На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Религия и общество в Германии в 20 в.

В XX столетии в Германии произошли значительные изменения экономического,
политического и социального характера, повлиявшие на роль религии в обществе.
Важнейшими историческими событиями XX в. были первая мировая война (закончив-
шаяся революцией 1918 г.), захват власти нацистами, вторая мировая война 1939-
1945 гг., которая привела к расколу единого немецкого государства, последующее
объединение двух германских государств - ФРГ и ГДР - в единое государство
3 октября 1990 г. В соответствии с Веймарской конституцией, принятой в 1918 г.,
церковь в Германии была отделена от государства и официально перестала нахо-
диться под его прямым политическим влиянием. Однако тесные связи между госу-
дарством и церковью продолжали существовать: государство защищало права церкви,
церковь со своей стороны поддерживала государственную власть, граждане имели
право свободно исповедывать религию и основывать религиозные организации, кото-
рые признавались полноправными субъектами права; в законе было закреплено
преподавание религии в государственных школах; воскресенье определялось как
нерабочий день и день духовного попечения для всего населения страны' .

Однако декларация прав церкви и свобода вероисповедания в обществе не повлекли
за собой рост религиозности населения. Победа фашистской идеологии в Германии
связывается рядом немецких исследователей с падением в обществе христианских
ценностей и формализацией веры2. По мнению профессора философии Фридриха
Геера, победа фашистской идеологии стала возможной вследствие духовного вакуума,
существовавшего в Веймарской республике, который был заполнен псевдорелигией -
верой в фюрера и Германию3.

Нацистское правительство использовало церковную риторику в своих политических
целях. В речах идеологов национал-социализма наряду со Священным писанием про-
возглашались немецкая история как источник откровения, со Святым Духом связы-
валось ниспосланное свыше «арийское озарение души». Пропагандистский аппарат
представлял Гитлера вождем, спасителем и мессией немецкой нации4. Доктор Лей -
руководитель рабочего фронта, выступая 24 октября 1937 г. перед 18 тыс. рабочих в
Лейпциге, открыто называл учение Гитлера Евангелием немецкого народа5.

Национал-социалистическая пропаганда распространялась и на детей. Дети в
Кельне перед едой, которую раздавала «Национал-социалистическая организация
всеобщего народного благоденствия» (Nationalsozialistische Volkswohlfahrt), должны
были произносить следующую «молитву»:

«Fiihrer, mein Fiihrer, von Gott mir gegeben,

Beschiitz und erhalte noch lange mein Leben,

Hast Deutschland gerettet aus tiefster Not

Dir danke ich heute mein taglich Brot.

Bleib lange noch bei mir, verlass mich nicht.

Fiihrer, mein Fiihrer, mein Glaube, mein Licht»6.

«Фюрер, мой фюрер, ниспосланный Богом,

Защити и сохрани мою жизнь.

Ты спас Германию от великой нужды,

Сегодня я благодарен тебе за хлеб насущный.

Пребудь со мной как можно дольше, не покинь меня.

Фюрер, мой фюрер, моя вера, мой свет».

Публичные заявления Гитлера относительно церкви и религии были направлены на
увеличение числа его приверженцев. В книге «Моя борьба» («Mein Kampf») он особо
подчеркивал конфессиональный нейтралитет своего движения, характеризовал римско-
католическое и евангелическое вероисповедания как одинаково ценные для укрепле-
ния духа немецкого народа7. Национал-социалистическая демократическая рабочая
партия в 24-й статье своей программы провозглашала свободу в государстве всех
религиозных вероисповеданий, «которые не вредят его основе и не колеблют
нравственные и моральные устои немецкой расы». Партия заявляла о поддержке
«позитивного христианства» без отнесения себя к какой-либо конфессии. Категори-
чески отрицалось только то мировоззрение, которое именовалось «иудо-материалис-
тическим духом»8.

В то время как в публичных заявлениях Гитлер признавал равенство конфессий, а
его приверженцы стремились придать церкви национальный характер, в частных
беседах Гитлер говорил о том, что конфессии не имеют будущего, христианство и
немецкая раса несовместимы: «Возможно быть либо христианином, либо немцем.
Одновременно быть христианином и немцем невозможно»9. Нацистская идеология с ее
обожествлением немецкой нации находилась в непримиримом противоречии с
христианской идеей равенства всех людей перед Богом, независимо от этнической
принадлежности. Сторонники национал-социалистической идеологии, называвшие себя
немецкими христианами, таковыми по существу не были.

Гитлер для реализации своих интересов пытался устранить политическое влияние в
стране католической церкви и поставить под контроль церковь евангелическую.
Первую цель Гитлер достиг довольно быстро, заключив 20.07.1933 г. конкордат с
Ватиканом: Римско-католическая церковь получила защиту своих прав со стороны
нового государства, но зато отказалась от характеристики национал-социалистической
идеологии как нехристианской и враждебной церкви. Она безоговорочно признала
новую власть в Германии. Гитлер видел в заключении договора с Римом важный шаг
для упрочения своего режима.

Борьба за подчинение Евангелической церкви национал-социалистической власти
облегчалась за счет раскола в самой церкви. К ней принадлежали как «немецкие
христиане» - сторонники национал-социализма, так и враждебно настроенные по
отношению к фашистскому режиму верующие. Большинство членов церкви занимали
стороннюю позицию, стремились не высказывать своего мнения в борьбе между
церковью и государством. Для того чтобы поставить Евангелическую церковь под
контроль и сделать ее послушной новой власти, предпринимался ряд принудительных
мер: в отдельные земельные церкви были посланы государственные комиссары, новые
выборы церковных властей происходили под политическим нажимом, церковные
финансы были поставлены под государственный контроль, состав комитетов
земельных церквей назначался. Предпринятые меры завершились образованием в
1935 г. Государственного министерства по церковным делам. Епископ церкви
назначался Гитлером уже с 1933 г. Таким образом, в Германии фактически была
создана государственная Евангелическая церковь10.

Веру в Германию и фюрера поддерживали не только простые смертные, но и
многие высокообразованные люди, в том числе теологи. Лишь относительно немногие
священники и члены общин заметили опасность распространяемых в обществе идей и
сумели противостоять им11.

В XX столетии в Германии произошли значительные изменения экономического,
политического и социального характера, повлиявшие на роль религии в обществе.
Важнейшими историческими событиями XX в. были первая мировая война (закончив-
шаяся революцией 1918 г.), захват власти нацистами, вторая мировая война 1939-
1945 гг., которая привела к расколу единого немецкого государства, последующее
объединение двух германских государств - ФРГ и ГДР - в единое государство
3 октября 1990 г. В соответствии с Веймарской конституцией, принятой в 1918 г.,
церковь в Германии была отделена от государства и официально перестала нахо-
диться под его прямым политическим влиянием. Однако тесные связи между госу-
дарством и церковью продолжали существовать: государство защищало права церкви,
церковь со своей стороны поддерживала государственную власть, граждане имели
право свободно исповедывать религию и основывать религиозные организации, кото-
рые признавались полноправными субъектами права; в законе было закреплено
преподавание религии в государственных школах; воскресенье определялось как
нерабочий день и день духовного попечения для всего населения страны' .

Однако декларация прав церкви и свобода вероисповедания в обществе не повлекли
за собой рост религиозности населения. Победа фашистской идеологии в Германии
связывается рядом немецких исследователей с падением в обществе христианских
ценностей и формализацией веры2. По мнению профессора философии Фридриха
Геера, победа фашистской идеологии стала возможной вследствие духовного вакуума,
существовавшего в Веймарской республике, который был заполнен псевдорелигией -
верой в фюрера и Германию3.

Нацистское правительство использовало церковную риторику в своих политических
целях. В речах идеологов национал-социализма наряду со Священным писанием про-
возглашались немецкая история как источник откровения, со Святым Духом связы-
валось ниспосланное свыше «арийское озарение души». Пропагандистский аппарат
представлял Гитлера вождем, спасителем и мессией немецкой нации4. Доктор Лей -
руководитель рабочего фронта, выступая 24 октября 1937 г. перед 18 тыс. рабочих в
Лейпциге, открыто называл учение Гитлера Евангелием немецкого народа5.

Национал-социалистическая пропаганда распространялась и на детей. Дети в
Кельне перед едой, которую раздавала «Национал-социалистическая организация
всеобщего народного благоденствия» (Nationalsozialistische Volkswohlfahrt), должны
были произносить следующую «молитву»:

«Fiihrer, mein Fiihrer, von Gott mir gegeben,

Beschiitz und erhalte noch lange mein Leben,

Hast Deutschland gerettet aus tiefster Not

Dir danke ich heute mein taglich Brot.

Bleib lange noch bei mir, verlass mich nicht.

Fiihrer, mein Fiihrer, mein Glaube, mein Licht»6.

«Фюрер, мой фюрер, ниспосланный Богом,

Защити и сохрани мою жизнь.

Ты спас Германию от великой нужды,

Сегодня я благодарен тебе за хлеб насущный.

Пребудь со мной как можно дольше, не покинь меня.

Фюрер, мой фюрер, моя вера, мой свет».

Публичные заявления Гитлера относительно церкви и религии были направлены на
увеличение числа его приверженцев. В книге «Моя борьба» («Mein Kampf») он особо
подчеркивал конфессиональный нейтралитет своего движения, характеризовал римско-
католическое и евангелическое вероисповедания как одинаково ценные для укрепле-
ния духа немецкого народа7. Национал-социалистическая демократическая рабочая
партия в 24-й статье своей программы провозглашала свободу в государстве всех
религиозных вероисповеданий, «которые не вредят его основе и не колеблют
нравственные и моральные устои немецкой расы». Партия заявляла о поддержке
«позитивного христианства» без отнесения себя к какой-либо конфессии. Категори-
чески отрицалось только то мировоззрение, которое именовалось «иудо-материалис-
тическим духом»8.

В то время как в публичных заявлениях Гитлер признавал равенство конфессий, а
его приверженцы стремились придать церкви национальный характер, в частных
беседах Гитлер говорил о том, что конфессии не имеют будущего, христианство и
немецкая раса несовместимы: «Возможно быть либо христианином, либо немцем.
Одновременно быть христианином и немцем невозможно»9. Нацистская идеология с ее
обожествлением немецкой нации находилась в непримиримом противоречии с
христианской идеей равенства всех людей перед Богом, независимо от этнической
принадлежности. Сторонники национал-социалистической идеологии, называвшие себя
немецкими христианами, таковыми по существу не были.

Гитлер для реализации своих интересов пытался устранить политическое влияние в
стране католической церкви и поставить под контроль церковь евангелическую.
Первую цель Гитлер достиг довольно быстро, заключив 20.07.1933 г. конкордат с
Ватиканом: Римско-католическая церковь получила защиту своих прав со стороны
нового государства, но зато отказалась от характеристики национал-социалистической
идеологии как нехристианской и враждебной церкви. Она безоговорочно признала
новую власть в Германии. Гитлер видел в заключении договора с Римом важный шаг
для упрочения своего режима.

Борьба за подчинение Евангелической церкви национал-социалистической власти
облегчалась за счет раскола в самой церкви. К ней принадлежали как «немецкие
христиане» - сторонники национал-социализма, так и враждебно настроенные по
отношению к фашистскому режиму верующие. Большинство членов церкви занимали
стороннюю позицию, стремились не высказывать своего мнения в борьбе между
церковью и государством. Для того чтобы поставить Евангелическую церковь под
контроль и сделать ее послушной новой власти, предпринимался ряд принудительных
мер: в отдельные земельные церкви были посланы государственные комиссары, новые
выборы церковных властей происходили под политическим нажимом, церковные
финансы были поставлены под государственный контроль, состав комитетов
земельных церквей назначался. Предпринятые меры завершились образованием в
1935 г. Государственного министерства по церковным делам. Епископ церкви
назначался Гитлером уже с 1933 г. Таким образом, в Германии фактически была
создана государственная Евангелическая церковь10.

Веру в Германию и фюрера поддерживали не только простые смертные, но и
многие высокообразованные люди, в том числе теологи. Лишь относительно немногие
священники и члены общин заметили опасность распространяемых в обществе идей и
сумели противостоять им11.

Источник: O.B. Курило. РЕЛИГИЯ В СЕКУЛЯРИЗОВАННОМ ОБЩЕСТВЕ:

ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ В ЦЕРКОВНОЙ
ЖИЗНИ ГЕРМАНИИ В XX в. 

© 2000 г., ЭО, № 1

Картина дня

наверх