На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Поэт и краевед Сибири ( Трудные версты Казимира Лисовского)

 

Поэт Сибири — именно так и называли в свое время известного советского литератора Казимира Леонидовича Лисовского. И совершенно справедливо. Сибирь Лисовский прекрасно знал, бесконечно любил и воспевал в своих стихах, поэмах и прозе почти полвека.

 

Как только начну о Сибири,

Волнуясь, писать допоздна, —

Тотчас исчезают в квартире

Спокойствие и тишина.

 

И в комнате свежестью кедра

Повеет… И станут слышны

И гул енисейского ветра,

И рокот байкальской волны.

 

Ударит морозом с Таймыра,

Жарою — с хакасских степей…

И я покидаю квартиру,

Спешу за мечтою моей…

 

И действительно — за каждой строкой Казимира Лисовского тысячи верст трудных и интересных дорог. От Байкала до Енисея сплавлялся поэт на эвенкийских лодках-ишимках, на оленях избороздил северную тундру, Таймыр, путешествовал на плоту по Лене. На теплоходе «Сплавщик» добирался до мыса Входного у Карского моря. Побывал он на Диксоне, Новосибирских островах, в Якутии, Туве, в Горном Алтае, Хакасии… Нет, наверное, такого уголка в Сибири, где бы ни побывал Лисовский. Это хорошо видно из его стихов, по которым можно изучать географию родного края. Не случайно одна из его книг (а всего их у него сорок) названа «Всегда в пути».

Но странствия Казимира Лисовского не были самоцелью, романтической блажью. Они являлись способом поэтического существования, источником, питавшим его поэзию.

 

Противопоказано поэту,

Если он не хочет устареть,

Жить в тиши уютной кабинета

И на мир из форточки смотреть.

И, томясь, высасывать из пальца,

Строки, не согретые душой…

Нет, судьба газетчика-скитальца

Во сто крат дороже мне иной.

 

В процитированном выше стихотворении Казимир Лисовский прямо и откровенно выразил свое авторское кредо. Да, ему — поэту с характером «газетчика-скитальца» — чужды рассуждения на отвлеченные темы, а важны живые конкретные наблюдения над жизнью и людьми. Вот почему многие его стихи — это своеобразные поэтические репортажи со строек, полевых станов, из таежных и рыбацких поселков, заполярных факторий… Казимир Лисовский чувствовал себя органически связанным со всем, чем жила его Сибирь. Многоликая эта жизнь и становится истинной ценой каждой строки поэта.

 

…Не искали мы славы бойкой,

Не считали в залах хлопки, —

На зимовках,

В цехах,

На стройках

Мы узнали цену строки.

 

Цена тем более высокая, если учесть, что сам Лисовский физическим здоровьем не отличался и в каждом новом своем путешествии преодолевал не только трудности пути, но и самого себя, собственные недуги — ради новых поэтических строк совершал незримый для окружающих подвиг. Впрочем, преодоление себя едва ли не с рождения стало для него «нормой» жизни.

Родился Казимир Леонидович Лисовский 29 ноября 1919 года на Украине, в селе Ободовка Винницкой области. В 1930 году семья переехала в Сибирь: сначала в Иркутск, потом в Красноярск и позже — в Новосибирск. Тяжелая мучительная болезнь (костный туберкулез) отняла у Лисовского почти все годы детства, да и в дальнейшем постоянно преследовала его, приковав в последние годы жизни (умер 25 января 1980 года) к постели окончательно.

Творческую деятельность Казимир Лисовский начал очень рано: в четырнадцать лет опубликовал первое стихотворение, а в двадцать два полностью перешел на профессиональную литературную работу, успев до этого потрудиться в редакциях детской и молодежной газет. Было это в 1941 году…

По состоянию здоровья в армию Лисовского не взяли, и, чтобы внести хоть какую-то лепту в дело победы над врагом, он выступает со стихами на радио и в газетах, на заводах и в госпиталях, участвует в выпуске агитплакатов «Окна ТАСС».

Нельзя сказать, что стихи этого периода отличались у него высоким уровнем, но читателей и слушателей они трогали, потому что звучало в них искреннее чувство.

Писал Казимир Лисовский, которому не довелось участвовать в сражениях, в основном о тружениках военного тыла, во глубине Сибири ковавших орудие Победы, но, ведь, как справедливо заметил поэт-фронтовик Недогонов, «из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд», так что и Лисовского по праву можно отнести к поэтам военного призыва.

Казимир Лисовский исколесил всю Сибирь, но самыми дорогими в ней местами были для него Енисей и сибирский Север. В стихотворном «Обращении к Енисею» он писал:

 

Енисей,

Сколько строк о тебе я сложил,

Сколько отдал тебе

И задора, и сил!

 

И действительно, в творческом багаже Лисовского не один десяток стихотворений о «вечном труженике» «славном старике», «умельце и друге», «брате полярных морей» Енисее, который для него «песни начало» и даже «любви моей первой сильней!».

Ну а Енисей, разумеется, немыслим без Красноярска — города юности Лисовского. Большой цикл стихов о Красноярске так и называется «Город моей юности» (1949).

Не мог обойти Казимир Лисовский и тему Севера. Еще в 1943 году побывал он в Эвенкии и с тех пор «заболел» Севером. Длительная эта «болезнь» выливалась в стихотворные пейзажные зарисовки северной природы, в поэтические репортажи о путешествиях по тундре и тайге, в рассказы о людях Севера: охотниках, оленеводах, полярных летчиках, капитанах пароходов, просто гостеприимных и добрых людях.

 

В любое время приезжай,

Тебя здесь встретят, словно сына:

Затопят печь, согреют чай

И низкий стол к тебе придвинут…

 

Лепешек пресных испекут,

Пока ты спишь, и спозаранку

Тебе оленей приведут

И сами запрягут их в санки.

 

И колокольцев чистый звон

Разбудит берега немые…

— Счастливый путь! —

Таков закон

Гостеприимства в Эвенкии.

 

В этой непритязательной бытовой зарисовке ключ к еще одной важной для Казимира Лисовского (да и всей сибирской поэзии тоже) теме — теме интернационализма, дружбы народов, которая будет звучать во многих его стихах и поэмах. А поэма Лисовского «Бежал бродяга с Сахалина» и вообще целиком ей посвящена.

В центре поэмы — каторжник, попавший на Сахалин за то, что «свой кусок землицы отдать помещику не мог // И отомстил за всех сторицей // Усадьбу барскую поджег». Иван Непомнящих бежит с каторги и после долгих скитаний оказывается в Эвенкии, где прочно оседает, благодаря дружелюбно настроенным тунгусам. Иван женится на эвенкийской девушке, строит дом… Так было положено начало роду Непомнящих, давшего впоследствии имя большому эвенкийско-русскому селу.

Интернациональный мотив становится сквозным и в другом крупном поэтическом произведении Казимира. Лисовского — поэме «русский человек Бегичев». Первопроходец боцман Бегичев «везде в тундре гостем был желанным», здесь нашел он «дружбы бескорыстное счастье», ибо сам отличался дружелюбием, отзывчивостью, искренностью.

Поэму о Бегичеве Лисовский написал в 1947 году и назвал повестью в стихах. Это и в самом деле связное сюжетное повествование, а точнее — поэтическое жизнеописание известного полярного путешественника. К образу Бегичева Лисовский обращался не раз: кроме поэмы и стихов, — еще и в очерковых книгах «Следопыт Севера Никифор Бегичев», «Тайна мыса Входного» и «По следам Улахана Анцифора», где не только рассказал на документальной основе о судьбе легендарного моряка, но и поведал, как отыскал в тундре его могилу. Что касается самого Бегичева, то он показан писателем натурой сильной, цельной, человеком пытливого ума, смелым, самоотверженным, отдавшим всего себя России-родине.

Вообще, следует заметить, обращение к той или иной реальной исторической личности — одна из характерных черт творчества Казимира Лисовского. И тянуло его больше к натурам сильным, волевым, талантливым. Это и Ленин, которому, откровенно сказать, посвящены далеко не лучшие в художественном отношении произведения поэта. Но это и фигура совсем иного плана и другой политической окраски — Колчак, поэму о которой «Сумасшедший поезд» (1966) сам Лисовский не без оснований считал лучшей своей вещью.

Поэма «Сумасшедший поезд» была написана на исходе хрущевской «оттепели», которая, однако, не растопила льда традиции изображать идейных врагов грубо-тенденциозно, одноцветно: если уж враг революции, то либо озверевший бандит, потерявший человеческий облик, либо беспросветный мерзавец и негодяй, либо марионетка, лишенная воли и ума. Что же касается адмирала Колчака, то с точки зрения официальной советской истории — это и вообще фигура исключительно зловещая и одиозная. Тем не менее, Казимир Лисовский своего Колчака, при общей негативной оценке его поступков, увидел другим. Поэт отказался от какого-либо оглупления, очернения или шаржирования своего персонажа и нарисовал его личностью сложной, многогранной и трагической. Колчак предстает в его поэме как человек недюжинного ума, интеллекта, творческих и организаторских способностей. Известный полярный исследователь и ученый, чьим именем назван один из островов в Карском море, он вместе с бароном Толлем и Бегичевым «страстно искал легендарную землю Санникова», а в русско-японскую войну воевал под командованием адмирала Макарова, забыв, «что такое страх». Но с приходом революции «романтическая сказка северных морей» кончилась. Поклонник Киплинга, «воин» и «конквистадор», много сделавший для того, чтобы «владычествовала Россия от теплых до холодных вод», адмирал Колчак принять революцию не смог и стал «рыцарем белой идеи», которая, в итоге, обернулась для него трагедией.

В поэме «Сумасшедший поезд» показано не только полное банкротство политического деятеля, но и то, как политические амбиции способны погубить яркую личность, опустошить душу.. Едва ли не первым в советской литературе Казимиру  Лисовскому удалось показать в матером враге революции, несгибаемом белом адмирале еще и просто живого человека, много размышляющего о себе и своей роли в свершающихся событиях, мучающегося, разговаривающего со своей совестью и даже ужасающегося тому, что наделано его именем… Прекрасно передана в поэме и атмосфера последних дней Колчака, который в своем «сумасшедшем поезде» «мчится, словно ведьма, в космах дыма, в пустоту. В небытие. В ничто…».

Далеко не все из созданного Казимиром Лисовским выдержало испытание временем. Многое сегодня кажется архаичным, наивным, газетно-сиюминутным, слишком идеологизированным, а кое-что — даже и конъюнктурным. Что делать — Лисовский был человеком своего времени и писал о своем времени, к которому мы, нынешние, часто подходим уже совсем с другими мерками. И все-таки немало в его стихах и поэмах оказалось неподвластным времени и продолжает жить и сегодня.

 

А. Горшенин

 

 

Дополнительно рекомендуем прочесть

Книги К. Лисовского:

Гостеприимство. Стихи и поэмы. — М., «Современник», 1979.

Сумасшедший поезд. Стихи и поэмы. — Новосибирск, 1989.

О К. Лисовском:

Коржев В. Казимир Лисовский. (Лит. портрет). — Новосибирск, 1980.

Шленская Г. К.Л. Лисовский. // Литературная Сибирь. Критико-биобиблиографический словарь писателей Вост. Сибири. — Иркутск, 1988. И. 2.

Картина дня

наверх