На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Ключничество

 
Ключничество — «ключник» изначально, статус человека на Руси, заключившего договор личного найма, без наличия специального договора. Почему ключничество могло повлечь за собой холопство.
Сегодня, в христианской среде, в этот термин, как в выразительный и яркий архаизм, все чаще вкладывается иное, уже религиозное содержание. В этом новом контексте, ключничество — культурно-религиозный феномен в русском Православии, в определенно уничижительном смысле характеризующий носителей эклектичной, на самом деле псевдоправославной духовности, чаще облаченной в архаичные формы.


Ключничество, как мировоззрение, родственно религиозному сектантству со своим стандартным набором заблуждений, но чаще в лоне самой Церкви и с непременным упором на истинность Православия. При этом, околоцерковные традиции и полуязыческие верования и практики подменяют ключнику христианское богословие и догматику, а псевдоправославный миф, подменяет собой историю Церкви.
Ключничество воспринимается и передается среди православных верующих, лишенных здравых духовных ориентиров и отличающихся общей неграмотностью в вопросах веры и благочестия. Оно содержит веру, в мистическое содержание древней формы и преданий, предъявляемых как единственно возможная истина, при этом, данные форма и предания могут быть отнюдь не древними, но лишь позиционируются таковыми.


Ключничество и религиозный постмодернизм
Ключничество, как архаичная религиозность, по своему внешнему антуражу, может напоминать религиозный постмодернизм, но, в отличие от последнего, которое более напоминает хобби, оно, явление более внутреннее, духовное, порой доходящее до фанатизма, в то время как религиозный постмодернизм явление поверхностное, неглубокое и стремится к форме ради самой формы.
Ключничество, в отличие от религиозного постмодернизма, при всей схожести внешнего антуража и критериев их "благочинности", не имеет природы "усталости от цивилизации". Ключник, в отличие от религиозного постмодерниста, в равной степени может быть и "цивилизованным" горожанином, и "темным" крестьянином, никогда не видевшем даже телефона.
Для ключника религия не хобби, он ею живет, почему в нем всегда сильна своеобразная духовная составляющая. И если религиозным постмодернизмом чаще увлекаются неофиты-миряне, то ключничество распространено даже среди потомственных священнослужителей. В современной урбанистической среде ключничество внешне практически не отличимо от религиозного постмодернизма, и чаще всего предстает как крайнее его проявление.
Основные признаки радикального псевдоправославного ключника
Данные признаки относятся именно к радикальному ключнику и не обязательно все и сразу присутствуют в каждом ключнике или ярко в нем выражены. Чаще, ключники не радикальны, почему разные признаки ключничества могут быть выборочно присущи конкретному ключнику, в том или ином наборе и в той или иной степени.

1. Извращенная иерархия объектов поклонения и почитания.
Молитва Богу, у радикального псевдоправославного ключника если и имеется, то она намного менее актуальна для него, нежели молитва Святым. Особенно привязан ключник к "святым" сомнительного происхождения, как например некий неведомый Церкви "духоносный старец Зосим Залесский" или некая "схимонахиня Феклушка Хроменькая". Почему на домашнем иконостасе ключника, где могут быть десять икон одного только Николая Чудотворца и множество икон других Святых, в том числе "святых" сомнительного происхождения, может не быть иконы Христа. Святой для ключника и заступник, и водитель, и даже спаситель...

 
2. Извращенное отношение к причастности Благодати.
Ключник, считая себя "истинно православным", может месяцами и даже годами не бывать на Литургии, не причащаться Святых Даров, зато имеет острую потребность в духовном наставничестве со стороны "старцев" или "стариц", чаще всего даже не имеющих духовного сана. Церковную жизнь видит в разного рода паломничествах по святым местам, например, на сопки, где подвизался некогда "духоносный старец Зосим Залесский" и в обретении разного рода фетишей, как то землица с могилки все того же "духоносного старца Зосимы Залесского" или "миро" с иконки "преподобной Феклушки Хроменькой".
3. Извращенное понимание Церкви и духовного пастырства.
Ключник, будучи зацикленным на "стяжании Благодати" от общения со "старцем", вполне может игнорировать церковный приход по месту жительства и законного священника. В лучшем случае, ключник найдет себе "старца"-иеромонаха в некоем монастыре, что в его глазах оправдывает игнорирование церковного прихода по месту жительства. Церковь может для ключника начинаться и заканчиваться "старцем" и его мнением. Поэтому, ключник всегда внутренне готов к неподчинению Церкви как института, вплоть до отрицательного отношения к патриарху, если тот не соответствует критериям "православности", которые ключник создает в своем воображении. Это, в свою очередь, зачастую подталкивает ключника к выходу из Церкви и поиску себе "истинной Церкви" в разнообразных раскольничьих группировках.
4. Извращенное понимание христианских догматов, сектантское мировоззрение.
Чаще всего, ключник далек от понимания христианской догматики, хотя и может считать себя "большим специалистом" в этой области, а потому, остро реагирует на чужие "ереси". Ключник может не знать чему на самом деле учит Православие, зато уверен, что все, кто не верит как он, суть "еретики". Такое его отношение распространяется не только на верующих иных Ортодоксальных христианских традиций, как то католиков или древневосточных православных, но и на его формальных единоверцев, т.е. верующих РПЦ, что не разделяют верований ключника. Естественно, что такие ключники являются сторонниками конфессионального изоляционизма и ярыми антиэкуменистами, почему всякое сближение с Церквями иных традиций считают уступкой ереси и осквернением "чистой веры".
5. Извращенное понимание чуда.
Чудо для ключника является едва ли не самой сутью Православия и уж точно является главным подтверждением его истинности. Однако, при всей гипертрофированной увлеченности ключника этой темой, сами чудеса, о которых они говорят, на поверку оказываются мелкими своим масштабом и сомнительными по своему качеству. Больше всего таких "чудес" связано с т.н. "мироточением икон" и т.п. В любом случае, все "чудеса", о которых рассказывают ключники, лишены смысла Знамения Божьего, которое является сутью истинного чуда. Часто "чудеса" ключников являются такими, которых мало кто, или вовсе никто из свидетельствующих не видел, но сведения о которых передаются из уст в уста, из брошюры в брошюру, и в которые просто нужно верить. Наиболее масштабным "чудом", вокруг которого ключники возвели целый культ, является т.н. "схождение Благодатного Огня".
6. Эсхатологическая истерия.
Сюжеты о скоро грядущих катаклизмах, приходе Антихриста, гонениях на православных и конце света, являются главной темой издаваемой ключниками литературы и основой предсказаний их "прозорливцев". Этот пункт особо сближает ключников с адептами эсхатологических сект. На почве эсхатологической истерии в ключнической среде, не только появляются маргиналы, на подобие "пензенских затворников", но и возникают целые движения, выступающие на борьбу со всем, что им мнится "предуготовлением прихода Антихриста". Наиболее ярким примером подобных демаршей, является протест против т.н. "ИНН" и грядущего "чипирования". В крайнем проявлении политико-эсхатологической истерии ключничество принимает форму нео-кликушества.
7. Этно-конфессиональное "предизбранничество" и Антииудейство.
Одним из основных источников питающих ключничество, является национализм, подаваемый в форме этно-конфессионального "предизбранничества". Отсюда лозунги вроде "Русь святая мир спасет!". На этом фоне в ключнической среде раздувается ксенофобия, и особого размаха обретает проблема Антиудейства. На иудеев одевается маска "вселенских злодеев", возлагаются все проблемы мироздания и приписываются нескончаемые провокации против Православия и Руси. Более того, Иудейство объявляется одной из форм сатанизма и силою предуготовляющей приход Антихриста.
Термин "ключничество" и аналогичное мировоззрение в иных Церквях и конфессиях
Подобные русско-православному ключничеству явления (возможно в иных формах и с иным наполнением), встречаются и в других церковных традициях. Однако, сам термин, будучи русским по происхождению, описывает явление встречающееся исключительно в русской православной духовности (как термин "Холокост" указывает не на геноцид вообще, а только на геноцид евреев, как термин "Перестройка" не на политические реформы вообще, а на реформы в СССР). Сказать, что в Католичестве есть ключничество, можно только с большой долей условности.
Ключнические сайты
Сайт "СТОЯНИЕ ЗА ИСТИНУ"
Сайт "ПРАВОСЛАВНЫЙ АПОЛОГЕТ"
Сайт "РУССКИЙ КАЛЕНДАРЬ"
Сайт московского прихода РПЦЗ
См. также
Сектантство
Фетишизм
Опубликовано на http://ecclesiopedia.com/index.php?title=%D0%9A%D0%BB%D1%8E%...

Картина дня

наверх