На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Режиссер Абуладзе. "Мольба" и" Покаяние".

Абуладзе Тенгиз Евгеньевич

Tengiz Abuladze

 

31 января 1924, Кутаиси — 6 марта 1994, Тбилиси.

Грузинский кинорежиссёр. 
Народный артист СССР (1980).
Заслуженный деятель искусств Дагестанской АССР (1972). 
Народный артист Грузинской ССР (1966). 
Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1961).

В 1943-1946 годах Абуладзе учился в Тбилисском государственном театральном институте имени Шота Руставели (его педагогами были Г.А. Товстоногов и Д. Алексидзе), в 1953 году он окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Юткевича). Во ВГИКЕ Абуладзе занимался также у С.М. Эйзенштейна, Л.В. Кулешова, А.С. Хохловой, А.П. Довженко.
С 1953 года — режиссёр киностудии «Грузия-фильм». В художественный кинематограф Абуладзе вошёл совместным с Р. Чхеидзес фильмом «Лурджа Магданы» по произведению Екатерины Габашвили. Этот маленький фильм принес им престижную награду — Гран-при (Grand Prix) Каннского кинофестиваля 1956 года по конкурсу короткометражных лент. Режиссёры сочетали поэзию с «почвенным» реализмом. «Лурджа Магданы» подвела черту под старой эстетикой, и стала родоначальницей нового грузинского кино, истоком «грузинской школы». 

Знаком объединения поэзии и обыденного, новизной стиля отмечен и следующий, уже самостоятельный фильм Абуладзе «Чужие дети» (1958), снятый под заметным влиянием итальянского неореализма. В фильме «Я, бабушка, Илико и Илларион» (1963) по Нодару Думбадзе наиболее полно проявилась склонность Абуладзе к поэтическому и философскому обобщению. Через характерные особенности быта, яркий и сочный язык героев, мягкий юмор он глубоко раскрыл национальный характер, силу народа, проявившиеся во время войны.

Фильм «Мольба» (1967, главный приз Международного кинофестиваля авторского кино в Сан-Ремо, 1973) — сложная экранизация, в которой в поисках кинематографического эквивалента соединены две поэмы («Алуда Кетелаури» и «Гость и хозяин»), прозаические философские зарисовки и стихотворения великого грузинского поэта Важа Пшавела. Предназначение поэта, борьба со злом ради защиты добра, преодоление вековой вражды двух соседних народов, любовь и верность, — эти темы и образы Пшавелы обрели достойно были отражены в этом фильме.

В фильме «Ожерелье для моей любимой» (1973) по повести А. Абу-Бакара режиссёр продолжил поиски новой поэтики, попытавшись соединить эксцентрику народного дагестанского сказа и философскую притчу. В совершенной форме эта поэтика воплотилась в фильме. «Древо желания» по Г. Леонидзе (1977), втором после «Мольбы» фильме триптиха, который завершился «Покаянием» (1984). «Древо желания» получило итальянскую премию «Давид» Донателло», «Золотой тур» за режиссуру на Тегеранского кинофестиваля 1977 года, главный приз Карловарского кинофестиваля 1978 года. 

«Покаяние» стало главным фильмом последних периода существования СССР. После Пятого съезда Союза кинематографистов он был выпущен в прокат (фильм был снят в 1984 году, но вышел на экраны в 1986 году). С поразительной экспрессией и насыщенностью фильм показал трагизм и корни кровавого советского террора, его последствия и его конец. Это был первый из антитоталитарных фильмов, который потряс всю страну. На Каннском кинофестивале 1987 года фильм получил четыре премии: специальный гран-при приз жюри, приз актёру Автандилу Махарадзе, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри.

Сочетание интеллектуального пути с интуитивными озарениями, изобразительной культуры с актёрскими открытиями, которые могут быть запечатлены только средствами кино, — основа режиссуры Абуладзе. Он оказал большое влияние на грузинское кино, открыв новые горизонты, но не вызвав подражаний. Абуладзе был одним из инициаторов создания кинофакультета в Тбилисском театральном институте, где вел курс кинорежиссуры. Среди его учеников Темур Баблуани, Нана Джанелидзе.

 

ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат Государственной премии Грузинской ССР (1979), Ленинской премии (1988, за фильм «Покаяние»).

Орден «Знак Почёта»(1971)

Орден Трудового Красного Знамени (1976)

МКФ в Канне (Специальное упоминание на конкурсе короткометражных фильмов как «Лучший фильм с вымышленным сюжетом», фильм «Лурджа Магданы», 1956)

МКФ в Эдинбурге (Почётный диплом, фильм «Лурджа Магданы», 1956)

МКФ в Хельсинки (Диплом, фильм «Чужие дети», 1959)

МКФ в Лондоне (Диплом, фильм «Чужие дети», 1959)

МКФ в Порретта-Терме (Приз, фильм «Чужие дети», 1960)

МКФ короткометражных фильмов в Тегеране (Приз, фильм «Чужие дети», 1960)

МКФ в Братиславе (Диплом I степени, фильм «Я, бабушка, Илико и Илларион», 1964)

ВКФ в Тбилиси (Диплом и Премия «За вклад в разработку жанра кинокомедии», фильм «Ожерелье для моей любимой», 1972)

МКФ авторского фильма в Сан-Ремо (Главный приз, фильм «Мольба», 1974)

ВКФ в Риге (Главная премия, фильм «Древо желания», 1977)

МКФ в Тегеране (Пластина «Золотой тур» за режиссуру, фильм «Древо желания», 1977)

МКФ в Карловых Варах (Специальный приз, фильм «Древо желания», 1978)

Национальная кинопремия Италии «Давид ди Донателло» (За лучший зарубежный фильм года на экранах Италии, фильм «Древо желания», 1979)

Международный фестиваль романтических фильмов в Кабурге (Франция) (Приз, фильм «Древо желания», 1983)

ВКФ в Киеве (Приз и Диплом за лучшую кинокомедию, фильм «Ожерелье для моей любимой», 1984)

ВКФ в Тбилиси (Главный приз, фильм «Покаяние», 1987)

МКФ в Канне (Гран-при, фильм «Покаяние», 1987)

МКФ в Канне (Приз Международной федерации кинопрессы (ФИПРЕССИ), фильм «Покаяние», 1987)

МКФ в Канне (Приз экуменического (христианского) жюри, фильм «Покаяние», 1987)

МКФ в Чикаго (Специальный приз, фильм «Покаяние», 1987)

Премия «Ника» в номинациях: «Лучший игровой фильм», «Лучшая режиссёрская работа», «Лучшая сценарная работа» (совм. с Н. Джанелидзе и Р. Квеселава) (фильм «Покаяние», 1987)

Приз критики лучшему зарубежному фильму года в Польше (фильм «Покаяние», 1988)

Картина дня

наверх