"В свете есть другое диво"
(Пушкин)
Поглядел с любопытством тему про Фаберже.И решил поставить свою.другую. Не о Фаберже.
Но по сути схожую.И по названию созвучную.
Fraget (Фраже), Alpacca, изделия под серебро
Очень часто на антикварном рынке встречаются изделия очень похожие на серебро: чашки, ложки, вилки, самовары, рюмки и многие другие. Неопытный и не честный антиквар будет убеждать вас, что изделия из серебра. А в некоторых случаях он будет оперировать клеймом с привычным нам числом 84, но не спешите делать выводы....
Попасться на такую уловку может каждый. В особенности если предметы содержат клеймо с цифрами 90,100,120,150, а есть так же 13, 20, 40, 60, 80 и конечно 84. В данном случае эти цифры обозначают сколько грамм чистого серебра было затрачено при гальваническом покрытии серебром (легировании).
Но и при этом не нужно расстраиваться, ведь данные предметы так же имеют свою ценность.
Производство посеребренных изделий появилось в середине XIX века в Германии. Впервые немецкие мастера стали использовать на посеребренных изделиях клейма 90', как обозначение того, сколько грамм серебра потрачено на покрытие изделия. В зависимости от того сколько готов был потратить заказчик грамм серебра на свои изделия, мастера ставили отметки 45, 150, 100 и т.д. Серебрили в основном большие столовые приборы на 12 персон, клейма 90 ставили на каждом приборе, как общий вес затраченного серебра.
Со временем покрытые серебром изделия становились более доступными, и тогла покупатели стали задаваться вопросом: Сколько же серебра содержит мой столовый прибор?
Изготовители, отвечая на этот вопрос, стали штамповать ещё одну марку, которая примерно отражала сколько серебра содержится в каждом предмете в отдельности. Они использовали две различные системы:
1. Первая система отражает количество серебра на дюжину предметов. Таким образом на крупных столовых приборах (столовые ложки, вилки) стояло второе клеймо с цифрой 45, на более мелких предметах (чайных, десертных ложек и вилок) клеймо 35, поскольку меньше серебра понадобилось, чтобы обеспечить ту же толщину серебрения.
2. Ко второй системе, относились предметы, которые обычно приобретались отдельно или в парах. Они были отмечены клеймом с весом серебра на единичном предмете.
Такая немецкая система была принята многими европейскими странами.
Наиболее распространенные посеребренные изделия встречаются у такой крупной фабрики, как Fraget в Варшаве.
Фирма FRAGET (Фраже) - Польша 1824-1939
Название фирме “Фраже” было дано в честь основателя Иосифа Фраже (Josef Fraget, 1797-1867), организовавшего в 1824 году (когда административный Совет Царства Польского пытался создать местную промышленность) первую в Варшаве гальваническую лабораторию: гальваническим методом наносился слой серебра или золота на посуду из неблагородных металлов.
Спрос на изделия фабрики постоянно увеличивался, что принуждало обладателя увеличивать производство, которое в 1832 году достигло значительных для того времени размеров — 59486 карбованцев при 116 рабочих.
Во второй половине XIX века фабрикой руководил сын Йосифа Фраже - Юлиан, который все свои знания, художественный вкус, энергию посвятил развитию предприятия. Наследники сохранили название фирмы, ее магазины и склады были открыты в крупных городах Российской империи.
Фабрика за свои изделия получила сами высокие награды и медали на многочисленных выставках: право изображения государственного герба на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г., один grand prix, два почетных диплома, одно похвальное письмо, одна бронзовая медаль, четыре больших серебряных медали и семь больших золотых медалей, кроме этих наград и Иосиф, и Юлиан Фраже , были лично награждены. Фирма была поставщиком многих королевских дворов.
Вскоре слово "фраже" стало нарицательным, так и в наше время называют предметы для сервировки стола, изготовленные в Польше не только на фабрике Фраже, но и на фабриках Норблина (Norblin), Плевкевича (R. Plewkiewicz), Вернера (T. Werner), братьев Хеннеберг (Bracia Henneberg), братьев Бач (Bracia Buch), и других.
Недорогая посуда "под серебро", украшенная гравировками, литыми маскаронами и гирляндами, получила большое распространение в конце XIX - начале XX века, постоянно рекламировалась и была очень популярна вплоть до 1910-х гг.
Sterling weighted Плакирование серебра
Плакирова́ние (фр. plaquer — накладывать, покрывать), те́рмомехани́ческое покры́тие — нанесение на поверхность металлических листов, плит, проволоки, труб тонкого слоя другого металла или сплава термомеханическим способом.
Свежие комментарии