На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ОТ ГАРМОШКИ ДО БАНДОНЕОНА

Гармоника, концертина, бандонеон.

Первые гармоники, типы гармоник.

Давайте сначала разберемся с определением понятия "гармоника" и принцип ее звукообразования. Термин "гармоника" в современной классификации инструментов имеет обобщающий смысл и подразумевает под собой все инструменты с источником звука в виде металлического язычка, колеблющегося в особой рамке под действием воздушной струи.

Ранее во всей инструментоведческой литературе под понятием "гармоника" было принято понимать не только типовое определение язычкового пневматического инструмента - этим термином обозначались диатонические, с горизонтальным движением меха инструменты, имеющие одно- и двухрядные правые клавиатуры и небольшой набор кнопок басо-аккордового аккомпанемента на левой клавиатуре.

На практике, и в научной, и в методической литературе, иногда встречались выражения типа: "гармоника превратилась в баян". Однако в таком понимании заключалась общераспространенная ошибка. Так как баян - хроматический инструмент со значительно более широким диапазоном, трех- пятирядной клавиатурой и развитой системой басо-аккордового аккомпанемента - тоже один из видов гармоники. Следовательно, как считает профессор М.И.Имханицкий, гармоника не может превратиться в гармонику. Название же упомянутого диатонического фольклорного инструмента должно быть аналогичным его наименованию в народе - гармонь.Именно поэтому термином "гармоника" следует называть различные виды гармоник - ручные, ножные и губные.

Принципиальное устройство гармоники.

Во всех гармониках звук извлекается в результате действия воздушной струи, которая вызывает колебания металлического свободно проскакивающего язычка (голоса). На современных инструментах язычок этот крепится одним концом с помощью клепки на металлическую (алюминиевую или медную) рамку. Рамка вместе с наклепанным язычком называется планкой. Планки бывают различной длины - чем длиннее планка (т.е. длиннее язычок) - тем звук ниже, чем короче - тем звук выше. Чем сильнее давление воздушной струи во время звукоизвлечения, тем больше амплитуда колебания язычка, а, следовательно, громкость звука; чем слабее - тем звук делается тише. Это позволяет получать различные оттенки во время игры. При увеличении или уменьшении амплитуды колебаний высота звука не изменяется.

Принцип извлечения звука с помощью проскакивающего язычка, колеблющегося под воздействием воздушной струи был изобретен в Китае около 2 - 3 тысяч лет до н.э. Такой принцип звукообразования применялся на инструменте шэн, который представлял собой полукруглый корпус с вделанными в него бамбуковыми или тростниковыми трубочками. В нижних концах трубочек имелись металлические пластины с вырезанными в них язычками. Планка и рамка представляли собой единое целое. Исполнитель вдувал воздух через мундштук, который находился сбоку корпуса. Звук возникал в трубке, только если закрыть отверстие пальцем. Позднее шены распространились по всей Юго-восточной Азии (Бирма, Лаос, Тибет, Япония). Шэн считался в Китае и Японии священным инструментом, т.е. пригодным для исполнения священной музыки.

Губная и ручная гармоника.

В конце ХVIII века шэн попадает в Европу, становится известным его принцип звукообразования. Органные мастера начинают активно использовать новый принцип звукоизвлечения на основе колеблющегося металлического язычка в конструкциях портативных органов. Так в конце ХVIII - начале XIX века появляются : Инструмент Ф.Киршника, Бибельгармоника, Оркестрион Й.Фоглера, Пангармоника И.Мельцеля, Пианино-орган Л.Зауэра, Орган-экспрессив Г.Гренье, Элодикон И.Бушмана, а также различные типы Фисгармоний - ручная, раскладная портативная, органного типа. Нагнетание воздуха в них для образования звука выполнялось мехами, которые приводились в движение при помощи ног исполнителя. В некоторых конструкциях играющему на портативном органе требовался специальный помощник для накачивания ручного меха во время игры.

Первая губная гармоника была изготовлена И.Бушманом в Берлине В 1821 году. Свой новый инструмент он называет "аура", но это название за ним не закрепилось, и, распространяясь, он получил название "губная гармоника". В 1820-е годы производство губных гармоник организуется в немецких городах Троссинген, Франкфурт-на-Майне и Клингенталь. Сначала инструменты имели диатонический однооктавный звукоряд, затем, в процессе развития расширялся диапазон новых конструкций губных гармоник, появились хроматические модели, некоторые гармоники, например, венской системы, настраивались в разлив (тремоло-настройка). Идея создания губной гармоники с клавиатурой (1825 год) принадлежит английскому ученому-физику и конструктору Чарльзу Уитстону (1802-1875). Симфониум, как он назвал свой инструмент, распространения не получил, однако его идеи продолжали развиваться. Во второй половине ХIХ века получают распространение различные виды губных гармоник с клавиатурой (даже с двумя клавиатурами) - гармоника-флейта, аккорден и т.п.

Первые достоверные факты, касающиеся производства ручных гармоник, можно датировать 1829 годом. Связаны они с изобретением венского мастера-изготовителя фортепиано и органов Кирилла Демиана (1772-1847). Вместе со своими сыновьями Гвидо и Карло он создает новый инструмент - гармонику с горизонтальным движением меха. 23 мая 1829 года К.Демиан официально запатентовал в Вене свой инструмент, который назвал "аккордион" (от слова "аккорд" - каждая из пяти клавиш правой клавиатуры позволяла извлечь на нем определенные аккорды на разжим и сжим меха ; впоследствии в окончании слова буква "и" была заменена на "е"). Данное изобретение отличалось от более ранних образцов ручных гармоник другой системой подачи воздуха к металлическим язычкам. В любых портативных видах органов, как и в фисгармониях, воздух, нагнетаемый вертикальным сжимом меха, поступал к язычку через распределительную камеру - это придавало звучанию динамическую ровность из-за равномерного и постоянного по силе давления воздушной струи на язычки. У К.Демиана же воздух подавался к язычкам напрямую, благодаря чему звук стал динамически управляемым : появилась возможность не только регулировать силу давления воздуха, меняя тем самым уровень громкости, но и сделать атаку звука акцентной. Каждый мелодический звук в аккордионе Демиана составлял единый комплекс с аккордом. В том же 1829 году через несколько месяцев после создания первой модели, появляются инструменты, уже снабженные двумя рычажками в левой клавиатуре для извлечения басовых звуков и имевшие шесть клавиш в правой. Принципиально важным в конструкции изобретателя было то, что размеренные чередования басов левой и аккордов правой клавиатур позволяли создавать простейший аккомпанемент и на редкость четкую пульсацию метра. Как только на гармонике появляется чередование простейшего басо-аккордового аккомпанемента, он становится именно тем инструментом, который мы называем гармонью.

Сразу же после получения К.Демианом патента на изобретение инструмент начинает стремительно распространяться. В 1829 году немецкий мастер Иоганн Глиер впервые организует в г. Клингенталь фабричное изготовление гармоней, после чего в Германии развертывается их массовое производство. Вслед за Германией такое производство различных моделей гармоней начинается активно развиваться в ряде европейских стран, особенно в Швейцарии, Франции и Италии.

Уже в 1831 году Кирилл Демиан изготовил "усовершенствованную гармонику" у которой в одном ряду были звуки определенной тональности, а в другом - недостающие полутона. В левой же клавиатуре появился диатонический басовый звукоряд, в котором имелось несколько хроматических звуков. В этой гармонике частично использовался принцип одновысотности звуков на разжим-сжим меха ( в дополнительных полутонах правой клавиатуры и в басах на левой). В 1834 году появляется венская "Аккордионная школа" Адольфа Мюллера - методическое пособие, предназначенное для ручных хроматических гармоней.

Между гармоникой и бандонеоном: концертина.

В 1827 году Чарльз Уитстон в Лондоне создает концертину. В 1829 году Ч.Уитстон получает патент на свое изобретение, а в 1832 году он создает хроматическую концертину. Прототипом для создания концертины послужил, изготовленный двумя годами ранее симфониум. Несколько позже инструмент Уитстона получает название английская концертина. Изобретенный им музыкальный инструмент оказался чрезвычайно удачным по конструкции и просуществовал более ста лет без существенных изменений - впоследствии был лишь расширен диапазон. Концертина имела небольшой по размеру корпус шестиугольной формы (позже стали изготавливаться восьми- и двенадцатигранные корпуса), непосредственно на котором расположены кнопки, между корпусами имелся мех. Вскоре английская концертина получает широкое распространение в ряде европейских стран, в том числе и в России. Начинают издаваться методические руководства по игре на конецертине. К середине XIX века появляются выдающиеся исполнители-концертинисты - Джулио Регонди (1822-1872). Этот музыкант гастролирует в различных европейских странах, получает популярность не только как исполнитель, но и как композитор. Им были созданы для концертины два концерта, множество этюдов, ряд пьес. Примерно в то же время (середина ХIХ века) для концертины появляются достаточно развернутые сочинения : в 1850 немецкий композитор и скрипач Бернард Молик (1802 - 1869) создает для концертины с оркестром Концерт№1, а спустя 11 лет - Концерт№2. Кроме того Б.Молик написал для концертины с фортепиано цикл "Падающие листья" и "Шесть характерных пьес". Несколько позднее появляются Анданте и Аллегро, Квинтет для концертины и струнных инструментов английского композитора Джорджа Александра Макфаррена (1813-1887).

Именно концертина явилась ближайшим прообразом баяна с выборной левой клавиатурой. Хроматический звукоряд ее правого и левого полукорпусов позволял художественно убедительно исполнять на ней не только образцы популярного бытового репертуара, но и классической музыки.

Но все же концертины имели лишь мелодические звуки - басо-аккордовый аккомпанемент здесь отсутствовал. Поэтому играли на них, как правило, в сопровождении других аккомпанирующих инструментов - фортепиано, гитары, различных инструментальных ансамблей и оркестров.

В 1834 году в Германии, в городе Хемнице мастером-конструктором Карлом Фридрихом Улигом (1789-1874) была сконструирована другая разновидность инструмента, получившая название немецкой концертины. Она имела четырехгранный корпус, тембр был более насыщенным, поскольку голоса, в отличие от английской концертины, удваивались в октаву. Звучание язычков на разжим и сжим меха при нажатии кнопки было различным. Если английская концертина являлась инструментом чисто мелодическим, то кнопки левой клавиатуры немецкой концертины, хотя и позволяли извлечь лишь по одному звуку на разжим и сжим меха, были в большей степени приспособлены для аккомпанемента мелодии, исполняемой на хроматической правой клавиатуре.

Хроматический инструмент бандонеон.

В 1840 году в немецком городе Креффельде мастером Генрихом Бандом (1821-1860) на основе немецкой концертины был создан новый хроматический инструмент - бандонеон. Он также, как и концертина, имел разные звуки на разжим и сжим меха при нажатой кнопке и обладал особенно широким диапазоном со временем достигшим более четырех октав в обеих клавиатурах. Спустя некоторое время бандонеон попадает в страны Латинской Америки, где получает широкое распространение. Новую известность бандонеон получил уже во второй половине ХХ века, благодаря неутомимой творческой деятельности выдающегося аргентинского композитора и бандонеониста Астора Пьяццоллы.

 

 

"Бандонеон был изобретён в Германии, 
чтобы аккомпанировать церковной службе, 
но очень быстро нашёл себя 
в публичных домах Буэнос-Айреса".
Астор Пьяццолла
 
Без бандонеона невозможно представить музыку танго, именно он придает ей неповторимое пронзительное звучание.
 
Бандонеон относится к группе язычковых музыкальных инструментов. Звук издают колебания металлических язычков, когда воздух, нагнетаемый мехами во время игры, проходит сквозь щели в металлических пластинах.
Весит инструмент около пяти килограмм, его размеры 22 х 22 х 40см.
Бандонеон имеет четырехугольную форму и дает два разных звука при смене движения меха. На вдохе мехов и на выдохе одна и та же кнопка бандонеона может играть разные ноты. Кроме того, качество звука можно сделать разным, добавляя в игру колено ноги, на которую кладется бандонеон во время игры. 
Хотя бандонеон изобретен относительно недавно, не существует однозначного мнения о его происхождении. Его можно считать прямым потомком немецкой концертины, изобретённой Карлом Фридрихом Улигом в Чемнице около 1835 года. Многие исследователи сходятся во мнении, что к изобретению бандонеона имел непосредственное отношение немецкий музыкант и торговец музыкальными инструментами Генрих Банд, родом из города Крефельда. Достоверно известно, что Банд открыл свой музыкальный магазин в 1843 году и предположительно в 1846 году здесь им мог быть продан первый бандонеон. Считается, что бандонеон унаследовал фамилию своего вероятного создателя. Впрочем, встречались и иные вариации названия этого инструмента: бандонион, банденеон, бандолион, бандолеон, мандолин, мандолеон.
В 1986 году исследователь бандонеона Мануэль Роман предложил особую точку зрения на происхождение инструмента. Он утверждает, что родным отцом-создателем бандонеона был Карл Циммерманн, а вовсе не Генрих Банд. Мануэль Роман основывается на газетном объявлении, данном Генрихом Бандом в 1850 году, в котором сообщается: "Любителям аккордеона: в нашем магазине представлены новейшего производства аккордеоны, существенно усовершенствованной модели, округлой или восьмиугольной формы, с 88 или 104 тонами". Исследователь замечает, что наименования "бандонеон" в объявлении Генрихом Бандом не употребляется и не утверждается, что "существенно усовершенствованная модель" является его, Банда, собственным изобретением. Роман также добавляет, что Карл Циммерманн в 1849 году представил собственное изобретение, названное им "карсфельдская концертина" на Промышленной ярмарке в Париже и это могла быть пресловутая "существенно усовершенствованная модель", рекламируемая Генрихом Бандом годом позже.
Как бы то ни было, бандонеон получил в Германии большое распространение. Было создано "Общество любителей игры на немецкой концертине и бандонеоне", издавалась даже специальная газета. Бандонеон стал не только любимым домашним инструментом, но и стал использоваться в профессиональном музицировании: было создано большое количество ансамблей и оркестров.  
Бандонеон поначалу использовался для исполнения духовной музыки в церквях в Германии, но в конце XIX века был завезён в Аргентину и вошёл в состав танго-оркестров. 
Первые образцы бандонеона были завезены в Буэнос-Айрес в конце XIX века, предположительно около 1870 года при весьма туманных обстоятельствах. Первым, кто включил бандонеон в музыкальный ансамбль, был Доминго Санта-Крус. Флейты, гитары и скрипки (изредка мандолины и аккордеоны) составили первые ансамбли с участием бандонеона.
В период между двумя мировыми войнами в Аргентину из Германии были экспортированы десятки тысяч бандонеонов. Монополист, фирма "Alfred und Arnold", так и писала в своих рекламных проспектах: "идеальный инструмент для идеальной интерпретации аргентинского танго".
Одним из наиболее известных исполнителей на бандонеоне был аргентинский композитор Астор Пьяццолла, сочинивший для него большое количество произведений.
 
Если хотите увидеть этот материал с картинками и даже с видео выступления Пьяццолы на джазовом фестивале в Монреале:

Картина дня

наверх