На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Из истории этнографии. Леви-Брюль

 

Леви Брюль (Levy-Bruhl) Люсьен (1857—1939) — французский ученый – антрополог, философ и психолог.

Заведовал кафедрой философии в лицее Людовика Великого (1885—95), профессор философии и социологии в Сорбонне (с 1895), директор Института этнологии при Сорбонне. Член Французской Академии наук.

Философские взгляды и психологическая концепцию Леви-Брюля  сформировались под влиянием позитивистских идей О. Конта и французской социологической школы. Его ранние работы касались проблем морали и истории европейской философии.

В начале 20 в. внимание Леви-Брюла привлекли новые этнографические данные, описывающие жизнь современных ему первобытных популяций Южной Америки, Африки, Австралии и Океании и особенности их менталитета. Постепенно первобытное мышление становится главной целью его исследований. 

В своей знаменитой книге «Первобытное мышелие», основанной на огромном этнографическом материале, Леви-Брюль выдвинул концепицию о разных типах мышления. Выступая против концепции  эволюционистов (в их числе Э. Тайлора, Дж. Фрэзера), которые исходили из неизменности универсальной природы человеческого «духа», психики и мышления и согласно которым первобытный человек («философствующий дикарь») мыслил так же логически, как и современный человек, Леви-Брюль утверждал, что в «низших обществах» преобладают «коллективные представления», принципиально отличные от мыслит. деятельности в цивилизованных обществах. Леви-Брюль выделял в эволюции сознания два этапа:  первобытное и современное. «Дологическое мышление» управляется, по Леви-Брюлю, не логическими законами тождества, противоречия и пр., а «законом сопричастия» (партиципации), согласно которому воспринимаемый  объект может быть одновременно самим собой и иным, находится одновременно в различных местах, свойства изображения тождественны свойствам оригинала и т. п. Первобытное мышление по своему содержанию — мистическое, т.к. присущие ему коллективные представления неотделимы от сильных религиозных эмоций и веры в сверхъестественное и составляют главный неотъемлемый элемент целостного восприятия первобытного человека. Первобытное сознание не различает естественное и сверхъестественное, ориентируется на выявление мистических таинственных сил Хотя Леви-Брюль полагал, что различным общественным структурам свойственны и различные типы мышления, однако он не считал, что «дологич.» мышление присуще только «отсталым» народам: в сфере личного опыта «первобытный человек» действует и мыслит, как и современный, а с другойстороны, и в современной жиани есть явления (религия, мораль), где сказывается действие «дологич.» мышления.

 

Однако Леви-Брюль выступает и против отождествления мышления первобытного человека и мышления невротика (как это делал З. Фрейд и его последователи), Первобытные люди могут, по Леви-Брюлю, изобретать орудия труда лишь благодаря интуиции, практической ловкости, искусности, развившихся в результате упражнений и не требующих логического анализа и обобщения. Согласно Леви-Боюлю, дологическое (другие переводы – пралогическое, мышление нельзя рассматривать как стадию, предшествующую по времени появлению логического мышления. Речь идет о типах мышления, которые сосуществуют в социальном сознании. В ходе эволюции от первобытного сознания к сознанию современному область логического мышления расширяется, а пралогического — сужается. Тем не менее всегда будут сохраняться коллективные представления, выражающие сопричастность, а соответственно всегда будет иметь место конфликт между древними и новыми коллективными представлениями. 

            В последних работах Леви-Брюля — “Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении” (1931), “Первобытная мифология” (1935), “Мистический опыт и символы” (1938) и в особенности в посмертно изданных “Дневниках” — различия между первобытным и логическим мышлением смягчаются и объясняются ролью аффектов в мышлении. “Структура человеческого разума повсюду одинакова”, — говорит Леви-Брюль в “Дневниках”.

 

Взгляды Леви-Брюля представляют интерес как попытка исследовать исторические изменения в психологии мышления. Его концепция оказала существенное влияние на дальнейшие психологические и этнографические исследования мышления, в частности, на взгляды французской историков школы «Анналов», а также Карла Юнга, Л. Выготского, Ж. Пиаже и др.

Некоторые работы Леви-Брюля:

        Les functions mentales dans les societes inferieures, P., 1922·; La mythologie primitive, P., 1935s; в рус.пер.— Первобытное мышление, М., 1930; Сверхъестественное в первобытном мышлении, М., 1937.

Его первобытное иышление - http://kph.npu.edu.ua/!e-book/tpft/data/WOLG%20%23%202/466.%20%CB%E5%E2%E8-%C1%F0%FE%EB%FC%20%CB.%20%CF%E5%F0%E2%EE%E1%FB%F2%ED%EE%E5%20%EC%FB%F8%EB%E5%ED%E8%E5/%CB%E5%E2%E8-%C1%F0%FE%EB%FC%20%CB.%20%D1%E2%E5%F0%F5%FA%E5%F1%F2%E5%F1%F2%E2%E5%ED%ED%EE%E5%20%E2%20%EF%E5%F0%E2%EE%E1%FB%F2%ED%EE%EC%20%EC%FB%F8%EB%E5%ED%E8%E8.pdf

 

Картина дня

наверх