На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Крымская война в британской и французской сатирической прессе.

 

 

 

 

 
 
 
Люди и события Крымской войны в представлении французской и британской сатирической прессы. Основное внимание уделено двум крупнейшим сатирическим изданиям XIX-го в. – французской газете Le Charivari и лондонской Punch.

Турецкий вопрос


Крымская война стала первой медийной войной. Телеграф позволил получать новости с военных фронтов в считанные дни, а не недели, как раньше. Впервые ужасы войны показала фотография, и эти сцены войны вызывали возмущение обычных англичан и французов. Из-за невнятной политики правительств и быстрых репортажей о происходящем на фронте ни во Франции, ни в Англии, народ не проникся энтузиазмом и не поддержал войну.
 

 

Крымская война в британской и французской сатирической прессе.


«Парижане изучают Турецкий вопрос». Оноре Домье, Le Charivari, 4 августа 1853 г.
3 июля 1853 года русская армия перешла реку Прут и 15 июля вошла в Будапешт, подчинив Дунайские княжества. Французская пресса немедленно сообщила об этом событии и угрозе войны.

Крымская война в британской и французской сатирической прессе.


«Консилиум о состоянии Турции». Джон Лич. Punch, 17 сентября 1853 г.
Англия и Франция совещаются, в то время как над постелью больной Турции навис призрак России, предвещая распад Османской империи.




Россия с Закавказьем. Карта в книге Э. Г. Нортона «История войны с Россией», Лондон, [1855-57?]
На этой карте показана зона военного конфликта во время Крымской войны. На восточном побережье Чёрного моря, где Россия граничила с Османской империей, русские собирались перейти реку Дунай и двинуться дальше на юг, к Константинополю, чтобы открыть путь к Средиземному морю. Когда турки разрушили этот план, театр военных действий переместился в Крым – полуостров в северной части Чёрного моря.


«Парижане изучают Турецкий вопрос». Оноре Домье, Le Charivari, 4 августа 1853 г.
3 июля 1853 года русская армия перешла реку Прут и 15 июля вошла в Будапешт, подчинив Дунайские княжества. Французская пресса немедленно сообщила об этом событии и угрозе войны.


«Консилиум о состоянии Турции». Джон Лич. Punch, 17 сентября 1853 г.
Англия и Франция совещаются, в то время как над постелью больной Турции навис призрак России, предвещая распад Османской империи.

Царь Николай I



«Николай, самодержец всея Руси», из статьи М. Демидова «Путешествия по южной России и Крыму». The Illustrated London News, 6 августа 1853 г.
Этот парадный портрет царя резко контрастирует с его обычными изображениями в сатирической прессе.


«Император Николай работает в своём кабинете». Оноре Домье, Le Charivari, 8 августа 1850 г.
Царь Николай прыгает по карте Франции в своём военном кабинете, размахивая мечом. Рядом стоит казак, указывая на Францию копьём. Царь часто в открытую демонстрировал недружелюбное отношение к Франции.


«Питомец Манчестерской школы», Джон Тенньель, Punch, 15 апреля 1854 г.
Сторонник Общества мира Ричард Кобден и Джон Брайт, квакер и член парламента, открыто выступали против войны с Россией. На карикатуре показано, как эти два манчестерских политика помогают царю Николаю I разрушить Османскую империю.


«Te Deum [Laudamus]» («Тебя, Бога, хвалим») – традиционный христианский гимн радости и благодарения. Джон Лич, Punch, 28 января 1854 г.
Россия, представляющая интересы Греческой православной церкви, защищала христианские святыни на территории Османской империи. Однако в Европе считали, что царь Николай использует отказ Турции в протекторате над святынями как предлог, чтобы развалить Османскую империю. Поэтому царь Николай I изображён в образе Дьявола в религиозной обстановке.


«ИСКУСИТЕЛЬ. Если ты согласен отдаться мне, то эта империя будет твоей». Оноре Домье, Le Charivari, 26 апреля 1854 г.
Традиционные союзники России не вступили в войну, оставив Российскую империю в изоляции. Домье ссылается на изображения Искушения Христа: царь Николай I в образе дьявола искушает греческого короля Отто I вступить в войну. В награду он обещает ему Константинополь и возрождение Византийской империи на месте покорённой Турции.


Царь Александр II



Александр II, император России. The Illustrated London News, 17 марта 1855 г.
Этот портрет царя на коне появился в печатном издании, когда Александр II вступил на русский престол.


«Молодой царь вступает в наследство». Джон Тенньель, Punch, 17 марта 1855 г.
Александр II наследовал трон после смерти своего отца царя Николая I 2 марта 1855 г. На рисунке Александр получает в наследство войну, начатую отцом.


«Говорят, что я скоро сменю корону на обычную шляпу!» Оноре Домье, Le Charivari, 1 декабря 1855 г.
Царь Александр рассуждает о своём будущем, в то время как русские несут тяжёлые потери на военном фронте.


ЦАРЬ В СЕВАСТОПОЛЕ.
«Какая досада! Они знают, что я не люблю трёхцветный флаг, и подняли его везде!». Оноре Домье, Le Charivari, 29 декабря 1855 г.
11 сентября 1855 г. русские проиграли сражение союзной армии и потеряли Севастополь. Расстроенный Александр II смотрит на русский морской порт и видит, что его заняли французы.

 

Источник: http://lts.brandeis.edu/research/archives-speccoll/exhibits/crimeanwar/Intro.html

 

 

Еще в карикатурах XIX в. активно использовался образ большого, неповоротливого русского медведя. Рисунки посвящены последнему периоду Крымской войны.

Османская индейка и русский медведь



«Северный медведь, самый неприятный из всех видов медведей». Оноре Домье, Le Charivari, 17-18 апреля 1854 г.
Воинственный русский медведь в образе самодержца, и все подданные преклоняются перед ним.


Джон Тенниел, Punch, 9 апреля 1853 г.


Джон Тенниел, Punch, 4 июня 1853 г.
На этой и на карикатуре выше изображён медведь, угрожающий индейке (Турции) в споре о христианских святынях.


«Медведь и пчёлы. Старая сказка на новый лад». Джон Тенниел, Punch, 16 июля 1853 г.
Эта карикатура обыгрывает старую сказку, где медведь грозит пчелиному рою применить всю свою силу, если они не отдадут ему мёд задаром. Пчёлы отказались, и когда медведь засунул язык в улей, чтобы самому съесть мёд, весь рой напал на него. Медведь был вынужден бежать от многочисленных укусов пчёл. Турция выполняет роль пчёл, прогоняющих русских с турецкой территории – мечети похожи на пчелиные ульи.


«Давид и Голиаф». Оноре Домье, Le Charivari, 5 июля 1854 г.
Царь Николай I в образе Голиафа поражает Османскую империю в образе Давида.


Джон Тенниел, Punch, 5 августа 1854 г.
Союзная армия Франции и Великобритании в образе Великана уговаривает Турцию (карлика) продолжать сражаться, ссылаясь на поражение русской армии в Дунайских княжествах.

Русские казаки



Донские казаки. The Illustrated London News, 11 февраля 1854 г.


Стычка казаков. The Illustrated London News, 24 ноября 1855 г.


«Хорошая шутка. Русский: «Да я пошутил! Просто хотел напугать малыша». Джон Тенниел, Punch, 23 июля 1853 г.
Вооружённый с головы до ног русский казак смеётся над маленьким турком, за спиной которого стоят французские и британские моряки. После того, как русская армия заняла Дунайские княжества, британский и французский флот заняли позиции, чтобы помочь Турции в случае войны.


«Методика тренировки казаков». Оноре Домье, Le Charivari, 4 апреля 1854 г.
Чем сильнее накалялись отношения между Францией и Россией, тем чаще вспоминали бабушкину сказку, якобы казаки питаются свечами. Домье часто обращается к этому сюжету в своих карикатурах. Здесь показано, как голодные казаки во время военной тренировки бегут за свечными огарками.


«Распределение дополнительного пайка на день». Оноре Домье, Le Charivari, 13 апреля 1854 г.
На заднем плане стоит ящик с надписью «Фонарики отличного качества», наполненный маслом и фитилями – возможно, добычей из Дунайских княжеств. В центре стоит казак, облизывая свечи – дневной паёк. Казаки рядом пускают слюни, смотря на ящик с фонариками.

Переговоры о мире



Двуглавый ворон в Крыму. «Он тяжело ранен! Догоняй!». Джон Лич, Punch, 29 сентября 1855 г.
Британская и французская армии осаждали морской порт Севастополь в течение года, и наконец 11 сентября 1855 г. русские сдались. На карикатуре два солдата союзной армии ранят двуглавого ворона (Россию) и готовятся добить.


«Между войной и миром». Оноре Домье, Le Charivari, 29 декабря 1855 г.
Царь Александр II стоит между солдатом, который хочет войны, и политиком, выступающим за мир. Обсуждавшийся в тот момент Парижский договор положил конец войне.


«Переговоры. Мир, если хотите, – но на этот раз без шуток!». Джон Лич, Punch, 26 января 1856 г.
Царь Александр II протягивает оливковую ветвь настроенным скептически генералам французской и британской армий. Тем не менее, Парижский договор был подписан 30 марта 1856 г. В договоре не было ни одного упоминания христианских святынь, которые послужили поводом к войне.

После войны



«Большой военный спектакль. Герои Крыма устроили смотр фельдмаршалов». Джон Лич, Punch, 3 ноября 1855 г.
Во время зимы 1855/1856 г. британская армия испытала серьёзные перебои с поставками припасов. Солдаты на фронте и в госпиталях находились в ужасных условиях, в то время британские офицеры укрывались на своих яхтах. Об этом сразу же написали газеты, что вызвало волну общественного протеста против ведения военных действий. На картинке изображены солдаты, вернувшиеся с войны – раненые, в изношенной одежде. Они смотрят на фельдмаршалов, которые ничуть не пострадали от войны.


«Волынки в знак мира». Джон Лич.
Солдат, перенесший все тяготы Крымской войны, не смог вынести приветствия волынок. Когда шесть музыкантов одновременно заиграли на волынках, солдат упал в обморок.


«Настоящий солдат». Джон Лич, Punch, 5 апреля 1856 г.
Две карикатуры выше высмеивают церемониальное приветствие волынками солдат, возвращающихся с войны. Солдат привязывает к себе визжащую свинью, чтобы подготовиться к церемонии с игрой на волынках.


«Святой Митрофан и бог Марс отдыхают после тягот войны». Оноре Домье, Le Charivari, 9 февраля 1856 г.
Святой Митрофан Воронежский (один из русских святых-покровителей) и Марс (бог войны), устав от сражений, отдыхают на облаках и обсуждают Парижский договор.

Источник: http://lts.brandeis.edu/research/archives-speccoll/exhibits/crimeanwar/Intro.html

 

Картина дня

наверх