На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Сатурналии

Культ Сатурна (Saturnus) -  италийского божества, которое сами римляне считали богом растительности, посевов (Varr.V.64; Macrob.Sat. I.10.10), возможно, также начала солнечного года, умирающей и воскресающей природы.

Уже в глубокой древности ему был посвящен алтарь на Форуме, а в 497 г. до н.э. построен храм, бывший также государственной казной. Его паредре Луа Сатурна  (Lua Saturni) посвящалось оружие убитых врагов (Aul.Gell. XIII.23.3), как иногда считают, следуя античной традиции (Liv.VIII.1; Serv.Aen.III.139), для искупления пролитой крови и предотвращения ее вредоносного воздействия (оружие с этой целью сжигали, т.е. очищали его от ритуальной нечистоты широко распространенным у разных народов средством - огнем). В прошлом некоторые исследователи, опираясь на народную этимологию, связывали имя С. с индоевропейским корнем *sat - сеять. Однако в настоящее время большинсво ученых отвергают эту гипотезу, хотя другого сколько-нибудь убедительного толкования не предложено. Ряд ученых считает С. древним италийским божеством посевов и шире - божеством плодородия

Согласно мифу, С. был одним из первых царей Лация, cоправителем Януса и, кроме того, "культурным героем", научивших латинян (порожденных "древесным Янусом") земледелию, виноградарству и цивилизованным формам жизни, отчего Италия и стала называться "землей С." (Serv.Aen. VIII.319,322; Macrob.Sat. I.7%36-37). Позднее (по-видимому, в IV-III вв. до н.э.) С. был отождествлен с греческим Кроносом-Хроносом - божеством, пожирающим своих детей, а также неумолимым временем, имеющим (подобно ряду других богов) эпитет Invictus - непобедимй.О 

Одновременно  С.-Кронос считался владыкой "Золотого века" - эпохи всеобщего равенства и изобилия. Тогда же, очевидно, под влиянием греческой мифологии и италийских представлений сложилась версия, согласно которой, после смерти Урана  верховного правителя Лация, началась борьба между его сыновьями - Титаном и С., женившимся на своей сестре Опс (одной из италийских богинь земли, позднее отождествленная с греческой Реей). С. поддерживали их мать Веста и сестры Опс и Церера. Титан, чувствуя свою слабость, согласился уступить С. верховную власть, поставив условие, что С. будет убивать своих детей, а после его смерти власть перейдет к потомкам Титана. С. согласился на это, но Опс тайно передавала родившихся мальчиков - Диспатера, Юпитера и Нептуна на воспитание Весте.  Узнав об этом, Титан захватил и заточил С. и Опс на о.Крит. Выросший Юпитер победил Титана и освободил родителей. Однако С., узнав от оракула, что Юпитер может убить его, попытался опередить в этом сына, но потерпел поражение и бежал в Италию. Родство С. с Опс и Церерой  - италийскими богинями земли и плодородия, древнейшими хтоническими

божествами - в этом варианте мифа также может указывать на его первоначальную связь с земледельческим культом.

В эпоху Империи С. считался одним из главнейших божеств, почитавшимся в паре с Опс как Небо и Земля (Var. L.L. 5:57-65); его также почитали отцом великих богов, но в тоже время их пожирателем - неумолимым временем, иногда изображавшимся с серпом как символом все уничтожающего времени. Это последнее толкование, очевидно, возникло под влиянием греческой мифологии; не исключено однако, что серп был издревле атрибутом С. как божества, связанного с земледелием. О С. как о сельском божестве или об обожествленном правителе, почитавшем древнейших римских сельских богов, говорит и Вергилий (Verg. Georg. II.490). В эпоху поздней Империи  иногда считалось, что Солнце управляет ходом времени, и С.-Хронос нередко отождествляли с Солнцем (Macrob. Sat.I. 22.8). 

О первоначальных формах культа С. практически ничего не известно. Из римских надписей явствует, что в некоторых италийских городах существовали особые объединения, приносившие дары С. (CIL. V. 5068). Но в целом посвящения С. встречаютя довольно редко. Празднества, посвященные С., - сатурналии - были, по преданию, учреждены царем Туллием Гостилием, но об их первоначальном характере также ничего не известно. Вторично сатурналии были введены в III в. до н.э. по образцу греческих кроний (Liv. XVII.1.19). Сатурналии начинались 17 декабря и впоследствии растянулись на несколько дней, до дня зимнего солнцеворота - bruma, который был их кульминацией. Сатурналии имели синкретический характер: в них сохранилсь элементы древней земледельческой обрядности, солярного культа, очистительной магии. Однако постепенно сатурналии все более воспринимались как временный возврат на землю "золотого века" Сатурна, как вселенское обновление, находившееся в тесной связи с рождением нового Солнца. 

Сатурналии были как общегосударственным, так и домашним праздником: оии открывались торжественным жертвоприношением перед храмом С. На домашних алтарях в первый день праздника в жертву богу приносили свинью. Во время сатурналий прекращали все виды работ, в том числе общественных, освобождали от колодок узников, прекращали тяжбы, мирились друг с другом, открывали все двери храмов и домов, ласково принимая в них путников; прохожие могли пользоваться выставленными на улицу вещами. Рабы имели право в одежде свободных и с пилеями (знак свободного человека) сидеть за общим столом со своим господами, в то время как римские граждане, сбросив тоги, прислуживали им. Устанавливалась определенная форма фамильярного контакта, в заметной степени свободного от норм общепринятого этикета. В дни сатурналий устраивали различные ристания, гладиаторские бои, игры, в т.ч. такие, которые в другое время смотреть не разрешалось.

Сатурналии сопровождались  безудержным весельем, смехом, носившим амбивалентный и в то же время универсальный характер (ликующий и насмешливый), шутками, в том числе и непристойными (хотя в целом черты эротики в сатурналиях отсутствовали), праздничными шествиями со свечами. В городе господствовала стихия карнавала с характерной для него логикой обратности, перемещения верха и низа, уравниванием сословий, смеховой стихией.

В последний день сатурналий - sigillaria - повсюду продавали фигурки богов, людей, животных, сделанные из теста, терракоты, воска (по-видимому, пережиток древнейших умилостивительных жертвоприношений), которыми обменивались или просто дарили друг другу, особенно детям. Впоследствии, по мнению некоторых исследователей, этот обычай сохранился в рождественской обрядности. Под названием Брумалий сатурналии довольно долго праздновали в Византии.

За пределами Рима культ С. получил распространение только в Северной Африке, где иногда происходила его контаминация с почитанием местных Баалов. 

 

Литература: Немировский А.Н. Идеолгия и культура раннего Рима. Воронеж, 1964; Штаерман Е.М. Социаьные основы религии Древнего Рима. М., 1987; Dumezil G. La religion romaine archaique. P., 1956; Clavel-Leveque M. Empire en jeux. Espace symbolique et pratique sociale dans le monde romain. P.,1984.

 

 

 

 

Картина дня

наверх