На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Особенности принятия воинской присяги в 19м,начале 20 века.Как трансформировался текст воинской присяги в России от монархии до наших дней.

 

  •  
Как трансформировался текст воинской присяги в России

 

Военная присяга - торжественное обещание, даваемое каж­дым военнослужащим (гражданином) при призыве или поступле­нии на военную службу; является важным правовым и морально-политическим актом, становясь для военнослужащего законом, подлежащим неукоснительному исполнению. Текст присяги обыч­но устанавливается в законодательном порядке, а само содержа­ние и ритуал принятия присяги отражают исторические и нацио­нальные традиции страны и её вооружённых сил.

В Российской импе­рии ритуал принятия во­енной присяги обстав­лялся как «торжественный обет», даваемый каждым вои­ном при вступлении на служ­бу в верности монарху и Оте­честву, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обя­занностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных ме­стах в присутствии духовен­ства и военного начальства, при знамёнах или штандартах с целованием креста и свято­го Евангелия.

 

Присяга в русской императорской армии

 

"Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ [Имя и отчество], Самодержцу Всероссийскому, и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского Престола НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА государства и земель Его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Об ущербе же ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мной начальникам во всем, что к пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание, и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать; от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному (офицеру или солдату) надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение же сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь."

 

В Рекрутском уставе 1831 года в ст. 396 отмечалось, что «рекруты, окончатель­но рекрутским присутстви­ем принятые, немедленно по окончании каждого заседа­ния приводятся к присяге ду­ховными лицами того вероисповедования, к коему при­надлежат, и на языке, который им известен»1. Таким обра­зом, присягу молодые люди, поступавшие на военную службу, должны были прини­мать в тот же день, когда со­стоялось решение об их при­зыве, и в тех местах, где и шёл этот призыв. Однако из это­го правила были исключения. В случае если рекрут отказы­вался по тем или иным причи­нам принимать присягу, его брали на службу и отправля­ли в воинскую часть без при­сяги, особо отмечая этот факт в формулярных списках.

1 Устав Рекрутский 1831 года. М., 1831. С. 19.

Впоследствии эти лица при­нимали торжественный обет, текст которого в основном повторял текст присяги, ис­ключались лишь упоминания о Всемогущем Боге и Свя­том Евангелии, о целовании креста, т.е. слова, присущие православному вероиспове­данию. По такому же прин­ципу готовились тексты при­сяги для лиц других конфес­сий, при этом и ритуал при­нятия присяги (торжествен­ного обета, клятвенного обе­щания) отличался от обще­принятого.

В феврале 1904 года вышло высочайшее повеление о по­рядке приведения к прися­ге финских новобранцев «без содействия духовных лиц, не­посредственно чрез подлежа­щее высшее начальство... при самом приёме их на службу в местах призыва...»4.

4 Полное собрание законов Рос­сийской империи. Собрание 3-е. Т. 24. СПИ., 1907. С. 127.

В фондах государственно­го архива Омской области хранится форма клятвенно­го обещания, которое давали поляки, участники восстания в Польше в 1830 году. В данном случае речь идёт о тек­сте присяги, которую должны были давать поляки, приняв­шие православие и взятые на службу в сибирские казаки в 1831 году.

Смысл этого «клятвенно­го обещания» заключался в том, что человек, принимав­ший его, обещался всемогу­щим Богом служить Всепресветлейшему нашему Госуда­рю Императору и Царю верно и послушно5.

5 Государственный архив Ом­ской области (ГА ОО) Ф. 67. Оп. 1. Д. 252. П.548, 548 об.

Свои особенности приня­тия военной присяги были и у мусульман, или, как тогда было принято говорить, маго­метан. Так, в циркуляре Глав­ного морского штаба № 27 от 27 января 1900 года указыва­лось, что при приведении к военной присяге мусульман следует руководствоваться Сводом военных постановле­ний от 23 ноября 1899 года № 11608 (книга 6, статья 34). В примечаниях к ст. 34 гово­рилось: «Поступающие в во­енную службу магометане приводятся к присяге по при­ложенной к сей статье особой форме на том из принятых в оной пяти языков6, какой из­вестен присягающему.

6 В Своде военных постановлений 1869  года были представлены тек­сты присяги на пяти языках, кото­рые предназначались для мусуль­ман: на джагатайско-татарском на­речии: на адербиджано-тюркском наречии; на персидском языке;  натурецком языке; на арабском язы­ке. Каждая из пяти названных при­сяг давалась в трёх вариантах: на на­циональном языке; русскими буква­ми на национальном языке; перевод текста присяги на русский язык. См.: Свод военных постановлений за 1869 год. Кн. 6. Комплектование войск и управлений, заведений и учреждений военного ведомства. 2-е изд. СПб., 1907. Приложение. С. 55-74.

Порядок приведения маго­метан к присяге следующий:

1) присягающий должен во время присяги держать два перста правой руки своей на раскрытом алкоране [Кора­не], повторяя слова присяги, которыя ему читает духовное лицо магометанское веры, и по окончании клятвы цело­вать слова алкорана;

2) лица, наряжаемые для присутствия при принятии присяги, обязаны:

а) поверять правильность выполнения оной по столб­цу вышеупомянутой формы, в которой татарские или дру­гого восточного языка слова присяги изображены русски­ми буквами и

б) наблюдать, чтобы духов­ные лица магометанской веры во время чтения присяги, а в особенности при окончании оной, отнюдь не произносили фразы на арабском инвша аллах, а по-татарски: аллах-тилясе (т.е. воли Богу угодно), а также не переменяли свое­го места и положения, и чтобы после каждого продолжитель­ного с  их стороны перерыва чтения, как то: кашля, обморо­ка и прочее, они возобновляли чтение присяжного листа;

3) в тех местах, где не окажется духовного лица маго­метанской веры, приведение к присяге магометан долж­но быть возлагаемо на кого-либо из мусульман грамот­ных, а если присягающий сам грамотен, то ему самому пре­доставляется [право] читать слова присяги. За неимени­ем же грамотных мусульман и за безграмотностью приводи­мого к присяге лицо, наряжа­емое для привода его к оной, должно читать ему слова при­сяги, написанные русскими буквами» 7.

7 См.: Морской сборник. 1894. № 11. С. 15, 16, 18, 19.

В рассматриваемом до­кументе обращают на себя внимание два важных, на наш взгляд, момента. Во-первых, текст присяги для магометан разрешается чи­тать не только духовному лицу, но и просто грамотно­му человеку, знающему язык, в том числе и самому прино­сящему присягу; во-вторых, не требуется от лица, кото­рое приводит новобранцев-магометан к присяге, само­му давать какие-то подписки или заверения в правильно­сти исполнения этого обря­да, что, конечно же, свиде­тельствует об уровне дове­рия властей к тем, кто при­нимал эту присягу или при­водил к ней своих соотече­ственников.

 

Читателю, види­мо, интересно будет ознако­миться с выдержкой из текста присяги, разработанного для рекрутов еврейской нацио­нальности и опубликованного в 1838 году в Своде военных постановлений.

«Форма обряда присяги ре­крут из евреев

Ст. 1. Для присяги еврей­ского рекрута назначаются свидетели:

а) со стороны гражданского начальства, стряпчий и член магистрата и ратуши,

6) со стороны евреев по­требное число почётных... ко­торое бывает не менее деся­ти. Сверх сего должны быть те люди и в том числе, как у них бывает при суде, называемом Бес-Дин.

Ст. 2. Присяга еврейских рекрутов должна быть со­вершаема в синагоге или школе, в которых отправ­ляется еврейское бого­служение, над священною книгою (Сефир Торою).

Ст. 3. Сия книга должна быть одна из тех, по которым чита­ется священный закон во время еврейского богослужения.

Ст. 4. Если губернское прав­ление не удостоверено, что будет употребляема для при­сяги книга, не имеющая ника­кого недостатка, то может, во время богослужения прежде присяги, приказать запеча­тать ту, по которой евреи чи­тают закон.

Ст. 5. Присяга совершает­ся в субботу и в другие еврей­ские праздничные дни.

Примечание: губернское правление имеет реестр праздничных дней, в которые присяга запрещается евреям.

Ст. 6. Рекрут приводится к присяге раввином, но не тем, который находится в чис­ле свидетелей, а особенным, утверждённым от начальства и не дающим сомнения о по­виновении законам государ­ства.

Ст. 7. Раввин должен быть того же учения (секты), к ко­торому принадлежит приводимый к присяге еврей.

Ст. 8. Прежде нежели рав­вин приступит к исполнению обрядов присяги, стряпчий делает приличное ему внуше­ние о его обязанности в сем случае.

Ст. 9. Потом приводящий к присяге раввин читает и под­писывает удостоверение по прилагаемой при сем форме, что он исполнит свою обязан­ность в точности.

Ст. 10. После сего раввин читает приводимому к при­сяге рекруту увещевание по прилагаемой форме. <...>

Ст. 17. Стряпчий и член ма­гистрата или ратуши имеют форму присяги на еврейском языке, писанную русскими буквами, и поверяют каждое слово, произносимое равви­ном и рекрутом.

Примечание. Для наблюде­ния за точностью в обрядах, совершаемых на еврейском языке, употребляются сверх свидетелей благонадёжные крещёные евреи или знаю­щие хорошо еврейский закон христиане, если губернское правление имеет в виду тако­вых людей.

Ст. 18. Присяжный лист под­писывается раввином и все­ми свидетелями, христиана­ми и евреями, и представля­ется стряпчим в казённую па­лату.

Примечание. Присяжные листы должны быть печатны­ми.

Ст. 19. В заключение обряда еврей, назначенный для сего особо, трубит в рог Шофер четырьмя разными тонами.

Ст. 20. После присяги ре­крут отдаётся военному чи­новнику под расписку. Стряп­чий представляет оную казён­ной палате»2.

2 Свод военных постановлений. Ч. 2, Устав о службе по военному ведомству вообще. Изд. 2. СПб., 1907, Приложение IX. С. 10-12.

Среди священнослужите­лей разных конфессий, кото­рые должны были приводить к присяге рекрутов, только от раввина требовали свиде­тельство о том, что свои обя­занности при принятии при­сяги рекрутом-евреем он ис­полнит в полном соответ­ствии с законом.

При этом раввин клялся, что «если с моей стороны что бу­дет допущено с намерением для ослабления присяги, да­ваемой рекрутами-евреями, то, во-первых, проклятие Божие да постигнет меня с се­мейством моим и весь народ Израильский как клятвопре­ступников; во-вторых, сим изъявляю готовность подвер­гнуться наказанию по зако­нам за таковое моё преступление»3.

3 Свод военных постановлений. Ч. 2, Устав о службе по военному ведомству вообще. Изд. 2. СПб., 1907, Приложение IX. С. 10-12.

Законом предусматрива­лось, что раввин обязательно должен поставить свою под­пись под этим удостовере­нием, прежде чем он присту­пит к процедуре приведения рекрутов-евреев к присяге.

Интересно отметить, что в годы Русско-японской вой­ны 1904-1905 гг. в военных действиях против неприяте­ля участвовали не только сол­даты регулярной армии, но и отряды добровольцев, в том числе и дружины, сформи­рованные на Сахалине из каторжан, которые сами, до­бровольно, выразили жела­ние защищать свою страну от врага. Современники отмечали, что военную службу эти дружины несли мужественно и достойно, но при этом никакой присяги не принимали8.

8 П.В. Командировка на Саха­лин в 1905 году // Военный сбор­ник. 1907. № 4. С. 199.

В структуре Военного ми­нистерства имелись различ­ные комиссии, комитеты, собрания, которые решали определённые задачи. Весь­ма важную роль играл Глав­ный комитет по устройству и образованию войск, в ком­петенцию которого входили и вопросы, так или иначе от­носившиеся к принятию при­сяги. В 1882 году большин­ство членов этого комитета придерживались того мне­ния, что «было бы более це­лесообразным, чтобы моло­дые люди присягали уже в ча­стях войск... Присяга в глазах того начальства, с которым молодой солдат должен про­ходить последующую службу, и под знаменем части, с ко­торой ему, может, предсто­ит идти в бой, получит гораз­до большее значение в глазах молодого солдата и побудит его отнестись к присяге со­знательнее...»9.

9 Отчёт Главного Комитета по устройству и образованию войск с октября 1880 по 1 января 1883 г. СПб., 1883. С. 32.

В конечном итоге эта точ­ка зрения победила, но при­нятие присяги в рекрутских или воинских присутствиях продолжало практиковать­ся, особенно на территориях слабо заселённых. Так, в ме­муарах сибирских чиновни­ков иногда можно найти опи­сания того, как у них проходи­ло принятие присяги. «Про­шло несколько дней: с городом и двумя волостями мы покончили. Принятые приве­дены к присяге и все отпу­щены по домам с свидетель­ствами до 10 января. Поря­док присяги, раздачи свиде­тельств и речи председате­ля к новобранцам, предупреждаемым вести себя хорошо, ибо за проступок они отве­чают уже как солдаты, своей торжественностью произво­дят сильное впечатление на молодых людей. У многих по­являются ещё во время при­сяги слёзы умиления. Народ наш любит вообще торже­ственность и сильно электри­зуется ею»10.

10 Зинин Н. Воспоминания из сибирской жизни 1887-1892 гг. СПб., 1895. С. 61.

В целом получалось так, что в 80-х годах XIX века новобранцам приходи­лось принимать прися­гу дважды: первый раз в месте призыва, второй - в своей воинской части. Дважды приходилось прися­гать и лицам, дослужившим­ся до первого офицерского чина: второй раз уже в каче­стве офицера.

Вот как происходило принятие присяги в воин­ской части. «Новобран­цы присягают... вторич­но при прибытии в части войск и усвоении понятий о значении солдата, зна­чении присяги, знамени и воинской дисциплины; эта вторая присяга даётся при знамёнах... Для этого перед аналоем с крестом и Еван­гелием ставится знамено­сец, приносящий [прися­гу], держась одной рукой за знамя и подняв другую кверху, произносит вслед за священником слова присяги, обет в верности го­сударю и Отечеству и в не­пременном повиновении воинским законам, после чего целует крест и Еванге­лие и подписывает присяж­ный лист» 11. Для лиц других конфессий, как уже отме­чалось, целование креста и Евангелия отменялось.

11 Энциклопедия военных и морских наук. СПб., 1893. Т. 6. С. 181.

Следует подчеркнуть, что принятие первой при­сяги многие считали весь­ма важной мерой, так как «люди слабохарактерные могут быть увлечены мыслею ускользнуть от повинности, выпадающей на их долю», поэтому незамед­лительно, производя меди­цинский осмотр, годных за­числяли на военную службу и сразу же принимали от них присягу, чтобы «поло­жить конец внутреннему ко­лебанию в человеке»12.

12 Безбородое М. Несколько слов по поводу призыва новобранцев // Военный сборник. 1875. № 11. С. 122.

Принятию присяги в воинских частях обыч­но предшествовала бе­седа с молодыми солдата­ми, которую проводили или командир, или военный свя­щенник. Смысл такой бесе­ды заключался в том, что­бы подготовить молодых солдат к столь важному мо­менту, как принятие второй присяги и их перевод в об­щий строй воинской части. В февральском номере «Вест­ника военного духовенства» за 1891 год объяснялось, о чём должна идти речь во время таких бесед: «Насто­ящими же воинами, то есть такими, которых Отечество может считать верной охра­ной и защитой родного царя нашего, а с ним и всего Его Государства, вы сделаетесь только завтра, когда при торжественной обстанов­ке, в присутствии ваших на­чальников произнесёте при­сягу пред Снятым Еванге­лием, Крестом Господним и Знаменем... Покорность Го­сударю и безропотное по­виновение начальству - вот две главные и важней­шие ваши обязанности. Кто исполняет эти обязанно­сти, тому легко исполнить и все остальные обязанно­сти, касающиеся военной службы»13.

13 Внебогослужебная беседа с молодыми воинами накануне принятия ими присяги // Вестник военного духовенства. 1891. № 2. С. 35.

Правда, не все затем эту службу хотели нести. Побе­ги рекрутов, как и дезертир­ство, стали весьма распро­странённым явлением в ар­мии в XIX веке. В Рекрутском уставе 1831 года в статье № 170 так предписывалось поступать с теми, кто бежал или пытался бежать: «Бе­глец, рекрут по наказании его [розгами до 100 ударов] приводится вновь к присяге и идёт в партии под особен­ным наблюдением». В следу­ющей статье того же устава было сказано: «Если рекрут, учинивший побег в первый раз, явится из бегов обратно в партию сам, то он остав­ляется без всякого наказа­ния, с приводом токмо вновь к присяге и с отметкой сего в списках»14. Таким образом, некоторые «отличившиеся» рекруты ещё до прибытия в воинские части уже могли несколько раз быть дважды, а то и несколько раз приведены к присяге.

14 Устав Рекрутский 1831 года. С. 34.

В памятной книжке, пред­назначенной для нижних чи­нов русской армии, составленной в виде вопросов и от­ветов в доступной для солда­та форме, присяге отводилось весьма значимое место:

«Что такое присяга солда­та?

- Присяга есть клятва, данная пред лицом Божием на кресте Спасителя и на Святом  его   Евангелии, слу­жить Богу и Государю верою и правдою; беспрекословно повиноваться начальникам, терпеливо сносить труды, хо­лод, голод и все нужды сол­датские; не щадить и послед­ней капли крови за Государя и Отечество, смело и весело идти в бой за царя, Русь Свя­тую и Веру православную.

            - Чем вознаграждается исполнение присяги?

            - Кто верен святой присяге и положит живот свой  на поле сражения, тому от Бога Царство Небесное, а кто во­ротился с войны жив, тому слава и милость Государе­ва. Смелым владеет Бог, и от него ничего не скроешь, тру­су и изменнику святой прися­ги грозный судия Бог. Нет по­щады подлому беглецу ни на белом свете, ни на страшном суде Божием»15.

15 Памятная книжка для нижне­го чина. О том, что каждому сол­дату надобно знать и в точности исполнять. Свод военных поста­новлений. Ч. 3. Кн. 1. Наказ вой­скам. Приложение 11. СПб., 1859. С. 495.

С учётом того, что при смене монарха на россий­ском престоле необходимо было принимать присягу но­вому царю, этот ритуал со­блюдался и в действующей армии. Именно такая ситу­ация сложилась во время Крымской войны. 18 февра­ля 1855 года скончался Николай I, на следующий день императором был объявлен его старший сын Александр II. Телеграфа в Севастопо­ле ещё не было, поэтому войска о кончине импера­тора узнали лишь 1 марта. По воспоминаниям одно­го из участников Севасто­польской обороны, «вой­ска тихо приняли это изве­стие и сейчас присягнули законному наследнику цар­ства. Во время панихиды и присяги неприятель выки­нул белый флаг и не стре­лял...»16. Это говорит о том, что в те времена противники с уважением относились к воинским традициям друг друга.

16 Степанов М. Севастопольские записки 1854, 1855 и 1856 годов // Военный сборник. 1905. № 6. С. 43.

Понимая, что присяга явля­ется серьёзным нормативно-правовым актом и играет огромную роль в жизни во­еннослужащих, именно на неё нацелили свою критику противники самодержавия в годы Первой русской рево­люции 1905-1907 гг., стре­мясь привлечь солдат и ма­тросов на свою сторону. При этом в ход были пущены раз­ные формы и методы рабо­ты в военной среде. Больши­ми тиражами печатались ли­стовки революционных орга­низаций, адресованные сол­датам, казакам, матросам. В этих изданиях доступным языком излагалась мысль о том, что нижних чинов обма­нывают все: командиры, во­енные священники и, конеч­но же, правительство, тре­буя от них безусловного вы­полнения присяги, данной при поступлении на военную службу.

В свою очередь и про­правительственные силы, встревоженные заметны­ми колебаниями и участив­шимися случаями непови­новения нижних чинов ар­мии и флота, а также уча­стием военнослужащих в на­родных выступлениях, так­же активизировали свою де­ятельность, стремясь сохра­нить контроль над армией, без участия которой невоз­можно было бы остановить натиск революции. В «Вест­нике военного духовенства» стали регулярно публико­ваться статьи военных свя­щенников о необходимости борьбы с революционерами и разного рода агитатора­ми, стремившимися усилить своё влияние в армейской среде. Так, священник 83-го Самурского полка В. Пальмов говорил по поводу поя­вившихся у солдат преступ­ных прокламаций: «Возбуж­дая солдат не повиновать­ся своему начальству, аги­таторы подводят их под суд здесь на земле и делают их клятвопреступниками пред Богом... Повинуйтесь же, во­ины, своему начальству... этим вы исполните священ­ную присягу»17.

17 Внебогослужебная беседа, сказанная по поводу появивших­ся в полку разного рода прокла­маций. Священник 83 Самурского полка В. Пальмой // Вестник во­енного духовенства. 1906. 1 сентя­бря. № 17.

Следует сказать, что ре­волюционная пропаганда в ряде воинских частей нахо­дила благодатную почву. От военнослужащих, так или иначе проявивших симпа­тии к революционерам и тем самым нарушивших при­сягу, старались отделать­ся, переводя их на службу из европейской части Рос­сии в сибирские гарнизоны. Естественно, воинских начальников это не радовало. Стремясь хоть как-то умень­шить негативные послед­ствия от воздействия таких нижних чинов на основную массу сибирских солдат, ко­мандир Иркутской местной бригады предлагал следую­щий способ решения этого вопроса: «Сцелью уберечь войска от тлетворного вли­яния нижних чинов, пере­ведённых из частей, нару­шивших присягу, желатель­но не раскассировать их по полкам, а формировать из них особыя части, на кото­рые возлагать службу в осо­бо тяжёлых условиях»18.

18 Российский государствен­ный военно-исторический архив. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 4. Л. 4.

Впрочем, самодержавие уже ничто не могло спасти. В дни Февральской революции 1917 года династия Романо­вых рухнула. Николай II от­рёкся от престола, и власть в стране перешла в руки Вре­менного правительства. И уже через несколько дней был принят и опубликован для всеобщего сведения но­вый текст присяги для воен­нослужащих русской армии,

Присяга Временному правительству (1917)

«Клянусь честью офице­ра (солдата) и граждани­на и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть вер­ным и неизменно преданным Российскому Государству как своему Отечеству. Кля­нусь служить ему до послед­ней капли крови, всемерно способствовать славе и про­цветанию Русского Государ­ства. Обязуюсь повиновать­ся Временному Правитель­ству впредь до установления образа правления волею на­рода при посредстве Учреди­тельного собрания.

Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключи­тельно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.

Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною на­чальникам, чиня им послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офи­цера (солдата) и гражданина перед Отечеством.

Клянусь быть честным, добросовестным, храбрым офицером (солдатом) и не нарушать своей клят­вы из-за корысти, род­ства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крест­ным знамением и ниже подписываюсь»19.

19 Сборник указов и постановле­ний Временного Правительства. Вып. 1. 27 февраля - 5 мая 1917 года. Петроград, 1917. С, 269, 270.

Для лиц других вероиспо­веданий последняя фраза была иной.

Уже через неделю после утверждения текста новой присяги начался процесс её принятия военнослужащими русской армии. В одном из мартовских номеров газеты «Вестник Временного Прави­тельства» читатели могли об­ратить внимание на неболь­шое сообщение о том, что офицеры штаба Петроград­ского военного округа во гла­ве с генералом Корниловым принесли присягу на верность Временному правительству20. Впрочем, новому тексту при­сяги суждена была недолгая жизнь: уже осенью 1917 года с уходом с политической сце­ны Временного правительства исчезла и необходимость при­несения этой присяги.

20 Вестник Временного Прави­тельства. 1917. 16 марта. № 10.

 

В. И. БАЯНДИИ


 

Военная присяга Красной Армии (1939-47 гг.)

 

«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.

 

Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.

 

Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.

 

Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.»

 

ПРИСЯГА В СССР

 

"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение товарищей"

 

ПРИСЯГА В РЕДАКЦИИ от 5 января 1992 года

 

«Я, (фамилия, имя, отчество), поступаю на военную службу и присягаю на верность Российской Федерации и ее народа. Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, возложенные на меня законным образом обязанности. Клянусь, находясь на военной службе, быть честным, добросовестным, достойно переносить связанные с ней трудности. Мужественно, не щадя своей жизни, защищать народ и государственные интересы Российской Федерации. Клянусь не применять оружие против своего народа и законно избранных им органов власти. Обязуюсь проходить военную службу в любом месте на территории Российской Федерации и соблюдать законы того государства, на территории которого буду проходить военную службу.

 

Если же я нарушу принятую мною Военную присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации.»

 

ПРИСЯГА В РФ ( тест последней редакции)(28 марта 1998 года)

 

«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.

Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество!»

 

 

 

 

Картина дня

наверх