Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

СТОЛЫПИНСКИЙ ВАГОН

развернуть

Что такое "столыпинский вагон"

В 1906 году саратовский губернатор Петр Аркадьевич Столыпин получил от императора предложение возглавить министерство внутренних дел.
Предложение Столыпин принял, а в скором времени он возглавил российское правительство. В своей внутренней политике премьер особое внимание уделял развитию восточных провинций России. В период правления нового премьера и возникло понятие «столыпинский вагон».
Петр Аркадьевич Столыпин
 
 
 
 

Вагон для переселенцев


Столыпин принял ряд мер, поощрявших переселение крестьян из европейской части страны в незаселенные регионы Сибири и Дальнего Востока. Массовое переселение, задуманное правительством, было частью проводимой Столыпиным аграрной реформы. Около трех миллионов крестьян снялись с насиженных мест и отправились на восток, чтобы получить в пользование землю.

Для перевозки многочисленных переселенцев, следовавших в Сибирь и на Дальний Восток, в 1908 году были приспособлены самые обычные товарные вагоны. Поскольку инициатором массового переселения был П.А. Столыпин, эти усовершенствованные вагоны стали называть «столыпинскими». Массовое производство вагонов «столыпинского» типа пришлось на 1910 год.

Такой вагон, конечно, не предоставлял возможности комфортного путешествия, но мог вместить в себя переселенцев с их нехитрым имуществом. В задней части товарных вагонов были оборудованы специальные отсеки, где мог перевозиться скот и сельскохозяйственный инвентарь. Удобств было мало, однако крестьяне, которые были привычны к жизни в суровых условиях, не считали переезд в «столыпинском вагоне» чем-то ужасным. Тем более, что проезд к новому месту жительства был бесплатным. 
Когда волна переселенцев стала угасать, «столыпинские вагоны» стали широко использовать для перевозки арестантов – подследственных и заключенных.


Дальнейшая история «столыпинского вагона»


После установления власти Советов название «столыпинский вагон» стало нарицательным. В вагонах подобной конструкции в массовом порядке перевозили репрессированных лиц. Особенности таких вагонов и все «прелести» перевозки заключенных в красках описал Александр Солженицын в одном из своих романов «Архипелаг ГУЛАГ». 

«Столыпинский вагон» в его более позднем исполнении по размерам напоминал обычный вагон. Только внутри он был разделен на отсеки-камеры специальными перегородками, одна часть которых была закрыта решетками. 
Камеры располагались с одной стороны вагона, другую часть занимал коридор, где время от времени прохаживался конвой, следя за поведением заключенных.


Современные «вагонзаки» – вагоны для перевозки заключенных – внешне почти не отличаются от почтового или багажного вагонов. Отличие лишь в том, что внутренняя конструкция помещений приспособлена для специфических целей. Устройство транспортного средства, предназначенного для перевозки арестантов, обеспечивает минимальный комфорт для заключенных и сопровождающего их персонала, а также надежную защиту от побегов.

Опубликовал Георгий Драконоборец , 13.03.2015 в 04:16
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Искандер
Искандер 13 марта 15, в 10:33 Интересно, сколько семей помещалось в "столыпина". Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Искандер 13 марта 15, в 16:10 Вот не знаю, Искандер. Полагаю не так много: с учетом скотины, скарба и детишек. Текст скрыт развернуть
1
Искандер
Искандер Георгий Драконоборец 14 марта 15, в 09:20 Стоит такой вагон в Уральске на постаменте, в качестве памятника железнодорожникам. Довольно маленький. Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 13 марта 15, в 16:09 Забанил даму, использовавшую тему " столыпинский вагон" для политической рекламы и каких- то внутренних разборок неведомой мне партии.
Сайт не место для рекламы и флуда.
Текст скрыт развернуть
1
Искандер
Искандер Георгий Драконоборец 14 марта 15, в 09:21 Все верно.))) Текст скрыт развернуть
1
Ирина Фолкес
Ирина Фолкес 13 марта 15, в 20:51 Спасибо! Когда-то в таких вагонах мои прадедушки и прабабушки вместе со своими земляками перебрались из Витебской губернии в Западную Сибирь. Ехали с малыми детьми, сундуками, сельхозинвентарем, скотом. Везли с собой старинные иконы и церковные книги. Моя бабушка, которая родилась уже в таежной деревне на берегу Енисея, все это помнила, но, к сожалению, ничего из старинных вещей не сохранилось... Текст скрыт развернуть
1
Искандер
Искандер 14 марта 15, в 09:32 Сейчас читаю интервью взятое у некоего М. Давыдова. интересно говорит. Он считает что реформа Столыпина была направлена на разрушение консервативно сложенной крестьянской общности. на разрушение крестьянских общин и на создание хозяйств типа хуторского. Делал ставку на единоличника. Текст скрыт развернуть
2
O
O 24 июля, в 02:41 "Столыпинские вагоны" — это вовсе не те, которые перевозят арестованных. Почему авторы статьи искажают это понятие???
"Столыпинские вагоны" использовались при осуществлении крестьянской реформы для ДОБРОВОЛЬНОГО (по желанию) переселения крестьян в Сибирь. Поскольку переселение велось вместе со всем скарбом и со скотом (коровы, лошади и т. д.), то для этого и были созданы специальные вагоны с отсеком для скота и инвентаря. Но там  е было никаких решеток! Решетки появились в советское время.
Александр Солженицин в романе "Архипелаг Гулаг" писал о столыпинском вагоне : " История вагона такова. Он, действительно, пошел, по рельсам впервые при Столыпине: он был сконструирован в 1908 году, но — для переселенцев в восточные части страны, когда развилось сильное переселенческое движение и не хватало подвижного состава. Этот тип вагонов был ниже обычного пассажирского, но много выше товарного, он имел подсобные помещения для утвари или птицы (нынешние «половинные» купе, карцеры) — но он, разумеется, не имел никаких решеток, ни внутри, ни на окнах. Решетки поставила изобретательная мысль, и я склоняюсь, что большевистская. А называться досталось вагону — столыпинским... "
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 8

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ф
Рушан Мухамеджанов
))))))))))))))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Рушан Мухамеджанов
)))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Русское золотое шитье
Алексей322
Федор Д
Прелесть..... это из сказки???
Федор Д Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Юрий Вовк
Константин
май 1987 - ноябрь 1987
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
Константин
Это всё хуйня кто дрищем служил, дрищем и останется
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
O
Имя Не Указано