На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Стриптиз в истории

 

 

      Смысл англ. слова striptease (strip - раздевать + tease - дразнить) полностью соответствует смыслу того действа, на которое оно указывает.

 

      Известны, однако, и примеры "стриптиза" - обнажения женского тела - не предполагающего возбуждение желания.

 

    Один из таких примеров содержится в легенде об Аспасии (легенды [лат. legenda - "то, что надлежит прочитать"] в древности, как и мифы, были связаны с традицией - обосновывали ее происхождение или рассказывали о том, как традиция проявлялась). Аспасия - знаменитая афинская гетера, славилась не только своей красотой и образованностью, но и незаурядным умом; говорили, что она наставляла своего мужа Перикла в политических делах, что она "в философии - ученица Сократа". В диалоге Платона "Менексен" Сократ говорит, что Аспасия обучала его красноречию. Историческим фактом является то, что в 432 г. до н.э. Аспасия была привлечена политическими противниками ее мужа к судебной ответственности по обвинению в безнравственности и  непочитании богов. Это было серьезное обвинение, грозящее смертью. Только благодаря защите Перикла Аспасия была оправдана. По легенде, Перикл посоветовал Аспасии во время суда раздеться. Она так и сделала, и была оправдана. Это легенда, и связана она с традицией. Любопытно понять, чтó  увидели судьи; почему именно этот жест женщины, обвиняемой в "безнравственности", заставил их ее оправдать. Красота гетеры была известна всем, в том числе и судьям. Следовательно, ее красота не могла удивить судей.  Очевидно, смысл жеста был и не в стремлении шокировать судей, т.е. не должен был быть ими воспринят как "безнравственный". Тем не менее этот  жест  может быть прочитан и прочитывался только как демонстрация обнаженного красивого тела. Так чтó же все таки увидели судьи? Qui pro quo. Одно вместо другого. Для грека, как и вообще для архаики, тело человека изоморфно телу космоса, а сам космос до того момента, как он стал объектом для пытливого исследователя - "чувственно воспринимаемый бог" (Платон "Тимей" 92с); греческий космос (κóσμος)  это прежде всего "украшение, наряд", затем - "порядок" - мира и государства как красота всего структурно организованного и упорядоченного.

 

    Таким образом, Аспазия на самом деле шокировала судей, продемонстрировав свое тело как "безнравственное", как объект желания для многих, но поскольку этот жест она предпочла слову в свою защиту, судьи не могли не увидеть другое тело, и, судя по оправдательному приговору, по достоинству оценили смелость и мудрость гетеры.

 

                                                            ***

 

      У меня нет фактов, которые бы представили "стриптиз" в Индии (ничего не знаю, кроме танца живота), однако нет сомнения, что здесь, как и в Греции, как и во всем древнем мире культ бога любви - Камы - связан с ритуальным обнажением тела. История Аспасии красива, но она не связана с ритуалом как таковым - оргиастическим ритуалом, предполагающим не только и не столько любование красивым телом, сколько его вполне конкретное использование, однако - что важно - не только и не столько ради удовлетворения сексуальной потребности. Половой акт во время ритуала, связанного с любым из аграрных праздников, предполагал и требовал удовлетворения сексуальной потребности - своей и партнера, а, поскольку ритуал не знает зрителя, он не знает и актера, способного на халтуру, - все делалось с максимальной отдачей. Так вот делалось это хорошо еще и потому, что coitus участников ритуала совершался впервые (во время любого ритуала любой акт осознается как повторение акта, совершенного демиургом или культурным героем в изначальные времена). Кроме того, халтура не приветствовалась, поскольку оргиастический ритуал в целом должен был способствовать плодородию и, соответственно - жизни и процветанию племени.  (Это было послесловие к истории Аспасии и одновременно - предисловие к небольшому фрагменту из Вступительной статьи А.Я.Сыркина к "Камасутре"):

 

  Культ любовного начала сыграл во многом определяющую роль в почитании Кришны как воплощения любви в различных течениях бхакти, которые выдвигали любовную преданность, подчас откровенно чувственного характера, как путь к постижению божества. Первостепенное значение придавалось символике мужских и женских гениталий (соответственно: лингам - божественное творческое начало; йони - природная энергия, содействующая его проявлению) в почитании Шивы, в мифологии и обрядности отдельных сект и тантристских культах. Велика роль соответствующих символов и сюжетов в древнеиндийском изобразительном искусстве(храмовая скульптура Кхаджурахо, Конарако и др.). Заслуживает внимания толкование функции подобных сюжетов как очищающей. Вместе с тем эти изображения связаны, возможно не только (и даже не столько) с нормами, предусмотренными наставлениями в каме, сколько со специфической тантристской практикой (например, coitus sine ejaculatione) 1.

 

                                                                ***

 

    Многочисленные обличения библейскими пророками язычников свидетельствуют о том, что религия древних евреев не сразу стала монотеистической (Ср. Бытие 1,26). Можно предположить, что победа Яхве над богами, воплощавшими ценности земледельческой общины, была одержана еще до того, как номады зашли в пространство оседлых земледельцев. Евреи были не просто кочевники, но кочевники пустыни, а "в абсолютном одиночестве пустыни, где ничто не меняется, ничто не движется (лишь человек по своей свободной воле), где черты ландшафта - лишь вехи, указатели, не имеющие собственного значения, - здесь можно ожидать, что образ Бога будет трансцендентен совокупности конкретных явлений. Человек, встречаясь с Богом, будет  не созерцать его, а слушать его голос и приказания, подобно Моисею, и пророкам, и Мухаммеду"2.

 

    Неудивительно, что именно в этой традиции вполне естественна история Ноя и Хама (в другой традиции Ной был бы и отцом Сима, Хама и Иафета, и богом, прародителем человечества). После потопа "Ной начал возделывать землю, и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своем. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и вышедши рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду, и, положив ее на плеча свои, пошли задом, и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего, и узнал, что сделал над ним меньший сын его; И сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих" (Быт. 9, 20-25). В книге Левит запрет обнажаться стоит рядом с запретом на инцест и проч. (18, 6-23).

 

                                                            ***

 

    Древнегреческая традиция не знакома с иконоборчеством. Греки знали своих богов в лицо. И не только "в лицо". На фетишистскую древность Гермеса указывает его имя, понимаемое как производное от греч. έρμα - груда камней или каменный столб, которыми отмечались в древности места погребений. Гермы были путеводными знаками, фетишами - охранителями дорог, границ, ворот. Другой тип гермы - фалл в состоянии возбуждения и едва намеченными руками, или столбовидный стержень с грубо или тщательно обработанной головой и половыми органами. Ср. у Павсания: "Статуя же Гермеса, которого местные жители [Киллены] почитают особенно, представляет прямо поднятый мужской половой орган, поставленный на пьедестале (VI, XXVI, 3).

 

    При том, что у греков был культ красоты, в том числе и красоты тела, греческие мифы повествуют о наказаниях для тех, кто осмелился взглянуть на обнаженное тело богов - ослеплении или превращении. Так Актеон был превращен Артемидой в оленя. Греческие боги пили, ели, вступали в половые сношения, однако пред лицом смертных они предстоят невидимыми существами, ибо зрение смертных предельно. Но когда боги снимают с глаз смертных "пелену" (ограниченность зрения), смертный полностью прозревает, обретая божественное зрение, он видит все. Во время собрания ахеян, в сцене ссоры Агамемнона с Ахиллом, Афина является на собрание зримой только для Ахилла, с глаз которого спала пелена мрака, но для других она остается невидимой (Илиада I,198). Гомер говорит, что герой увидит богов и мир богов, и самый образ бессмертного бога даже против воли этого бога, если герою содействует более могущественный бог. Поэтому герой Диомед в "Илиаде" увидел невидимых для других эллинов Афродиту и Арея, ратовавших в битве за троянцев, и он, Диомед, вступает с ними в победоносный поединок, руководимый Афиной, снявшей с его глаз пелену. По мифу, когда бог снимает с глаз смертного пелену мрака, смертный бросает более глубокий взгляд на бытие - взгляд божества 3.

 

                                                            ***

 

    Любопытно наблюдение, сделанное Ахмедом ибн-Фадланом во время  его путешествия на Волгу в 921 г. Это рассказ о некоторых обычаях кочевого племени тюрок - гуззов. "Их женщины не закрываются ни от их мужчин, ни от посторонних, и женщина не закрывает также ничего из своего тела ни от кого из людей. Право же, как-то однажды мы остановились у [одного] человека из их числа.Мы сели, и жена этого человека вместе с нами. И вот, разговаривая с нами, она раскрыла свой "фардж" и почесала его, в то время как мы на нее смотрели. Мы же закрыли свои лица руками и сказали: "Господи, помилуй! "Тогда муж ее засмеялся и сказал:"Она открывает это в вашем присутствии, и вы видите его, но она охраняет его так, что к нему нет доступа. Это лучше, чем если бы она его закрывала и вместе с тем предоставляла пользоваться им". Они [гуззы] не знают блуда. Но если относительно кого-либо они откроют какое-нибудь дело, то они разрывают его на две половины, а именно: они сужают промежуток между ветвями двух деревьев, потом привязывают его к веткам и отпускают оба дерева". Рассказывает ибн-Фадлан и об обычаях волжских булгар: " они моются в реке вместе - мужчины и женщины - голые, не закрываются друг от друга и не совершают прелюбодеяния никоим образом. Наказание же за прелюбодеяние - рассечение топором от затылка до бедер 4.

 

                                                                    ***

 

  Представляет некоторый интерес наблюдение Р. Барта в отношении французского стриптиза. Нужно, правда, учитывать, что его "мифология" записана в 1957 г. в Париже, и он не мог видеть, скажем, современный азиатский стриптиз, во время которого нос зрителя превращается в фалл и чуть ли не буквально залезает в вагину стриптизерши. Барт описывает "экзотику" - действо может происходить в венецианских декорациях ("гондола, платье с воланами, пение серенад"); или же тело зрителя переносится в "баснословно-романтическую даль" Китая - он видит китаянку с трубкой опиума. Тело стриптизерши все время включается в разряд предметов роскоши - мехов, вееров, перчаток, плюмажей; в самом конце лобок оказывается прикрыт алмазами и блестками. И вот что по поводу всего этого замечает Барт: "Вопреки бытующему предрассудку, танец, которым сопровождается стриптиз на всем своем своем протяжении, отнюдь не является эротическим фактором. Скорее дело обстоит прямо наоборот: плавно-ритмическое раскачивание тела помогает здесь обуздать страх перед неподвижностью; оно не просто служит в спектакле залогом Искусства (все танцы мюзик-холла - сугубо "художественные"), но, главное, создает последнюю и самую эффективную ограду вокруг тела; образуемый условными, уже много раз виденными жестами, танец действует как двигательная косметика - он прячет наготу, скрывает ее под глазурью излишних и вместе с тем насущно важных жестов, так что само снимание одежд отбрасывается в разряд второстепенных действий, осуществляемых где-то в нереальном отдалении. Профессиональные исполнительницы стриптиза буквально окутаны, одеты, дистанцированы - волшебной непринужденностью своих движений, холодным равнодушием умелого мастера; они надменно укрываются в своем техническом совершенстве, умение облекает словно одежда" 5.

 

 

   

 

                                        С. Дали  "Великий мастурбатор"

 

 

                                                            ССЫЛКИ

 

1. Сыркин А.Я. Древнеиндийское наставление в любви // Камасутра. М., 1993, с.11-45

2. Франкфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии. Духовные искания древнего человека. М., 1984, с.209.

3. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987, с.28, 56.

4. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 гг. Харьков, 1956, с.126, 137-8.

5. Барт Р. Мифологии. М., 1996, с. 188-191.

Картина дня

наверх