На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Дом Пашкова — аристократ и труженик

 

 

Дом Пашкова — одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта — Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми.

Место для строительства выбрано не случайное. Напротив — Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъема.

Дом-дворец обращен на проезжую часть Моховой улицы величественным фасадом. Второй, менее праздничный, выходит во двор и формирует пространство уютной усадьбы. Здесь, со стороны Староваганьковского переулка, был единственный въезд в усадьбу, доступный для карет.

Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».

Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815—1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».

В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова. В нем размещался Дворянский институт, а затем городская гимназия. В дальнейшем здание было снова «перепрофилировано» и приняло на себя музейные функции. Почему? В 1831 году в Санкт-Петербурге принял первых посетителей частный музей, созданный на основе коллекций и библиотеки государственного канцлера графа Николая Румянцева. Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал все собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение». Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.

Несмотря на громкие заявления, городская власть практически не оказывала материальной поддержки новому культурному учреждению. Оно стало чахнуть, возникла угроза закрытия музея. И тогда москвичи проявили инициативу: пусть собрание графа переедет к нам, мы обеспечим все необходимые условия. Город был особенно заинтересован в этом, так как остро ощущал отсутствие общедоступной библиотеки с полноценным фондом.

В мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный (его базу составило собрание Московского университета) и Румянцевский музеумы. В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека. Одним из ее читателей в течение сорока лет был Лев Толстой.

Открытие двух национальных библиотек, расположившихся под одной крышей, сопровождалось большими торжествами. Императорская семья преподнесла поистине царский подарок: часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и «Явление Христа народу» Александра Иванова. Александр II приобрел его спустя несколько часов после смерти художника. Забегая вперед, можно рассказать следующее. Долгое время гигантское полотно экспонировалось в мало приспособленном для этого помещении музея. В 1914 году рядом с Пашковым домом построили здание картинной галереи со стеклянной кровлей. Оно считалось «временным» (впрочем, как показало само время, у него огромный запас прочности), но отвечало самым высоким экспозиционным требованиям. В нем размещался и специально обустроенный для показа шедевра Ивановский зал. Казалось, вся Москва вознамерилась увидеть знаменитую картину, да еще в новом окружении. Много дней не иссякал поток посетителей.

Здание галереи частично сохранилось до наших дней. Правда, выглядит сейчас столь непрезентабельно (годами оно использовалось как склад), что трудно поверить в его блестящее прошлое. В начале 1920-х годов была создана специальная комиссия Главнауки, рассматривавшая вопрос о расформировании Румянцевского музея. Она постановила: «Освободить Пашковскую усадьбу для занятия ее библиотекой имени Ленина». В итоге хранившиеся сокровища разъехались по другим адресам. «Явление Христа народу» попало в Третьяковскую галерею. Лучшего места не найти. Надо сказать, ГТГ несколько лет готовила помещение для картины.

Но возвратимся на полвека назад. В гостеприимной Москве не все складывалось благополучно. В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, крайне обеспокоенный плачевным состоянием бывшей усадьбы, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает. И потому он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». Спонсор не только помог привести в надлежащий вид фасады Пашкова дома, но и профинансировал сооружение казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев«. По представлению Дашкова император пожаловал Алексею Захарову золотую медаль «За усердие».

В первой половине 1870-х архитектором музеев числился Лев Даль, сын составителя знаменитого словаря. Помимо исполнения непосредственных обязанностей он неоднократно пополнял своими дарами музейную археологическую коллекцию. Николай Шевяков, занимавший ту же должность в 1908—1919 годах, спроектировал упоминавшуюся выше картинную галерею. Под руководством Виктора Веснина при отделе рукописей оборудовали кабинет Л. Н. Толстого, просуществовавший до 1939 года. В нем находились рукописи писателя, которые в свое время Румянцевскому музею передала Софья Андреевна Толстая.

В 1925—1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский. В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад. Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.

Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал. Одна из сотрудниц ГБЛ — Зоя Колчина — вспоминала, что «научные работники, кандидаты наук и профессора размещались на левых хорах, военнослужащие — офицерский состав — на правых... В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп... Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала. Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой), скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».

Очередной переломный этап в судьбе Пашкова дома пришелся на конец восьмидесятых. В 1986 году строительные работы на станции «Боровицкая» привели к тому, что осел его фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся в 1988 году, в середине 90-х ввиду отсутствия финансирования остановилась. Дом-легенда постепенно приходил в полное запустение. Внешне он еще смотрелся, но внутри зрелище было печальное: осыпалась лепнина, стены поразил грибок, протекала кровля. Блистательный образец зодчества XVIII столетия оказался на грани разрушения.

«Перемена участи» произошла в 2003 году, когда были найдены необходимые средства и собрались люди, способные возродить памятник архитектуры. Свои усилия объединили строители, архитекторы, реставраторы, дизайнеры, инженеры. Спустя всего четыре года Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова.

Ныне там работают три библиотечных отдела — научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.

В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева. Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».

Картина дня

наверх