На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

В порядке дискуссии: аланы и казахи. Тайна происхождения Младшего Жуза.

Аланы и казахи: Тайна происхождения Младшего жуза

28.10.09 | amankos_75

 

http//photoload.ru/data/2f//33/2f33c1afab8024d9f80a42a58c9c67.jpg


Аланы и казахи: Тайна происхождения Младшего жуза
Author: Нурумбаев А.А. 
Publisher: Туркестанская Библиотека
Publication date: 2009-10-28
Format: TXT
Language:Russian




 

Аланы и казахи: Тайна происхождения Младшего жуза

 

1. Введение.

 


В истории народа аланов существует очень много «белых пятен», хотя на первый взгляд можно подумать, что в истории этого народа, как, будто всё разложено по своим местам. Так например, усилиями советских историков было выявлено, что прямыми т.н. потомками аланов являются северокавказcкие народы осетин, балкарцев и карачаевцев, что, по правде говоря, не лишено здравого смысла, т.к. письменные источники, действительно, фиксируют проживание аланских племён на территории Северного Кавказа, начиная, примерно, с 3 века н.э. по 14 век. После монгольского нашествия в начале 13 века государство северокавказских аланов(9-13вв.) теряет политическую самостоятельность и входит в состав Улуса Джучи. В составе монгольского государства аланы сумели сохранить свою целостность. Однако, походы среднеазиатского правителя Тамерлана (Тимура) на Северный Кавказ в 14 веке положили конец политическому и этническому единству народа алан, после чего имя алан исчезает со страниц письменных источников.
После того как имя алан исчезло со страниц письменных источников, многие исследователи стали «ломать головы», пытаясь найти потомков народа алан. Некоторые историки увидели потомков алан в северокавказском народе осетин, т.к. в их имени сохранилось название аланского племени Асов(осов)+грузинский аффикс –ети-, означающий букв. «народ, страна», т.е. осети-букв. «народ асов» или «страна асов». Относительно карачаевцев и балкарцев стоит заметить, что осетины называют их именем асы и устур-асы. Также стоит заметить, что слово «алан» сохранилось в речи карачаевцев и балкарцев, передавая значение «друг, приятель». Всё это, конечно, говорит в пользу того, что аланы, действительно, приняли участие в этногенезе вышеперечисленных народов. Однако утверждать, что осетины, карачаевцы и балкарцы являются прямыми потомками средневековых аланов, по мнению автора этих строк, преждевременно. Так, например, антрополог В.П.Алексеев отрицал прямую генетическую связь между аланами и современными осетинами, карачаевцами и балкарцами, утверждая, что антропологический тип последних значительно отличается от антропологического типа собственно алан. Исходя из вышесказанного, можно прийти к логическому выводу о том, что современные осетины, карачаевцы и балкарцы являются лишь носителями этнического имени «алан», но никак их прямыми потомками. Имя аланов закрепилось за предками осетин, карачаевцев и балкарцев в пору их вхождения в государство Северокавказская Алания (9-13вв.). После распада государства аланов предки вышеперечисленных северокавказских народов сохранили в своём родоплеменном составе имя своих соотечественников аланов, вместе с которыми они входили в одно государство. Не исключено, что какая-то часть аланов, после крушения собственного государства, влилась в состав предков осетин, карачаевцев и балкарцев, но впоследствии они бесследно растворились в них, оставив в память о себе лишь своё имя.
В связи с вышесказанным можно утверждать, что современные народы осетин, карачаевцев и балкарцев являются лишь носителями этнического имени «алан». Тогда возникает закономерный вопрос: Сохранились ли потомки аланов? Если «да», то где их искать?
На протяжении многих лет автор этих строк исследовал этот т.н. «аланский вопрос». Исследования привели автора к следующему выводу: потомки аланов и поныне живут среди казахского народа, а точнее, среди западной части населения республики. 

2.Аланы


Первые сведения об аланах падают на 2-1 вв. до н. э. Так в «Истории младшей династии Хань» (25-221 гг.) сообщается: «Владение Яньцай переименовалось в Аланья, состоит в зависимости от Кангюя». Сразу стоит заметить, что территория владения Аланья находилась в междуречье Урала и Волги. (Толстов С.П., Вайнберг Б.). Параллельно с китайскими источниками, сведения об аланах встречаются и в греко-римских источниках. Так, например, этноним «аланы» появляется в работах Сенеки и Лукана; Сенека (ум. в 65 г. Н. э.) – упоминает их как врагов империи на Дунае; Лукан (39-65 гг.) - как обитателей Кавказа. Переход части аланских племён на запад от Волги был вызван экспансией кангюйских (кангарских) племён на запад. В результате аланские племена распространили своё влияние вплоть до р. Дунай. Восточная граница расселения аланов доходила до северных берегов Аральского моря. В течение нескольких столетий (2-ая пол.1-4вв.) имя алан, которое, как сообщает Аммиан Марцелин, приняли все евразийские номады «за свои обычаи, дикий образ жизни и одинаковое вооружение» (История,31,2,17), не сходит со страниц произведений античных писателей.
Вначале 4в. н.э. исконно аланские земли в междуречье Урала и Волги подпадают под власть гуннских племен, которые признаются всеми учёными первыми прототюрками. В конце 4в. н. э. под власть гуннской аристократической верхушки подпали и западноаланские племена, проживавшие к западу от Волги. При этом нужно учитывать, что в составе гуннских войск находились т.н. восточноаланские племена, покорившиеся гуннам ещё вначале 4в.н.э. Видимо, это, отчасти, способствовало тому, что гунны, после войны с западноаланскими племенами заключили с ними союз. Вот как описывает эти события А. Марцелин: «И вот гунны, пройдя через земли аланов, которые граничили с гревтунгами и обыкновенно называются танаитами, произвели у них страшное истребление и опустошение, а с уцелевшими заключили союз и присоединили их к себе. «(Кулаковский Ю.А.) 
Из вышеизложенного можно заключить, что к концу 4в.н.э. аланы полностью подпали под политическую власть гуннов, что обязывало аланов платить дань гуннам, участвовать в их военных походах, аланский властитель должен был присутствовать на ежегодных съездах, где вёлся «подсчёт людей и скота». Кроме всего этого аланы должны были принять политоним «гунны». Последнее обстоятельство могло послужить надёжным щитом в случае внешней опасности, но порой является барьером для современного исследователя, готового принять за гуннские все этнокультурные комплексы от Урала до Дона и даже Днепра. Другими словами, аланы, войдя в государство гуннов, перенесли на себя имя господствующего племени, т.е. гуннов, сохраняя собственные имена для внутреннего употребления. Поэтому на территории прежнего расселения аланских племён, после гуннского нашествия, мы не встречаем названия аланских племён, т.к. аланские племена «прикрывались» этническими именами гуннских племён: булгары, хазары, кутригуры, утургуры, битогуры, акациры, савиры и др.
После развала гуннского государства в 454г., аланы оказались в составе булгарского и хазарского племенных объединений, которые занимали т.н. «исконно аланские земли» (от Урала до Дона). О вхождении аланов в состав булгар и хазар говорят родоплеменные названия последних. Так, например, исторические источники фиксируют среди булгар и хазар племя барсил/берсил, которое по сохранившейся генеалогической легенде имеет аланское происхождение: «В царствование византийского императора Маврикия из внутренней Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них Булгар, прошёл к границам Римской империи, два других заняли страну алан, называемую Берсилия. Когда же над той страной стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик. «(Плетнёва С.А.). Из легенды можно уяснить, как аланский народ берсилов/барсилов стал именоваться хазарами. Аланское происхождение имеют и следующие булгаро-хазарские племена: абдал, аваз/абаз (ср. абаз-апасии-апасиаки), авар (смешанное сармато-угорское племя), аликанус, кулас (досл. «подчинённое племя асов»), эсегел/асигел (досл. «народ аланов-асов»). 
Сведения письменных источников подтверждают археологические и антропологические материалы. Так археологические материалы говорят нам о том, что в создании культуры Хазарского каганата принимали участие и аланские племена. Археологи установили, что одна часть представителей хазарской или, как её ещё называют салтово-маяцкой культуры, хоронила своих соплеменников в катакомбе. Катакомбный же обряд погребения, в основном, был характерен для многих аланских племён Северного Кавказа и Северного Прикаспия. (Основы археологии. - М.,1989г.). Антропологи в свою очередь установили, что черепа погребённых в катакомбных могильниках, в основном, обладают долихокранным черепным указателем. Долихокрания (длинноголовость) по данным антропологии была характерна для многих аланских племён, для кавказских алан в частности. Хотя нужно заметить, что в катакомбах мы нередко встречаем покойников с брахикранными черепами (круглоголовыми), резко отличающимися от аланских, и типичных для булгарских ямных погребений. Много в катакомбах и смешанных (мезокранных) черепов. (Плетнёва С.А.). Вообще аланы отличались от гуннов своими преобладающими европеоидными чертами. В антропологическом типе гуннов, как известно, доминировали монголоидные признаки. Булгары и хазары в большинстве своём были людьми европеоидного облика, что служит веским доказательством того, что формирование этих тюркоязычных народов происходило на местной автохтонной европеоидной основе. Автохтонами же на территории от Урала до Дона были аланские племена. Стало быть, у нас есть все основания предполагать, что европеоидный комплекс признаков у булгар и хазар связан с аланской этнокультурной средой. Этнонимический, археологический и антропологический материал подтверждают наши предположения. 
В 60-х гг. 10в. русский князь Святослав Игоревич в союзе с огузами и печенегами совершил поход на Волгу и разгромил Хазарский каганат. Хазары после потери своей государственности, остались на своей территории, присоединились к более сильным племенам и приняли их наименования. Таковыми на тот момент были печенеги в Причерноморье и огузы в Волго-Уральском междуречье. Однако влияние вышеназванных тюркских народов ослабевает с появлением в начале 11в. мощного объединения тюркских племён во главе с кипчаками (половцами), которые занимают прежние хазарские земли. Господство кипчаков продолжалось вплоть до нашествия монголо-татарских полчищ Чингисхана вначале 13в.
Аланы разделили вместе с хазарами их печальную участь, и после краха Хазарского каганата вынуждены были покориться новым завоевателям в лице печенегов и огузов, а чуть позже-кипчакам. Аланы сыграли немаловажную роль в становлении печенежского, огузкого и кыпчакского племенных объединений. Межэтнические связи аланов с кангаро-печенегами уходят своими корнями в глубокую древность, когда предки кангаров-кангюйцы подчинили своей власти владение Яньцай, позже переименованного в Аланья. Аланы настолько сблизились с кангюйцами, что это не ушло от внимания китайских историков, которые сообщают об однообразности культуры Аланьи и Кангюя: «Обыкновения и одеяния народа (аланов-Н. А.) сходны с кангюйскими.» Поэтому неудивительно сообщение среднеазиатского учёного Бируни, который пишет, что языком алан живших в Итиле было смешанное хорезмийско-печенежское наречие. Ему вторит древнерусская летопись, сообщающая: «язык же ясеськый ведомо есть яко от печенеженьска рода родиси.» Не меньшую роль сыграли аланы и в становлении огузкого этноса. Огузы до образования собственного государства входили в состав Западно-тюркского каганата и проживали, в основном, в Семиречье. После развала каганата и начавшейся междоусобной борьбы, огузы вынуждены были продвинуться к Приаралью, где столкнулись с кангаро-печенежским союзом племен. В результате длительной войны, в которой поначалу побеждали печенеги, огузам всё-таки удалось одолеть печенегов, которые в большей своей части подчинились огузам, о чём говорит название огузкого племени печенег. Наряду с печенегами в состав огузкого объединения племён вошли и аланские племена «населявшие степи от Аральского моря до восточного побережья Каспия. «(Агаджанов С.Г.). В составе огузов аланы фигурировали под следующими именами: язгыр/языр (досл. «асские мужи, асы»), тюгер/тогар (ср. астохар-общее название юэчжийских племён (Зуев Ю.А.), принявших участие в этногенезе аланов; юэчжи признаются в науке крайней восточной ветвью массагетов (Толстов С.П.)), ула-йондулуг/ала-йонтли (искажённая форма скифского этнонима алазон). Здесь важно также отметить, что в эпосе «Огуз-нама» Рашид-ад-Дина упоминается некий Алан из племени языр, а также Улаш/Алаш/Ал-ас из племени салыр.
Огузкое государство рухнуло в первой половине 11в. под натиском кипчаков. Часть огузов покорилась кипчакам, часть ушла в южнорусские степи, часть сочла верным решением присоединиться к своим родственникам-сельджукам. Аланы в составе огузких племён вошли в кыпчакскую конфедерацию племён и играли в ней немаловажную роль. Так, например, аланское племя Бурджоглы/берсоглы (ср. берсил) считалось элитарным в западнокипчакском объединении племён, а в восточнокипчакском объединении одним из самых сильных и многочисленных считалось аланское племя аль-арс. В составе кипчаков были также следующие аланские племена: урусоба (ср. аланорс, аорс-название аланского племени), улаш/алаш, алтуноба (искажённый вариант названия скифского племени алазон/алзон/алдон), алак (вариант этнонима алан, т.к. для тюркских языков характерно чередование аффиксов н-к (ср. батан-батак, годен-годак, казан-казак и др.), казак (ср. каспи, каски-сарматские этнонимы).
Следующий период аланской истории связан с историей Золотой Орды. Как известно вначале 13в. гегемония в евразийских степях переходит в руки монгольской аристократической верхушки. Согласно решению Чингисхана бескрайние степи Дешт-Кипчака вошли в Улус Джучи, старшего сына Чингисхана. В исторических источниках Улус Джучи более известен под названием Золотая Орда. Однако монголы не остались жить на землях кипчаков, а покорив государство Хорезмшахов, нанеся сильное поражение северокавказским аланам и русским, вернулись в Монголию, оставив на покорённых землях своих наместников. Л.Н.Гумилёв писал о монголах, оставшихся в Дешти-Кипчаке, что они «были каплей в кыпчакском море». Монголы в короткий срок были ассимилированы кипчаками, и как скажет позже Ал-Омари: «… и стали татары (монголы) словно кипчаки, будто рождены одной землёй». Стало быть, нет никаких оснований говорить о смене населения в Дешт-Кипчаке. Основу населения Улуса Джучи составляли местные, тюркоязычные племена бывшего кыпчакского объединения, в составе которого были и кангарские, и огузкие, и алано-асские и другие племена. Согласно мусульманским источникам в Улус Джучи входило 62 рода или племени. Вот они: алтын, аргун, ас, барак, барин, барлас, бахрин, башгырт, буйрак, буркут, буруджоглы, джалаир, джуркун, дурман, ички, ички-байри, йиджан, йисут, йити-минг, каанбайллы, карлук, кенегес, кереит, кингит, кипчак, кунграт, кият, куйун, курдер, курлаут, кушчи, маджар, мангыт, масит, меркит, минг, найман, огуз, ойрат, салор, сарай, сихиут, таймас, табгут (тангут), тархан, татар, тили-минг, тубай, тубай-туман, туман, туман-минг, уйгур, уйсун, украш-найман, утарчи, хитай, хушин, чат, чинбай, чубурган, шадбаклы, щункарлы. ( История Казахстана и Центральной Азии. - А-А., 2001г.). В вышеприведённым перечне племён и родов Улуса Джучи можно выделить родоплеменные названия, имеющих под собой аланский корень. Это, конечно, прежде всего, этнонимы алтын и ас, восходящие своими корнями к названиям аланских племён алазон и ас. Аланский корень имеет под собой и этноним курдер (кердер). Кердери - вторичное название древних юэчжей-кидаритов. Самоназванием же юэчжей служило имя астохар. (Ю.А.Зуев). Участие юэчжийских или астохарских племён в этногенезе алан прослеживается и на археологическом материале. (Вайнберг Б., Мошкова). Вероятнее всего род курдер/кердер представлял из себя остаток среднеазиатских юэчжей-кидаритов, которые в 5 веке (418-468гг.) создали в Средней Азии собственное государство. Аланскую основу несёт в себе и этноним буруджоглы, в котором в искажённом, правда, виде отразился аланский этноним барсил/берсил (ср. берсил-бурджоглы-буруджоглы).
Таким образом, мы можем заключить, что аланский этнос после крушения своего государства не исчез с лица земли, а наоборот, как довольно компактная этническая единица входил последовательно в то или иное государственное образование, которое создавалось на их исконных землях (Империя гуннов, Великая Булгария, Хазарский каганат, Печенежский союз племён, Огузкое ябгу, Кыпчакское государство, Улус Джучи), являясь неотъемлемой их частью.

3.Тайна происхождения Младшего жуза или современные потомки аланов


В конце 14в. могущество Золотой Орды падает, и она распадается на части. Самыми крепкими государствами, возникшими на осколках Золотой Орды, были Узбекское ханство, Ногайская Орда, Крымское и Казанское ханства. Для нашей темы большой интерес представляет история Узбекского ханства и Ногайской Орды, т.к. они располагались на т.н. «исконных аланских землях». Во второй половине 15в. в недрах Узбекского ханства вырастает новое политическое образование Казахское ханство, которое вскоре изнутри подчиняет своей власти всё население Узбекского ханства. Подданные новообразовавшегося ханства стали именовать себя казахами. В середине 16в. этнический состав Казахского ханства пополнился племенами, прикочевавшими из-за реки Урал (после распада Ногайской Орды), из Сибири, Восточного Семиречья. Казахское ханство существовало вплоть до 1716 года.
В составе Казахского ханства вскоре выделились три группы племён (жузов), каждая из которых была спаяна общими интересами кочевого хозяйства и обособлена территориально: Старший жуз (Улы жуз, Семиречье) включал племена дулат, албан, суан, канглы, жалайыр, сиргели, шаншкылы, сары-уйсин. Средний жуз (Орта жуз, степные районы Центрального Казахстана, долины рек Сырдарьи, Ишима, Тобола) — в основном племена аргын, найман, кипчак, керей, конграт. Младший жуз (Киши жуз, Западный Казахстан) состоял из племенных объединений алим-улы, бай-улы (роды адай, алчын, жаппас) и жети-ру (роды жагал-байлы, кер-дери). Из Младшего жуза в начале 19 века выделилась и ушла за реку Урал Внутренняя, или Букеевская, орда.
История образования Старшего и Среднего жуза исследована довольно-таки хорошо, т.к. племена входящие в их состав часто мелькали на страницах исторических хроник. Совсем по-другому обстоит дело с историей Младшего жуза. Историки до сих пор не могут дать ответ на вопрос: Откуда есть пошёл Младший жуз? Дело в том, что племена, входящие в Младший жуз среди других тюркских народностей не встречаются. (ср. названия родов или племён кипчак, канглы, найман встречаются как среди казахов (только не Младшего жуза), так и среди ногаев, каракалпаков идр.). Напрашивается вывод, что казахский Младший жуз имеет собственную, самостоятельную историю, а стало быть, вести историю образования Младшего жуза от ногаев, кипчаков или казахов Среднего жуза, как это делают некоторые учёные, в корне неверно.
Согласно родословной казахов Младший жуз распадается на три родоплеменные группы: алимулы, байулы и жетиру. В состав алимулы входят шесть племён: шекты, торткара, карасакал, каракесек, кете, шомекей. В составе байулы двенадцать племён: шеркеш, ысык, байбакты, маскар, алаша, тана, кызылкурт, таз, адай, бериш, есентемир, жаппас, алтын. Родоплеменная группа жетиру включает в себя семь племён: тама, табын, кердери, кереит, жагалбайлы, телеу, рамадан. Беглый взгляд на родоплеменные названия Младшего жуза позволяет выделить следующие этнонимы: шеркеш, алаша, тана, бериш, жаппас, алтын, тама, кердери, которые могут дать нам некоторую информацию об их носителях. Название рода шеркеш напрашивается на сравнение с названием северокавказского народа черкесы. Но здесь сразу бы хотелось заметить, что черкесы Северного Кавказа никогда не называли себя этим именем, а до сих пор именуют себя этническим именем адыге. В исторических источниках имя черкесов упоминается в связи с историей кочевых племён южнорусских степей. Так Карамзин отмечает: «…торки и берендеи назывались черкасами и казаки-тоже»; в другом месте автор повторяет, что касоги тоже черкесы, страна которых в 10в. называлась Казахией, они обитали между Чёрным и Каспийским морями. Карамзин также утверждал, что в его время осетины черкес называли казаками. Название рода алаша созвучно с именем западнокипчакского племени улаш/алаш, упомянутого в древнерусской летописи (Баскаков Н.А.). Казахский этноним тана своим происхождением связан с аланами-танаитами, о которых упоминал А. Марцеллин. Название казахского рода бериш/берш легко связать с названием хазарского рода берсил/барсил, где ил-букв. «народ, страна». Напомню дорогим читателям, что изначально род берсил был аланским по происхождению. Казахи рода жаппас своим именем обязаны другому хазарскому племени абаз, которое в свою очередь берёт название от массагетского племени апасии/апасиаки. Название казахского рода алтын обязано своим происхождением западнокипчакскому племени алтуноба, которое в свою очередь связано со скифским этнонимом алазон-алзон-алдон-алдун-алтун. Казахский этноним тама, несомненно, связан с названием п-ова Тамань. Этноним кердери в свою очередь связан с юэчжами-кидаритами.
Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что история большинства родов Младшего жуза связана с историей хазарского и булгарского государств, а также с историей западнокипчакского объединения племен. Также напрашивается вывод о том, что история большинства родов Младшего жуза казахов протекала вне пределов современной территории Казахстана, а именно в Волго-Донском междуречье. На проживание казахских родов Младшего жуза в прошлом к западу от реки Волга указывают также следующие факты: между Киевом и Полтавой есть город Ромадан, такой же город есть в б. Пензенской губернии (сравни с названием казахского рода рамадан объединения жетиру); на железной дороге Киев-Москва есть село и станция Алтын, такой же город есть в Саратовской области (сравни с названием рода алтын); река Сула, впадающая в Днепр, имеет приток Удай, что очень близко названию рода адай; река Дон до 14в. называлась Танаис (где « ис» - чисто греческое окончание), а Азовское море и город Азов назывались тогда Тана, что аналогично роду тана; Таманский п-ов также, вероятно, ведёт своё название от рода тама. ( Востров В.В.).
Вышеприведённый анализ сигнализирует нам о том, что история большинства родов Младшего жуза развивалась к западу от Волги. Это, по-видимому, объясняет тот факт, что названия казахских племён Младшего жуза не встречаются у других тюркских народов, проживающих к востоку от Волги. Это также объясняет причину того, почему названия племён Младшего жуза не встречаются в исторических источниках, освещающих историю среднеазиатско-казахстанского региона. Стало быть, истоки образования родоплеменной группы алчын (общее генеральное имя всех племён Младшего жуза) нужно искать в истории кочевых народов, которые проживали к западу от Волги.
Исторические источники свидетельствуют нам, что степную территорию к западу от Волги последовательно населяли следующие племена: киммерийцы, скифы, савроматы, сарматы, аланы, гунны, булгары и хазары, печенеги, огузы, кипчаки, монголы-татары (по существу это были кипчаки, принявшие политоним монголы-татары-Н.А.), ногаи. Киммерийский период истории Волго-Донского междуречья мало изучен, и не нашёл какого-либо отражения в истории родоплеменной группы алчын/алшын. Скифский период изучен в науке достаточно хорошо, благодаря чему мы имеем представление о хозяйстве скифов, их религиозных воззрениях, родоплеменном делении. Скифский период истории нашел своё отражение в истории казахов-алчинов. Если верить известному казахскому учёному в сфере ономастики Т.Жанузакову, то получается, что генеральное название казахов Младшего жуза алчин берёт своё начало от названия скифского племени алазон, жившего в 5в. до н.э. на берегах Чёрного и Азовского морей. Трансформация этнонима алазон в алчин представляется следующим образом: алазон-ализон-алзон-алсын-алшын (алчин). Сам по себе этноним алазон состоит из двух частей: Ала-др. - тюрк. « большой, огромный» ; зон-букв. « сборище племён», «многочисленное, большое племя». (Т. Жанузаков). Фонетическим вариантом скифского этнонима алазон, помимо казахского алшын, является и кыпчакский (позже казахский) этноним алтун/алтын, где ал,/ала - «большой, великий»; тун/тын-фонетические варианты др. - тюрк. слова зон-чон-дьон-дун в значении « народ, люди». На идентичность родоплеменных названий алшын и алтын указывал в своё время и известный казахский языковед С.Аманжолов. В 3в. до н.э. гегемония в южнорусских степях переходит в руки сарматов, которые вытеснили скифов из Северного Причерноморья. Большей своей частью скифы вошли в состав сарматской конфедерации племён, т.к. имели с сарматами родственные связи. Так, например, историк Геродот производит сармат от брака амазонок со скифами, язык их называет испорченным скифским. Геродоту несколько веков спустя вторит Страбон, который именует сармат скифским народом, частью скифов, тем и другим, приписывая одинаковые нравы. Стало быть, можно говорить о том, что в степях к западу от Волги в 3в. до н.э. произошла только лишь смена политической власти, т.е. на смену скифской аристократической верхушки пришла сарматская. Исторические источники фиксируют на своих страницах наименования отдельных сарматских племён: языги, роксоланы, аорсы, сираки. В конце 1в. до н.э. внутри сарматской конфедерации племён вызревает аланский этнос, который объединил в себе отдельные сарматские и дахо-массагетские племена. В течение 1 века н.э. аланы изнутри подчинили своей власти сарматское объединение племён, которое стало со временем аланским. Аланский союз племён раскинул свои границы от Приазовья на западе до Приаралья на востоке. Таким образом, можно говорить о том, что прямыми наследниками сарматов являются аланы, а стало быть, сарматский период истории охватывает 3в. до н.э.-4в.н.э. Сармато-аланский период в истории родоплеменной группы алшын оставил неизгладимый отпечаток. Можно даже говорить о том, что в этот период оформился протоалшинский союз племён. На это указывают следующие факты:
А) выше было отмечено, что ряд племён Младшего жуза имеет аланское происхождение. Это племена берш, тана, алаша, жаппас, кердери, которые ведут своё происхождение от аланских племён берсил, аланов-танаитов, асов, апассиев (апассиаков), кидаритов;
Б) было также установлено, что общее генеральное название казахов Младшего жуза-алшын/алчин, связано с именем скифского племени алазон;
В) небезынтересно будет также узнать, что родоплеменная группа алим или алимулы внутри казахов-алшынов напрямую связана с аланами, т.к. их этническое имя представляет из себя фонетический вариант этнонима алан. Трансформация этнонима алан в алим представляется следующим образом: алан-алам-алим. В доказательство своих слов приведу следующие данные: а) в составе родственного, соседнего народа туркмен существует мелкое племя олам и род алам в составе туркменских племён салыр и ёмут. Происхождение этнонимов олам и алам большинство исследователей связывают с именем средневековых алан или асов, живших в 9-10вв. на берегу Сарыкамышского озера (Бахтияров А., Васильева Г.П., Атаниязов С., Толстова Л.С.). К этому можно также добавить название родовой общины холам в составе северокавказского народа балкарцев, в этногенезе которых не последнюю роль сыграли и аланские этнические элементы. Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы алим-олам-алам-холам похожи друг на друга, и представляют из себя фонетические варианты этнонима алан; б) в связи со всем этим нужно отказаться от трактовки этнонима алим с арабского, как галим/алим «знающий, просвещённый». В истории кочевых тюркских племён на территории Казахстана не известны случаи, чтобы в основу названия родоплеменного союза легло бы арабское слово (ср.: огузы, канглы, печенег, кипчак, уйсун, найман, кимак, карлук, дулу, керей, и др.). Стоит также заметить, что алшынский союз племён состоит из трёх родовых объединений: алим, байулы и жетиру. Этнонимы байулы и жетиру восходят своими корнями к названиям древних тюркских племён баегу-байырку и сеянто-жетиоба. (Казак шежереси. - А-А., 1994г.). При этом нужно учитывать, что казахи-алимы считаются старшими в алшынском союзе племён. А это влечёт за собой вывод, что этноним алим должен иметь не менее древнее происхождение. Учитывая вышесказанное нужно признать, что в основе этнонима алим лежит название древнего народа аланов. Это объясняет старшинство алимов в алшынском союзе племён;
Г) в составе родоплеменной группы байулы есть племя адай, которое в прошлом являлось главным в этом объединении. История этого племени, по мнению большинства историков, связана с дахами, которые по А.Марцелину « были предками алан». Сам по себе этноним адай распадается на две части: префикс «а», который был характерен для древних языков сармато-массагетского круга племен (ср.: парны-апарны, даи-адаи, апассии-пассианы); и собственно этнонима дай/дах. Аланское происхождение казахов-адаев подтверждается сообщением Якоба Рейнеггса-путешественника 18в., который пишет: « …в долинах Главного Кавказского хребта находятся жилища немногочисленного бедного народа, называемого аланами, татары называют его этей или эдеки-аланы. Этот народ говорит на особом диалекте древнего кавказско-татарского языка…». ( Мизиев И.М.). Согласитесь трудно не заметить, что этнонимы этей и эдек в сообщении Якоба Рейнеггса очень близки к форме казахского этнонима адай (фонетический вариант адак; чередование аффиксов й-к/г присуще фонетике тюркских языков (ср.: бей-бек, эге-эйе, туй-тук и др.)). К этому стоит добавить следующее: а) в Северной Осетии находится гора Адай-кух; б) в Балкарии есть ущелье Адайком и родник Адай. Эти данные свидетельствуют также о том, что предки современных адаев когда-то проживали на Северном Кавказе, т.е. на территории, где обитали аланы с 1в.н.э.;
Д) родовая структура алшынских племён изобилует родовыми именами, в основе которых лежат аланские этнонимы: аспан (шомекей) - букв. « народ-асов»; орыс ( шекти) - букв. « аланы-аорсы»; кар-ас ( торткара) - букв. «чёрные асы», « народ асов»; асан (кете) - букв. «асы»; пусырман (карасакал) - букв. «дахи-писсуры»; кунанорыс ( адай) - букв. « народ аорсов»; ален ( адай) - букв. «алан»; масак ( маскар) - букв. « массагет»; абдал ( таз) - букв. « эфталит»; тагашы (есентемир) - букв. « люди рода дах»; асыр ( алтын) - букв. « асы»; самат ( телеу)- букв. « сармат»; сиракты ( жагалбайлы) - букв. « сарматы-сираки».
Таким образом, можно утверждать, что протоалшинский союз племён сложился в аланский период их истории. Именно в аланский период происходит переселение протоалшынов на территории, лежащие к западу от Волги.
Дальнейшая история протоалшынского союза племён-это история аланского объединения племён, которая была рассмотрена автором вначале этой работы. Остаётся только выяснить, когда предки казахов-алшынов вернулись на свои исконные земли-в степные районы Западного Казахстана? Ответ на этот вопрос даёт казахский историк В.В.Востров, который пишет: « В 13в. алчины перешли в низовья Волги и дальше на восток. Значительная часть алчинских родов обитала в Малой и Передней Азии и на юге Казахстана. В14в. алчины составляли ядро Ногайской орды, которая затем, в середине 15в., оказалась под властью Абулхаира. В середине 17в. алчины под давлением джунгар ушли на юго-восток от Эмбы, где пробыли 17 и первую половину 18 века, а затем участвовали в разгроме джунгар и приняли вскоре (1731год) русское подданство, прикочевав на северо-запад к русским границам».
Приведённые данные ясно дают понять, что прямыми потомками древних и средневековых алан являются казахи-алшыны. Имя аланов вошло в мифогенеалогический и мифоэпический комплекс родоплеменного союза алшын в качестве имени первопредка Алау, эпического героя Алау батыра. В генеалогии Алау (Алан) – прародитель алимулы и байулы - и его старший брат Аргимак – прародитель жетиру - являются сыновьями Алаша или Алшина. От Алау остались два сына - Кыдуар и Кыдырбай. От старшего Кыдуара произошли алимулы, а от младшего Кыдырбая-байулы. Имя аланов сохранилось также в топонимике Западного Казахстана. Так на п-ове Мангышлак встречается топоним Алан-кала. Антропологический тип казахов Младшего жуза сформировался на базе андроновского и средиземноморского европеоидных антропологических типов, которые были сильно смешаны между собой. С первых веков н.э. на андроновско-средиземноморскую основу стал наслаиваться монголоидный расовый тип, который несли в себе восточнотюркские племена, начиная с гуннов и заканчивая кипчаками. Последняя волна монголоидных элементов бала привнесена монголо-татарскими племенами. Европеоидные черты доминировали у алшынов вплоть до монгольского нашествия, т.е. до 13 века. В дальнейшем предки алшынов вошли в состав Улуса Джучи, где смешались в какой-то степени с пришлыми тюрко-монгольскими племенами. В результате нового смешения предки алшынов потеряли европеоидную основу в своём физическом типе и сблизились с монголоидной расой. Доля европеоидных признаков у современных казахов-алшынов составляет примерно 35-40%, доля монголоидных признаков соответственно-65-60%. Хотя нужно признать, что по ряду антропологических признаков казахи-алшыны тяготеют в сторону западного европеоидного ствола. Стало быть, и антропологический материал свидетельствует в пользу аланского происхождения казахов-алшынов. Согласитесь, что это всё веские доказательства в пользу аланского происхождения казахов Младшего жуза.
Надеюсь, что автору этих строк удалось донести до читателей тайну происхождения родоплеменной группы алшын. Казахи-алшыны - это прямые потомки древних аланов, которые на заре своей истории стали известны всему миру своей силой и неустрашимостью. Зарождение аланского этноса связано с территорией Западного Казахстана, которую они (большей своей частью) должны были покинуть в 1в.н.э. Аланы перешли Волгу и в короткий промежуток времени заняли Волго-Донское междуречье, подчинив своей власти родственные сарматские племена. Уже в это время в аланском союзе выделяется протоалшынское объединение племён, которое соединило в себе сарматские и массагето-дахские племена. С приходом в волго-донские степи гуннов (4в.), аланы, проиграв им войну, вынуждены были влиться в гуннский племенной союз. В составе аланов в гуннский союз вошли и протоалшыны. Часть аланов, отколовшись от основной массы, ушла в пределы Северного Кавказа. В середине 5в. гуннская империя распадается и на её осколках возникает ряд независимых государств. Самыми сильными были булгарское и хазарское государства, основу которых составляли гуннские и аланские племена. Протоалшыны в составе аланов оказались, как в составе булгар, так и хазар(6-10вв.). В 60-ых годах 10 века Хазарский каганат рушится под напором объединённых сил русских, печенежских и огузких войск. Хазары, потеряв свою государственность, вливаются в состав более сильных племён. Таковыми на тот момент являлись печенеги и огузы, а с середины 11 века-кыпчаки. Аланы вместе с другими хазарскими племенами разделили участь рухнувшего Хазарского каганата, и как хазары аланы вливались в состав более сильных кочевнических объединений. С приходом в южнорусские степи монголов аланы составляют неотъемлемую часть Золотой орды, позже-Ногайской орды. В составе ногайских племен аланы (протоалшыны) уходят в низовья Волги (13в.) и дальше на восток. После ухода основной части аланских племён на восток от Волги, сведения об аланах исчезают со страниц западных исторических хроник. Вполне вероятно, что после похода войск Тимура на северокавказских алан (1395г.), уцелевшие аланы присоединились к своим сородичам аланам-алшынам, которые к тому времени находились в составе Ногайской орды. Только этим можно объяснить тот факт, что в физическом типе современных осетин, карачаевцев и балкарцев отсутствует монголоидная примесь, присущая сармато-аланским племенам, а также отсутствие антропологических признаков, присущих андроновскому и средиземноморскому антропологическим типам, которые были основными у алан. Однако тысячелетнее пребывание аланов на Северном Кавказе не прошло бесследно. Несомненно, что какие-то группы аланов предпочли остаться на прежних землях и впоследствии бесследно растворились среди северокавказских народов. Подтверждением этому служит сама история современных осетин, карачаевцев и балкарцев, которые осознают свою сопричастность с историей аланского этноса. Потомки же аланов в лице алшынов после распада Ногайской орды влились в состав формирующейся казахской народности, составляя его неотъемлемую часть. По сей день, потомки аланов проживают на территории Западного Казахстана, и многие, к сожалению, даже не подозревают, что являются прямыми потомками славных и многочисленных аланов. На то есть свои причины. Но это уже совсем другая истор
ия.

Картина дня

наверх