На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Перу: древние имперские культуры - Уари и Чимор

 

 В конце пятого века нашей эры в Центральных Андах монокультурные моноэтичные государственные образования прекращают свое существование, а на смену им приходит империя Уари, которая впоследствии оказала большое влияние на другие культуры и государства перуанского побережья. Империя Уари подчинила себе большую территорию, начинавшуюся от Кахамарки и заканчивающуюся у Сикуани. Центр Уари располагался в долине Аякучо. Незадолго до Уари в этой долине существовала культура Уарпа, поселения которой имели однокомнатные каменные дома, окруженные террасами земледельцев и оросительными каналами. Долина Аякучо периода Уарпа характеризуется наличием трех групп, каждая из которых имеет несколько крупных поселений, вокруг которых сосредоточены мелкие деревни. Культура Уарпа имела догосударственный уровень социальной организации. Была найдена керамическая посуда, украшенная горизонтальными и вертикальными полосами, а также прямыми и волнистыми линиями. Мастера  Уарпа украшали сосуды изображениями человеческих лиц с рисованными и скульптурными чертами.

 В начале второй половины первого тысячелетия происходит объединение поселков культуры Уарпа, и в результате на их месте получает свое развитие культура Уари, которая уже находилась на государственной стадии общественной организации. Начинает формироваться четырехступенчатая иерархия поселения Уари, которое представляло собой город площадью четыреста гектаров. Город Уари имел четкие границы кварталов, которые были окружены высокими ограждениями. Здания имели два или три этажа. Этот центр империи являлся государственной администрацией Уари, который осуществлял контроль над остальными селениями государства. Кроме главного центра в долине Аякучо, каждое сельское поселение и мелкие города также имели небольшой административный центр. В каждом из таких центров были найдены могилы высших слоев общества Уари, которые состояли из двух и трех ярусов в виде подземных камер, сделанных из тесаных каменных плит. В этих могилах были найдены золотые украшения и предметы быта, которые были специально оставлены при захоронении.

 В шестом веке новые религиозные верования кардинальным образом отразились на предметах искусства, которые изготавливали мастера империи Уари. В это время формируется пантеон, точнее его иерархическая система, где центральное место отводиться фронтально изображенному божеству с жезлом в руках, которое изображается с короной в виде лучей. Это божество сопровождают бегущие люди с головами животных и птиц, а рядом с ними изображены пленники и головы-трофеи. В целом религиозные образы Уари очень близки к титуанакским, что свидетельствует о том, что обе культуры произошли от Пукара. Но, тем не менее, существуют и устойчивые стилистические и иконографические отличия между двумя культурами. При раскопках нижнего города империи Уари был найден подземный храм, стены которого были сделаны из тесаного камня. Аналогичные религиозные сооружения были найдены и при раскопках древних городов Тиауанако и Пукары, что также подтверждает некоторую связь между этими культурами. Своих богов мастера Уари изображали на больших сосудах. Следует отметить, что существовал своеобразный ритуальный обряд, когда керамические сосуды с изображенными на них божествами преднамеренно разбивались и «хоронились» в специальных ямах. Антропоморфное божество также изображалось в виде статуй, которые были найдены в городище Уари.    

 В седьмом и восьмом веке территории империи Уари заметно расширяются и включают в себя большую часть современного горного Перу. В то время города империи соединялись системой дорог, которые затем использовались и инками. На границах империи были построены два крупных административных центра – Виракочапаипа, площадью тридцать три гектара на севере и Пикильякта, площадью сорок два гектара на юге. Оба города были тщательно спланированы и разделены на сектора. В этих опорных пунктах империи Уари археологами были найдены целые дворы, площади и многочисленные помещения, а стены, которые разделяли районы города, имели высоту более пяти метров.

 Религиозные представления империи Уари распространились и на другие культуры перуанского побережья. В подавляющем большинстве случаев это проявляется в орнаментике найденной посуды. Так на юге побережья Перу в бассейне реки Оконья было найдено несколько традиционных для Уари «захоронений керамики». Также здесь были найдены керамические сосуды с изображенными на них лицами. Тем не менее, других памятников культуры Уари на южном побережье найдено не было. На раскопках, проходивших в районе центрального участка перуанского побережья, также были найдены остатки сосудов, на которых изображались человеческие головы, кондоры и пумы. А также фигуры антропоморфного божества. Несмотря на тесную связь орнаментики двух культур, иконография образов, изображенных на сосудах, найденных в этом районе, заметно отличалась от уарийской.

 Империя Уари оказала влияние огромное влияние на культуру более поздних империй, одной из которых была империя Чимор. Государству Чимор соответствовала археологическая культура Чиму, которая сложилась в центральных долинах Перу параллельно с культурами Сикан и Касма. Столицей империи Чимор был город Чан-Чан, расположенный в долине Моче. Ранее на этом месте располагался центр мочикской империи. Чан-Чан имел несколько кварталов. Здесь проживали бедняки, кварталы которых состояли из глинобитных хижин и не имели четкой упорядоченной планировки. Наряду с этим в городе также были и резиденции знатных и зажиточных граждан. В центре Чан-Чана находились огромные, площадью до десяти гектаров компаунды, девятиметровые стены которых состояли из сырца. Ширина их основания составляла пять метров. Вход в сьюдаделу находился с северной стороны, где в нишах были расположены деревянные статуи божеств, выполняющих роль стражей.
 
 
Чан Чан. Стены сьюдаделы Тшуди.

Чан Чан. Стены сьюдаделы Тшуди.

 

 

Сырцовые стены сьюдадел были покрыты рельефными узорами «коврового» стиля, состоявшими из повторяющихся изображений божеств и мифологических стен, геометризированных фигур птиц, рыб и животных. Встречаются и чисто геометрические орнаменты - ступенчатые мотивы, спирали. Архитектурный декор стилистически тесно связан с орнаментикой текстильных изделий, которые также встречаются среди археологических находок.

 

Чан Чан. Стена сьюдаделы Тшуди с фризом из плывущих рыб

Чан Чан. Стена сьюдаделы Тшуди с фризом из плывущих рыб

 

Чан Чан. Фриз с плывущими рыбами на стене сьюдаделы Тшуди. Центральная Церимониальная Площадь.

Чан Чан. Фриз с плывущими рыбами на стене сьюдаделы Тшуди. Центральная Церимониальная Площадь.

 

 

 
Сьюдаделы делились на три части. В северной части были расположены большая кухня, разнообразные хранилища и двор с колодцем, а также административные сооружения. Северную и центральную части сьюдаделы соединял проход в поперечной стене. В центральной части здания были расположены погребальные камеры, сделанные в сырцовой платформе. Здесь, как и в северной части сьюдаделы, также располагались двор с колодцем, кухня, хранилища и небольшие административные сооружения. В южной части сьюдаделы располагались жилые и хозяйственные постройки. Такое сооружение представляло собой дворцовый комплекс, северная часть которого служила хранилищем для продуктов, которые собирались с собственных полей и подвластных Чан-Чану территорий. В погребальной платформе находились гробницы, в которых были захоронены правители Чан-Чана и их родственники и близкие. Эта часть комплекса носила религиозный характер.
Чан Чан. Церемониальная площадь сьюдаделы Тшуди.

Чан Чан. Церемониальная площадь сьюдаделы Тшуди.

 

 

Чан Чан. Стена Церимониальной Площади сьюдаделы Тшуди.

Чан Чан. Стена Церимониальной Площади сьюдаделы Тшуди.

 

В южной части сьюдаделы жил правитель города вместе со своей семьей, многочисленной свитой и обслуживающим персоналом. Примечательным является факт того, что после смерти очередного правителя Чан-Чана его хоронили в сьюдаделе, после чего ее оставляли. Для нового правителя возводился новый дворцовый комплекс. Именно этим и объясняется достаточно большое количество сьюдаедел в Чан-Чане.
 
 
Чиму. Сосуд

Чиму. Сосуд

 

 

Чиму. Сосуд

 

 

 

 

Чиму. Сосуд

 
Чиму. Нож для жертвоприношений

Чиму. Нож для жертвоприношений



 Вокруг Чан-Чана были расположены многочисленные поля, на которых выращивали различные культуры. Эти поля орошались благодаря использованию сложных ирригационных систем, в состав которых входили магистральные акведуки и сеть оросительных каналов. Крупнейшим акведуком являлся Ла-Кумбре, который переносил воду из реки Чикама в долину Моче. Но под влиянием тектонического поднятия литосферных плит побережья Тихого океана оросительные системы империи Чимор постепенно приходили в негодность. Поэтому периодически они перестраивались, что также приводило к неуклонному сокращению площади посевных земель. Для обеспечения работы ирригационной системы в ее узловых пунктах создавались небольшие по площади поселения, которые представляли собой административные центры, которые также контролировали работы на полях и отвечали за доставку продуктов земледельческой деятельности в центральные хранилища главного административного центра империи Чимор Чан-Чана.

 На стенах дворцовых комплексов, выполненных из камня-сырца, империи Чимор археологами были обнаружены рельефные узоры, которые периодически повторялись. Здесь были изображены божества, фигуры животных, птиц и рыб, а также геометрические орнаменты – ступени и спирали. Орнамент архитектурных сооружения империи Чимор также встречается и на текстильных изделиях,  найденных в древнем городе. Аналогично были украшены и красноглиняная и чернолощеная посуда. Мастера Чимор изготавливали высокие бутыли с стремявидным горлом, переняв эту форму сосуда у мочикских мастеров. Также были найдены сосуды с мостовидной ручкой, которые были украшены небольшими скульптурными фигурками обезьян и птиц, размещенных у горла сосуда. В Чимор также изготавливали керамическую и металлическую посуду, с вытесненными на ней различными изображениями.

 До тринадцатого века империя Чимор развивалась на территории центральных долин Моче и Чикамы. Но затем границы империи расширились за счет подчинения земель от долины Санта на юге и до Санья на севере. Меньше чем через сто лет империя Чимор расширилась еще больше, и занимала площадь от Лече до Форталесы, расположенной на южной границе государства. В середине пятнадцатого века империя Чимор простиралась от Тумбесы до Лимы. Большинство населения империи, проживающее между долинами Сикан и Чиму, разговаривало на языке мучик. На территории южнее Моче до долины Чльон использовался язык кингнам, а в северных землях империи разговаривали на языках ольмос и сек. Таким образом, на территории империи Чимор, которая протянулась на тысячу триста километров вдоль перуанского побережья, проживало родственное и иноэтичное население.

 В Чимор существовала четырехступенчатая иерархия поселений. Управление империей осуществлялось из столицы Чан-Чана, где были сосредоточены главные государственные хранилища сельскохозяйственных продуктов, а также продукции ремесленников. В завоеванных продукциях существовали вторичные центры, как например Фарфан и Манчан в долинах Хекетепике и Касма. Эти административные центры были схожи с Чан-Чаном – в них также располагались хранилища, погребальные платформы для захоронения знати, а также административные помещения и компаунды с аудиенсиями.  Третью ступень иерархии поселения империи Чимор занимали административные центры, управляющие сельскими районами. Последнюю ступень в иерархии занимали небольшие поселения с одним административным компаундом. Экономическая система империи Чимор основывалась на концентрации остаточного прибавочного продукта, которых хранился в государственных хранилищах, а затем перераспределялся среди населения в виде товаров. Население империи, за исключением знати, несло обязательную трудовую повинность, выполняя различные работы при строительстве каналов, дворцов и разнообразных сооружений.

 Империя Чимор была завоевана инками во второй половине пятнадцатого века, просуществовав, таким образом, около шести веков.

Картина дня

наверх