Этносы

4 454 подписчика

Ссыльные скопцы, или бесславный конец "белых голубей" на якутской земле

 

 

 

Последователи мистической секты "духовных христиан" за время проживания в Якутии не смогли завлечь в свою секту ни одного местного жителя

Скопцы в Якутии. Автор фото: http://zagopod.com/

Якутск, 25 августа, YakutiaMedia. Скопцов в 19 веке стали ссылать в Забайкалье и Якутскую область, чтобы сектанты, отрицавшие половые отношения и размножение, не могли вербовать в свои ряды все новых людей. Предполагалось, что скопцы не смогут заманить в свои сети якутов и казаков, имеющих другой менталитет. Активная борьба велась со скопчеством потому, что оно являлось одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма – их постулат гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчины подвергались кастрации, а женщин калечили, чтобы они стали неспособны к деторождению и кормлению детей. О жизни скопцов на якутской земле – в материале ИА YakutiaMedia.

Скопцы – кто они?

Предшественниками скопцов была секта хлыстов, считавшая, что Бога нельзя беспокоить по мелочам, замаливая маленькие грехи. Хлысты учили, что чем больше грех, тем больше и искреннее раскаяние, поэтому они, прикрываясь своим учением, предавались всевозможным порокам от пьянства до "свального греха" (группового секса).

Скопцы же были противоположностью хлыстов.

Община скопцов в Якутии
Община скопцов в Якутии
Фото: http://m.mirtesen.ru/
Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://m.mirtesen.ru/

Основатель скопчества Кондратий Селиванов отошел от хлыстов и начал проповедовать прямо противоположные идеи: отречение от секса, курения, вина, танцев, игр (даже от шашек с шахматами). Постулат Селиванова гласил о том, что человек должен быть подобен ангелу и потому должен стать бесполым существом. Для претворения этой идеи в жизнь проводился обряд "крещения" — мужчинам удалялись половые органы, женщинам – соски (некоторые удаляли груди и большие и малые половые губы). В секту принимали целыми семьями — одновременно оскопляли и мужчин, и женщин, и детей. Эти семьи после посвящения не распадались, а образовывали хозяйственные ячейки, которые сами скопцы называли "гнездами". Появившаяся примерно в середине 18 века секта скопцов к началу века 19-го стала постепенно увеличиваться. К 1826 году насчитывалось уже около 10-15 тысяч скопцов, скопчих и скопчат.

Дети скопцов
Дети скопцов
Фото: http://m.mirtesen.ru/
Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://m.mirtesen.ru/

Одним из первых бороться с этой сектой начал император Николай I, который велел массово арестовывать и высылать скопцов в Сибирь. Годных по здоровью сектантов зачисляли в солдаты и отправляли воевать на Кавказ. Секта была запрещена и предана проклятию, однако учение существовало еще очень долго. Живучесть секты объяснялась тем, что ее лидеры успешно заменяли скопцам житейские радости так называемыми "радениями". Начинались они с дружеского чаепития, переходящего в хоровое пение и кружение в хороводе в белых рубахах и при свечах. Темп задавался речитативным пением. Постепенно скопцы входили в транс, кружились отдельно, издавали бессвязные вопли, у иных начинались плач или истерика… Все это привлекало своей необычностью не только скопцов, но и просто любопытствующих. "Радения" были своеобразным наркотиком. Сосланные в Западную Сибирь скопцы ухитрялись вербовать своих последователей. Из-за этого правительство решило загнать их подальше — в Якутию и Забайкалье. 

Предполагалось, что скопцы не смогут заманить в свои сети бурятов, якутов и казаков, имеющих другой менталитет.

Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://zagopod.com/
Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://zagopod.com/

 

Ссылка в Якутию

Первая партия сектантов в количестве 595 человек прибыла в Якутскую область в 1861 году. Сначала их селили небольшими группами по 10–15 человек среди якутов, но уже спустя год выделили для поселения специальные места. Число скопцов увеличивалось из года в год и в 1881 году достигло 1211 человек. В Якутской области они основали 12 крупных населенных пунктов под Олекминском — Спасское, Троицкое, Усть-Чаринское, под Якутском — Мархинское, Хатын-Аринское, Никольская слобода, Кильдямское, Маганское, Петропавловское и другие мелкие села.

Скопцы с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.
Скопцы с.Спасское Олекминского округа. 1897 год.
Фото: http://m.mirtesen.ru/
Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска
Поселение скопцов в с.Марха недалеко от Якутска
Фото: http://m.mirtesen.ru/

Большую роль в изучении истории Якутии сыграл Григорий Попов- один из первых профессиональных историков Якутии, принадлежавший к сословию священнослужителей. 

В очерках по истории Якутии (Якутия в XIX - начале XX в) Попов писал:"Давно уже русское правительство обратило внимание на Якутский край как на место водворения сюда лиц, осужденных по религиозным делам…

…Скопцы - приверженцы этой религиозной секты, зародившейся в 1770-х годах в Орловской губернии, проповедовали идею греховности сожительства, отрицали браки, питали отвращение к детям и условием спасения души считали "борьбу с плотью" путем оскопления".

 

Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://zagopod.com/

 

Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://zagopod.com/

Вклад в земледелие

И до ссылки скопцы предавались воистину ударному капиталистическому труду, ну а здесь они развернулись по-настоящему. Они занимались земледелием и отличались исключительным трудолюбием. Составляя небольшую часть населения Якутской области, они стали крупными производителями хлеба. По архивным данным, в 1888 году на их долю приходилось 33% всего урожая зерновых. Огромный вклад скопцов в развитие земледелия отмечала и местная власть. В одном из архивных документов начала ХХ века сообщается: "Якуты соседних улусов приходят смотреть на сельские работы скопцов и даже нанимают их к себе для распашки в виде образца некоторой части своих полей".

Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: Александр Дьяконов

Например, мархинские скопцы в первые 12 лет расчистили около 1000 га земли. Урожайность их полей в 1,5-2 раза превышала урожайность в селениях Ленского тракта, а зарплата батрака была свыше 100 рублей в год. Скопцы выращивали в основном яровую рожь и пшеницу, применяя при этом сельскохозяйственные машины и передовые методы земледелия (удобрение полей, задержание влаги, улучшение семян путем отбора, выделение семенных участков). Также они выращивали арбузы, тыкву, разводили гусей, кур и уток.

Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://zagopod.com/

Скопцам не удалось вовлечь в свою секту ни одного якута

Благодаря такому упорному труду скопцы накапливали весьма приличные сбережения. Деньги, которые были для скопцов важнейшим средством для защиты от враждебного окружения, не распылялись, а наоборот, концентрировались: когда одно "гнездо" вымирало, имущество переходило скопцам следующей волны. Подпольные счета и капиталы направлялись на вознаграждение людям, согласившимся на оскопление, а также на подкуп нужных чиновников.

Однако в Якутии скопцам не удалось привлечь в свою секту ни одного местного жителя. Объяснялось это не только стойкостью местных к их посулам, но и тем, что ушлые якутские чиновники заключили со скопческими старостами соглашение: "Вы не проводите "радений" — мы не отправляем вас в тундру". Попутно со скопцов была содрана внушительная взятка. Но зато скопцов поселили в наиболее благоприятных местах — возле Якутска, в Олекминском округе, близ Нюрбы и Вилюйска. Попытки проведения подпольных "радений" пресекались полицией безжалостно и жестко. Посему скопцы были вынуждены направить свою энергию исключительно на хозяйственные цели.

Скопцы в Якутии
Скопцы в Якутии
Фото: http://m.mirtesen.ru/

"Непосредственно у Олекминска находится скопческое поселение. Скопцы — темные фанатики. Мужчин они подвергают кастрации и даже еще более радикальному калечению. Женщины также подвергаются варварскому обезображиванию, делающему их неспособными к деторождению и кормлению детей. Скопчество является одним из самых тяжелых последствий религиозного фанатизма", - из книги "В Сибирь за мамонтом" Евгения Пфиценмаиер.

 

Скопческие селения в Олекминске и Мархе

По историческим данным, первая партия скопцов из 31 семьи прибыла в Олекминск в 1861 году из Туруханского края. Им выделили земли вдали от города, но они, дав взятку олекминскому комиссару в размере 40 тысяч золотом, основали Спасское селение поблизости. Центральная улица города Олекминска и ныне называется Спасской, поскольку здесь сохранились дома Спасского селения скопцов. Город и скопческое селение разделяла природная граница - река Алалайка. Угловой дом (рядом с СЭС) был лавкой купца (тоже из скопцов) Мигачева, о чем свидетельствует вывеска на доме.

Дома имели своеобразную конструкцию и определенный архитектурный стиль. Более подробно их описание сделал академик, профессор архитектуры Хабаровского госуниверситета Николай Крадин в аннотированном каталоге "Памятники архитектуры Олекминска". В домах было много разных потайных засовов и проходов в кладовые и к соседям, заборы были высокими, чтобы скрывали жизнь обитателей от посторонних глаз и чтоб уберечься от "тати", т.е. воров.

Дом скопцев
Дом скопцев
Фото: Александр Дьяконов
Дом скопцев
Дом скопцев
Фото: Александр Дьяконов

В 1865 году скопцы образовали селение в Мархе. Ученый-этнограф Феликс Кон в своих "Намских письмах" в 1890-х годах писал о Мархинском селении: "Видные красивые дома, мельницы паровые, конные, ветряные. Это селение по красоте и зажиточности построек превосходит даже многие сибирские деревни".

 

Дома скопцев
Дома скопцев
Фото: Александр Дьяконов
Дома скопцев
Дома скопцев
Фото: Александр Дьяконов

 

Бесславный конец

Скопцы и в ссылке пытались возродить религиозное влияние секты. Полиция неоднократно пресекала попытки переправить в Якутию крупные суммы денег, иной раз до 600 тысяч рублей (для сравнения: зарплата рабочего достигала тогда 10-15 рублей в месяц). В 1881 году был арестован скопец Козьма Лысин, объявивший, что он является земным воплощением бога Саваофа. После этого происшествия религиозная активность скопцов окончательно затихла. Они стали превращаться в обычных крестьян, ведущих серую и скучную жизнь. Правда, в скопческих селах стали появляться дети ("урезанные" скопчихи тем не менее сохраняли способность к деторождению). Но оскоплять их уже не смели.

Последние оставшиеся в Якутии скопцы скончались в конце 30-х годов. От них остались только добротные дома в Мархе, Магане и Олекминске. Так довольно серо и уныло закончилась скопческая эпопея, когда-то начинавшаяся с красивой, но безумной сказки о том, что человек должен быть подобен ангелу.

Дома скопцев
Дома скопцев
Фото: Александр Дьяконов

Дома скопцев

Дома скопцев
Фото: Александр Дьяконов
Подробнее: http://yakutiamedia.ru/news/society/25.08.2015/457382/ssilnie-skoptsi-ili-besslavniy-konets-belih-golubey-na-yakutskoy-zeml.html

Картина дня

наверх