На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВЯЩИХ ДИНАСТИЙ СОВРЕМЕННЫХ АРАБСКИХ ГОСУДАРСТВ

. Великобритания и правящие династии Кувейта, Бахрейна, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов на этапе становления

К началу XVIII в. привычный уклад жизни и устоявшийся ареал кочевания аравийских племен, сложившийся в течение длительного времени под влиянием географических условий данного региона, стал постепенно меняться под воздействием внутренних и внешних причин, в результате которых возникли миграционные процессы из глубинных районов Аравии в ее восточную окраину.

Внутренняя причина, видимо, была обусловлена длительной засухой и нашествием саранчовых, что привело к острому недостатку источников питьевой воды и пастбищ для ведения скотоводства. Тем более, что в сложных природно-климатических условиях суровой Аравии вода и редкие пастбища были важным аспектом в жизни кочевых аравийских племен, своего рода императивом их существования. Поэтому многим племенам и племенным союзам пришлось мигрировать из внутренних районов полуострова, скудных на живительные оазисы и речные поймы, в сторону спасительного моря, где оно наиболее отчетливо проникало в материковую часть суши, образуя тем самым естественные бухты, удобные для мореходства, рыболовства и добычи жемчуга. К тому же прилегающая к морю часть полуострова имеет более влажный климат, что создавало благоприятные условия для пастбищного животноводства и позволяло повысить урожайность сельскохозяйственных культур для полукочевых племен.

К числу внешних причин можно отнести активное проникновение в эти районы португальцев, датчан, англичан, французов и турков, в результате чего были развязаны многочисленные войны как между колонизаторами и местными племенами, так и между самими завоевателями, что также внесло свою лепту в процесс миграции населения. «Миграционные процессы, сопровождавшиеся частыми войнами между племенами, постепенным проникновением в эти районы турецких завоевателей и европейских колониальных экспедиций привели к тому, что кочевники-бедуины со временем стали тяготеть к восточному побережью Аравийского полуострова, выходящему к Персидскому заливу».

Размах процесса переселения шел на уровне целых родоплеменных объединений и был настолько ощутимым, что именно из него начала складываться демографическая основа нынешних аравийских монархий. В этноконфессиональном плане многие из них были из суннитского большинства, в иерархическом отношении они были выходцами из сильных верблюдоводческих родов и племен.

Сам процесс миграции племен нередко был сопряжен с изменением состава племенных объединений, когда те или иные ветви и ответвления отдалялись от основной массы и вставали на самостоятельный путь развития. Нередки были внутриродовые смещения, когда отдельные роды растворялась в среде родственного племени. Взаимодействуя с коренными жителями прибрежных районов, исповедовавшими преимущественно ислам шиитского направления, пришлые сунниты установили свое господство и постепенно стали занимать привилегированное положение в новых сообществах.

Среди мигрировавших на восток значится ряд могущественных племенных объединений, таких как ‘анза, ал-кавасим, бани йас, ‘утайба. С появлением этих племенных объединений на востоке Аравийского полуострова исторически было связано появление в XVIII–XIX вв. новых родоплеменных образований Персидского залива и восточной оконечности Аравийского полуострова. Наиболее устойчивыми оказались несколько династий, с подвластными им родоплеменными структурами, которые и составили государствообразующую основу современного Кувейта, Бахрейна, Катара и ОАЭ.

Правящая династия Кувейта, ас-Сабахи, по одним сведениям происходит из племени ‘утайба, одного из самых многочисленных и влиятельных племен Аравии, по другим вышла из племени амарат, которое является подразделением племенного союза ‘анза. Оба эти племени родом из внутренних районов Аравийского полуострова.

В 1710 г. ас-Сабахи прибыли на территорию современного Кувейта и на месте небольшого рыбацкого поселения заложили основу крепости, впоследствии ставшей городом. В 1752 г. шайху Сабаху I ас-Сабаху удалось установить свое верховенство над другими родственными племенами и местным населением. Номинально признавая власть Оттоманской империи и установив господство над территорией Кувейта, Сабах I ас-Сабах принимает титул шайха здешних племен. Спустя некоторое время, подвластное ему поселение стало одним из динамично развивающихся городов-портов Персидского залива. Основателем современной кувейтской государственности считается один из его потомков, правивший в 1896–1915 гг. шайх Мубарак ибн Сабах ас-Сабах. «Заключив в 1899 и 1907 гг. ряд договоров с Великобританией, он практически становится независимым правителем».

Из племен объединения ‘утайба также вышла ныне правящая в Бахрейне династия ал-Халифа. Первые сведения об этой династии встречаются с 1760 г., после того, как шайхи из этой династии совместно с подвластными им кочевыми племенами и союзной династией ал-Джалахма осели на полуострове Катар. Глава династии шайх Халифа ибн Мухаммад завоевывает остров Зубара, затем его брат Ахмад ал-Фатих по прозвищу «Завоеватель» (правил в 1783-1795 гг.) завоевывает основные острова Бахрейнского архипелага.

Окруженные соленым морем, острова Бахрейна богаты на источники пресной воды и потому считались стратегически важными. Это вызывало повышенное внимание к бахрейнскому архипелагу со стороны различных родоплеменных образований. Династии ал-Халифа пришлось выдержать многочисленные битвы за утверждение своей власти на островах с маскатскими и саудовскими правителями, на рубеже XVIII-XIX вв. также претендовавшими на архипелаг Бахрейна. «Заключив с Великобританией в 1853 г. «Договор о бессрочном морском мире», династия ал-Халифа стала основоположником современной государственности Бахрейна». Начавшаяся промышленная добыча жемчуга на острове Зубара и финансовая подпитка, получаемая от продажи жемчуга, усилили политическое влияние династии ал-Халифа.

В Катаре власть перешла к династии ас-Сани из рода ма‘адид. Это родовое ответвление племени бани тамим происходит из Наджда, что в современной Саудовской Аравии. В начале XVIII в. династия ас-Сани перекочевала оттуда на полуостров Катар и постепенно установила здесь свое верховенство над ведущими семействами племен ‘анза, ‘утай-ба, румайхи, ‘айнайн, ал-муханнади. Основателем династии считается шайх Мухаммад ибн Сани, правивший в 1850–1878 годах.

Население полуострова Катар также выросло из небольшого поселения, где до сороковых годов XX в. проживало не более двадцати тысяч человек. В начале своего правления, в 1850 г., Мухаммад ибн Сани разбил в местечке ал-Бида свою кочевую ставку, которая в последствии превратилась в столицу Катара Доху. Полновластное правление ас-Сани в Катаре можно датировать с 1853 г., после того, как шайх Мухаммад ибн Сани подписал с Великобританией «Договор о бессрочном морском мире». В 1867 г. он подписывает с англичанами «Генеральный договор», обязавший англичан защищать его власть от возможной внешней агрессии.

Династии, образовавшиеся на территории нынешних ОАЭ, происходят из порядка двадцати племен союза бани йас. Среди этих племен наиболее влиятельными считаются выходцы из оазиса Лива, ал-бу фалах и ал-бу фаласа, положившие начало двум крупным эмиратам – Абу-Даби и Дубай. Из племени ал-бу фалах происходит династия ан-Нахаййан, которой удается занять главенствующую роль в Абу-Даби, а один из кланов племени ал-бу фаласа, ал-Мактум, выделился из бани йас в самостоятельный эмират Дубай. Этот второй по значимости эмират ОАЭ и по настоящее время возглавляется шай-хами выходцами из этого рода. Ныне в оазисе Лива расселились племена румайтхат, кубайсат, мазру’, хавамил, махари-бах. Шайхи племени ал-авамир, ал-джавахир, манасир заняли часть оазисов ал-Бурайми и ал-‘Айн. Шайхи племени ал-ава-мир расселились вдоль границы с Оманом, частично в районе оазиса ал-Бурайми и ад-Дафры. Часть шайхов племен ал-бу фалах, судан и ал-мурра заняли господствующее положение в эмирате Дубай. В эмирате аш-Шарк прочное место заняли шайхи племен ал-кавасим, ан-ну‘айм и ряда независимых племен: ал-‘али, бани кутб, аш-шауми и др. В эмирате Ра’с ал-Хайма наряду с племенами ал-кавасим видную роль стали играть племена судан, ал бу махийр, ал-‘али. Последние вместе с шайхами ан-ну‘айм заняли прочные позиции в эмирате ‘Аджман. В ал-Фуджайре господствующее положение заняли шайхи племени шаркийин, в эмирате Ум м ал-Кайвайн власть перешла в руки представителей племени судан и ал-‘али.

В южной и юго-восточной оконечности Аравийского полуострова исторически были сильны позиции воинственного и некогда многочисленного племени ал-кавасим. Шайхам племени удалось к 1750 г. возвести портовое укрепление Джулфар (ныне Ра’с ал-Хайма), ставшее морским оплотом ал-кавасим и создать, тем самым, более или менее устойчивое политическое образование. Выходцы из племени имели хорошее представление о морском судоходстве. В средние века их суда часто выходили в открытое море. Помимо судоходства, выходцы из ал-кавасима преимущественно занимались тем же, что и другие племена Аравии – кочевым хозяйствованием, оазисным земледелием, торговлей, ловлей рыбы и жемчуга. Арабские племена региона отдавали предпочтение своим традиционным видам хозяйствования. Другое дело, что англичане писали о наличии у племени ал-кавасим крупного флота в Персидском заливе и о якобы частых нападениях на британские суда в Персидском и Оманском заливах, чтобы придать своим действиям в регионе правовой характер. Отсюда и пошли многочисленные заметки о пиратстве и морских грабежах, якобы осуществлявшихся в данном регионе выходцами из ал-кавасима против Ост-Индской кампании, что вполне уместно рассматривать как плод исторического вымысла английских хроникеров. В XIX в. британский флот до основания разрушил Джулфар, что значительно ослабило позиции племен объединения ал-кавасим. Тем не менее, племя ал-кавасим в настоящее время удерживает ведущие позиции в эмиратах аш-Шарк и Ра’с ал-Хайма, частично в соседнем Омане и Катаре. Например, нынешний правитель эмирата аш-Шарк Султан ибн Мухаммад ал-Касими и правитель эмирата Ра’с ал-Хайма Сакр ибн Му-хаммад ал-Касими происходят из племени ал-кавасим.

Об активном проникновении Великобритании в восточную часть Аравии можно говорить с 1809 г., когда объединенная англо-маскатская эскадра начала открытые военные действия против аравийских племен на побережье Оманского и Персидского заливов. Защищаясь от иноземцев, войска племени ал-кавасим в 1814–1816 гг. закрыли для судов английской Ост-Индской компании подступы к Персидскому заливу и уже в конце 1818 г. Великобритания направила в этот район большую военную эскадру с тем, чтобы любыми средствами подавить сопротивление местных племен. В 1819 г. объединенными англо-индийскими войсками в морском бою был уничтожен крупный флот объединения ал-кавасим и взята штурмом их главная опора – Ра’с ал-Хайма.

Та же участь постигла эмираты аш-Шарк, Ум м ал-Кайвайн и Дубай. После всех этих событий английские колониальные власти в Индии стали спешно готовить соглашение о юридическом закреплении за Великобританией всего побережья Персидского залива. В качестве официального предлога был выдвинут довод о необходимости защиты морских путей от пиратства. В 1820 г. в районе Ра’с ал-Хаймы правители племенных объединений Абу-Даби, Дубай, ‘Аджман, аш-Шарк, Ум м ал-Кайвайн, Ра’с ал-Хайма и ал-Фуджайра были вынуждены подписать «Генеральный договор» с Великобританией, после которого указанные племенные образования вошли в историю под названием эмираты «Договорного Омана». Генеральный договор состоял из 11 статей, каждая из которых закрепляла доминирование британской политики в регионе. В целях укрепления своего господства в Персидском заливе, Великобритания целенаправленно проводила свою колониальную политику в отношении эмиратов Договорного Омана все последующие годы и добилась подписания целого ряда двухсторонних соглашений с их правителями. Среди них, самые важные, можно сказать, предопределившие появление системы протектората соглашениями были: «О прекращении военных действий на море» (1843 г.), «О борьбе с работорговлей» (1847 г.), «Договор о бессрочном морском мире» (1853 г.). К последнему соглашению позже присоединились правители Бахрейна, Катара, ставшие сторонами-подписантами всех последующих соглашений с Великобританией. Таким образом, принудив эмираты Договорного Омана подписать в 1820 г. «Генеральный договор», Великобритания тем самым заложила основу системы британского протектората в регионе Персидского залива.

В период с 1903 по 1923 гг. последовал ряд соглашений, установивший монополию Великобритании над всеми имеющимися природными богатствами этого региона и закрепивший за англичанами право ведения торговых и коммуникационных связей вышеуказанных образований с внешним миром. Кроме того, после открытия первых залежей нефти в регионе в 1908 г. Великобритания обязала правителей Бахрейна, Кувейта, аш-Шар-ка, Дубай, Абу-Даби, ‘Аджмана и Ум м ал-Кайвайна подписать ряд соглашений. Согласно этим соглашениям, заключенным в период с 1911 по 1922 гг., последние отказывались от добычи нефти и предоставления нефтяных концессий иностранным государствам без согласия на то Великобритании. Этот режим практически просуществовал до обретения указанными монархиями политической независимости.

Однако окончание II мировой войны ознаменовало собой начало распада колониальной системы. Великобритания была вынуждена пойти на предоставление политической независимо сти вышеуказанным государственным образованиям. В 1961 г. первым среди государств региона политическую независимость обрел Кувейт, а в 1971 г. независимость провозгласили Бахрейн, Катар и ОАЭ в составе шести эмиратов – Абу-Даби, Дубай, ал-Фуджайра, Ум м ал-Кайвайн, ‘Аджман и аш-Шарк. В вопросе о политическом будущем стран региона было много обещающего и вместе с тем много неопределенного. Если западные страны были заинтересованы в появлении под их политическим влиянием новых монархических государств, то более крупные государства региона в лице Ирака, Ирана и Саудовской Аравии отнеслись к этим переменам в целом без особого энтузиазма. В их отношении к появлению на своих рубежах новых государственных образований превалировали сдержанность, скептицизм, местами неприятие и притязание на части территорий создаваемых государств. Ситуацию усугубляло многовековое соперничество между самими родопле-менными образованиями, что сильно осложняло ситуацию в регионе накануне появления новых государств.

Эмират Ра’с ал-Хайма под давлением Саудовской Аравии вначале склонялся на самостоятельный путь развития. Однако трезвая оценка перспективы самостоятельного развития рядом с более крупными соседями пугала непредсказуемостью последствий этого шага. Для правящих кругов небольшого эмирата стало очевидно – воплотить в реальность независимость гораздо надежнее сообща, вместе с равнозначимыми и равноправными субъектами единой федерации, нежели порознь. В 1972 г. эмират Ра’с ал-Хайма официально присоединился к федерации.

В целом, взаимоотношения Великобритании с вышеупомянутыми эмиратами складывались по общему сценарию. Эмираты признавали условия всех соглашений, дающих исключительные политические и экономические прерогативы англичанам, а взамен признавались единственными законными правителями в своей местности и соответственно пользовались военной поддержкой англичан. Как отмечает английский историк Ф. Холлидей, «местные племенные лидеры получали денежные субсидии и оружие. Если же они проявляли неповиновение, этих даров они лишались и подвергались мерам воздействия».

Чтобы укрепить свое присутствие и усилить влияние в аравийских монархиях и шайхствах, англичане часто вмешивались в династические противостояния на стороне своих подопечных. Благодаря такой политике в выигрыше оказались только лояльные англичанам правители. Так, конфликт между шайхами племен ‘утайба и бани тамим из-за престолонаследия в Катаре разрешился в пользу последнего, поскольку более лояльный шайх племени тамим Мухаммад ибн Сани в обмен на протекцию Великобритании обязался передавать все спорные вопросы со своими соседями на рассмотрение Лондона. Вполне может быть, что без этой поддержки территория Катара по-прежнему оставалась бы во власти шайхов из династии ал-Халифа, которые ныне правят в соседнем Бахрейне. Поэтому, говоря о роли Великобритании в становлении правящих династий и укреплении государственности аравийских монархий, важно отметить следующее. С установлением длительного британского господства в данном регионе был нарушен исторически объективный процесс объединения мелких территорий восточной Аравии в более крупные государственные образования. В то же время появились объективные условия для функционирования качественно нового принципа организации власти, основанного на прямой или косвенной поддержке Великобританией тех или иных племенных верхушек. Принцип англичан «разделяй и властвуй» ускорил процесс образования правящих династий и местных элит и создал условия, которые в значительной степени воспрепятствовали зарождению и формированию идеи субрегиональной обособленности аравийских племен и строительству на этой платформе единого государственного образования. В этой связи вполне обоснованным видится мнение кувейтского ученого Мухаммад ар-Румайхи, который в целом полагает, что образование аравийских монархий в восточной оконечности Аравийского полуострова является «результатом неестественного рождения»42. Подобного мнения придерживаются некоторые западные исследователи. Американский ученый М. Веннер в своих размышлениях по этому поводу идет дальше: «Многие из сегодняшних политических образований Аравии созданы искусственно в результате вмешательства европейских государств».

В целом, протекционизм Великобритании над мелкими политическими родоплеменными образованиями восточной оконечности Аравийского полуострова позволил последним сохранить независимость от более крупных и агрессивных соседей. Это, в конечном счете, позволило многим правящим династиям региона легитимизировать свою власть, закрепиться в своих нынешних границах и после распада системы протекторатов встать на самостоятельный путь развития. Таким образом, можно констатировать, что политика Великобритании в регионе Персидского залива сыграла решающую роль в формировании новых сообществ, которые впоследствии стали основой новых государственных образований – Бахрейна, Катара, Кувейта и ОАЭ.

Наверх

§ 3. Становление правящих династий Омана и Саудовской Аравии

В отличие от правящих домов Бахрейна, Катара, Кувейта и ОАЭ, становление государственности и зарождение правящих династий Саудовской Аравии и Омана шло на основе мощного влияния религиозного фактора – ваххабитского толка суннитского направления и соответственно ибадитского толка хариджитского направления ислама.

Так, на территории Омана, с момента обособления оманских племен в рамках ибадитского имамата в VIII в. и до конца XVIII в. население было представлено союзом племен, исповедующих ибадитское направление шиизма. Помимо общности историко-культурного наследия и сложившихся традиционных экономических связей, оманские племена объединились вокруг имама, которому наряду с религиозной принадлежала и светская власть в имамате. В XVIII в. Оман достиг своего могущества. Границы оманского государства охватывали всю юго-восточную Аравию, простираясь до южного и юго-западного побережья Ирана и восточного побережья Африки. Власть имама признавалась большинством живущих здесь племен и племенных объединений Аравии и соседней Африки. Потомки этих оманских племен до сих пор проживают в странах Восточного побережья Африки. «Кандидатура имама выдвигалась советом наиболее авторитетных улемов, после чего она должна была получить признание и поддержку племен».

При этом отличительная черта государственности имамата Оман на протяжении многих столетий заключалась в том, что власть имама не являлась наследственной. Изменение данного принципа в 1786 г. имамом Са‘идом ибн Ахмадом, который в нарушение канонов ибадизма назначил своего сына Хамида ибн Са‘ида наследником престола, повлекло за собой фактический раскол страны, где восставшие не признали новый принцип престолонаследия. В ходе борьбы Хамиду ибн Са‘иду пришлось покинуть столицу государства Рустак и укрыться в Маскате. После его смерти в 1792 г. власть перешла к его брату, Султану ибн Ахмаду. В 1798 г. Султан ибн Ахмад заключает соглашение с Ост-Индской компанией и правит до 1806 г. С этого времени он закрепляет за своими потомками титул наследственных султанов Маската.

Тем временем, войны между наследниками султаната и сторонниками ибадитской концепции не утихали. Вмешательство во внутриоманские противоречия Великобритании только осложняло ситуацию. С 1789 г. между султанами Маската и ибадитским духовенством неоднократно вспыхивали противоречия, заканчивавшиеся вооруженными столкновениями их сторонников. В итоге до начала XX в. в Омане фактически существовали два равноправных государственных образования – подвластный Великобритании султанат Маскат и независимый от британского протектората имамат Оман. Территория, подвластная султанам Маската, ограничивалась в основном прибрежной полосой, где была расположена сеть торгово-ремесленнических городов. Внутренние горные районы Омана с кочевым и полукочевым населением по-прежнему оставались во власти избираемых ибадитских улемов и богословов.

Известно, к примеру, что суверенитет маскатского султана Файсала ибн Турки ограничивалась Маскатом, Матрахом и другими частями прибрежной полосы Омана, тогда как большая часть внутренних районов входила в состав имамата, глава которого, т.е. имам, объединял в своих руках высшую светскую и религиозную власть. После того, как в 1913 г. дед нынешнего правителя Кабуса ибн Са‘ида, Таймур ибн Фай-сал сверг своего отца и провозгласил себя очередным маскат-ским правителем, имамат Оман объявил себя независимым от султаната Маскат и отказался признать центральную власть. После безуспешной для Маската и англичан семилетней войны против имамата в 1920 г. был подписан Сибский мирный договор, признавший Оман независимым.

Тем не менее, султаны Маската не прекращали попыток восстановить свою власть над внутренними районами Омана. Вооруженные столкновения между наступавшими войсками султана и оппозиционными племенами внутреннего Омана продолжались вплоть до недавнего времени. Последнее крупное сопротивление оманских племен против султанов Маската было сломлено при прямой военной помощи Великобритании в середине 1950-х гг. В 1970 г. к власти в Маскате с помощью англичан пришел сын султана Таймура ибн Файсала, Кабус ибн Са‘ид и объявил о создании единого султаната Оман в составе султаната Маскат и имамата Оман.

Становление государственности Саудовской Аравии, как уже отмечалось, шло на религиозной основе, но со своей спецификой. На момент появления государства «саудидов» баланс сил между кочевыми и полукочевыми правителями Центральной Аравии, многие из которых формально были под суверенитетом Оттоманской империи, складывался примерно одинаковым образом. Так, под номинальным суверенитетом Оттоманской империи в районе ал-Ахса и ал-Катиф, что на востоке современной Саудовской Аравии, традиционно правили ал-Хумайды, шайхи кочевого племени бани халид. Над кочевыми и осевшими племенами, оседло-земледельческим населением Хиджаза правила номинально подвластная туркам династия Хашимийа, исторически закрепившая за собой статус хранителей святых городов Мекка и Медина. Север современной Саудовской Аравии, исторически именуемый Джабал Шаммар, т.е. район нынешнего Ха’иля, ал-Джауфа и Табука, был вотчиной ар-Рашидов, шайхов кочевого родоплеменного объединения шаммаров. Как и другие арабские шайхи данного периода, ар-Рашиды признавали власть Оттоманской империи и старались заручиться их подержкой. В районе Наджда правил их главный соперник – династия ас-Са‘уд, представители которой тогда еще были эмирами небольшего полукочевого княжества ад-Дир‘ийа. Кроме того, в Центральной Аравии не редкостью были и осевшие правители. На юге современной Саудовской Аравии исторически правили асирские династии, главным образом, опиравшиеся на местные племена гамид, шахран, родственные соседним йеменским родоплеменным образованиям.

В различных частях центральной части полуострова влияние конкурирующих амиров и шайхов было практически закреплено в традиционных ареалах кочевания крупных родоплеменных образований и концентрации наиболее устоявшихся конгломераций из числа полукочевых и оседло-земледельческих сообществ. Фактически в те годы на территории нынешней Саудовской Аравии было несколько сильных и родовитых правящих династий, одновременно претендовавших на господство в Центральной Аравии. Однако появление религиозного движения, возглавляемого проповедником Мухаммадом ибн ‘Абд ал-Ваххабом, с одной стороны, а также кровавая междоусобица, изнутри погубившая династию ар-Рашидов, правителей Джабал Шаммара и главных конкурентов династии ас-Са‘удов, с другой стороны, сыграли ключевую роль в дальнейшей истории Аравии. Можно констатировать, что все эти события обернулись для саудидов благоприятным стечением обстоятельств.

Прежде всего следует отметить, что возникновение в начале XVIII в. в Центральной Аравии религиозно-политического движения, основанного на учении мусульманского проповедника, ученого и реформатора шайха Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба (1703-1791 гг.) оказало колоссальное влияние на политическую обстановку в регионе. Мухаммад ибн ‘Абд ал-Ваххаб, воспитанник исламской богословской школы права (ханбалитский мазхаб), призывал к возвращению к первоначальным основам исламского вероучения, каким оно было в эпоху Пророка Мухаммада. Дело в том, что в те годы сама ситуация в Аравии благоприятствовала такой позиции Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба. Среди населения получило широкое распространение «многобожие и культ предков, преклонение различным магам и прорицателям. Люди верили магической силе камня и финиковой пальмы, поклонялись солнцу, духу различных животных и птиц, приносили жертву джиннам». На этом фоне Мухаммад ибн ‘Абд ал-Ваххаб призывал бороться против магии, колдовства, прорицателей и категорически отвергал любые новшества, призывая своих сторонников к расправе над малейшими признаками отклонения от коранических норм. «Все, что входило в малейшее противоречие с принципом Единобожия, было объявлено ширком, т.е. многобожием, что означало незаконную ассоциацию кого-либо или чего-либо с Богом».

Важнейшая идея, которую вынашивал Мухаммад ибн ‘Абд ал-Ваххаб – это единобожие, главная ось ислама. По его мнению, единобожие – это убеждение в том, что один Аллах – творец данного мира, его господин, дающий ему законы. Из сотворенного им нет ничего и никакого, равного ему, способного творить. Религиозное движение, основанное Мухаммадом ибн ‘Абд ал-Ваххабом в западной и советской историографии именуют «Ваххабизмом», в то время, как в самой Саудовской Аравии историки говорят о нем как о движении единобожников «ал-Муваххидуна»52. Однако сегодняшние последователи ваххабизма чаще всего сами себя именуют салафитами, что буквально означает последователи чистого ислама. В этой связи следует отметить, что все современные диспуты о ваххабизме невозможно рассматривать без исторического дискурса, так как учение Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба было адекватным лишь в период своего появления, в рамках определенных исторических реалий.

Субъективно-личностный фактор был выражен в неординарности и дальновидности амира тогда еще небольшого княжества ад-Дир‘ийа, Мухаммада ибн Са‘уда. Смелый и талантливый полководец Мухаммад ибн Са‘уд был человеком, опережавшим свое время. Он сумел предвидеть потенциал движения единобожников, которое в любую минуту грозило перерасти в мощную и непредсказуемую силу. Разделяя религиозные взгляды Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба, Мухаммад ибн Са‘уд активно поддерживает проповеди о единобожии и в 1740 г. заключает с ним клятвенный союз о совместной борьбе во имя объединения Аравии и возвращения ее к истокам первоначального ислама. В этой связи арабский ученый Ахмад ‘Иса писал – «Амир Мухаммад обещал ‘Абд ал-Ваххабу свое полное покровительство и поддержку его учению взамен обязательства шайха не искать защиты у других амиров. Этот союз, соединивший в себе духовное начало ваххабизма с военной силой дома ас-Са‘удов, дал мощный импульс движению за консолидацию саудовского общества».

В скором времени учение Мухаммада ибн ‘Абд ал-Ваххаба довольно быстро переросло в массовое народное движение за чистоту исламской веры, став своего рода национальной идеей саудовской государственности. Провозглашенная в этом учении необходимость священной войны против идолопоклонничества и массового отхода от норм классического исламского учения делала его знаменем завоевательных войн и набегов, идейным оружием движения за консолидацию мусульман Аравии54.

Однако, в результате Оттоманского вторжения в 1811 г., единство саудовского государства ненадолго было разрушено. В 1824 г. саудовцы вновь обрели независимость под предводительством принца Турки ас-Са‘уда – родственника Мухаммада ибн Са‘уда. Но последующие годы были периодом хаоса, смут и раздоров, что повлекло к завоеванию саудовского государства в 1887 г. правителем Джабал Шамма-ра Мухаммадом ибн ‘Абдаллахом ар-Рашидом.

Очередное и заключительное восстановление саудовского государства начал двадцатилетний амир ‘Абд ал-‘Азиз ибн ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘уд (далее – ‘Абд ал-‘Азиз). В 1902 г. он захватил ар-Рийад (битва при крепости Масмак), а затем покорил области Васм и Судайр. В 1904 г. ‘Абд ал-‘Азиз захватывает стратегически важные оазисы ал-‘Анайза и ал-Бурай-да. Этот захват расколол владения его основного противника – ‘Абд ал-‘Азиз ибн Мут‘аб ибн ‘Абдаллах ар-Рашида, правителя конкурирующего родоплеменного образования шаммаров в Джабал Шаммаре. В том же году ‘Абд ал-‘Азиз с переменным успехом провел ряд сражений с армией ар-Рашидов вблизи Букайрии.

За миром последовала серия военных сражений, в ходе которых в 1906 г. ‘Абд ал-‘Азиз ибн Мут‘аб ибн ‘Абдаллах ар-Рашид был убит. Новый правитель Джабал Шаммара признал права ‘Абд ал-‘Азиза и династии ас-Са‘удов на весь Наджд. Тем не менее, завоевание Наджда и Восточной Аравии в течение 1913-1914 гг., включая большой и густонаселенный шиитами оазис ал-Ахса (на местном говоре ал-Хаса), еще не говорило об окончательном включении завоеванных земель в состав саудовского государства. Помимо завоевания, необходимо было утвердиться на этих землях путем легитимации власти ас-Са‘удов. Такой исход событий не устраивал правителя Хиджаза и хранителя святых мест ислама Меки и Медины Хусайна ибн ‘Али, правителя династии Хашимийа. Восходящая к потомкам пророка Мухаммада от его дочери Фатимы и халифа ‘Али, династия Хашимийа традиционно считалась высшей кастой в иерархии аравийских племен. Этим фактом представители Хашимийа традиционно аргументировали свои притязания на Хиджаз, что, как следует из записей Н. Тюряку-лова к советскому руководству, «было весьма очевидным и для ‘Абд ал-‘Азиза». Хайфа Алангари в своей книге «Борьба за власть в Аравии: Ибн Сауд, Хусайн и Великобритания (1914-1924 гг.)» пишет, что в плане легитимизации власти в Хиджазе Хусайн ибн ‘Али был серьезным противником ‘Абд ал-‘Ази-за. «Его династия была олицетворением национальной идеи арабов о создании единого арабского государства – Арабского халифата». В этом качестве они не устраивали ни турков, ни англичан, ни их главных соперников ас-Са‘удов.

В 1916 г. при пособничестве своего агента Т.Е. Лоуренса англичанам удалось убедить Хусайна ибн ‘Али начать войну против турецкого господства и выступить на стороне Антанты. Взамен Великобритания, устами своего верховного комиссара в Египте сэра Генри Мак-Магона, согласилась поддержать стремление Хусайна ибн ‘Али по созданию единого независимого арабского королевства на Ближнем Востоке. В 1917 г. войска Хашимийа под командованием сына Хусайна ибн ‘Али Файсала ибн Хусайна взяли ‘Акабу и вышли в Трансиорданию, а уже к 1918 г. Файсалу ибн Хусайну удалось вынудить турков покинуть территорию Трансиордании, освободить от них Сирию и создать там Сирийское Хаши-митское королевство, которое по планам его отца должно было объединиться с Королевством Хиджаз, провозглашенным им в 1916 году.

Однако, ссылаясь на ряд оговорок, Великобритания отказалась от выполнения своих обязательств перед Хусайном ибн ‘Али. Вместо этого Великобритания и Франция подписали двухсторонние секретные соглашения, согласно которым Лондон получил мандат на управление большей частью азиатских владений Оттоманской империи – Палестиной, Трансиорданией и Ираком, а вторая получила мандат на управление Сирией, после чего оттуда французы изгнали Файсала ибн Хусайна. Поняв, что Великобритания решила воспользоваться ситуацией в свою пользу без учета интересов Хашимийа, другой сын Хусайна амир ‘Абдаллах ибн Хусайн спешно выдвинулся в Трансиорданию во главе вооруженного отряда из 1200 человек с намерением, дополнительно мобилизовав местные племена, вернуть арабам контроль над Сирией. В 1921 г. заручившийся поддержкой местных племен бани хувайтат, бани халид, бани сакр, амир ‘Абдаллах ибн Хусайн вступил на территорию нынешней столицы Иордании Аммана и вскоре стал угрожать Сирии.

Возможно сть начала новой войны под предводительством ‘ А б -даллаха ибн Хусайна в соседних французских владениях сулила англичанам большие неприятности. Учитывая это обстоятельство, Великобритания приняла решение договориться с ‘Абдалла-хом ибн Хусайном, чтобы оградить себя от возможных осложнений в отношениях с Францией в случае вторжения подвластных ему сил в Сирию. В конце марта 1921 г. в Иерусалиме состоялась встреча ‘Абдаллаха ибн Хусайна с У. Черчиллем, занимавшим тогда пост министра по делам колоний. На ней амиру было предложено закрепиться в Трансиордании и создать там так называемое арабское управление. В марте 1921 г. в Каире прошла конференция по Ближнему Востоку, где было принято постановление о разделе Палестины и Трансиордании на две самостоятельные подмандатные территории с образованием в последней эмирата во главе с ‘Абдаллахом ибн Хусайном. Только таким образом династии Хашимийа уд а л о с ь сохранить свою власть и заложить основу современной иорданской государственности.

Тем временем, саудовский амир ‘Абд ал-‘Азиз захватил северо-западную Аравию, а к декабрю 1925 г. его отряды уже заняли весь Хиджаз: Джидду, Таиф и два священных города – Мекку и Медину. В январе 1926 г. после коллективной молитвы в мечети Мекки, ‘Абд ал-‘Азиз формально был провозглашен королем «Хиджаза, Наджда и присоединенных областей» и официально принял титул хранителя святынь ислама. Однако на деле для ‘Абд ал-‘Азиза необходимо было укрепить и распространить свою власть над кочевыми бедуинскими племенами, которые по большому счету не признавали как его власть, так и иных правителей, открыто игнорируя официально очерченные границы новых государственных образований. Создание нового государства было бы бессмысленной затеей без подчинения кочевых бедуинских племен, беспрекословно подчинявшихся лишь своим родовым вождям и племенным шайхам. Династические же распри между соперничающими правителями, особенно оседлыми, для кочевых бедуинов не имели принципиальной разницы. Признавая власть одного правителя, они в любую минуту могли откочевать на территорию, подвластную другому правителю. Как правило, такие неожиданные перемещения кочевников были связаны с засухой, истощением пастбищных угодий и поиском новых источников воды, что заставляло их искать новые земли в сопредельных районах, входивших во владения другого правителя.

Любопытно, как их описывает в своей аналитической записке в Москву Полномочный представитель СССР в Саудовской Аравии Назир Тюрякулов: «Кочевые племена как боевой материал не всегда пригоден. Они храбро сражаются, когда защищают свои насиженные места, имущество и семьи. В боях отличаются настойчивостью лишь тогда, когда их ожидает легкая добыча. Иначе в боях племена не надежны и склонны к грабежам не только на территории, но и в собственном тылу».

Не удивительно, что ‘Абд ал-‘Азиз стал проводить политику, направленную на перевод кочевников к оседлому образу жизни. «Для осуществления этой политики его духовный наставник и родной тесть, шайх ‘Абд ал-Латиф» сформулировал в 1910 г. концепцию, суть которой заключалась в необходимости создания единства всех подданных ‘Абд ал-‘Азиза, в котором бы строго соблюдались предписания ислама. Это нововведение, в первую очередь, касалось кочевых бедуинов, которые должны были тем самым признать ‘Абд ал-‘Азиза верховным правителем, поскольку он отныне является в одном лице имамом и амиром. Так была выработана концепция новой политики саудовского правителя – движение ихванов. Члены общеваххабитского братства – ихваны отныне должны жить в рамках общины, в обособленных от их родового племени новых поселениях, названных «хиджрами». ‘Абд ал-‘Азиз оказывает ихванам щедрую финансовую и организационную помощь в создании новых поселений, помогая строить жилища, школы, мечети, всячески поощряет ихванов заниматься сельским хозяйством. Он был сильно заинтересован в распространении и усилении концепции нового братства, поскольку для него это имело самостоятельное значение. Суть сводилось к тому, что примкнувшие к ихванам и решившие жить в отдельных поселениях люди становились оторванными от привычных для них связей со своим племенем. В итоге влиятельные вожди и шайхи кочевых племен постепенно теряли на соплеменников свое былое влияние, что, в конечном счете, способствовало лишь усилению единоличной власти короля.

По данным арабского исследователя Ахмада ‘Иса, в 1922 г. ‘Абд ал-‘Азиз организовал сто двадцать два поселения, в которых ему удалось объединить двенадцать тысяч племенных союзов общей численностью семьдесят с половиной тысяч кочевников. В 1930 г., по сообщению советской дипломатической миссии, аккредитованной в Саудовской Аравии, это число дошло до двухсот, причем отдельные поселения, такие как Артавия, насчитывали до восьмидесяти тысяч жителей. Но самое главное то, что ‘Абд ал-‘Азиз стал снабжать ихванов оружием и снаряжением для посильной борьбы с различными еретическими течениями в исламе и таким образом заставлял их принимать самое активное участие в становлении саудовской государственности.

Со временем движение ихванов стало основной опорой саудовской династии. В нем была реализована идея «обобществления» общины. Поселившиеся в обособленных поселениях ихваны стали ревностно соблюдать религиозные нормы. Их основным занятием, помимо прививаемого земледелия, стала священная война – «джихад». Они силой оружия вводили законы шариата и заставляли непокорных подчиняться воле ‘Абд ал-‘Азиза, амира и имама в одном лице.

Однако со временем ихваны, опиравшиеся на преимущественно кочевые племена мутайр, ‘утайба, ‘аджман, ру’ала стали представлять реальную угрозу для власти самого ‘Абд ал-‘Азиза. Их традиционные грабежи и набеги под стягом нарастающей завоевательной инерции не имели конца. Завоевательное движение было сродни юношескому максимализму и поэтому, как магнит, притягивало к себе молодежь и амбициозные личности. Отряды ихванов все чаще напоминали неуправляемую и непредсказуемую силу, порожденную соблазном новых завоевательных походов против всех неверующих или заблудших жителей поселений, расположенных вдоль всей границы государства ‘Абд ал-‘Азиза. Ситуация усугублялась тем, что после образования «Королевства Хиджаза, Наджда и объединенных областей» шайхи ряда бедуинских племен, принимавших активное участие в завоевании Хиджаза, а именно глава племени мутайр Файсал Давиш и глава племени ‘утай-ба Султан Биджад, были обделены новой властью.

Все высшие правительственные посты были распределены среди тех надждийцев, которых король считал политически надежными и преданными. Старые союзники и соратники ‘Абд ал-‘Азиза, шайхи Султан Биджад и Файсал Давиш оказались забытыми. Это обстоятельство было использовано последними для возбуждения масс своих племен против короля, ответившего на все их заслуги в прошлом «черной неблагодарностью». Наряду с этим в качестве прикрытия своих основных стремлений они выкинули лозунг борьбы против «еретических нововведений» короля и клич непримиримой борьбы против неверных племен Ирака.

Таким образом, нежелание ‘ Аб д ал-‘Азиза делить власть со своими бывшими соратниками привело к резкому обострению ситуации внутри страны. В королевстве начались волнения ихванов из числа подвластных Султану Биджаду и Файсалу Давишу племен ‘аджман, ‘утайба и мутайр. Ихваны первыми пошли на обострение. В марте 1922 г. отряд, состоящий преимущественно из выходцев племени мутайр, под предводительством Файсала Давиша вторгся на территорию Ирака. Вмешательство английской авиации позволило вытеснить нападавших. В том же году, осуществляя многочисленные набеги в долину Сирхан, отряды ихванов доходили до территории Трансиордании, подвластной в то время Великобритании, и французских владений в Сирии (оазисы Джауф, Тайма, Табук и Бани Шакир). Это ставило ‘Абд ал-‘Азиза в сложное положение. С одной стороны, усилившаяся активность и безрассудство ихванов неизбежно провоцировало англичан и французов, с другой стороны, это говорило о беспомощности саудовской династии в глазах подвластных ей племен и родов, что могло закончиться гораздо более плачевно. Для того чтобы как-то исправить ситуацию, король идет на скорейшее закрепление линий границ с Трансиорданией и Ираком и в этих целях в 1922 г. подписывает Мухаммарский договор о государственной границе, который был дополнен Укайрскими протоколами (ирако-саудовская и саудовско-кувейтская границы).

В отношении самих ихванов принимается еще более жесткое решение. ‘Абд ал-‘Азиз решается на политику силового сдерживания ихванов, что не может не вызвать со стороны последних негодование и противодействие. В 1927 г. на собрании ихванов и улемов участниками было открыто высказано недовольство введением западных технических достижений и терпимой политикой по отношению к шиитским племенам Ирака и Иордании, которых ихваны называли не иначе как «кафирами». Позиция улемов была более сдержанной, поскольку объявление джихада являлось прерогативой имама ‘Абд ал-‘Азиза. Тогда ихваны начали действовать самостоятельно. Восстание началось с рейда отряда мутайров на английский укрепленный пункт в Ираке. Затем вспышки насилия прокатилась по всей стране. Тем более, что многие ихваны уже успели привыкнуть к частым завоевательным походам и набегам под стягом религиозного клича.

В 1929 г. ихваны во главе с Султаном Биджадом напали на собственные наждийские племена. На этот раз ‘Абд ал-‘Азизу пришлось впервые выступить против ихванов. Под селением Сибила саудидам удалось разгромить войска ихванов. Сбежавший Файсал Давиш поднял мятеж в племени ‘аджман. Но к октябрю 1929 г. с восстанием было покончено.

К 1930 г. ‘Абд ал-‘Азиз окончательно уничтожает сопротивление мятежных ихванов. Многие лидеры ихванов и вожди восставших племен казнены, оставшиеся были лишены всех сословных прав и привилегий. Сами племена, принимавшие непосредственное участие в вооруженном противостоянии с властями, были полностью разоружены, их имущество было конфисковано для возмещения понесенных королевством убытков. Наряду с этим ‘Абд ал-‘Азиз принимает меры по ослаблению крупнейших кочевых племен Наджда, которые представляют потенциальную опасность для саудовского государства. Три наиболее сильных и значимых кочевых племени – ‘аджман, мутайр, ‘утайба целенаправленно подвергаются расселению в различных регионах страны, в основном среди чужеродных племен и кланов, поскольку для ‘Абд ал-‘Азиза было важно разорвать их традиционные родовые отношения и связи, достаточно весомо препятствовавшие унификации государства. Этой же участи подверглись и те ихваны, которые сохранили родовую связь и примкнули к вооруженному мятежу.

В 1932 г., в целях увековечивания подвластных себе территорий, ‘Абд ал-‘Азиз переименовывает название «Королевства Хиджаза, Наджда и присоединенных областей» на современное название – «Королевство Саудовской Аравии», тем самым, меняя тактику с завоевания на закрепление в подвластных ему территориях. В целом, борьба за создание саудовской государственности прошла в три этапа, на протяжении которых представители династии ас-Са‘удов вели борьбу за право утверждения своей власти против шайхов и амиров многочисленных и не менее могущественных племен и племенных объединений. За это время власть ас-Са‘удов не раз оказывалась под вопросом. Но наследники саудовского престола неоднократно проявляли незаурядные черты политического лидерства, т.е. все то, что можно подвести под субъективно-личностный фактор и, именно это обстоятельство порой оказывало решающее значение в восстановлении власти ас-Са‘удов. Больше всех преуспел ‘Абд ал-‘Азиз, правивший в начале XX века. Именно он стал непосредственным создателем саудовского государства.

В период своего полувекового правления ‘Абд ал-‘Азизу удало сь объединить правящие дома Аравии под свою власть, достигнуть долгожданного единства племен, создать прочные основы государства и преобразовать некогда раздробленную и отсталую вотчину своих предков в современное государство, уверенно смотрящее в будущее. Эпоха его правления – это эпоха войн, хитросплетений в политике, собирания земель, прогресса, новаторства и неустанной идейной генерации нового поколения людей, адекватно реагирующих на стремительно меняющиеся вызовы того времени.

Многое сделал ‘Абд ал-‘Азиз для восстановления и сохранения исламских святынь. Под его руководством в королевстве была осуществлена реставрация Мечети ал-Харам в Мекке и Мечети Пророка в Медине, усовершенствованы старые и построены новые дороги, по которым поток паломников сегодня ежегодно устремляется в хаджж. Для безопасности и удобства паломников были облегчены условия их пребывания, покончено с грабежами и разбойничеством, представлявшими угрозу всем приезжим в королевстве.

В политике ‘Абд ал-‘Азиз верил в солидарность мусульманских народов. По его инициативе в 1926 г. в Мекке впервые была созвана Исламская Конференция, на которой были озвучены вопросы укрепления дружбы и сотрудничества, единства и солидарности, равноправия и взаимопомощи между мусульманскими странами. Большое внимание ‘Абд ал-‘Азиз уделял вопросам модернизации королевства. Под его началом по всей стране были построены дороги, открыты больницы и госпитали, в систему управления государства введены современные методы администрирования. За время его правления Королевство Саудовской Аравии получило всеобщее признание, значительно выросло влияние и роль его внешней политики. Сам король снискал уважение и признание многих влиятельных мировых политиков, с которыми его связывала не только политика, но и личная дружба и симпатия. В двадцатилетнем возрасте он вернул под знамена своих предков остатки полукочевого эмиратства с его феодально-патриархальным строем и через полвека правления оставил за собой современное и процветающее государство Аравии.

Обобщая вышеприведенное, можно заключить, что истоки правящих династий Кувейта, Бахрейна, Катара и Объединенных Арабских Эмиратов восходят к родоплеменным структурам, некогда кочевавшим во внутренних районах Аравии. Особняком стоят лишь правители Омана, которые берут свои истоки в Йемене. Все вышеуказанные правящие ныне в Аравии династии, за исключением ас-Са‘удов, в той или иной степени долгие годы оставались под протекцией Великобритании.

Картина дня

наверх