускали косы в разных обрядовых ситуациях: во время трудных родов расплетала косы не только роженица, но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме; в обряде опахивания; при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья). В Витебске расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист. В Рязани распускали косы при проводах «русалки»; некоторые ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров, отбирать «спор» у хлеба в поле, делать «заломы» в хлебном поле; при сборе трав для ворожбы.

Иногда девушка, гадая на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове. Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с распущенной косой.

Насильственное обрезание косы - знак бесчестия и поругания. У Болгарии обрезать косу у девушки мог из мести отвергнутый парень. Женщина старалась отрезать косу разлучнице. Девушке отрезали косу в наказание за утрату невинности; она не имела права носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь косу. На Волыни женщине косы обрезали за прелюбодеяние. Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром и вступления в брак со Спасителем». В украинских песнях мотив пускания косы по реке - символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу из-за тоски по милому.

Заплетение волос людям и животным - характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт. У поляк - ласка, хохлик (домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики). У южных славян - это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем, если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается.

Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели петухи. На Украине чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на Русальной неделе девки вплетали в косу полынь; от черта, от ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту»; от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота.

Современные модницы также с удовольствием заплетают косы, которые делают образ женственным и стильным. До сих пор длинная коса является одним из главных женских «оружий», направленных на массовое привлечение мужского внимания. Видимо, есть в длинной косе нечто магическое, благодаря чему она не утрачивает своей популярности уже несколько веков подряд.

В советское время все школьницы и девушки постарше ходили с косами. Длинная коса была мечтой для всех девочек, поэтому волосы растили практически с рождения. Образцом для подражания были героини русских сказок, например, Варвара-краса. Подстричь волосы не решалась ни одна девочка. Зато они с удовольствием мерились длиной и толщиной кос.

Вот и сейчас длинная коса, как и прежде, является символом девичьей красоты. К тому же, сегодня она приобрела статус модной прически. Поэтому парикмахеры и стилисты активно экспериментируют с вариантами плетения кос. Классическую длинную косу сегодня принято заплетать на один бок. Волосы перекидываются на один бок, после чего заплетается обычная коса из трех прядей. Для того чтобы сделать ее более модной, нужно плести ее довольно свободно, а затем растянуть звенья косы в стороны. Так она станет более объемной и ажурной.

Не менее популярна сегодня экстравагантная коса «рыбий хвост», которую также можно заплетать на один бок или сзади. Своей интересной формой она напоминает хвост рыбы, отсюда и ее название. Плетется она довольно просто, правда плетение займет у вас гораздо больше времени, чем создание простой косы. Волосы нужно зачесать назад и разделить на 2 равные части. С самого края левой части волос выделите тоненькую прядку и перекиньте ее к правой части. Теперь такую же тонкую прядь выделите справа и перекиньте к левой части волос. Продолжайте эти действия, пока не заплетете всю косу.

Показателем безупречного стиля можно назвать длинную французскую косу. Она выглядит очень женственно и изысканно. Ее главным отличием является то, что ее начинают плести вплотную к коже головы. Для этого в верхней части головы нужно выделить три пряди и сделать несколько движений, начав плести обычную косу. Затем начните захватывать пряди волос с боков, добавляя их в центр косы. Повторяйте это до тех пор, пока не вплетете все волосы. В конце заплетите обычную косу и закрепите резинкой.

Весьма оригинально смотрится длинная коса, заплетенная вокруг головы. Многие звезды Голливуда используют эту прическу в качестве вечерней. А некоторые женщины не расстаются с ней и в будни. Например, знаменитая длинная коса Юлии Тимошенко, обвитая вокруг головы, стала ее визитной карточкой. 

Самая популярная разновидность кос, заплетенных вокруг головы – это греческие косы. Плетение обычно начинают от пробора с одного бока и продвигаются вокруг головы, можно заплести две греческие косички с обеих сторон, а затем соединить их в длинную косу. Для плетения используется техника «колосок».

Вчера, гуляя у ручья, я думала: вся жизнь моя —
Лишь шалости да шутки. И под журчание струи
Я в косы длинные свои вплетала незабудки.
Был тихий вечер, и кругом, как бы в дремоте перед сном,
Чуть трепетали ивы,— и реяли среди цветов
Стада стрекоз и мотыльков, беспечно-шаловливы.
Вдруг слышу шорох за спиной. Я оглянулась... Предо мной,
И стройный, и высокий, стоит и смотрит на меня
Очами, полными огня, красавец черноокий.
«Дитя, зачем ты здесь одна? Смотри, взошла уже луна,
Огни погасли в селах...» А я в ответ: «Среди цветов
Пасу я пестрых мотыльков, пасу стрекоз веселых».
И рассмеялся он тогда: «Дитя, оставь свои стада
Пасти самой природе; пойдем со мной в прохладный грот.
Ты слышишь? — Соловей поет о счастье и свободе...
Под вечный лепет звонких струй там слаще будет поцелуй,
Отраднее молчанье; и не сомнется твой венок,
И не сотрется бархат щек от нежного лобзанья!»
Мне странен был язык страстей,— не тронули души моей
Мольбы и заклинанья; как лань пустилась я домой,
Стараясь страх умерить мой и груди трепетанье...
С тех пор потерян мой покой!— уж не брожу я над рекой
В венке из незабудок, борюсь с желанием своим,—
И спорит с сердцем молодым неопытный рассудок...     

Цитата сообщения Владимир_Гринчув

Красная краса, русая коса...

Картина дня

наверх