На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

КТО ПЕРВЫМ ПРОЛЕТЕЛ НАД СЕВЕРНЫМ ПОЛЮСОМ?

Первые на Северном полюсе

Освоение Севера — старая российская проблема. Многие пытливые умы ставили себе жизненную задачу исследовать и овладеть этими бескрайними территориями, решить вопросы судоходства, транспортного сообщения, да и просто обеспечить возможности существования на северных берегах России. Однако лишь в начале 20-х годов уровень развития человеческой цивилизации позволил вплотную приблизиться к решению этой проблемы. При этом значительную роль в северной экспансии сыграла набирающая силу авиация. Именно благодаря самолетам появилась возможность на более высоком качественном уровне решать задачи снабжения, разведки и связи.

Первые на Северном полюсе
Экипаж Н-166 перед отлетом. Слева направо - штурман А. С. Волков, командир корабля П. Г. Головин, старший бортмеханик Н. Л. Кекушев, второй бортмеханик В. Д. Терентьев


Первоначально шло освоение территорий окраинных морей Северного Ледовитого океана — там строились базы снабжения, зимовки и станции наблюдения за погодой. Следующим этапом стало дальнейшее продвижение на север. В 1937 году гул тяжелых многомоторных самолетов стал тревожить неизведанные ранее просторы Центральной Арктики. Рассказывая об этих полетах, советские газеты тогда часто пользовались фразой: «Большевики пришли в Арктику всерьез и надолго».

В мае 1937 года была предпринята беспрецедентная высадка советской экспедиции в районе Северного полюса. Четыре многомоторных транспортных самолета АНТ-6 выгрузили на лед оборудование и снаряжение первой в мире научной дрейфующей станции СП-1 (Северный полюс-1). На станции были оставлены четыре зимовщика во главе с И. Д. Папаниным, которым в течение многих месяцев дрейфа льдины предстояло провести различные исследования и эксперименты.

Кроме этой основной задачи станция должна была обеспечить связью и радиоприводом намечавшиеся перелеты советских летчиков через Северный полюс в Америку. Вся эта полярная эпопея получила широкую известность и впоследствии была достаточно подробно освещена в многочисленных изданиях и публикациях. Навсегда известными останутся в истории имена начальника экспедиции О. Ю. Шмидта, командиров самолетов АНТ-6 М. В. Водопьянова, В. С. Молокова, И. П. Мазурука, А. Д. Алексеева, летчиков В. П. Чкалова, М. М. Громова, С. А. Леваневского.

Первые на Северном полюсе
Летчик П. Г. Головин в кабине Н-166 перед перелетом Москва - остров Рудольфа. Фото РГАКФД


Имелась, однако, во всей этой истории одна изюминка, небольшой эпизод, который был почти незаметен на фоне помпезных сообщений о высадке массового полюсного десанта и достижении американских бере­гов. Еще до старта основной экспедиции, 5 мая 1937 г. над полюсом пролетел небольшой двухмоторный разведчик АНТ-7 под управлением Павла Головина. Событие это особо не отмечалось, а напрасно, особенно если принять во внимание всю предыдущую историю воздушных путешествий в полярных областях.

Дерзкая идея покорить полюс по воздуху высказывалась еще в середине прошлого века, когда был достигнут определенный прогресс в деле постройки и эксплуатации воздушных шаров. Первая попытка, предпринятая в 1897 году шведом Андре на аэростате «Орел», оказалась неудачной. Лишь много лет спустя останки Андре и его спутников были обнаружены на одном из островов архипелага Шпицберген.

Неудачными оказались полеты американца Уэльмана в 1907 и 1909 годах. Используемые им дирижабли полюса не достигли. Подготовка дирижабля Цеппелина к полету на полюс в 1914 г. была остановлена из-за начавшейся мировой войны.

Спустя десяток лет к рискованным полярным полетам подключились самолеты, дальность действия и в значительной степени возросшая надежность которых позволяли надеяться на успех. В 1923 г. экспедиция «Хаммер-Юнкерс» смогла достичь 80-й параллели. Американская экспедиция, предпринятая в 1925 г. под эгидой Национального географического общества с привлечением армии и флота США, смогла провести ряд полетов в районе Гренландии.

Первые на Северном полюсе
Самолет П. Г. Головина на Холмогорском аэродроме. 1937 г.


В том же году известный норвежский исследователь Арктики Руал Амундсен организовал свою экспедицию на двух летающих лодках «Дорнье Валь». Норвежцы сумели добраться до 88-й параллели, после чего им удалось спастись на одном уцелевшем самолете.

Попытки достижения Северного полюса в 1926 года стали наиболее известными. Новая американская экспедиция, как и в 1925 г., была организована Географическим обществом. В ее финансировании принимали участие частные лица, среди которых — Эдсел Форд и Джон Рокфел­лер. Трехмоторный самолет «Фоккер» назывался «Джозефин Форд» — по имени дочери Форда. Экипаж — пилот Ричард Бэрд и механик Флойд Беннет. Американцы прибыли к месту старта на базе Кингсбей (Шпицберген) 20 апреля 1926 г.

Другая экспедиция, предпринятая на дирижабле «Норвегия», построенном в Италии по проекту Умберто Нобиле, финансировалась норвежским аэроклубом и американцем Линкольном Элсуортом. Главными действующими лицами на борту «Норвегии» были Нобиле, Амундсен и Элсуорт. Дирижабль прибыл в Кингсбей 7 мая 1926 г.

Американская команда при виде соперников немедленно ускорила свои приготовления. Уже в ночь на 9 мая «Жозефин Форд» стартовала по направлению к полюсу. Спустя пятнадцать с половиной часов самолет вернулся назад, и с этого момента началась интрига, длящаяся многие годы.

Первые на Северном полюсеВо-первых, после возвращения пилоты не могли вразумительно ответить, были они над полюсом или нет. Однозначно утверждать факт достижения макушки планеты Бэрд и Беннет начали лишь на следующий день. Семена сомнения, однако, были посеяны. Многие специалисты, сопоставляя характеристики «Фоккера» и метеоусловия, сомневались в достигнутом успехе.

Как итальянцы, так и норвежцы были уверены, что самолет над полюсом не летал. Тем не менее, пилоты «Жозефин Форд» вернулись к себе на родину подлинными героями. Бэрд в скором времени обрел все возможные почести и регалии, превратившись из скромного лейтенанта флота в адмирала. Что касается Беннета, то на него славы не хватило. Очевидно поэтому он утверждал впоследствии, что к полюсу они не летали, а просто кружили в течение пятнадцати часов неподалеку от Шпицбергена. Так оно было или не так — сейчас уже не выяснишь. Тем не менее, этот весьма сомнительный полет считается пер­вым полетом самолета над Северным полюсом планеты.

«Норвегия» пролетела над полюсом 12 мая 1926 г. Экипаж и пассажиры, в силу выше описанных сомнений, считали себя первыми, кто действительно побывал над самой северной точкой Земли.

Спустя несколько лет состоялась еще одна, на сей раз трагическая попытка Нобиле достичь полюса на дирижабле «Норвегия». История эта достаточно широко описана, а также известна нечитающей публике по советско-итальянскому фильму «Красная палатка».

После описанных событий к Северному полюсу не летали вплоть до 1937 г., поэтому, если учесть сомнения в отношении полета Бэрда, можно с определенной долей уверенности утверждать, что первым самолетом, пролетевшим над Северным полюсом, стал АНТ-7 Головина.

ПОДРОБНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ИСТОРИИ ЭТОГО ПОЛЕТА ВЫ МОЖЕТЕ НАЙТИ ПО ССЫЛКЕ:

http://wordweb.ru/2010/02/12/pervye-na-severnom-poljuse.html

Картина дня

наверх