На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ОШИБКИ В ФИЛЬМЕ "Мемуары Гейши". РЕЦЕНЗИЯ СПЕЦИАЛИСТКИ.

Мир гейш с его очарованием, красотой, закрытостью, дрязгами, склоками и прочими обычными проблемами мест, где слишком много женщин слишком рядом. Проникнуть в этот мир может лишь тот, кто тут родился, остальные люди остаются лишь туристами, а к ним отношение особое, т.е. никакое, они даже не клиенты, потому что настоящие клиенты приходят сюда за другими вещами. И не надо думать, что эти вещи секс! Секс и гейша не тождественные понятия. В Японии испокон веку было достаточное количество различных сословий и профессий, служивших сексу, гейша же была актрисой. И ценилась не за сексуальные удовольствия и опыт, а за то, как она вела беседу, выглядела, как танцевала, пела, играла на разных музыкальных инструментах, как она двигается, разговаривает, одевается. Чтобы поиметь секс с гейшей как раньше, так и сейчас, платить приходится крайне много, фантастически много. Так что за секс дешевле заплатить проститутке и получить гарантированное удовольствие.


Я опущу мои мысли по поводу перевода, который как всегда в российском кинопрокате, отличается убогостью и неточностью, но слава Богам, основная мысль, что гейша и проституция разные вещи все-таки прозвучала. Хотя многие, как мне кажется, западные люди и россияне так и остались при мысли, что их обманули, вместо порнушки подсунули сопливую мелодраму. Про сопли тоже речь особая, потому что Голден крайне плохо представлял себе жизнь гейши и майко, поэтому история получилась достойная не мемуаров, а женского романа.

Ну да не об этом речь. Майкл, знающий, что ходить со мной на фильмы исторические, искусствоведческие,­

антикварные и прочие, связанные с моими знаниями очень большая ошибка, потому что смотреть просто не интересно становится, все ж таки взял меня с собой. Во-первых для консульстации, а во-вторых смотреть, что мы продали года полтора назад и что из этого всего проданного было использовано. Использованы были почти все проданные нами костюмы, а их было продано около 100 штук, разного качества и уровня, кое-какие мелкие детали убранства интерьера, всяческие аксессуары и обувь. Причем, самое забавное было в том, что продавали мы через московский салон, хотя я все равно привозила эти вещи из Японии, но по каким-то (не знаю уж, личным или нет) причинам, американцы покупать напрямую в Японии пердметы отказались. Еще из забавных вещей, у нас спросили вещи "для некой театральной постановки о Японии", мы спросили о времени действия этой "постановки", нам ответили начало 20 века. Из всех предложенных подлинных костюмов нач. 20 века было приобретено очень немногое, остальное было выбрано из более позднего костюма и более раннего. Ну да не наше дело, как говорится, хотя, консультант по реквизиту и костюму им бы не помешал, потому что ляпов было даже еще больше, чем в "Александре" (о нем я где-то писала уже).


Первый и основной ляп, естественно возникший - несоответствие дизайна, росписи и прочих деталей костюмов указанному времени. Совпал только один пояс у главных героинь, остальные были просто позднего времени. Но это как говорится, интересно специалистам. А есть и еще более глобальные ляпы, которые хорошо было бы знать даже американцам, если уж они взялись ставить киношку про гейш.

Попробую по порядку.

Черные таби (носочки с отдельным большим пальцем, кто не знает), предложенные служанке - стыд и позор американского кинематографа. Во-первых, женщинам НИКОГДА нельзя было носить черных таби - служанка она, крестьянка или императрица - не важно. Черные таби стали носить мужчины в эпоху Мэйдзи, когда развитие всяческих "благ" цивилизации типа поездов и машин слишком сильно отражалась на белизне мужских ног, поэтому и стали использовать черные. И то, даже не все мужчины. А в повседневный обиход черные таби вошли только после войны. Женщины всегда носили белые. В обязательном порядке. А вот служанки, в отличие от гейш и майко ходили босиком, потому что ноги мыть проще, чем стирать таби. И не надо было мотивировать это тем, что вроде как "мы не в деревне".

Китаянки, воспитанные в Америке - вещь сугубо на любителя. Девушки минимум семь лет учатся ходить в японской обуви и при полном парадном кимоно. Это сложно. Но когда ты всю жизнь проходил в штанах, да к тому же ты не японка, то ходить в кимоно автоматически, по привычке ты начинаешь не так как нужно, а так как умеешь - т.е. широко расставляя ноги, выворачивая носки наружу, шаркая (хотя японки "шаркают", но это не совсем так, как делают европейки не приученные к японской обуви), кривляясь. Короче, пародия. И получается, что какая-нибудь случайная японка на заднем плане в массовке ходит правильнее и красивее (и соответственно кимоно на ней смотрится лучше), чем "прекрасные" главные героини.
Кимоно, одежда, которую взяли у китайцев, переварили корейцы и переделали в национальную одежду японцы. Она создана для фигуры любого человека, если ты умеешь одевать кимоно по всем строгим, но очень верным, правилам. Но если эти правила нарушаются, то кимоно превращается в халатик из супермаркета за 1 бакс и уродует фигуру как умеет (а поверьте, что как украсить фигуру, так и изуродовать ее может кимоно прекрасно).
Воротник кимоно ВСЕГДА отстает от шеи сзади. В зависимости от положения, ранга, возраста и случая этот угол между воротником и шеей может быть разным. Но НИКОГДА воротник не укладывается на шею, как воротник европейской рубашки. Почему? потому что силуэт кимоно предполагает небольшое наклон тела и головы вперед, это очень красиво, а когда кимоно укрывает шею, шея становится короткой и старшной. Надо сказать, костюмерам везло в этом фильме через кадр. В одном хорошо одето, в следующем ужасающе. Самый большой угол у майко, чуть меньше у гейш, совсем маленький у всех остальных обслуживающих барышень. В фильме же как придется, кому придется, кому повезет, тот так и будет выглядеть.


Кимоно майко и гейши зависит очень сильно не только от состояния барышни, но и от времени года, праздника, сезона, банкета, статуса и пр. И это строго регламентировано. Время действия книги - последние годы Тайсё, начало Сёва. Нижнее кимоно эпохи Тайсё-начала Сёва было цветным. Не белым, а цветным. Предпочтительный цвет - красный, но гейши могли носить и зеленый, и черный, и синий. При этом красный все равно должен был быть. Обязательно! Это цвет гейши и майко. Два нижних кимоно и верхнее хикицури (кимоно для танца, которое не подвязывалось под пояс, а лежало сзади небольшим шлейфом, создавая изысканный силуэт - обычный "малый" комплект гейши и майко. И обязательно одно из нижних кимоно должно было быть красным.
Всегда кимоно запахивается на правую сторону. У мужчин и у женщин без разницы - ТОЛЬКО правая сторона. На левую запахивали только однажны - в гробу на похоронах. Ну костюмерам опять же иногда везло, иногда нет. Чаще всего не везло в нижних кимоно, которые почему-то использовались как домашние халатики (особенно в этом отличилась Хацумомо), подвязывались мягким поясом и в этом разгуливали по дому. Как минимум такое не принято, как максимум, за такое пороли хозяйки своих гейш. И всегда воротник сзади отстает от шеи!!


Нижнее белье. Я понимаю, что используя полупрозрачное кимоно, американские законы не позволяют "поместить" под него голую тушку. Но спрашивается, нафих тогда использовать полупрозрачное? Тем более, как нижнее его не носили, а как верхнее его носили гейши только в июле-августе, как верхнее кимоно, причем в 99% случаев оно даже не подпоясывалось, а просто накрывало сверху весь костюм с поясом и прочими деталями, служила эдаким "летним пальто". Дык вот, лифчики в японию привезли только американцы. И только после войны.
Пояс. Оби - дело серьезное, тут ошибаться нельзя, потому что, как говорят нынче гейши "хочешь опозорится - надень не к месту оби". Сейчас многая информация, которая раньше передавалась через костюм забыта и утеряна. Язык кимоно теряет свою важность. Но до сих пор встречаются японки, над которыми посмеиваются жительницы кварталов, когда видят явное несоответствие в поясе. Я опущу подробности ношения пояса, остановлюсь лишь на самых ярких ляпах фильма. Оби носится ВСЕГДА на груди. Я понимаю, что китаянки, не японки и сиськи у них значительно объемнее. Но кимоно, к сожалению, предполагает определенный силуэт. Его можно иметь от рождения (как у японки) или смоделировать, используя правила кимоно. Так вот основное правило - пояс начиная с конца эпохи Мэйдзи и до наших дней лежит всегда НА груди - не под грудью, не над грудью, а на ней. Бедным китайским актрисам иногда везло, иногда они выглядели как девочки-{censored},­ потому что поверьте, кимоно, надетое без угла с шеей, с поясом под грудью делает женскую фигуру уродливой и убогой. Еще. Пояс не должен туго затягиватся. Поэтому он такой длинный (правда не только поэтому), плотный и держит форму. Были специальные, т.н. ханахаби оби, узкие, мягкие, которые повязывали вручную сами себе и они были мягкими (эти пояса пытались передать в "домашних" сценах, правда в фильме использовали не пояса, а обрывочки тканей тон-в-тон). Хвост. Или бант. Гейши, майко, и все "честные" женщины с середины эпохи Мэйдзи носили пояса узлом назад. Проститутки - спереди - потому что развязывать и завязывать приходилось им самим и быстро. И это условие узла сзади использовалось во всех поясах и в фукуро (парадном), и в ханхаби (мягком), и в нагоя (повседневном). Парадный бант майко всегда имел два длинных конца. ВСЕГДА. А не от случая к случаю, как в фильме. Гейши напротив не могли носить распущенный пояс и носили только бант типа "карабана" (эдакая "подушка" сзади).

Туфли. Мы опустим прелести всей встречающейся обуви (многие виды которых вообще появились только в 60х годах 20 в.), но обувь майко и гейко строго регламентирована. Высокие коппури у майко и гэта у гейко. Фсё. Никакого разнообразия. Черные коппури, которые надевает Саюки - экономия последнего времени. В эпоху Тайсё, Сёва (до войны) коппури обязательно были красно-золотыми. А вот гэта гейши обязательно черные, лаковые (в отличие от гэта обычных людей из белой павлонии).


Теперь о голове. "Вавилоны на голове накручивать" гейши себе сами не могли. Для этого существовали специальные парикмахеры (и сейчас существуют). Церемония укладки длилась (и сейчас длится, с той лишь разницей, что нынче почти никто из гейш и майко не укладывает свои волосы, а носит парик) 5-6 часов. Она была крайне сложной и дорогостоящей. Делалась она в эпоху Тайсё - начале Сёва один раз в неделю для гейко или в две недели для майко. В остальное время, в домашних условиях только лишь поправлялась и приводилась в порядок. Ни одна гейша, ни одна майко не могла себе позволить ходить по дому или по улице с распущенными волосами, как минимум это невозможно, как максимум - неприлично. Мало того, только однажды прическа соответствовала настоящей прическе гейши в фильме. Остальные "вавилоны" на голове - фантазия больного парикмахера-америка­нца. Особенно он оторвался на Хацумомо.


Шпильки. Жизнь в квартале гейш строго регламентирована. Корни этого лежат далеко в прошлом, но в кварталах их чтут и соблюдают крайне строго. Поэтому просто так натыкать в голову что понравится невозможно. Это должно соответствовать многим параметрам. Ни разу ни одна шпилька, ни один гребень не совпали с правильными. Я уж не говорю, что многие шпильки вообще невозможно было воткнуть в накрученные парикмахером "вавилоны", поэтому они крепились где придется, "от балды".

Сцена с подареным гребнем и фразой Хацумомо, что "ты получила того, чего достойна", тем и ужасна и позорна для главной героини, что подаренный гребень могла носить только куртизанка, а не гейша. Хацумомо намекает, что только что девочка получила достойную ее кличку.
Лицо. Белое. Не бледное. А белое. Губы - красные. Не фиолетовые, не малиновые, не коричневые, не кофейные, а красные. Я понимаю, что белоснежный грим гейш не красит лицо, особенно лицо улыбающееся (поэтому гейши всегда улыбаются или смеются, прикрывая рот рукой или рукавом). Я понимаю, что китаянке Саюри больше идет малиновый цвет, а не красный. Но тогда надо было снимать фильм про американок, про китаянок, про русских в конце-концов, а не про гейш. По другому не может быть. Перестает красить лицо окаасан, гейша не при параде и не на банкете. Фсе. Майко красит только нижнюю губу. Ну так принято. Две губы красит гейша. Саюри весь фильм ходит либо с некрашенными губами, либо с двумя малиновыми.


Руки. Ногти гейши и майко носить не могут. НЕ МОГУТ. вообще. никогда. даже не накрашенные. даже аккуратные. руки гейш и майко всегда имеют коротко стриженные ногти.


Теперь о реквизите. Сразу о том, чего не могло быть в принципе в то время: все, что несли в руках, заворачивали в большой кусок ткани, называемый фуросики. Корзинка с повязанным сверху платком носят только начиная с 1960 гг. Кимоно никогда не хранились в плетеных коробках. Стенных шкафов не существовало. Прозрачные зонты - китайское изобретение, японки, особенно гейши такими никогда не пользовались. Зонты, которые носили над гейшей делались с длинной ручкой, чтобы нести могла девочка или мальчик небольшого роста, особенно если учесть высокую обувь майко или гейши. Хаори гейши носили только с повседневным кимоно. На парадное в случае дождя надевалось прозрачное длинное кимоно из шелка ся или ро или из такого же материала хаори. "Блистючая" подкладка утикаке (как в костюме Саюри в танце) появилась в 1980 гг. Мужчины не могут аккомпанировать на представлении гейш, это обязанность тех же гейш.


Окаасан ("мамочка" заведения), которая вставляла папиросу в трубку для табака, используя ее как мундштук, вызвала веселье как у гейш с которыми мы смотрели фильм в Японии, так и у Майкла и знакомых, здесь в Москве. Нет, ну я отдаю отчет, что слишком маленькая чашка в японских трубках и не понятно, то ли опиум курили в них (НИКОГДА!!!), то ли еще чего похуже, но факт остается фактом - это трубка для табака. На одну-две затяжки, но для табака. Именно из-за размера чашки трубки и созданы были целые наборы для курильщиков, чтобы была возможность быстрой набивки новой дозой табака. Но этот девайс, которым пользуется мамочка - это просто убожество какое-то.



Из нелепого. Кимоно одежда специфическая и требует знания не только как это все дело надеть, но и как в этом себя вести. И особенно строго за этим следят представители артистических сословий - гейши, майко, актеры, музыканты, сумоисты и т.д. Ходить в кимоно возможно только семеня особым образом. Это хорошо получается у нынешних гейш, хуже у девушек обычных, еще хуже у европеек и прочих китаянок. Результат этого виден как я уже говорила в фильме. Помимо этого есть еще и рукава. Которые тоже требуют определенного обращения. Каждый шаг, каждый вздох и взгляд в кимоно строго регламентирован. Особенно, если в кимоно одета гейша или майко. Многие движения просто нереальны, когда вы одеты в кимоно. Такого снежного танца, как бы он "захватывающе" не выглядел просто возникнуть даже и не могло. Танцы Японии тихи, спокойны, неподвижны (извините за нонсенс). Движения строго ограничены и опять же подчинены правилам. Как бы красиво не выглядел этот танец Саюри, он нереален в японской одежде. К сожалению. Хотя я понимаю, что американцы просто не поняли танцев гейш.


Гейши НИКОГДА не принимают ванны (даже раньше) со своими клиентами. Даже на водах. Клиент не должен видеть голой гейшу или майко. Церемония мидзуаге (которую в русском переводе просто обозвали девственностью) конечно урезана до банальной покупки девственницы больными педофилами, но о ее подлинном значении я уже писала.
Короче, истрия о том, как можно приобрести кучу редких и правильных вещей, а потом сэкономить на консультанте. Как сказал Майкл, цитируя незабвенного Остапа Бендера "что-то я не заметил там рояля за номером таким-то....."

В качестве заключения. В Японии фильм прошел быстро и незаметно. Гейши радовались, пресса смеялась. Чтобы не позориться, в Японии все было тихо и быстро. Фильм вышел под дипломатичным названием "Саюри". На афише был размещен кадр из прогулки Саюри с гостями в саду на сакура-мацури. Был выбран правильный кадр, где Саюри стоит с зонтом, опустив глаза и голову. Почти что японка. Не такая "чистая" как японки во время, о котором повествуется, но более-менее "чистая" для современности.
Один из журналов о кино, при написании рецензии использовал фотографию улицы, на которой наклеена афиша европейская (такая как висит в Москве), с крупной мордой китаянки. И на фоне этой афиши стоит одна из гионских гейш. Это весьма показательное сравнение.
И еще знаете, гейши и майко, их мир, их жизнь, их стиль - это красота, это искусство.

Картина дня

наверх