На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

У истоков российской этнографии. Н.Н. Харузин.

 



Николай
Николаевич Харузин (1865-25.3(7.4).1900)



Один из основателей российской этнографии; первым в России начал читать курс

этнографии в вузах. Николай Николаевич Харузин (1865 — 25 марта (7 апреля по новому стилю) 1900,

Москва) — российский этнограф, один из основателей российской этнографии,

историк и археолог, последователь эволюционной школы. Его исследования посвящены

обычному праву, религиозным представлениям, истории жилища, особенностям

семейных и родовых отношений у разных народов[1]. Среди работ Харузина,

считающихся классикой российской этнографии, — исследования традиционной Культуры
(включая обряды и традиционные верования) саамов, хантов, манси,

В своих работах (например, в монографии «Русские лопари», 1890) применял метод

Комплексного изучения материала, учитывая, наряду с этнографическими данными,

данные смежных дисциплин[1].

 

 



Харузин с отличием окончил московскую гимназию, после чего поступил на юридический
факультет Московского университета, однако в 1890 году бросил факультет
и после длительной подготовки сдал экзамен на степень кандидата истории
в Юрьевском университете (1893). С 1886 (то есть ещё со студенческих лет) по 1896 год вёл полевые этнографические

работы (в том числе со своей сестрой Верой Николаевной) в различных регионах

Российской империи — в Крыму, на Кавказе, в Прибалтике, Сибири, в Архангельской и
Олонецкой губерниях. Вёл большую архивную работу, занимался систематизацией

этнографических материалов, собранных в XVIII—XIX веках[1][3]. В 1892
году Харузин совершил поездку в Германию и Францию, где изучал историю, а также
познакомился с коллекциями местных этнографических музеев[4], посещает лекции
профессоров, среди которых были Шарль Летурно (известный французский эволюционист),
Г. Мортилье, один из теоретиков «трёх ступеней» (охота — скотоводство
— земледелие; данные воззрения были наследством ещё учения А. Бастиани), и другие.

В 1889—1893 годах был секретарем этнографического Отдела общества любителей естествознания;
издавал и редактировал «Сборник сведений для изучения быта крестьянского
населения России», принимал важнейшее участие в развитии журнала «Этнографическое
обозрение» (1889):

 

 

 



Первым и главным поприщем его писательской деятельности был орган Отдела

«Этнографическое обозрение». С первого года нашего издания (1889) вплоть до

текущего [1900][7] нет ни одной книжки, в которой мы не встретили бы имени Н. Харузина….

Николай Харузин первым в России (с 1898 года) начал читать курс этнографии в высших
учебных заведениях — Московском университете и Лазаревском институте  восточных языков.

 Могила Н. Н. Харузина на территории Новодевичьего монастыря

Николай Николаевич Харузин скончался 25 марта 1900 года. Надгробие находится в западной
части Новодевичьего монастыря. Два его брата и сестра также занимались этнографией:

 Харузин, Михаил Николаевич (1860—1888) — исследователь обычного права народов   России;

   Харузин, Алексей Николаевич (1864—1933) — этнограф, археолог и антрополог;

 Харузина, Вера Николаевна (1866—1931) — энтограф, первая в России  женщина-профессор этнографии.
Публикации:

Харузин Н. Н. О нойдах у древних и современных лопарей // Этнографическое обозрение. Кн. I. — М., 1889

Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда Олонецкой губернии.   — М., 1889

Харузин Н. Н. Русские лопари (Очерки прошлого и современного быта). — М.,   1890. — Т. LXVI. — (Известия Императорского
общества любителей естествознания,   антропологии и энтографии).

Обзор доисторической археологии в Балтийских губерниях. — Ревель, 1893

   Харузин Н. Н. Из материалов, собранных среди крестьян Пудожского уезда   Олонецкой губернии // Олонецкий сборник. —
Петрозаводск: Вып. 3, 1894

Харузин Н. Н. Очерк истории развития жилища у финнов. — М.: Т-во скоропечатни   А. А. Левинсон, 1895. — (Этнографическое
обозрение. Кн. XXIV. № 1).

Харузин Н. Н. История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и   монгольских народностей России //
Этнографическое обозрение. Кн. XXIX—XXX. —   М.: № 2, 1896

Харузин Н. Н. Очерки первобытного права. Семья и род. — М., 1898

Харузин Н. Н. Обзор доисторической археологии в Балтийских губерниях. —   Ревель, 1893

 Харузин Н. Н. Медвежья присяга и тотемические основы культа медведя у остяков   и вогулов // Этнографическое обозрение. Кн.
XXXVIII. — М.: № 3, 1898

Харузин Н. Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете. Часть  общая и материальная культура. — СПб.: Вып.
I, 1901

 Харузин Н. Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете. Семья и   род. — СПб.: Вып. II, 1903

Харузин Н. Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете.   Собственность и первобытное государство. —
СПб.: Вып. III, 1903

Харузин Н. Н. Этнография, лекции, читанные в Московском университете.   Верования. — СПб.: Вып. IV, 1905


  

 

Миллер В. Ф. Николай Николаевич Харузин (некролог) // Этнографическое   обозрение. Кн. XLV. № 2, 1900

Токарев С. А. История русской этнографии. — М.: Наука, 1966.

Токарев С. А. История зарубежной этнографии. — М., 1978.

Этнография. Лекции. — Ч. 1, 1901

Еще немного о нем:

ХАРУЗИН Николай Николаевич, (1865–25.03.1900), этнограф, историк, археолог. Род. в г.
Москва. Учился в Московском и Юрьевском (Тартуском) университетах. С 1889 вместе
с сестрой Верой сотрудничал в журнале «Этнографическое обозрение» (будучи одним
из основателей журнала). С 1891 ответственный секретарь Этнографического отдела
Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (сменив на этой
должности своего брата Михаила). По поручению общества изучал этнографию Вятской,
Пермской и Архангельской губерний. Изучал обычное право народов, исследовал
вопросы развития семьи и рода, религиозных верований, занимался материальной
культурой. Предметом особого интереса Х. стала этнография лопарей Русского
Севера. На Кольском п‑ове работал в 1887: вместе с сестрой В. Н. Харузиной
совершил этнографическую поездку по маршруту Кандалакша–Кола–Нотозеро.

Посетил лопарские погосты, собрал обширный материал по культуре, быту, истории лопарей,
на основе которых создал фундаментальный труд «Русские лопари», удостоенный

той медали Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии,
и доныне являющийся одним из самых ценных исследований по Кольскому полуострову.
Опубликовал статьи «О лопарской бывальщине и песне», «О нойдах у древних
и современных лопарей» и др. Заслугой Х. является публикация Писцовой книги
Кольского острога и уезда, составленной в 1608–1611, и Грамоты 1697 (в приложении
к книге «Русские лопари»). Умер и похоронен в Москве.

 

 

 



Немного о его братьях и сестре:

Харузин (Алексей Николаевич) - этнограф и антрополог, брат Михаила и Николая Х., родился
в 1864 г. Окончил курс на физико-математическом факультете Московского университета.
По поручению Императорского общества любителей естествознания предпринимал
поездки: в 1885 г. - в Закавказье; в 1886 г. - в Крым и на Эгейское море; в 1887 и 1888 годах

- в киргизскую Букеевскую степь; в 1889 г. - в Крым и в 1891 г. - на Кавказ.

По поручению Императорского русского географического общества
посетил (1899) Боснию и Герцеговину. В 1889 - 1891 гг. в качестве секретаря
антропологического отдела Императорского общества любителей естествознания,
редактировал "Дневник Антропологического Отдела". В 1891 г. назначен
в Ревель чиновником особых поручений при эстляндском губернаторе, затем был
секретарем бывшей крестьянской комиссии, секретарем губернского статистического
комитета и секретарем губернского по крестьянским делам присутствия.
Редактировал "Временник Эстляндской губернии". В 1895 г. перешел в государственную
канцелярию. В 1902 г. назначен управляющим канцелярией виленского
генерал-губернатора. Труды Х.: "Степные очерки" (Москва, 1888); "Киргизы
Букеевской Орды" (Москва, 1889 и 1891); "Курганы Букеевской степи" (Москва,
1890); "Древние могилы Гурзуфа и Гугуша на Южном берегу Крыма" (Москва, 1890);
"Тайны Южного берега Крыма" (Москва, 1891); "По поводу брошюры о студенческой
жизни в Дерпте" (Москва, 1891); "К вопросу о корпоративном строе студентов
в Дерпте" (Ревель, 1893); "К антропологии населения Эстляндской губернии"
(Ревель, 1894); "Крестьянское землевладение в Эстляндской губернии" (т. I и Ревель,

1895 г.; удостоено Академии Наук золотой медали); "Босния-Герцеговина" Санкт-Петербург, 1901).

Харузин (Михаил Николаевич, 1860 - 1888) - этнограф-юрист и публицист, брат А. и Н. Х.
По окончании курса юридических наук в Московском университете, оставлен при
университете по кафедре государственного права (1885). Еще студентом предпринял
в Вятской губернии ряд изысканий в области юридических обычаев. Ему удалось
собрать много материалов, которые появились в "Юридическом Вестнике" (1883,
февраль) под заглавием: "Очерки юридического быта народностей Сарапульского
уезда Вятской губернии". Предметом его наблюдений в Сарапульском уезде были ч

еремисы, вотяки и татары. В 1881, 1882 и 1883 годах Х. предпринял поездку
в Область Войска Донского, результатом которой явились: "Сведения о казацких
общинах на Дону" (Москва, 1885, 1 выпуск), посвященные "неутомимому борцу
за русское народное самосознание И.С. Аксакову". Принимал деятельное участие
в трудах московского отдела этнографии при обществе любителей естествознания,
секретарем которого был избран еще до окончания курса. В должности
секретаря Х. привел в исполнение обширную задачу составления "Программы
для собирания народных юридических обычаев" (Москва, 1887). В 1887 г. поступил

чиновником особых поручений при эстляндском губернаторе. В Ревеле он занялся
"балтийским" вопросом: изучал историю края, собирал архивные документы, которые
печатал в редактируемых им "Эстляндских Губернских Ведомостях" (неофициальная
часть), изучал этнографические и бытовые условия разных национальностей
губернии, предпринимал с этой целью поездки, писал статьи и издавал
политического характера брошюры. В течение 1888 г. он издал три сочинения:
"Указатель хронологический и систематический законов для Прибалтийских
губерний с 1704 по 1888 годы" (Ревель), "Балтийская конституция" (Москва,
1888; историко-юридический очерк) и "Православие на островах Даго и Вормс"
(Ревель, 1888), "Пюхтица - святое место" (Ревель, 1888; бытовой очерк балтийской
действительности); "Эстляндская Святыня" (Ревель, 1888). Кроме того, Х. в
"Московских Ведомостях", под псевдонимом "Николай Безымянный", печатал "Письма
с Балтийской окраины". 

Харузина (Вера Николаевна) - женщина-этнограф, сестра Харузиных Николая, Михаила и
Алексея, родилась в 1867 г., получила образование в женской классической гимназии С.Н. Фишер . В

1892 г. слушала в Париже курсы по истории семьи, религии, этнографии и по истории
церкви. В 1887 г. совершила поездку в Олонецкую губернию и в Лапландию вместе
с Н.Н. Харузиным , которого позже сопровождала в его поездках в Сибирь, Крым,

Прибалтийские губернии, Новороссию. В 1889, 1892 и 1901 г. изучала в Германии, Франции, Австрии
этнографические музеи и собрания.

 

Напечатала:
"На Севере.
Путевые впечатления" (Москва, 1889); "Указатель этнографических статей, помещенных
в немецких ученых и важнейших периодических изданиях Балтийских губерний"
("Этнографическое Обозрение", книги XX - XXII); "Сказки русских инородцев" (Москва,

1898); "Вотяки" (изд. общ. распростр. полезных книг, Москва, 1899); "Народы Восточной

Африки" ("Естествознание и География", 1899); "Крайна" (ib.,
1902) и ряд библиографических заметок в "Этнографическом Обозрении". Беллетристические
рассказы и научно-популярные очерки Х. печатались в "Роднике", "Детском
Отдыхе", "Детском Чтении", "Игрушечке". Совместно с Н.Н. Харузиным, редактировала
перевод I тома Helmolt'a: "Weltgeschichte" и перевод книги Lang'a: "Mythology".
Редактирует посмертное издание лекций по этнографии Н. Н. Х.

Вот материал о судьбе семьи Харузиных - http://kenozero.ru/kenozere-v-sudbe-russkikh-uchenykh-etnogr...


От себя добавлю в этой «этнографической» семье Николай Харузин был уже РЕАЛЬНО
этнографом. До него и Д.Н. Анучина, о котором уже был пост – были замечательные
путешественники, собиратели разнообразных материалов, в том числе
этнографических и фольклорных. В их числе замечательнй Н. Миклохо-Маклай, да и
многие другие. Это была «преднаука». С Н. Харузина и Анучина началась в России
НАУКА – этнография-антропология. Его Курс лекций по этнографии и сейчас
интересно читать. Анучинскую «триаду» и многое другое – и поныне вдалбливаем в
головы студентам. С них началась прекрасная российская этнографическая школа.

 

 

 

 

Картина дня

наверх