На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Виктор Васнецов и былинно- сказочный жанр

 

Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) начал выступать с передвижниками с 1874 года (на 3-й выставке была показана его картина «Чаепитие»). Вскоре он становится членом Товарищества. И уже тогда Крамской говорил о Васнецове: «В нем бьется особая струнка». Однако своеобразный склад его художественного дарования и эта «особая струнка» отчетливо определяются только на рубеже 1880-х годов В Петербург Васнецов приехал из глухого села Вятской губернии. Отец его был сельским священником и видел в сыне своего будущего преемника. Жизнь в деревне рано подружила Васнецова с крестьянскими ребятами, зародила глубокую любовь к народной сказке. Поэзию и очарование народной сказки Васнецов, подобно Пушкину, воспринял от своей няни. Учился В.Васнецов сперва в духовном училище, затем в духовной семинарии (в Вятке), и религиозное воспитание, несомненно, оказало воздействие на его мировоззрение, усложнило его творческий путь. Местный художник Н.А.Чернышов рано разглядел талант юноши и натолкнул его на мысль поступить в Академию. 
В Петербург Васнецов прибыл в 1867 году, девятнадцати лет от роду. Здесь, в художественной школе на Бирже, его встретил Крамской, как за несколько лет до того встретил он Репина и несколько лет спустя - Ярошенко. С тех пор творческая судьба Васнецова дорога и близка Крамскому. Уже через год юноша попадает в Академию и быстро входит в среду талантливой академической молодежи (его друзьями становятся Репин, Максимов, Савицкий, Антокольский). В годы учения оценил дарование Васнецова и П.Чистяков. Однако Академию Васнецов не кончил. В течение 70-х годов творчество Васнецова несет заметную печать влияния Перова. Ему особенно близок мир «обыкновенных людей» - мелких чиновников, городской бедноты, - жизнь которых он изображает с сочувствием и душевной теплотой. Таковы его картины «В чайной» (1874, Харьковский музей изобразительного искусства), «Книжная лавочка» (1876, Государственная Третьяковская Галерея), «С квартиры на квартиру» (1876, Государственная Третьяковская Галерея). Эта картина проникнута чувством щемящей грусти; она изображает двух одиноких стариков, идущих со своим нехитрым скарбом по замерзшей Неве на новое место жительства. Но уже в эти годы зреют замыслы большинства картин художника, которые заняли впоследствии свое особое место в ряду лучших произведений русской живописи второй половины XIX века. Возникновение этих замыслов в какой-то мере стимулировала работа над иллюстрациями к детским сказкам, рисункам к поговоркам и пословицам, которые Васнецов выполнял в 70-х годах преимущественно по заказам. Не случайно именно В.Васнецов раскрыл для русской живописи поэтический мир народного искусства, ставший близким ему уже в детстве. Это сделало его чутким, восприимчивым к воздействию музыки композиторов «Могучей кучки», в которой мотивы народных песен и сказаний звучали очень часто. 
Поездка за границу, новые разнообразные впечатления не изменили влечений художника. В Москве, куда Васнецов переезжает в 1878 году, он окунулся в близкую себе среду. Вся группа москвичей, с которой он и его младший брат Аполлинарий сблизились, увлечена московской стариной (Репин - в связи с работой над картиной «Царевна Софья»; Поленов - над кремлевским теремным дворцом XVII века; Суриков - над «Утром стрелецкой казни»). Многое дало Васнецову и общение с мамонтовским кружком. 
Васнецов целиком захвачен новыми, широкими замыслами, содержание которых черпает из прекрасного, романтического мира народной фантазии. Он приступает к созданию своего знаменитого «богатырского» цикла картин, утвердившего за ним славу и авторитет зачинателя нового жанра в русской живописи. Первенец «богатырского» цикла, «Витязь на распутье», был задуман в начале 70-х годов. Но удовлетворившее решение художник нашел только в 1878 году. Картина была показана на 6-й Передвижной выставке, но значительного успеха автору она не принесла. На 8-й выставке Васнецов показывает картину «Ковер-самолет» (1880) и свое первое монументальное произведение - «После побоища Игоря Святославовича с половцами» (1880, Государственная Третьяковская Галерея). Тема последнего навеяна была художнику «Словом о полку Игореве». Образы поэмы стали близки Васнецову в годы ранней юности. Он слышал поэму в исполнении И.Самарина в Москве. 
Но возможно, что стремление воплотить эти образы в картине возникло у Васнецова и в связи с работой композитора Бородина над оперой «Князь Игорь» (начата, по сведениям В.Стасова, еще в 1869 году). В «Слове о полку Игореве» Васнецова пленил торжественный и величавый дух эпоса, его гражданственная патетика. В основу сюжета картины положены следующие, обычно приводимые в работах о Васнецове строки: «Пополудни на третий день пали знамена Игоревы ...» 

Картины Васнецова:

КАРТИНЫ ВАСНЕЦОВА

 


Картина Васнецова: АленушкаНазвание: "Аленушка" 
Дата: 1881 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: БогатыриНазвание: "Богатыри" 
Дата: 1898 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Богатырский галопНазвание: "Богатырский галоп" 
Дата: 1914 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: БогатырьНазвание: "Богатырь" 
Дата: 1870 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Богоматерь с младенцемНазвание: "Богоматерь с младенцем" 
Дата: 1914 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Бой Добрыни Никитича с дракономНазвание: "Бой Добрыни Никитича с драконом" 
Дата: 1918 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Бродячие музыкантыНазвание: "Бродячие музыканты" 
Дата: 1874 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Витязь на распутьеНазвание: "Витязь на распутье" 
Дата: 1878 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: ГамаюнНазвание: "Гамаюн"
Дата: 1897 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Иван Царевич на сером волкеНазвание: "Иван Царевич на сером волке" 
Дата: 1889 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Книжная лавочкаНазвание: "Книжная лавочка" 
Дата: 1876 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Ковер-самолетНазвание: "Ковер-самолет" 
Дата: 1880 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Летописец НесторНазвание: "Летописец Нестор" 
Дата: 1919 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Песнь радости и печали (Сирин и Алконост)Название: "Песнь радости и печали (Сирин и Алконост)" 
Дата: 1898 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: После побоища Игоря Святославовича с половцамиНазвание: "После побоища Игоря Святославовича с половцами" 
Дата: 1880 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: СнегурочкаНазвание: "Снегурочка" 
Дата: 1899 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Три царевны Темного царстваНазвание: "Три царевны Темного царства" 
Дата: 1881 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Царевна-несмеянаНазвание: "Царевна-несмеяна" 
Дата: 1914-16 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

Картина Васнецова: Царевна-лягушкаНазвание: "Царевна-лягушка" 
Дата: 1918 г.
Посмотреть в увеличенном формате >>

 

 

 (сказочные сюжеты, иконопись и кое- что еще)

Чтобы увидеть картину, достаточно кликнуть на ее название)

 

Княжеская иконописная мастерская 1870

 

Бой Кирибеевича с Калашниковым. Иллюстрация к поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1891

 

Заречная слободка Берендеевка. Эскиз декорации для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885

 

Палаты царя Берендея. Эскиз декорации для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка» 1885

 

Снегурочка и Дед Мороз Эскизы костюмов для постановки оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»

 

Нестор-летописец, князь Александр Невский. Эскизы-варианты

 

Алимпий-живописец. Фрагмент росписи Владимирского собора в Киеве

 

Автопортрет 1873

 

Картина «С квартиры на квартиру» 1876

 

Картина «Книжная лавочка» 1876

 

Картина «Акробаты на празднике в окрестностях Парижа» 1877

 

Этюд «Алёнушка»

 

Картина «Алёнушка» 1881

 

Портрет художника Аполлинария Михайловича Васнецова. 1878

 

Картина «Ковёр-самолёт». 1880

 

Картина «В костюме скомороха». 1882

 

Портрет Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1864-1920). 1884

 

Портрет Натальи Анатольевны Мамонтовой (1868-1906). 1883

 

Картина «Иван-царевич на сером волке». 1889

 

Картина «Дубовая роща в Абрамцеве». 1883

 

Портрет Елены Адриановны Праховой (1871-1948). 1894

 

«Радость праведных о Господе». Преддверие Рая (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Левая часть. 1885-1996

 

средняя часть

 

правая часть

 

Картина «Сирин и Алконост. Песнь Радости и Печали». 1896

 

Христос Вседержитель (плафон главного купола Владимирского собора в Киеве). 1885-1896

 

Страшный Суд. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896

 

Плащаница. 1896

 

Аспида Алтаря с фигурой Богоматери с Младенцем. Эскиз росписи Владимирского собора. 1885-1893

 

Княгиня Ольга. Эскиз-вариант

 

Коленопреклоненный Серафим. Серафимы со сложенными и поднятыми руками

 

Картина «После побоища Игоря Святославича с половцами». 1880

 

Портрет дочери художника Татьяны Викторовны Васнецовой (1879-1961). 1897

 

Картина «Снегурочка». 1899

 

Картина «Богатыри» (Три богатыря). 1898

 

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный». 1897

 

«Мария Магдалина». Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899

 

«Богоматерь». Оригинал для мозаики русской церкви в Дармштадте. 1899

 

«Спаситель». Оригинал для мозаики главного иконостаса храма Воскресения в Петербурге. 1901

 

«Отечествие». Оригинал для мозаики православного собора в Варшаве. 1907

 

Картина «Баян». 1910

 

Картина «Три царевны Подземного Царства». 1884

 

Картина «Витязь на распутье». 1882


«Никнет трава от жалости, 
А дерево кручиною 
К земле приклонилось». 

Васнецов и картину «строит» приземленной, вытянутой по горизонту, что помогает художнику создать ощущение необъятной ширины поля битвы, простирающегося далеко влево и вправо. Вся сцена взята с непривычной точки зрения - снизу: так мог видеть поле битвы сраженный воин, в последний раз окидывая его взором. Точка зрения снизу усиливает монументальность поверженных фигур и деталей переднего плана. Васнецов словно говорит зрителю; герои убиты, но дух их не сломлен; это отмечали и современники Васнецова: «Фигура мужа, лежащего прямо, в ракурсе - выше всей картины. Глаза его и губы глубокие думы наводят на душу», - писал Чистяков Васнецову. Я насквозь вижу этого человека, я его знал и живым; и ветер не смеет колыхнуть его платья полой; он и умирая-то встать хотел...».
По контрасту с фигурой лежащего на переднем плане могучего воина кажется особенно хрупким прекрасный юноша, пронзенный стрелой в грудь. Но лежит он с выражением тихой умиротворенности, с сознанием исполненного долга на лице. Каждая из этих фигур обрисована вполне рельефно, выпукло, законченно, вплоть до деталей доспехов и вооружения. В то же время образы картины как бы подернуты романтическим флёром былинного сказа. Положения фигур воинов, их позы созвучны торжественному ритму эпоса. Нетороплив, как речь сказителя, и ритм устилающих землю и уходящих в глубь полотна тел павших воинов. 

 

 

 


продолжение...


 

Картина дня

наверх