На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

НЕМНОГО О ГЕЙШАХ

 

  • Автор: admin • 10 February, 2009
С какой страной у вас ассоциируются слова: суши, харакири, саке, кимоно, самураи? Конечно же, с Японией – страной восходящего солнца, садов сакуры, загадочных и экзотических японских гейш. Сегодня речь пойдет как раз о гейшах.

Так кто же такие гейши и как они появились?
Гейша одна из древнейших японских профессий, или скорее даже не профессий, а видов искусства, потому как слово «гейша» дословно переводится как «человек искусства» это слово не имеет пола, он характеризует любого человека, занимающегося искусством. В обязанность этих женщин-артисток входило развлечение гостей песнями, танцами или интеллектуальной беседой. Как это не удивительно, но в начале в роли гейш выступали мужчины из театра кабуки.

Кабуки – один из национальных японских театров, в котором давали представления драматического характера, в нем были тесно переплетены песни и танцы а так же использовались грим и специфические костюмы, что делало образ героя по-настоящему символическим. Но все же начало развития этого театра в XVII веке положила женщина, служительница святилища Идзумо Тайся, звали ее Окуни.

Изначально театр представлял собой что-то наподобие бродячих цирковых трупп в Европе. В состав труппы входили исключительно женщины, они исполняли как женские так и мужские роли в комедийных пьесах в основу сюжета которых ложились смешные, а порой и не совсем приличные моменты из повседневной жизни японских обывателей. Популярность таких театров быстро росла, их количество быстро увеличивалось.

Из-за большой популярности кабуки в актрисы таких театры часто попадали не только настоящие мастера своего дела, но и куртизанки. Их привлекала в театр возможность расширить «круг своих клиентов». Со временем власти обеспокоенные «аморальной» атмосферой царящей в театре кабуки начинают присматривать за театрами. А после скандалов, в которые были вовлечены крупные государственные чиновники, было принято решение запретить женщинам выступать на сцене. И с 1629 года на сцене кабуки вместо женщин начали выступать юноши, а начиная с 1653 года на смену юношам пришли зрелые мужчины. Так же поменялся и стиль пьес, театр постепенно начал уходить от комедийного жанра к драматическому. Отчасти этот переход от комедии к драме был вызван появлением более популярного комедийного театра – кёгэн. С этого момента кабуки приобретает глубоко утончённый, стилизованный вид.

Эти-то зрелые мужчины, актеры из театра кабуки и были первыми гейшами (на японском звучит как гэйся). Они были призваны удовлетворять культурные и духовные потребности зажиточного населения. Позже среди гейш появились и женщины, а в дальнейшем эта нелегкая профессия полностью перешла в руки слабого пола. Сами гейши-женщины именуют себя гейко, так как слово гейко в отличии от бесполого гейша, обозначает именно женщину.

Популяризация гейш началась с трех самых крупных городов: Токио – столица Японии, Киото – столица в период с 794 по 1192 годы, а ныне культурный центр страны и Осака – третий по населению город Японии. Все свое свободное время гейши проводили в районах ханамати – это слово означает «город цветов». В этих «городах цветов» располагались окия (дома гейш), кубурендзо (дома где встречались гейши), чайные дома и традиционные рестораны.

Гостей гейши принимали в ресторанах и чайных домах. В ее обязанности как хозяйки вечера входило поддержание веселой атмосферы: услаждать слух мужчины беседой на любую тему или игрой на музыкальных инструментах, проведение чайной церемонии и т. п. Истинное искусство гейши заключалось в том, чтобы заставить любого мужчину почувствовать себя самураем. Это отнюдь нелегкое искусство, так как если у гейши гость она должна забыть все свои беды и печали, подавить все свои эмоции и весь вечер думать только о своем госте и угодить ему так чтобы он захотел прейти к тебе снова. Именно за это искусство гейши получали деньги и деньги не малые. Не каждый мужчина мог позволить себе воспользоваться услугами такой дамы, кроме денег нужно было иметь еще и рекомендации, поэтому человек посещающий гейш считался аристократом и пользовался уважением в обществе.

Что касается бытующего мнения, будто гейша якобы просто дорогая японская проститутка то оно в корне ошибочно, так как гейше вообще запрещается продавать свое тело за деньги. Гейша может остаться с гостем на ночь но это решение зависит только от ее личного желания. Проститутки (юдзе) в Японии работали в специально отведенных для этого местах – кварталах развлечений. Например в Киото таким местом являлся район Симабара где и располагался квартал «красных фонарей».

Путь гейши
В мире гейш присутствует строгая иерархия, чтобы обучится всем премудростям и достичь статуса настоящей гейши молодой японской девочке предстояло пройти долгий путь. Начинался это путь с окия – дома гейши. Часто маленькие девочки попадали в такой дом не по своей воле, а будучи проданной родственниками. Свою карьеру они начинали в 8-10 лет в качестве служанок, а в дальнейшем становились ассистентками у одной из гейш. Весь день, с самого утра и далеко за полночь помогая своей «старшей сестре» (так именовали гейшу учительницу) ассистентка должна была одновременно усваивать тонкости мастерства: учится подбирать кимоно для предстоящей церемонии, правильно надевать его, делать прическу и наносить макияж.

Стоит подробно остановится на этих трех важнейших составляющих облика гейши. Сколько вы тратите времени на одежду, прическу и макияж? Много скажите вы, но это ничто в сравнении с тем, сколько времени на это уходит у гейши. Ежедневно на облачение в кимоно и на прическу у гейши уходит от 4 до 5 часов, и от 1 до 2 на макияж! Целый ритуал.

Кроме выше перечисленного в распорядок дня ученицы включалось обучение таким видам искусства как: игра на сямисэне (японская лютня), мастерство традиционного танца, составление цветочных композиций, живопись, поэзия и даже каллиграфия.

С возрастом молодая ученица должна была пройти церемонию посвящения, после чего она получала новое имя и становилась майко (начинающей гейшей). Обычно церемонию посвящения проходили ученицы 11-15 лет, после этого майко должна быть всегда соответствующе причесана и одета, а «старшая сестра» начинала знакомить начинающую гейшу с ее будущими клиентами.

Следующим этапом движения по карьерной лестнице гейш является мизуагэ, во время этой церемонии майко пять раз меняет свою прическу, а на макушке у нее состригают небольшой пачек волос что символизирует взросление – переход от девочки к молодой женщине. Через какое-то время после получения звания мизуаге, проводится церемония эрикае или смена воротника, во время этой церемонии начинающая гейша меняет свой красный воротник на белый воротник взрослой гейши. Зачастую к двадцати годам майко уже проходит все выше описанные церемонии и становится полноправной гейшей.

Работать со своими клиентами молодая гейша может, начиная с 18-ти летнего возраста. В этом же возрасте ей становится доступна возможность получить поддержку данна. Данна – это покровитель гейши, иногда он выступает просто в роли мецената, а иногда является любовником, все зависит от решения самой гейши. В обязанности данна входит как оплата многочисленных расходов гейши, так и ее популяризация среди своего круга общения (своих друзей). Не у каждой гейши за ее под час долгую карьеру появляется данна, а что уж говорить про 18-ти летних гейш, только начавших карьеру. Но обретение данна это цель каждой настоящей гейши потому как это не только резко увеличит ее популярность но даст возможность перейти на совершенно другой уровень, расплатится с окия и уйти из него, ну а в последствии возможно даже самой стать хозяйкой одного из окия.

Хозяйка окия это гейша оставившая профессию по причине возраста, она следит за дисциплиной в доме и если так можно выразится, ведет бухгалтерию. В дом гейши на обучение попадают как уже писалось выше, девочки из бедных семей проданные туда своими родителями, дочери самой гейши – если таковые имеются и девочки из состоятельных семей – решившие посвятить жизнь этому искусству. Если у хозяйки окия нет наследницы, то она может удочерить одну из своих гейш. Таким образом она будет получать весь доход своей дочери. Удочеренная же гейша получает фамилию дома и право в дальнейшем наследовать дело своей матери вместе со всем имуществом окия.

Работа в окия начиналась с подписания гейшей контракта. Учеба на гейшу кстати тоже считалась работой поэтому с первого дня появления девочки в окия с ней заключался контракт сроком от 6 до 8 лет. После чего она могла покинуть окия, или продлив контракт продолжить работу. Гейши и окия были тесно связаны так как окия получала определенную часть доходов гейши, оплачивая ей в свою очередь заказы кимоно. Уход из окия для рядовой гейши равносилен уходу из профессии, поскольку сама она не сможет оплачивать свои кимоно, а это самая дорогостоящая вещь в атрибутах гейши.

Стоимость обычного кимоно можно приравнять к стоимости недорогого автомобиля марки «хонда» или «тойота». Парадное же кимоно используемое по особым случаям равняется стоимости одной из последних моделей «лексуса». Настоящее кимоно гейши это цельный кусок ткани, его не кроят и не шьют. Технология облачения в этот наряд тоже не проста и требует изрядной сноровки. Кимоно оборачивают вокруг тела и фиксируют сзади с помощью нескольких поясов которые завязывают специальным, сложным узлом. Так же стоит заметить, что облачится в кимоно без посторонней помощи фактически невозможно.

Все эти выше приведенные традиции, нормы и правила искусства гейш были четко сформированы и занесены кенбан (свод правил) в начале XIX века, именно на этот период пришелся расцвет гейш. В кенбане было расписано все, начиная от подробного описания всех деталей одежды гейши и ее учениц и заканчивая манерой поведения и допустимыми движениями.

Современные гейши
В сегодняшнее время в Японии гейш осталось ни так уж много, если не сказать совсем мало. Так в начале XX века по всей стране по подсчетам было около 80 тысяч гейш, а в настоящее время их число не превышает и одной тысячи. Одним из факторов их теперешней малочисленности является захват Японии западной культурой, этот процесс активно начал происходить после Второй Мировой войны, именно с этого момента количество гейш начало уменьшатся.

Хотя каждый японец прекрасно знает, что такое гейша он скорее всего никогда не видел ее. Как и раньше это дорогое удовольствие – трудно поверить, но два часа проведенные в обществе гейши стоят около трети годовой зарплаты среднего служащего. Не верьте туристам вернувшимся из Японии и болтающим про «толпы» гейш расхаживающих по улицам, это либо сами переодетые туристы – которых за небольшую плату гримируют и одевают в кимоно гейш, либо люди специально нанятые тур фирмами для развлечения туристов. За редким исключением на улице можно увидеть майко.

Сейчас основными центрами гейш являются кварталы Гион и Понто-тё в Киото, именно там проживают почти четверть всех гейш страны. В этих кварталах быт и культура гейш сохранилась как нельзя лучше. Как и раньше гейши неукоснительно придерживаются правил и традиций своей профессии. Сегодняшние гейши пожалуй ничем не отличаются от своих предшественниц, за исключением того что теперь никто никого не продает, все гейши выбрали этот путь добровольно. Ну и минимальный возраст для начала обучения не 10-11 лет, а 16.

Картина дня

наверх