На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Северный Зеленчукский храм

           Первым храмом Нижне-Архызского городища, который издалека был виден купцам "шелковых" караванов, возивших товары из Китая в Византию, был величественный и монументальный "Северный" храм - самая крупная христианская церковь Алании. Это был кафедральный собор Аланской епархии, центр ее духовной и культурной жизни в Х-XIII вв. нашей эры. По своей архитектурной композиции он представляет собой крест, в центре которого возвышается купол. Полукруглые апсиды собора, где размещается алтарь, направлены на восток. Это соответствует древнейшим канонам, согласно которым христианский храм повелевалось созидать "...наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим". 
           Зодчий, строивший этот собор, в качестве исходного модуля построения его архитектурной формы взял сторону подкупольного квадрата. При этом длина храма без притвора (21 метр) равна его высоте и в два раза больше его ширины. Пропорциональная соразмерность архитектурных форм собора позволяет утверждать, что строил его высококвалифицированный зодчий византийской школы (по канонам Витрувия "...длина храма определяется тем, что ширина его должна быть вдвое меньше длины"). У византийского зодчего, понимавшего под гармонией соединение частей в целое, один исходный размер - модуль, давал начало всему, и невидимая нить соединяла все части церкви в единое целое. 
           С севера, юга и запада храм имеет большие открытые притворы со входами вовнутрь, а венчает его барабан с шатровым куполом. Стены состоят из двух панцирей, сложенных на хорошо отесанных блоков местного камня-песчаника с бутобетонным заполнением между ними. Это античная техника "opus incertum" с применением кладки "тычком и ложком" в углах здания. 
           Во время раскопок внутри собора, в нартексе, археологом В.А.Кузнецовым обнаружена крещальня, сделанная из плоских, каменных плит. В этой купели происходило одно из главных таинств христианства - обряд крещения, приобщение к лону христианской церкви. Именно здесь в на чале Х века принимали христианство аланы, здесь открывалась новая страница их истории. 
           Особое положение Северного храма подтверждается и другими археологическими находками. Летом 1940 года в ходе раскопок у южной стены храма найдено богатое женское погребение. В нем сохранилось более ста ювелирных украшений, в основном - мелкие золотые нашивки на платье в виде трилистников, но были и более крупные предметы: серьги, перстни со вставками из полудрагоценных камней. На одной из таких вставок вырезана арабская надпись с именем армянского царя Ашота I из династии Багратидов, который правил Арменией в 886-891 годах. В погребальном склепе, помимо украшений, найден большой ком зерен бузины и галеги, что свидетельствует об остатках языческих ритуалов в христианском захоронении внутри церкви. 
           Стены храма в интерьере были покрыты великолепной фресковой живописью, которая, увы, не сохранилась до наших дней, К счастью, часть фресок в конце XIX века зарисовал художник и археолог Д.М.Струков (рисунки хранятся в архиве ИИМК). По этим рисункам видно, что расписывал собор высокопрофессиональный византийский художник, так как собственных мастеров такого уровня у алан в то время не было. 

           Описание фресок, сделанное Струковым, не всегда точно, но представляет несомненный исторический интерес. Вот выдержки из него: 


1. Святой с округлой бородой,
    по плечам накинут плащ,
    в левой руке подобие щита.
   
   
2. Святой лик,
    с длинноватою бородою,
    похож на апостола Иуду.
   
   
    3. Изображение Пресвятой
    Богородицы
    с распростертыми руками
    по подобию Стены
    Нерушимой
    в Киевском Софийском
    соборе.
   
   
4. Молодой лик святого
    в плаще, накинутом поверх
    нижней одежды, напоминает
    святого мученика Лавра.
   
   
5. Лик святого с небольшой
    бородой и темными волосами,
    напоминает святого апостола
    Иакова.
   
   
6. Преподобный
    с седыми волосами
    в монашеской рясе,
    тип лица напоминает
    святого Савву.
   
   
7. Два святых, в шапках
    наподобие скуфей,
    напоминают грузинских
    святых.
   
   
8. Около крещальни был найден
    бронзовый крест с греческой
    надписью: "Обновлен честной
    крест боголюбивейшим монахом
    Фомой-пресвитером. Года
    от Адама 6575-го, индикта 5-го."
    Эта дата в переводе
    с византийского летосчисления
    соответствует 1067 году.
   
   
9. Еще одной важной находкой,
    сделанной в непосредственной
    близости от Северного храма,
    являются древнерусские
    складные кресты-энколпионы.
    Данная находка зримо
    подтверждает наличие
    торговых и культурных связей
    между Аланией и
    Киевской Русью.
   
   
10. Личный перстень-печать
     армянского царя Ашота I
     из династии Багратидов
     с его именем из погребения,
     найденного внутри храма.

           Исследователи фресок отметили, что предварительное прочерчивание рисунков по сырой штукатурке (графья) не применялось, контуры фигур наносились кистью (коричневой краской) и затем расписывались другими цветами. 
           Из материалов Д.М.Струкова следует, что наибольшее количество фресок сохранилось на северных стенах и барабане. Это изображения святых с нимбами, в округлых шапках и широких ниспадающих одеждах. Данная живопись, являющаяся наиболее древней фресковой живописью в России, нуждается в специальном искусствоведческом анализе и еще ждет своего заинтересованного исследователя. Пока лишь можно отметить, что, судя по изображению апостолов в барабане храма, он расписывался в соответствии с каноном византийской церковной живописи. Изображение в центре купола Христа Вседержителя (Пантократора), а вокруг - апостолов, разнесших его благодать по всему миру, связано с космологической символикой раннехристианских концепций. 
           Очень интересны и разнообразны орнаменты оконных проемов в алтаре и барабане. Так, роспись окна центральной апсиды - чередование черных, серых и красноватых остроугольных полос, ограниченных вертикальными полосами тех же цветов, выполнена в виде имитации мрамора. Этот же прием мы видим и в двух других окнах апсид. 


           Элементы орнамента, напоминающие сердцевидные фигуры и трехлепестковые бутоны, имеют аналоги в декоре византийских книжных рукописей IХ-Х вв. Причудливо извивающиеся полосы в обрамлении окна апсиды являются развитием излюбленного в византийской живописи мотива вьющейся виноградной лозы. С учетом того, что орнаментальный пояс над головами двух святых также имеет византийское происхождение, можно говорить о явном византийском влиянии на орнаментацию фресок собора. При глубоком анализе орнаментов наверняка удастся выявить и местные художественные мотивы, которые явно присутствуют в них. 
           Важными находками, сделанными в непосредственной близости от Северного храма, являются древнерусские складные кресты-энколпионы. Данная находка зримо подтверждает наличие торговых и культурных связей между Аланией и Киевской Русью. 
           Весьма интересен вопрос о чине освящения собора. В письменных источниках сведений об этом найти не удалось. Поэтому научными сотрудниками Карачаево-Черкесского музея-заповедника были проведены специальные исследования, связанные с определением точного азимута главной оси церкви и его привязки к датам юлианского календаря. Полученные данные позволяют утверждать, что храм был посвящён святителю Николаю Мирликийскому и, следовательно, мог именоваться Никольским. В связи с этим важно упомянуть, что крещение Алании в 916 году произошло во многом благодаря усилиям тогдашнего константинопольского патриарха Николая Мистика. Возможно, что имя собора связано и с этим историческим фактом. 
           В настоящее время в храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая - в день памяти одного из наиболее почитаемых на Северном Кавказе святых - Георгия Победоносца.



 

Автор текста  А.А.Демаков,   фото  В.П.Романенко.

 

Картина дня

наверх