Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Потомки волжских булгар

развернуть

На европейской этнополитической сцене тюрки-булгары появились как особая этническая общность во второй половине V века, после распада гуннской державы. В V–VI веках в Приазовье и Северном Причерноморье сложился союз многих племен во главе с булгарами. В литературе их называют и булгарами, и болгарами; чтобы не было путаницы со славянским народом на Балканах, я в этом очерке использую этноним «булгары».

Булгария – возможны варианты

Потомки волжских булгар

В конце VII века часть булгар переселилась на Балканы. Около 680 года их предводитель хан Аспарух отвоевал у Византии земли близ дельты Дуная, одновременно заключив соглашение с югославянским племенным объединением Семи родов. В 681 году возникло Первое Булгарское (Болгарское) царство. В последующие века дунайские булгары и в языковом, и в культурном отношении были ассимилированы славянским населением. Появился новый народ, который сохранил, однако, прежний тюркский этноним – «болгары» (самоназвание – българ, българи).

Булгары, остававшиеся в степях Восточного Причерноморья, создали государственное образование, которое вошло в историю под громким именем «Великая Булгария». Но после жестокого поражения от Хазарского каганата они переселились (в VII–VIII веках) в Среднее Поволжье, где в конце IX – начале Х века сформировалось их новое государство, которое историки называют Булгарией/Болгарией Волжско-Камской.

Земли, на которые пришли булгары (территория в основном на левобережье Волги, с севера ограниченная Камой, а на юге Самарской Лукой), были заселены финно-угорскими племенами и тюрками, пришедшими сюда ранее. Все это разноэтничное население – и старожилы, и новопоселенцы – активно взаимодействовало; ко времени монгольского завоевания сложилась новая этническая общность – волжские булгары.

Государство волжских булгар пало под ударами тюрко-монголов в 1236 году. Города были разрушены, часть населения погибла, многие уведены в плен. Оставшиеся бежали в правобережные районы Поволжья, в леса к северу от нижнего течения Камы.

Волжским булгарам суждено было сыграть важную роль в этнической истории всех трех тюркоязычных народов Среднего Поволжья – татар, башкир и чувашей.

Талантливый чувашский народ

Потомки волжских булгар

Чуваши, чаваш (самоназвание) – основное население Чувашии, они живут также в соседних республиках региона, в разных краях и областях России. Всего их в стране около 1436 тыс. человек (2010 год). Этническую основу чувашей составили булгары и родственные им сувары, поселившиеся на правобережье Волги. Здесь они смешались с местным финно-угорским населением, тюркизировав его в языковом отношении. Чувашский язык сохранил многие черты булгарского; в лингвистической классификации он образует булгарскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.

В золотоордынский период с левобережья Волги в междуречье Цивиля и Свияги переселилась «вторая волна» булгарских племен. Она положила начало субэтнической группе низовых чувашей (анатри), которые сохраняют в большей мере булгарский компонент не только в языке, но и во многих компонентах материальной культуры. У верховых (северных) чувашей (вирьялов) наряду с булгарскими очень заметны элементы традиционной культуры горных марийцев, с которыми булгары интенсивно смешивались, мигрируя на север. Это отразилось и в лексике чувашей-вирьялов.

Самоназвание «чаваш» скорее всего связано с названием близкой к булгарам племенной группы суваров/сувазов (суас). Упоминания о сувазах есть в арабских источниках Х века. В русских документах этноним чаваш впервые появляется в 1508 году. В 1551 году чуваши вошли в состав России.

Преобладающее вероисповедание у чувашей (с середины XVIII века) – православие; однако у сельского населения до наших дней дожили и дохристианские традиции, культы и обряды. Есть также чуваши-мусульмане (в основном те, что уже в нескольких поколениях живут в Татарстане и Башкирии). С XVIII века письменность – на основе русской графики (ей предшествовало арабское письмо – со времен Волжской Булгарии).

Потомки волжских булгар

Талантливый чувашский народ дал России много замечательных людей, назову только три имени: П.Е.Егоров (1728–1798), архитектор, создатель ограды Летнего сада, участник строительства Мраморного, Зимнего дворцов, Смольного монастыря в Петербурге; Н.Я.Бичурин (в монашестве Иакинф) (1777–1853), 14 лет возглавлявший русскую духовную миссию в Пекине, выдающийся китаевед, член-корреспондент Петербургской академии наук; А.Г.Николаев (1929–2004), летчик-космонавт СССР (№ 3), дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.

Башкир – волк-вожак

Потомки волжских булгар

Башкиры – коренное население Башкирии. По переписи 2010 года, их в России насчитывается 1584,5 тыс. человек. Живут также в других регионах, в государствах Средней Азии, в Украине.

Этноним, принятый как основное самоназвание башкир – «башкорт» – известен с IX века (basqyrt – basqurt). Этимологизируется он как «главный», «вожак», «голова» (баш-) плюс «волк» (корт в огузско-тюркских языках), то есть «волк-вожак». Таким образом, считается, что этническое имя башкир – от тотемического героя-первопредка.

Ранее предки башкир (тюрки-номады центральноазиатского происхождения) кочевали в регионе Приаралья и Сырдарьи (VII–VIII). Оттуда они в VIII веке мигрировали в прикаспийские и северокавказские степи; в конце IX – начале Х века продвигаются в северном направлении, в степные и лесостепные земли между Волгой и Уралом.

Лингвистический анализ показывает, что вокализм (система гласных звуков) башкирского языка (как и татарского) очень близок к системе гласных в чувашском языке (прямом потомке булгарского).

В Х – начале XIII века башкиры находились в зоне политического доминирования Волжско-Камской Булгарии. Вместе с булгарами и другими народами региона они ожесточенно сопротивлялись нашествию тюрко-монголов во главе с ханом Батыем, но потерпели поражение, их земли были присоединены к Золотой Орде. В золотоордынский период (40-е годы XIII – 40-е годы XV века) очень сильным было влияние на все стороны жизни башкир кыпчаков. Башкирский язык сформировался под мощным воздействием кыпчакского языка; он включается в кыпчакскую подгруппу тюркской группы алтайской семьи.

После распада Золотой Орды башкиры оказались под властью ногайских ханов, которые вытеснили башкир с их лучших кочевых угодий. Это вынудило их уходить на север, где происходило частичное смешение башкир с финно-угорскими народами. Отдельные группы ногайцев тоже влились в башкирский этнос.

В 1552–1557 годах башкиры приняли российское подданство. Это важное событие, определившее дальнейшую историческую судьбу народа, было оформлено как акт добровольного присоединения. В новых условиях и обстоятельствах значительно ускорился процесс этнической консолидации башкир, несмотря на длительное сохранение родо-племенного деления (насчитывалось около 40 племен и племенных групп). Особо надо сказать, что и в XVII–XVIII веках башкирский этнос продолжал вбирать в себя выходцев из других народов Поволжья и Приуралья – марийцев, мордву, удмуртов и особенно татар, с которыми их сближало языковое родство.

Когда 31 марта 1814 года союзные армии во главе с императором Александром I вступили в Париж, в составе русских войск были и башкирские конные полки. Об этом уместно вспомнить в нынешнем году, когда отмечается 200-летие Отечественной войны 1812 года.

Потомки волжских булгар

Приключения этнонима, или Почему «татары»

Татары (татар, самоназвание) – второй по численности народ России (5310,6 тыс. человек, 2010 год), самый крупный тюркоязычный народ страны, основное население Татарстана. Живут также во многих российских регионах, в других странах. Среди татар выделяют три основные этнотерриториальные группы: волго-уральские (татары Среднего Поволжья и Приуралья, самая многочисленная общность); татары сибирские и татары астраханские.

Потомки волжских булгар

Сторонники булгаро-татарской концепции происхождения татарского народа считают, что его этнической основой стали булгары Волжской Булгарии, в которой сформировались базисные этнокультурные традиции и особенности современного татарского (булгаро-татарского) народа. Другие ученые развивают тюрко-татарскую теорию происхождения татарского этноса – то есть говорят о более широких этнокультурных корнях татарского народа, чем Урало-Поволжье.

Влияние вторгшихся в XIII веке в регион монголов в антропологическом отношении было очень незначительным. По некоторым оценкам, их при Батые поселилось на Средней Волге 4–5 тыс. В последующий период они полностью «растворились» в окружающем населении. В физических типах поволжских татар центральноазиатские монголоидные черты практически отсутствуют, в большинстве своем они европеоиды.

Ислам появился в Среднем Поволжье в Х веке. И предки татар, и современные верующие татары – мусульмане (сунниты). Исключение составляет небольшая группа так называемых кряшен, принявших в XVI– XVIII веках православие.

Впервые этноним «татары» появился среди монгольских и тюркских племен, кочевавших в VI–IX веках в Центральной Азии, как название одной из их групп. В XIII–XIV веках он распространился на все тюркоязычное население огромной державы, созданной Чингисханом и Чингисидами. Этот этноним усвоили и кыпчаки Золотой Орды и ханств, которые образовались после ее распада, – видимо, потому, что татарами называли себя представители знати, военно-служилых и чиновничьих слоев.

Однако в широких массах, особенно в Среднем Поволжье – Приуралье, этноним «татары» и во второй половине XVI века, после присоединения региона к России, приживался с трудом, очень постепенно, в большой мере под влиянием русских, которые называли татарами все население Орды и ханств. Известный итальянский путешественник XIII века Плано Карпини, побывавший по поручению Папы Иннокентия IV в резиденции хана Батыя (в Сарае на Волге) и при дворе Великого хана Гуюка в Каракоруме (Монголия), назвал свой труд «История монголов, именуемых нами татарами».

После неожиданного и сокрушительного тюрко-монгольского нашествия на Европу некоторые историки и философы того времени (Матфей Парижский, Роджер Бэкон и др.) переосмысливали слово «татары» как «выходцы из Тартара» (то есть преисподней)… А через шесть с половиной веков автор статьи «Татары» в знаменитом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона сообщает, что «в V в. под именем та-та или татан (откуда, по всей вероятности, и происходит слово татары) разумелось монгольское племя, обитавшее в северо-восточной Монголии и отчасти в Маньчжурии. Сведений об этом племени у нас почти нет». В общем же, резюмирует он, «слово «татары» является собирательным именем для целого ряда народов монгольского и, главным образом, тюркского происхождения, говорящих на тюркском языке…».

Такое обобщенно-этническое называние многих народов и племен именем какого-то одного – не редкость. Вспомним, что в России всего лишь столетие назад татарами называли не только казанских, астраханских, сибирских и крымских татар, но и некоторые тюркоязычные народы Северного Кавказа («горские татары» – карачаевцы и балкарцы), Закавказья («закавказские татары» – азербайджанцы), Сибири (шорцы, хакасы, тофалары и др.).

В 1787 году выдающийся французский мореплаватель Лаперуз (граф де Ла Перуз) назвал пролив между островом Сахалин и материком Татарским – потому что даже в то, уже весьма просвещенное время татарами называли едва ли не все народы, жившие восточнее русских и севернее китайцев. Этот гидроним, Татарский пролив, – воистину памятник неисповедимости, загадочности миграций этнических названий, их способности «приклеиваться» неведомо как к другим народам, а также территориям и иным географическим объектам.

Потомки волжских булгар

В поисках этноисторического единства

Этнос волго-уральских татар складывался в XV–XVIII веках в процессе миграций и сближения, сплочения разных татарских групп: казанских, касимовских татар, мишарей (последних исследователи считают потомками отюреченных финно-угорских племен, известных под именем мещеры). Во второй половине XIХ – начале ХХ века в широких слоях татарского общества и особенно в интеллигентных кругах активизировался рост общетатарского национального самосознания, осознания этноисторического единства всех территориальных групп татар.

В это же время формируется, в основном на базе казанско-татарского диалекта, литературный татарский язык, сменивший старотатарский, в основе которого был язык поволжских тюрков. Письменность с Х века по 1927 год – на основе арабицы (до Х века изредка использовалась так называемая тюркская руника); с 1928 по 1939 год – на основе латиницы (яналиф); с 1939–1940 годов – русская графика. В 1990-е годы в Татарстане активизировалась дискуссия о переводе татарской письменности на модернизированный вариант латинской графики (яналиф-2).

Охарактеризованный процесс естественно вел к отказу от локальных самоназваний, к утверждению самого распространенного этнонима, который объединял все группы. При переписи 1926 года 88% татарского населения европейской части СССР назвали себя татарами.

В 1920 году была образована Татарская АССР (в составе РСФСР); в 1991 году она преобразована в Республику Татарстан.

Особая и очень интересная тема, которой в этом очерке я могу лишь коснуться, – взаимоотношения русского и татарского населения. Как писал Лев Гумилев, «наши предки великорусы в XV–XVI–XVII веках смешались легко и довольно быстро с татарами Волги, Дона, Оби…». Он любил повторять: «поскреби русского – найдешь татарина, поскреби татарина – найдешь русского».

Многие русские дворянские роды имели татарские корни: Годуновы, Юсуповы, Беклемишевы, Сабуровы, Шереметевы, Корсаковы, Бутурлины, Басмановы, Карамзины, Аксаковы, Тургеневы… Татарские «истоки» Федора Михайловича Достоевского подробно проследил в интереснейшей книге «Родиться в России» литературовед и поэт, профессор Игорь Волгин.

Я не случайно начал этот короткий список фамилий с Годуновых: известный всем по учебникам истории и еще больше по великой пушкинской трагедии Борис Годунов, русский царь в 1598–1605 годах, был потомком татарского мурзы Чета, который ушел из Золотой Орды на русскую службу еще при Иване Калите (в 30-х годах XIV века), принял крещение и получил имя Захария. Он основал Ипатьевский монастырь, стал родоначальником русского дворянского рода Годуновых.

Завершить эту почти бесконечную тему я хочу именем одного из талантливейших русских поэтов ХХ века – Беллы Ахатовны Ахмадулиной, редкостное дарование которой имеет разные генетические истоки, татарский – один из главных: «Незапамятный дух азиатства/ До сих пор колобродит во мне». Но родным ее языком, языком ее творчества был русский: «И Пушкин ласково глядит,/ И ночь прошла, и гаснут свечи,/ И нежный вкус родимой речи/ Так чисто губы холодит».

У русских, татар, башкир, чувашей, у всех народов многоэтничной России, отмечающей в этом году 1150-летие своей государственности, очень давно уже, в течение многих столетий, – совместная, общая, неразделимая история и судьба.

С.Я. Козлов - http://www.ng.ru/science/2012-09-12/14_volga.html

 

 

 


Опубликовала mariazavelskaya mariazavelskaya , 27.07.2015 в 01:06

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Гордей
Гордей Гордей 1 августа 15, в 18:16 Земледельческая культура в аккурат в местах древнего Булгара, называется в науке именьковской. Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Гордей 1 августа 15, в 18:19 Отличный пример с Вячеславом Полосиным. Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 1 августа 15, в 18:21 Вы, Гордей, настоящий эрудит. Может тему на сайт забросите? Или парочку? Текст скрыт развернуть
0
Гордей
Гордей Финист -ясный сокол Ситдиков 1 августа 15, в 18:30 Титулы вел. кн. Ивана III Васильевича:
Великий Князь Иван, Божией милостию, Государь всея Руси и Великий Князь Владимирский, и Московский, и Новгородский, и Псковский, и Тверский, и Югорский, и Вятский, и Пермский, и Болгарский, и иных.////

Возьмём титул первого полностью независимого от Орды Великого князя. Владения расставлены со смыслом, даже при первом Романове через 200 лет на первом месте стоит древний Владимир, как исток династии и собственно Великой Руси, хотя сам государь сидит в Москове, да уже и Дмитрий Донской, не имевший столь расписного титула, сидел уже в Москове. А Московское владение всё равно на втором месте. Это к тому, что Болгарское владение на последнем месте ввиду недавности и незначительности.
Это явно какие то районы с булгарским населением, как представлялось тогда русской государственной элите.
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Даниил Носков 1 августа 15, в 18:33 Даниил! Спасибо на добром слове! Настоящий эрудит у нас, пожалуй, разве что Анатоль Вассерман:)

Только посильно усвоенные сведения по жизни и попытки включать логику.
Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Гордей 2 августа 15, в 05:18 Оно и хорошо! Вассермана я побоялся бы приглашать. Великая перегруженность мозга влечет за собой немалые странности. Текст скрыт развернуть
0
Гордей
Гордей Даниил Носков 4 августа 15, в 18:43 Благодарю. Запомню приглашение. Мне интересны предковые этносы великорусского народа. Так это как с ветряными мельницами бороться. Давно перемолото. Одни укры только наотмашь разоблачают" финно - угорство". Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Гордей 5 августа 15, в 23:20 Не знаю как насчет " более прямые". Не уверен! Кто из двух родных братьев более прямой
потомок своих отца и матери?

" Одинаково прямые"! Это да.
Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 5 августа 15, в 23:24 По сути своей разборка, а скорее резня
между предками чувашей и казанских татар
была типичным внутриэтническим межконфессиональным конфликтом.
Такое нередко случается, когда часть некогда единого этноса принимает
новую религию или даже новую разновидность привычной религии.
Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 5 августа 15, в 23:27 На Руси принятие христианства при Владимире тоже проходило не безболезненно.
Но там князь сумел взять контроль над ситуацией.
Принявшие ислам булгарские царевичи удержать контроль не смогли.
И вышла межконфессиональная война между новообращенными мусульманами
и традиционалистами- тенгрианцами. А война расколола некогда единый народ и он дал начало двум новым этносам.
Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей Даниил Носков 6 августа 15, в 22:54 На Руси то во всей полноте размах трений при крещении доподлинно не известен. По каким источникам просматривается столь печальный результат исламизации, как разделение булгарского этноса? Кстати, более однородного, чем представляло собой население Руси. Более прямые они уже потому, что не впитали в такой мере ассимиляцию Золотой Орды, ни духовно, ни физически. Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Гордей 7 августа 15, в 00:26 Источники на память не скажу. На Этносах была старая тема. Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 7 августа 15, в 00:30 Да, вот моя старая тема по Волжско- Камской Булгарии

http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43582867074/VOLZHSKO-KA...
Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 7 августа 15, в 00:31 Но про исламизацию и раскол это не там Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 7 августа 15, в 00:39 Разослал старую тему
http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43684404545/CHuvashi(ge...)
Там как раз со ссылкой на генетику чувашей как бу " удаляют" от булгар. С чем лично я не согласен.
Текст скрыт развернуть
0
Гордей
Гордей Даниил Носков 7 августа 15, в 06:58 Спасибо! Усвою, откликнусь. Текст скрыт развернуть
0
Гордей
Гордей Даниил Носков 9 августа 15, в 11:31 Под влиянием местных земледельческих финно-угорских племен булгары (болгары) переходят к оседлому образу жизни. \\\

Опять же, где вы видели финно - угорских земледельцев в те времена? И вообще глупая фраза. Воины булгары прибыли к мирным земледельцам, чтобы подвергнуться "влиянию" и пахать землю.
В действительности булгар притесняли на степном просторе, который им пришлось уступить. По легендам булгары растекались во все стороны. Но успешными стали два перехода. Дунайская и Волжская Булгарии.
И государственность связана с приобретением базиса в лице земледельческого населения и необходимости иметь опорные населённые пункты. Недаром и Орда впоследствии не обошлась без городов.

------

Оставил в старой теме..

Друга тема про дагестанские соответствия чувашей и ещё более древние ставят впросак.
Текст скрыт развернуть
0
Александр Бадулин
Александр Бадулин 27 июля 15, в 19:11 Я, руский,....фамилия, татарская....? Текст скрыт развернуть
1
Гордей
Гордей 1 августа 15, в 02:25 Земли, на которые пришли булгары (территория в основном на левобережье Волги, с севера ограниченная Камой, а на юге Самарской Лукой), были заселены финно-угорскими племенами и тюрками, пришедшими сюда ранее. Все это разноэтничное население – и старожилы, и новопоселенцы – активно взаимодействовало; ко времени монгольского завоевания сложилась новая этническая общность – волжские булгары.|||

А какие "финно - угорские" племена были явными земледельцами? Это племена, носители гаплогруппы N
Либо лесные обитатели, либо кочевники на юге, а именно мадьяры, подобные булгарам в образе жизни и осевшие как и булгары, только среди бывших словаков, которые все теперь венгры со страной Венгрией. Вот есть праздник урожая - сабантуй. У природных земледельцев - славян, такого праздника уже нет. Если булгары пришли к финнам и тюркам, то откуда земледельческий образ жизни? Можно сопоставить и наличие гаплогруппы N у татар, чувашей. И , самое главное, о чём не нравится в этноориентированной науке Татарстана, и о чём не упоминает угодливый Козлов, фиксируется земледельческая культура археологией, сильно подобная славянской, а скорее всего, протославянская. Наибольшая ассоциация с поздней культурой племенного союза северян, городским центром обитания которых впоследствии стал Чернигов. Возможно, часть ушла с Волги от прибывших кочевых булгар, которые сели на шею оставшимся, или оккупированным. Вот почему волжские татары сильно европеоидны до сих пор.
Текст скрыт развернуть
1
Виктор
Виктор 5 декабря, в 19:37 ПОД ФРАЗОЙ «ПОСКРЕБИ РУССКОГО – НАЙДЁШЬ ТАТАРИНА» ГУМЕЛЁВ ИМЕЛ В ВИДУ, ЧТО В КАЖДОМ РУССКОМ ТЕЧЁТ МОНГОЛОИДНАЯ КРОВЬ, ХОТЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКОЙ УЖЕ ДАВНО ДОКАЗАНО, ЧТО В РУССКИХ АЗИАТСКОЙ ПРИМЕСИ НЕ БОЛЬШЕ ЧЕМ В ЛЮБОМ ДРУГОМ ЕВРОПЕЙСКОМ НАРОДЕ, А ГДЕ-ТО ДАЖЕ И МЕНЬШЕ. Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 64

Поиск по блогу

Последние комментарии

Игорь Фурсов
Виктор
Юрий Костин
Юрий Костин
Юрий Костин
Александр Шаторный
Рушан Мухамеджанов
спасибо!)
Рушан Мухамеджанов ТИЦИАН.ЖИЗНЬ.КАРТИНЫ.ПОРТРЕТЫ.
Рушан Мухамеджанов
неожиданно!)
Рушан Мухамеджанов РЕФОРМЫ СОЛОНА: ПЕРВАЯ ПОПЫТКА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА
Рушан Мухамеджанов
Рушан Мухамеджанов
спасибо!)
Рушан Мухамеджанов ПОРТРЕТЫ РАФАЭЛЯ