На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Для чего создается государство? Аристотель.

АристотельАристотель (род.384/383 - 322/321 гг. до н. э.) — величайший философ Древней Эллады, как и Платон аристократ по происхождению. Аристотель родился в небольшом городке Стагиры  на побережье Эгейского моря. Эта глухая провинция  была расположена на границе греческой ойкумены вблизи набирающей мощь «полуазиатской» Македонии.
Аристотель был самым знаменитым учеником Платона, провел в платоновской академии двадцать лет, и только в сорокалетнем возрасте после смерти Платона  открыл собственную школу – Ликей.
Жизнь философа пришлась на трудные времена. В Афинах наблюдался упадок античной государственности, экономика бедствовала, убывал общественный оптимизм.

 

 

Платон и Аристотель. Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа».

Аристотель

 

 

После Платоновской Академии Аристотель по приглашению друзей преподавал в малоазийском Ассосе (дочернем отделении афинской академии). Здесь были заложены основы  будущей аристотелевской философской школы. После трехлетнего пребывания  в Ассосе Аристотель отправляется на остров Лесбос, где преподает в местной академии. Здесь он получает приглашение от македонского царя Филиппа и становится воспитателем  наследника престола Александра.

Уже в зрелом возрасте философ  основал в Афинах свою школу Ликей, названную так по имени расположенной вблизи гимназии, посвященной Аполлону Ликейскому. Школа была расположена в диаметрально  противоположном  от платоновской  Академии  афинском пригороде.  Аристотелевский Ликей стал  истинным рассадником просвещения,  послужив прототипом европейского образовательного института. При поддержке Александра Великого  Аристотель  собрал одну из первых частных библиотек. В конце своей жизни, как и Сократ,  философ  не избежал  судебного дела по обвинению в нечестии. Он бежит на Евбею, где умирает в изгнании.

Аристотель учился у Платона, но не стал  его учеником. Секрет прост, как говорил Аристотель: Платон ему друг, но истина дороже. Эта Истина пронизывает  аристотелевские труды,  история которых драматична. Столетиями,  оставаясь неизвестными, они томились и  в сыром подвале и под жарким  египетским солнцем. Их продавали,  теряли, помещали в музеи и даже  «брали в плен». В 70 г.  до н. э. римский  диктатор Сулла в качестве военной добычи перевез рукописи  из Афин в Рим, где они  впоследствии  были размножены.

Аристотель стоял у начала политической науки, создав  фундаментальные труды «Политика» и «Афинская полития». Чисто  теоретическое исследование «Политика», напоминает  «Государство»  или «Законы» Платона. «Афинская полития»  является конкретным  анализом социально-политических процессов.  Этот труд был обнаружен  лишь в 1890 году  среди папирусов,  приобретенных Британским музеем  в Египте.

Аристотель  свел  платоновскую теорию  идей на землю в материальный мир. Материя и идея (форма) стали неразделимы. По сравнению с другими античными философами Аристотель оказал самое сильное влияние  на развитие  человеческой мысли. Основу его философии составляет логика (аналитика)  и метафизика. По Аристотелю, Душа — есть энергия ума. Знать можно только то,  что есть в душе.  Душа придает  смысл и цель жизни. Аристотель поставил  науку (разум) выше нравственности (совести). Гуманизм  философа  далек от идеи равенства  людей. А согласно христианскому гуманизму «все люди — братья», то есть  все равны перед богом.

Аристотель ввел «академический» язык в научно-философские сочинения, тогда как  его учитель Платон был не только  философом, но и  тонким стилистом, создающим  эмоциональную атмосферу  на рубеже  глубокой философской мысли и истинно поэтической художественности. Возможно, не случайно  через  Константинополь  труды Платона  оказались ближе славянской душе.

Аристотель дал следующее определение государства: «Государство  создается не ради того только, чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо...». Но от кого зависит благоденствие граждан? Спаситель отечества зачастую ассоциируется с силой или мудростью. Как свидетельствует платоновская философия, введение любого элемента насилия — физического или духовного — является условием поражения. Противоречива природа правителя и мыслителя. Мыслитель самоуничтожается как только вступает в прагматическое поле правителя, а правитель самоуничтожает себя, входя в философское поле отвлеченных размышлений. Исходя из определения Аристотеля, спасители отечества — это, прежде всего,  порядочные люди: “порядочность и порядочный человек — это тот, кто довольствуется меньшим того, на что имеет законное право”.

Аристотель связывал создание образцового государства по аналогу с древнегреческим вольным портовым городом (полисом), где доминировали бы частная собственность и средний класс: “К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее заботятся о том, что является общим, или заботятся в той мере, в какой это касается каждого”. И далее: “...государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй... Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели”.

Выходец с фракийской периферии  античной Греции  Аристотель определяет  форму «бытия» как «вечный двигатель» движения, а сущность человека — как энергию ума, деятельное осуществление  разумной природы  в человеческой практике.

Аристотель  не изобрел  греческого мышления, а лишь привел  его в  определенный  уравновешенный порядок. У него абстракцией называется то,  что у Платона — идеей или формой. Аристотель считал, что высшие истины  открыты уму, а не мышлению. Поэтому сам ум и есть  изначальная истина. Согласно Аристотелю —  величайшего  теоретика  движения —  мыслящий «ум приводится в движение  предметом мысли», действием того, что им постигается. Предмет любви движет  любящих — приводит  нашу душу в совокупность  душевных движений. Ум есть начало или единица науки, выросшей  из греческой философии. Наука есть  мысленные кристаллизации.

 

 

От интеллектуального наследия древнегреческих философов до нашего времени дошли лишь осколки. Безжалостное время уничтожила  большинство трудов, составлявших сокровищницу мысли. Платоновская Академия  просуществовала более пятисот лет и была закрыта в 529 году вместе с другими философскими школами Афин византийским (христианским) императором  Юстинианом.

Послание будущему. Дух античности  возродился  в западноевропейской цивилизации, ставшей притягательной в современном мире  для других культур. В многочисленных  археологических памятниках Древней Греции преобладают  остатки  храмов и театров, стадионов и терм, отражающие кристаллизованную пассионарность и  необыкновенную гармонию между  природой  и человеком,  здоровым телом и здоровым духом. Жившие «вечным настоящим» древние греки  закодировали  главное послание будущему в одном из сохранившихся чудес Света — Афинском Парфеноне. В мире воспроизведено  множество копий храма, больше и меньше оригинала, однако ни один из них  не производит  такого впечатления, как сохранившиеся  развалины Парфенона, отполированные  временем, солнцем и ветром. Значит суть не только в  физических размерах (высоте, широте, длине), а есть нечто, что волнует человека. Технически возможно воспроизвести  идеальную копию Парфенона, но это и будет всего лишь  холодная копия. Афинский Парфенон — не просто архитектурный  памятник  античности, а воплощенная в мраморе  гармония   человека с природой и политическим миром, гармония  души человека, полиса и микрокосмоса в данном месте и социальном времени. Уникальность  Парфенона не  в его размерах, а в пропорциях и воспроизвести их невозможно, если  человек не познает самого себя.

Если следовать этой аналогии, благоденствие  государства  зависит  не только  от размеров  природного богатства. Можно иметь большие запасы  природных энергетических  ресурсов и оставаться  бедным. В мире общеизвестны и  другие примеры, когда  обделенная  природным богатством страна  становится  процветающей. Значит все дело в пропорциях, соотношении  между источниками созидательной энергии человека и другими ресурсами. Западноевропейская цивилизация  продемонстрировала  возможность становления  не сколько на реальных  географических рубежах и непосредственных  контактах  во времени, а через возрожденную в духе  античность.

По аналогии с Древней Грецией  биполярность рубежных зон  высокого напряжения  источников человеческой энергии  играет исключительную роль в современном многомерном коммуникационном пространстве. На принципах биполярности  шло становление  англо-американского мира на берегах  Атлантического океана. Биполярность заложена в формировании коммуникационного пространства США. Создание  двух полюсов  экономического и технологического развития  по обе стороны  североамериканских прерий  позволило наиболее эффективно  освоить  глубинные территории страны. В XXI веке  реально формирование новой, теперь уже тихоокеанской  биполярной  системы  с полюсами  экономического и технологического  развития  в Калифорнии и Азиатско-Тихоокеанском регионе, где выделяются  темпами развития  Япония, Южная Корея,  Сингапур, Тайвань и открытые к внешнему миру приморские районы Китая.

 

Картина дня

наверх