На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Йахве - умирающий и воскресающий бог?

http://ugabuga.ru/files/monsters/drev_mif/balu_baal_vaal1.jpg

Бог Баал

 

 

Обеспокоенность древних плодородием земли, скота и людей нашла выражение в распространенном на Ближнем Востоке мифе об умирающем и воскресающем божестве. В большинстве эти мифы имеют сходный мотив. Божество, обеспечивающее плодородие, вступает в конфликт с божеством, олицетворяющим смерть, которое его побеждает, в результате чего в мире людей наступает период неплодородия. На поиски пропавшего божества отправляется его супруга, находит мужа и его восстанавливает, и в мире людей снова наступает период плодородия.

Пример такого мифа мы находим в угаритском эпосе о Баале. Баал, ханаанский бог-громовержец, побеждает бога водного хаоса Йамма, за что глава пантеона Эл дарит ему дворец - знак выдающегося положения в божественной иерархии. На пиру в свою честь Баал отказывается оказать знаки почтения богу смерти Моту и в последующей битве оказывается побежденным, попадая в мир мертвых. В поисках Баала богиня Анат вступает в сражение с Мотом и побеждает его, а Баал вырывается из подземелья и в решающей схватке умертвляет Мота и в мире наступает весна. Подобные мифы известны в Греции (Адонис и Персефона), Египте (Осирис) и в Междуречье (Таммуз и Иштар). В библейской религии такому мифу нет места. Смена времен года, согласно Библии - это не результат поочередной победы и поражения божества плодородия, а следствие Божественного установления: "до конца света сев и жатва, жара и холод, лето и зима, день и ночь не прекратятся". (Быт. 8:22).

Однако, как свидетельствуют археологические открытия, религия древних израильтян значительно отличалась от той, что представлена в Еврейской Библии. Собственно, и библейские тексты не скрывают, что среди израильтян был распространен культ Баала - умирающего и воскресающего бога.

Еврейская Библия также свидетельствует о том, что в процессе вытеснения культа Баала из израильской религии, происходил перенос качеств Баала в сферу действия Йахве. Библейский Бог ассоциируется с ветром, облаками, дождем, молниями и громом (Исх. 19:9,16, Ам. 4:7, Наум 1:3, Пс. 77:18-19). Йахве, а не Баал дает "небесную росу" и "жир земли" (Быт. 27:28).

Убийство Левиафана. Гравюра Гюстава Доре, 1865 г.

Цикл рассказов о пророке Илье содержит описание состязания между пророками Баала и Ильей - пророком Йахве. Целью состязания стала способность пророков вызвать дождь, и тем самым обеспечить плодородие земли, и именно пророк Йахве вышел победителем, показав, что плодородие земли зависит не от Баала, а от Йахве. Более того, традиция в которой Баал побеждает бога водного хаоса также была перенесена на израильского Бога: Йахве побеждает Левиафана (Ис. 27:1), Йамма (море) и морских чудищ таннин (Пс. 74:13-14).

Однако, нигде в Еврейской Библии не упоминается о традиции, в которой побежденный Йахве умирает и сходит в подземный мир, чтобы победить смерть и воскреснуть.

Поклонялись ли израильтяне Йахве как умирающему и воскресающему божеству? Попробуем найти в Библии следы такого культа, которые могли остаться как в полемике, где библейские авторы сознательно упомянули бы о таком культе, так и в образах, которые использовали библейские авторы, не ассоциируя их связь с нежелательным культом.

Первое возможное свидетельство - "спящий" Йахве, которого "будят" в критической ситуации, как, например в Пс.44:24. В книге "Ветхий Завет и его мир" советский востоковед И.Ш.Шифман на основании этого стиха сделал предположение о том, что Йахве был умирающим и воскресающим богом. Этот стих автор переводит так:

Проснись, почто спишь, мой Господь?!
Пробудись, не покидай навечно.

По мнению Шиффмана, этот текст "позволяет думать, что Яхве был умирающим и воскресающим богом, и что существовал обряд пробуждения Яхве от смертного сна".

Раз уж речь зашла о псалмах, стоит сделать краткое введение. Псалмы принято довольно условно делить на "плачи" или "молитвы", "гимны", "благодарственные песни", "царские псалмы", "песни Сиона" и др. 44-й псалом относится к группе "плачей" или "молитв" адресованных Богу в моменты национальных или индивидуальных кризисов. Такие псалмы обычно состоят из следующих компонентов:

- историческое введение
- жалоба,
- просьба о помощи,
- подтверждение верности и
- клятва восхвалить Бога после окончания кризиса.

Примеры других псалмов этой группы включают 60, 74,79, 80, 83, 85, 90, 94, 123 и 137. 44-й псалом - это национальный плач после военного поражения, представляющий собой противоположность победному гимну (Суд. 5), исполняемому после победы над врагами. После обращения к Богу "О Йахве!" автор переходит к перечислению событий славного прошлого, переданных традицией, в которых народ с Божьей помощью побеждал врагов. Идя на битву, воины, окрыленные таким прошлым были обречены на победу, и тем горше стало поражение. Теологическая проблема, которая волнует автора псалма - как так получилось, что народ был верным своему Богу: "мы о Тебе на забывали, и условия Твоего договора не нарушали." а Бог свой договор нарушил:

"если будешь Меня слушать соблюдать все, что я скажу, то я буду враждебным к вашим врагам и буду сражаться с вашими недругами" (Исх. 23:22).

Очевидно, Бог не вышел на сражение. Почему так произошло - автор не дает ответа. Бог отверг Свой народ в этой битве, и в финальной молитве народ просит "не отвергать навсегда". Именно об этом идет речь в конце 24 стиха (а не о вечном сне, как можно понять из перевода Шиффмана).

Остановимся подробнее на 24 стихе - начале просьбы о помощи. עורה למה תישן אדני "Проснись, почему спишь, Господь?" Глагол, стоящий в императиве עור, действительно имеет значение "проснись", однако в военном контексте означает "выходи на бой", так же как и в победном гимне Суд. 5:12 - "Проснись (т.е. выходи на бой), Дебора". Соответственно, ישן нужно понимать не буквально "спать", а "не участвовать в битве". Битва проиграна, но война продолжается.

В 27-ом, заключительном стихе псалма, народ восклицает: "Восстань, помоги нам!". Восстань קומה, означает не "восстань из мертвых", а боевой клич, которым начинали сражение, и о котором говорится в Чис. 10:35 "И когда приносили Ковчег, Моисей говорил - Восстань Йахве, пусть рассеются твои враги, и побегут от тебя твои неприятели".

Таким образом, детальный анализ Пс. 44:24 показывает, что не обязательно привлекать мифологический мотив умирающего и воскресающего божества, чтобы понять, о чем хотел нам сказать автор. Другие примеры, где встечается образ "спящего и пробуждающегося" Йахве (Пс. 7:7-8, 59:5-6, 78:61-66) также не дают оснований для гипотезы о существовавшем культе умирающего и воскресающего Йахве.

Однако, "спящий и пробуждающийся" Йахве - это не единственный возможный след культа умирающего и воскресающего божества в Еврейской Библии. Другой такой гипотетический след - это стандартная формула клятвы חי יהוה "Жив Йахве!", а также фраза из Книги Иова ואני ידעתי גאלי חי "ибо я знаю, что мой мститель жив" (Иов. 19:25). Оба древнееврейских выражения имеют параллели в угаритском цикле о Баале.

Особенно интригует параллель с Иовом. После того, как дева Анат расправилась с Мотом, верховный бог Эл говорит:

Пусть небо прольется маслом,
пусть долины потекут медом.
Я и узнаю, что Доблестный Баал жив (wid' khy aliyn b'l)
и что Принц, Господин земли, есть.

Стела из известняка с изображением богини Анат из собрания Британского музея. Стела относится к периоду XIX династии.

Нет сомнений, что "жив" здесь нужно понимать именно в контексте умирающего и воскресающего божества. Шведский ориенталист Geo Widengren считает, что поразительное сходство этого фрагмента с фрагментом из Книги Иова может говорить о связи Иов. 19:25 с культом умирающего и воскресающего бога. Другие ученые считают, что параллель случайна, указывая на совершенно различные контексты сцены из цикла о Баале и 19-й главы Книги Иова.

Формула клятвы "Жив Йахве" также не может не наводить на мысль о связи с культом умирающего и воскресающего божества. В этой связи необходимо отметить Ос. 4:15, стих в котором пророк, после обвинения израильтян, жречества и ложных культов, заявляет:

А ты, Израиль, не навлекай на себя беду.
Не входи в Гилгал,
Не ходи в Бет Авен,
Не клянись "Жив Йахве..."

Вполне понятно, почему Осия запрещает израильтянам посещать ханаанскаие культовые центры в Гилгале и Бет Авене. Но почему пророк также против традиционной клятвенной формулы "Жив Йахве..."? Widengren считает, что Осия видит в такой формуле отражение культа умирающего и воскресающего Йахве, и, естественно, отвергает ее, как про-ханаанскую.

http://s4.drugiegoroda.ru/1/78/7754-El_phoenician.jpg

Изображение имени бога Эл финикийскими буквами.

Дополнительное подтверждение своему аргументу Widengren находит в Пс. 18 (= 2 Сам. 22), где формула "Жив Йахве" (Пс.18:43) встречается как вступление к восхвалительной части псалма. 18-й псалом считается одним из самых про-ханаанских текстов Еврейской Библии. Герой поэмы, погибая в смертельной схватке, кричит о помощи. Йахве, услышав крик, в образе огнедышащего дракона ("от ноздрей поднимается дым, из пасти - пожирающее пламя") вызывая землетрясение, спускается со своего небесного дворца на грозовой туче, седлает херувима и летит на крыльях ветра спасать героя. Воскликнув громовым голосом и послав на землю молнии, от чего обнажается дно океана, Йахве выхватывает героя из глубоких вод, который начинает свое восхваление словами "Жив Йахве!".

Многие комментаторы считают этот псалом адаптацией ханаанской поэмы о борьбе Баала против бога водного хаоса Йама и бога смерти Мота. В контексте ханаанской традиции "жив Баал" означает то, что он восстал из царства мертвых. Следует ли из формулы "жив Йахве" то, что и библейской бог когда-то умирал и воскресал? Скорее всего - нет. Формула могла войти в израильскую религию так же, как вошли остальные атрибуты баализма - в процессе вытеснения культа Баала. Именно об этом, возможно и говорит Ос. 4:15, протестуя против клятвы именем Йахве с использованием формулировки клятвы Баала, так же как он протестует против поклонения Йахве в традиционных культовых центрах баализма.

http://s3.drugiegoroda.ru/1/78/7753-Tetragrammaton_benediction.png

Раннее изображение Тетраграмматона, около 600 г. до н.э.

Поиски в Еврейской Библии следов культа Йахве как умирающего и воскресающего божества не дали убедительных результатов. "Спящий" и "разбуженный" Йахве - это терминология означающая бездействие божества, которое привело к кризису, "Восстань, Йахве" - это древняя национальная формула, вряд ли имеющая отношение к мифологии ханаанцев. Наиболее обещающей выглядит стандартная клятва "Жив Йахве", однако, и она не дает оснований для гипотезы об умирающем и воскресающем Йахве. Возможно, формула попала в культ Йахве вместе с другими атрибутами ханаанского Баала - бога плодородия и погоды. Почему Бог израильтян не позаимствовал способность Баала сходить в мир мертвых и выходить обратно? Возможно, здесь дело в том, что израильский Бог не проигрывает. В любом случае, этот "недостаток" еврейской религии с лихвой компенсировало христианство.

Йахве - умирающий и воскресающий бог?

Картина дня

наверх