На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Еще раз о нечистой силе в еврейском фольклоре и литературе

Здесь речь пойдет о диббуке.

 

Диббук - в каббалистической литературе и в еврейском фольклоре первоначально понимался по-видимому, как  злой дух или дух умершего грешника, вселяющийся в человека, вызывающий помрачение рассудка и даже смерть. Слово диббук не встречается ни в талмудической, ни в ранней каббалистической литературе, хотя глагол dvk  в кабалистических произведениях  известен, обозначая противоположность души и тела. Впервые слово dibbuk появляется в  сборнике еврейского фольклора Ma'aseh Sefer, опубликованном в 1602 г., но включившем гораздо более ранние материалы. Тогда же это слово стало известно в разговорном языке (см.выражение:  dibbuk me ru'ah ra'a - освободить от злого духа).

Истории о бесах, вселявшихся в людей, были широко распространены у евреев в эпоху 2-го Храма (4 в. до н.э. – 70 г. н.э.), в том числе в Новом Завете, в виде многочисленных рассказов об изгнании Христом беса (бесов) из бесноватых; они также были популярны в в талмудический период (2-5 вв.), хотя самого слова диббук тогда не употребляли.

 

 

Позднее таких бесов, вселившихся в тела людей, стали отождествлять с душами умерших, которые не были погребены  (или погребены не должным образом) и потому вредят живым. И здесь, конечно, нашли свое отражение очень архаические представления, восходящие к культу умерших, широко распространенному практически у всех народов на разных стадиях развития их культуры.

В поздней каббалистической традиции, а также в фольклоре разных групп евреев такие духи уже воспринимались как очень грешные души, которые не могут вселиться в тело человека в момент его рождения (ибо младенец безгрешен), и потому они овладевают уже взрослыми людьми. Эти духи – грешные души нередко говорят устами человека, в тело которого вселились, но обычно не его голосом и нередко даже на незнакомом языке. (это явление, известное как глоссолалия, широко известно в психиатрии; в русской традиционной культуре такое явление известно как кликушество).

Иногда диббуков отождествляли с демонами.  Так, например, в некоторых ашкеназских общинах (особенно в Восточной Европе) существовало поверье, что женщина, телом которой завладел диббук, становилась ведьмой. Скорее всего, это однако воздействие представления христианских народов о ведьмах и их действиях. В целом же такие представления для еврейской традиции не характерны.

В каббалистических сочинениях нередки истории об изгнании диббука.  Особенно широкое хождение сюжеты о диббуким (мн.число до диббук) имели в хасидской среде (ибо хасидизм испытал сильнейшее влияние многих идей Каббалы), великое множество легенд связано с тем, как основатель хасидизма Баал Шем Тов (17 в.) изгнал диббука из того или иного человека.  Подобные сюжеты об изгнании диббуков были весьма популярны и среди каббалистов г. Цфата (один из четырех священных городов иудеев в Палестине, где с 16 в. сложилась своеобразная каббалистическая школа). Бесчисленное множество сюжетов о реинкарнациях – перевоплощениях (гилгул) и изгнаниях грешных душ связаны с р.Ицхаком Лурия, жившем в Цфате в XVI в. и бывшем основателем так называемой лурианской Каббалы.

Цфат.

Вселение диббука в человека, по народным представлениям, означало, что последний совершил тайный и тяжкий грех.

Например, в многочисленных хасидских  историях рассказывают о духе человека, который в одном из своих прошлых воплощений совершил какое-либо тяжкое преступление (убийство - пророка Захарии или какого-либо праведника, осквернение Иерусалимского храма и т.п.), за что неоднократно расплачивался мучительной смертью в своих последующих перерождениях, пока цадик (святой и посредник между людьми и всевышним в хасидизме) не приказывал ему успокоиться навеки.

Сходные предания о скитающихся душах людей, при жизни совершивших смертный грех (убийство, прелюбодеяние и др.) бытовали в сефардских (сефарды – потомки евреев, изгнанных с Пиренейского полуострова в конце 15 в.; Сефарад – название Испании на иврите) и восточных общинах. Так, к XV-XVI вв. относится ряд легенд о прелюбодеях, чьи души после их смерти в результате многочисленных злоключений и перерождений вселялись в тела людей - чаще женщин, из которых их изгоняли - нередко с превеликими усилиями -  знаменитые раввины.

В рукописи из Иерусалима, датируемой XIX в., повествуется о человеке, некогда осквернившем Иерусалимский храм, за что он в одном из своих воплощений принял смерть от руки христиан за то, что чтил Субботу, а впоследствии его дух вселился в тело женщины.

Жена английского консула в Иерусалиме м-ра Финна в середине XIX в. описывала случай вселения духа умершего мужчины в тело женщины, которая стала говорить мужским голосом и из которой раввин изгнал диббука с большим трудом.

Cогласно преданию, лжемессия Шабтай Цви и его пророк Натан из Газы, жившие в XVII в. в Турции, в 1903 г. в Багдаде вселились   в тела мужчины и женщины, говорили их устами и были изгнаны лишь после многочисленных магических процедур.

Предания и легенды о диббуке были записаны знаменитым фольклористом С. Ан-ским и впоследствии легли в основу его драмы «Диббук».

Семён Ан-ский

 

С(емён). Ан-ский (1863 – 1920) – этнограф и фольклорист, а также известный писатель и общественный деятель. С. Ан-ский (псевдоним Шлойме Занвла Раппопорта) родился и вырос в еврейском местечке, в молодости увлекся идеями народников, «ходил в народ», прекрасно говорил по-русски и учил грамоте крестьянских детей. Он такжеовладел несколькими ремёслами (был переплетчкиком, работал на угольных и соляных шахтах), стал собирать русский фольклор, особенно фольклор рабочих (в частности, шахтёров) – сохранились некоторые сделанные им записи на валиках. За свою деятельность С. Ан-ский был арестован, потом выслан, жил в эмиграции, где стал секретарем известного русского революционера Петра Лаврова.

Впоследствии С. Ан-ский стал членом партии эсеров, но в ее деятельности практически не участвовал, хотя и был избран во Всероссийское Учредительное собрание. Однако никакой активной политической деятельности С. Ан-ский не вел.

После окончания 1 мировой войны С. Ан-ский жил в Вильно, затем в Варшаве, где скончался в 1920 г. от острой седречной недостаточности человеком совсем не старым (чему способствовал его образ жизни: скитания, отсутствие своего угла, «питание» преимущественно крепчайшим чаем).

Портрет С. Ан-ского. выполненный Л.О. Пастернаком.

В начале 1900-х гг. и особенно после 1905 г., времени своего возвращения в Россию, С. Ан-ский начинает также живо интересоваться еврейской народной культурой, собирать еврейские народные предания и легенды. Он был организатором и участником знаменитой этнографической экспедиции, проводившийся в 1912-1914 гг. в местечках черты оседлости с целью собирания памятников еврейской старины, на его глазах стремительно уходившей в прошлое. Он писал, что во время поездок по местечкам они собрали огромное число сказок, легенд, песен, пословиц и пр., часть из них была записана на фонограф. К сожалению, многие материалы экспедиций С. Ан-ского, по-видимому, погибли во время 1 Мировой и Гражданской войн, местонахождение большинства собранных им и его коллегами материалов неизвестно.

Фольклорные материалы, собранные во время экспедиции, легли в основу наиболее известного литературного произведения С. Ан-ского – мистической пьесы “Диббук”, обошедшей сценические площадки всего мира.

Интересна история создания пьесы. Во время своего пребывания в одном местечке С. Ан-ский стал свидетелем любовной драмы: молоденькая девушка любила бедного ученика йешивы (школы по изучению Талмуда), а любящие родители, конечно же. решили выдать ее замуж за богатого сына мельника. Ни мольбы, ни слезы не помогали. Горе шестнадцатилетней девочки было так велико, что она серьезно заболела. С. Ан-ский положил эту любовную историю в онову своего литературного произведения. Героиня – девушка Лея любит бедного ученика йешивы Хонена (Ханана), юношу чистого и столь праведной жизни, что многие считают его скрытым праведником. Но родители Леи не согласны на брак. Хонен с целью вернуть любимую начинает практиковать Каббалу(что строго запрещено мужчинам, не достигшим 40 лет) и в результатеумирает. Лея со старой няней приходит на его могилу, и там в нее вселяется дух ее умершего возлюбленного. Никакие молитвы, обряды и заклятия, совершаемые над девушкой не помогают – она умирает. Любовь сильна, как смерть: the end.

Лея на могиле Хонена (сцена из спектакля, поставленного Е. Вахтанговым для театра "Габима")

Любопытно, что С. Ан-ский, который, помимо прочего в 1915 г. много делал по оказанию помощи еврейским беженцам в Галиции, потерял написанный на идише вариант пьесы. К счастью, она к тому времени была переведена на иврит еврейским поэтом Х. Бяликом, и С. Ан-ский смог по ивритскому переводу восстановить оригинальный текст.

Пьесой заинтересовался МХТ, в 1920 г. Евгений Вахтангов поставил ее на сцене еврейского театра Габима, в роли Леи была звезда Габимы красавица Хана Ровина.

Хана Ровина - звезда "Габимы".

Впоследствии «Диббук» был переведен на множество европейских языков и ставился и экранизировался неоднократно; первый фильм «Диббук» был снят в Польше в 1937 г. Эта вещь также легла в основу ряда музыкальных произведений, в частности, Леонарда Бернстайна (автора «Вестсайдской истории»), балета «Диббук» (в роли Леи прекрасно танцевала российская балерина Нина Ананиашвили). Недавно израильский теарт «Гешер» осуществил собственную постановку «Диббука».

"Диббук". Спектакль театра "Гешер".

Картина дня

наверх