Сейчас стали широко доступны результаты археологических раскопок, и мы теперь можем увидеть внешность скифов и воочию убедиться, что по внешности они от нас почти ничем не отличались.
Посмертная маска скифа
Чаша-братина из кургана "Гайманова могила" у села Балки, Запорожской области (4 в до н.э.).
Реконструкция внешности скифского царя Скилура.
Скифская дева в "русском" кокошнике.
На фотографиях выше вы видели артефакты и реконструкцию внешнего вида скифов по результатам раскопок скифских курганов, от нас они мало, чем отличаются. И если реконструкторов гипотетически можно обвинить в тенденциозности то сделать такое с самими скифами уже вряд ли получится. В курганах найдены сотни скифских золотых предметов с изображёнными на них скифами. Незначительная часть артефактов скифского времени нам также поясняет, что их состав был многонационален, так же, как и во времена Российской Империи, Советского Союза и эти малые народы сохранилась до наших дней.
У воинов скифов был свой покровитель - это олень с ветвистыми рогами, символизирующий быстроту, огненные языки пламени и сияющее солнце. Оленные бляхи скифов воинов встречаются повсеместно, почти на всём евразийском континенте.
Сибирь
Донские казаки, как приемники скифов, сохранили этот символ до наших дней.
Ниже вы видите скифов на золотой пекторали - нагрудном княжеском украшении из кургана Толстая Могила (Днепропетровская обл. Украина).
Увеличенные сюжеты пекторали
Вес пекторали из кургана Толстая Могила - 1150 г. Диаметр 30,6 см. Три полукруглых фриза, образующих пектораль, заполнены растительным орнаментом, многочисленными, литыми из золота изображениями людей и животных.
Золото у скифов считалось символом солнца, олицетворяло огонь, царскую власть и, что самое главное, вечную жизнь. Чтобы покрыть им как можно большую площадь тела, скифские мастера разработали специальную технологию - ручную вытяжку золотой фольги и чеканку из нее бляшек с оригинальными изображениями.
Так же найдены и другого вида пекторали.
грифоны, на пекторали - Грифон - это тотемное животное, изображавшийся на воротах и стенах городов, храмов, использовался в воинской атрибутике, выполнял функцию защиты по стихии воды от лунного культа. Также по древней легенде, грифоны охраняли золото в Рипейских (Уральских) горах. Вообще грифоны на Руси повсеместно изображались вплоть до Петровских времён. В Великой Тартарии (Сибири), грифон был символом государства и изображался на флаге.
Сибирь - прародина многих народов. Впервые о культуре скифов стало известно именно с территории Сибири, благодаря тому, что Петр I стал собирать Сибирскую коллекцию скифского золота. А дело было так: царь Петр I (1689-1725 гг.) в начале VIII века получает в подарок от Демидова коллекцию золотых предметов из сибирских курганов. Это событие можно рассматривать как отправную точку в деле изучения скифов и Сибири, хотя Петр, скорее всего, уже видел несколькими годами раньше красивые золотые предметы из коллекции Николса Витсена, который был мэром Амстердама во время посещения Петром этого города. Известно, что они встречались несколько раз. Во всяком случае, именно этот период положил начало Сибирской коллекции.
Первые организованные раскопки скифских захоронений в Сибири, проводились во времена правления Петра I, в результате которых были обнаружены прекрасные находки, изготовленные из драгоценных металлов, хранящиеся в Эрмитаже, в Санкт - Петербурге.
Сибирские скифы. Льва, нападающего на коня или быка и грызущего его, изображали персидские и македонские мастера в рельефах, прославляющих царей. Перед нами же чисто скифский сюжет - это не лев, а крылатый барс
"Золото скифов" - одна из самых богатых коллекций Эрмитажа, которая выставляется в последнее время по всему миру. Однако золото является не самым главным источником информации о скифской цивилизации. В больших земляных курганах Причерноморья находили в основном предметы из металла, керамики и кости. Изделия из дерева, ткани, кожи и других органических материалов, основной частью безвозвратно разрушены временем, что было причиной огромного пробела в наших знаниях об этой великой культуре.
Ниже, некоторые археологические находки в Сибири.
Да, форма шапки Мономаха - это продолжение скифских традиций.
Кельтский шлем
Отличительной чертой царского рода скифов, были бараньи рога. Поэтому в святилищах и капищах, как в Зороастризме, так и в Ведической культуре, всегда присутствуют рога. Этот священный символ наших предков, наши недруги извратили, и теперь он символизируется с сатанизмом.
Интересно также у скифов сравнение льва с солнцем, видимо грива вокруг головы напоминало солнечное сияние.
При работе с металлами, скифы использовали вытяжку, чеканку, ковку, литьё и т.д. То есть мы видим, что они умели обращаться со многими металлами. До наших времён дошли знаменитые скифские мечи.
Среди памятников художественного литья важное место занимают змеевики или, так называемые, наузы. В настоящее время известно около тридцати типов подобных изделий, связанных с древнерусским прикладным искусством. Термин «змеевик» впервые был применен в литературе XIX в. по отношению к нагрудным иконам с изображением на лицевой стороне христианского образа - архангела Михаила, Богоматери, Феодора Стратилата и других святых, а на обороте человеческой личины в окружении змей либо змееногой фигуры, вокруг которой часто помещался текст заговора, отражающего мотивы апокрифических сказаний.
Многочисленность змеевиков и преобладание среди них дешевых медных отливок свидетельствует об их популярности среди широчайших слоев населения.
Змеевики попадали в церковные и монастырские ризницы, использовались в качестве прикладов к иконам. Известны случаи, когда подобные предметы вставлялись в центральную часть иконы, что может свидетельствовать об их особом почитании.
Все змеевики-обереги символизировали победу над дьяволом и над всяким злом. Изображение Богородицы на лицевой стороне змеевиков также закономерно, поскольку по народным представлениям только в ее образе не мог являться дьявол, и она всегда была скорой помощницей и заступницей от дьявольской силы. Таким образом, особо подчеркивался охранительный аспект этих предметов.
Известно, что в северных губерниях России крестьяне издавна носили змеевики вместе с крестом на груди, приписывая им "чудесную силу утолять страдания" при наложении подобных вещей на больные места.
Змеевики с изображением святых воинов-мучеников служили филактериями против немощи и болезней и предназначались, прежде всего, "для благословления на войну", их "могли носить преимущественно воины".
Традиция ношения воинами на груди металлических путных икон, складней, змеевиков и крестов с изображениями на них покровителей ратного дела восходит к глубокой древности.
На полях древних сражений были найдены меднолитые змеевики, кресты-тельники и энколпионы. Среди них есть древние и восходящие в основе к домонгольским изделиям, что подтверждает их особое почитание. Они, вероятно, сохранялись воинами в качестве семейных реликвий и, подобно благословенным образам, передавались из поколения в поколение по наследству.
Но откуда происхождение самих змеевиков?
По одной легенде, которую приводит в своей "Истории" Геродот о происхождении скифов, говорится, что скифы - автохтоны, исконные жители своей страны, дети Геракла и змееногой дочери богини реки Борисфен. Изображение этой змеедевы русские носили до XIII века на медальонах, которые в археологии принято называть змеевиками, вместе с изображениями христианских святых. И хотя в Византии тоже бытовали змеевики с изображением Медузы-горгоны, нельзя говорить о прямом заимствовании этого вида подвесок на Руси.
Распространение змеевиков у русского средневекового населения объясняется лишь глубинной памятью языческих предков о змееногой деве - прародительнице всех скифов. Другая легенда рассказывает о происхождении скифов из Азии, которая, впрочем, для людей античного времени начиналась прямо за Доном. Очевидно, что родственные остальным скифам, скифы-кочевники пришли из-за Дона и были носителями своеобразного антропологического типа с примесью брахикранных (короткоголовых) форм черепа, что роднит их с сарматами. Несомненно, что и скифы-пахари, и царские скифы Нижнего Днепра и Крыма были одним народом, автохтонного, нордического происхождения.
Также известно, что скифы почитали змееногую богиню Апи, которая была богиней земли, воды и владычицей подземного мира, куда попадали все умершие.
Следующие изображения: конные скифы изображены на концах золотой гривны - шейного украшения и скиф на вазе из кургана Куль-Оба (Крым, 4 в до н.э.). Обратите внимание, что точно такие же причёски и бороды носила русская знать вплоть до 17 в. Причём, на этой чаше волосы и бороды выполнены из золота, что показывает, что скифы были светловолосым европеоидным народом, а их упорно рисуют тюркообразными с чёрными волосами и глазами.
Так что А. Блок был прав, когда в стихотворении "Скифы" воскликнул "Да, скифы мы!", но это единственное, в чём он был прав. Насчёт раскосых очей и свирепого варварства скифов он явно погорячился. Хотя не он первый рисовал скифов жестокими дикарями. Ещё Геродот живописал, как скифы сдирали скальпы и кожу с врагов, в частности из кожи руки делали футляры для стрел, из черепов делали чаши для питья, обкуривались коноплёй и напивались в дымину на царских пирах.
Тем не менее, "дикие" скифы были удивительными золотых дел мастерами, судя по находкам в курганах. Хотя нам скажут, что сделаны все эти предметы искусными греками, но встаёт вопрос, как греки могли попасть в Сибирь, Алтай, Монголию, северный Китай,
Скифы также были основателями и носителями культуры на Кавказе - от верховий реки Кубань до современного Дагестана 12-4 в до н.э., которую исследователи называют кобанской, материальные предметы которой сплошь покрыты свастичным узором.
Свежие комментарии