На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Индульгенции в греческой церкви

 В XVI-XVIII веках Греческая Церковь, хотя и огражденная от контактов с внешним миром границами Османской империи, подвергалась большему влиянию западного христианства, чем Церковь Русская. Здесь значительно активнее действовала католическая пропаганда, особенно с учреждением в 1622-м году Sacra Congregatio de Propaganda Fidei, да и греческие ученые и богословы чаще имели контакты с Западом, а большинство из них здесь училось. Эти и другие факторы привели к тому, что Греческая Церковь в большей степени, чем Русская, подверглась западной"метаморфозе", по выражению о. Георгия Флоровского.

Одним из проявлений такой "метаморфозы" стало введение в практику Греческой Церкви… выдачи христианаминдульгенций. Это были настоящие индульгенции - грамоты, разрешавшие от грехов, который мог получить всякий, часто за определенную сумму денег. Разрешение, подававшееся этими грамотами, согласно Хр. Яннарасу, не было связано с участием верного ни в таинстве покаяния, ни в таинстве Евхаристии.

Трудно определить, когда индульгенции, среди греков известные как "apheseis" и "sygchorochartia", вошли в обиходправославных, живших под турецким игом. Они были достаточно распространены уже в шестнадцатом веке. В начале восемнадцатого века Иерусалимский патриарх Досифей Нотарас (1641-1707) пишет об индульгенциях как о всем известной и древней традиции: "Возобладал обычай и древняя традиция, которая известна всем, чтобы святейшие патриархи давали церковному народу грамоту об отпущении грехов (sygchorochartion)".

Практика выдачи индульгенций, существовавшая вначале неофициально, получила официальное подтверждение наКонстантинопольском соборе 1727-го года. Этот собор был созван в ответ на усилившуюся латинскую пропаганду, развернувшуюся главным образом в Сирии, Месопотамии, Палестине и Египте, и стал продолжением Константинопольского собора 1722-го года. Собор издал "Исповедание веры", текст которого был составленИерусалимским патриархом Хрисанфом (†1731), подписанное патриархами: Константинопольским Паисием II, Антиохийским Сильвестром и Иерусалимским Хрисанфом, а также архиереями, находившимися в то время в Константинополе и принимавшими участие в соборе.

Итак, в 13-м пункте документа говорится: "Власть оставления грехов, которое, если подается письменно, Восточная Христова Церковь именует "разрешительными грамотами" (sygchorochartia), а латиняне - "индульгенциями" (intulgentzas),.. дается Христом в святой Церкви. Эти разрешительные грамоты выдаются во всей Соборной Церкви четырьмя святейшими патриархами: Константинопольским, Александрийским, Антиохийским и Иерусалимским."

Как видно из обоих приведенных отрывков, патриарха Досифея и Константинопольского собора, выдача индульгенций связывалась с властью православных патриархов. Приписывание патриархам (и только им, как видно из текста "Исповедания") власти отпускать грехи и выдавать специальные грамоты было искаженным рудиментом древнего института "Пентархии", который сформировался после IV Вселенского собора и, безусловно, претерпел кризис в эпоху турецкого господства и распространения латинских влияний. В сознании греков той эпохи, которые к тому времени во многом привыкли мыслить западными стереотипамивласть православных патриархов во многом была ассоциирована с властью римского папы.

В своей полемике с латинством греки подвергали сомнению несамо по себе явление индульгенции, но то, что Римские папы приписывали право раздавать отпущение грехов исключительно себе. Так, в том же 13-м пункте соборного исповедания сказано: "Говорить же, что власть давать (индульгенции) имеет только Римский папа, есть явная ложь".

Примечательно, что даже такой богослов и знаток канонического предания Церкви как преп. Никодим Святогорец не только не отвергал, но и следовал практике индульгенций. Так, в своем письме епископу Стагонскому Паисию, который в то время находился в Константинополе, датированном апрелем 1806-го года, он просит его взять в патриархии "разрешительную грамоту" для одного "живого монаха", тоже по имени Никодим, и прислать ему. Он обещает ему, что вышлет деньги, необходимые для покупки грамоты, как только узнает, сколько она будет стоить.

Индульгенции как средство обогащения были осуждены на Константинопольском соборе 1838-го года. Этот собор, как и собор 1727-го года, был посвящен опровержению латинских догматов и обычаев. Его главной темой была "уния". Окружное послание, изданное собором, подписали Константинопольскийпатриарх Григорий VI и Иерусалимский патриарх Афанасий, а также одиннадцать архиереев Константинопольского синода. Его текст был послан также отсутствовавшим патриархам Александрийскому Иерофею и Антиохийскому Мефодию.

В 9-м пункте Окружного послания осуждается "ужасное и неслыханное злоупотребление, происходящее от дерзости, по которой епископы Рима святейшие, священнейшие и страшные предметы веры священной Христовой веры используют как средство добывания денег". Здесь осуждается только взимание денег за отпущение грехов, да и то только в юбилейные годы.Само по себе явление индульгенции опять не находит должной богословской оценки собора. В послании также нигде не упоминается и не осуждается практика Греческой Церкви, аналогичная осуждаемой собором.

Впрочем, даже соборными решениями было сложно искоренить практику, укоренившуюся в народе. Насколько укорененной была эта практика, говорит тот факт, что "разрешительные грамоты" дожили в Греции до середины двадцатого века.

Список литературы

Сергей Говорун. Индульгенции в истории греческой церкви

Православие и Запад в новейшей Греции, Афины, 31996, 149-153.

Х. Яннарас, Orthodoxia kai Dysi sti Neoteri Ellada (Православие и Запад в новейшей Греции), Афины, 31996, 150.

Пападопулос-Керамевс, А., Symbolai eis tin istorian tis archiepiskopis tou orous Sina (К истории Синайской архиепископии), Санкт-Петербург, 1908, 133.

Текст Окружного послания, изданного собором 1722 года, см. в: Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символическиепамятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968, 822-859.

Кармирис, И., Ta Dogmatika kai Symbolika mnimeia tis Orthodoxou Katholikis Ekklisias (Догматические и символические памятники Православной Кафолической Церкви), t. 2, Graz-Austria, 21968.

Филиппа Илиоса: Sygchorochartia // Ta istorika, Афины, t. 3 (1985), 22-23.


<br''>

Картина дня

наверх