На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Маскарады Сомова

   

...Художник со, скорее, аристократическим характером творчества и с несколько мизантропическими тенденциями, Константин Сомов, подобно некоторым другим работникам пера и кисти, любит уходить в глубину минувших веков, как бы в них ища отрады и успокоения <...> Его влечет придворное общество Людовика XV или Людовика XVI, в настроениях которого есть что-то родственное его душе. Томная грациозность, приторная элегантность, вольные экстравагантности людей того века и вместе с тем искрящееся остроумие, на которое таким мрачным отсветом легло для нас, охватывающих всю эту эпоху одним общим взглядом, кровавое зарево уже надвигающейся тогда революции <...> Все это влечет к себе воображение молодого русского художника <...>


В. Пика. «Три русских художника: Сомов, Грабарь и Малявин»


 


Влюбленный Арлекин,  1912 г.


Черным бархатом закрою
Взгляд, чтоб маски обмануть:
И печальный блеск порою,
И недоброй страсти жуть;
Будет темным оперенье,
В тон смирению с судьбой,
Лишь гранатовые звенья –
Отблеск тайны роковой.

Черный веер драгоценный,
Масти вороной парча
Отпечаток жизни пленной
Берегут от палача.
Он – в доспехах?! Что ж, не новость:
Маскарад проглотит все,
И души негодной пропасть

Спрячет пестрое тряпье.

 


Константин Сомов - один из художников прошлого века, кто в своем творчестве много внимания уделял воскрешению в живописи мира балов и маскарадов. Современный взгляд сочетается с картинками прошлого, романтически-причудливыми... В своем творчестве К.Сомов испытал  большое влияние графики западного модерна (О.Бёрдсли), а также живописи французского рококо. Сомов проявлял интерес к миру вещей, любованию стариной, отсюда его элегическое мироощущение и скептическое восприятие современной жизни. Для достижения совершенства формы Сомов намеренно ограничивал свое творчество узкими рамками одной темы, эпохи. Он стремился в точности следовать однажды выбранному стилю, манере, относительно небольшому количеству технических приемов, хотя его творческий потенциал был очень широк. Эстетизм и западнические настроения формировались патриархальным укладом дворянской семьи, ранними занятиями музыкой и живописью, поездками в Италию, Францию, Германию, Англию. Сомов "жил" в XVIII веке, в вымышленном им самим мире Рококо, регулярных парков, галантных сцен, хрупкости фарфоровых статуэток, шелка, фижм и пудры. Отсюда и техника большинства его работ: прозрачность акварели, матовость гуаши и пастели. Основные черты индивидуального стиля Сомова: ретроспективность и стилизация, насмешливость, иногда переходящая в язвительность и сарказм, нежность, доходящая до жеманности.



Маскарад


 



Серия "Арлекин и дама"... разные варианты, разные маскарадные ситуации


 

 

 

 


Вариации на тему  "Арлекин и Смерть"

 

 

 


 


Язычок Коломбины



Фейерверк



Дама и Пьеро



Итальянская комедия. 1914



Смерть на карнавале



Две маски (Пара накануне карнавала). 1930


«Книга маркизы» Константина Сомова - своеобразная хрестоматия эротической литературы, которую в первом издании, вышедшем в 1908 году в Берлине, составил Франц Бляй. Но на обложке в качестве автора-составителя обозначено и имя Константина Сомова. Для этой книги Константин Андреевич сделал 31 рисунок, но напечатаны были не все. Цензура изъяла те, которые показались ей непристойными. Скромный титульный лист книги был решен в виде арки, в навершии которой помещено изображение головки героини. Высокая замысловатая прическа и обнаженная грудь маркизы перекликаются с подзаголовком «Книга рококо», а по бокам два амурчика, которые целятся в маркизу из луков. Маска играет в этой книге немаловажную роль - мы видим ее и на заставках, и на одной из центральных иллюстраций, которая и называется «Маскарад».



Обложка "Книги Маркизы", 1918 г.



Авантитул «Книги маркизы». 1918 г.

 



Серия маскарадных иллюстраций к "Книге маркизы", 1918 г.


Сомовский сад всегда - театр. Розовые аллеи и зеленые лужайки его парков всегда - подмостки. Пышные боскеты в этих садах всегда - декорации. Нарядные дамы и кавалеры всегда - актеры. «Автором изысканных новелл» назвал Сомова поэт Валерий Брюсов. Изысканных пьес, хочется уточнить. Ведь сомовские картины-новеллы насквозь театральны, они напоминают мизансцены, фиксирующие один миг из спектакля, нам не показанного, но нами домысленного. Маскарадные и бальные  сценки смотрятся в этих декорациях очень оригинально. Сомов никогда не сочинял декораций для действующего театра, ибо слишком занят был собственным «живописным театром», здесь он был режиссером, драматургом и, разумеется, сценографом. Его воле подчинялось в этом театре все.



Вечер, 1900 г.



Поцелуй, 1904 г.


 


Маскарад, 1935 г.



Дама в розовом, 1904 г.


 


Как одевались в старину (Дама и кавалер). 1903 г.



Казаки на балу


Константин Сомов, увлекшись фарфором,  обыгрывает тему мимолетности бытия, его фигурки живут и двигаются, все совсем так как на живописных картинах . И теже маскарадные и бальные мотивы, мотивы любви, романтики.



Дама, снимающая маску, 1906 г.


 


Влюбленный, 1905-1906 гг.


"Вы можете сказать, что Сомов родился в восемнадцатом веке. Да, но он самый что ни на есть живой и в двадцатом. Он обладает светлой грациозной любовью к декоративности позы, которая есть восемнадцатый век, реализмом лент и кружев: символов чего-то более глубокого и более серьезного, но у него есть также меланхолия недоверия к прогрессу, такая характерная для нашего собственного времени.

Он пишет изысканно, с тщательностью и точностью, которые знают лишь немногие современные живописцы, - но это сильно искушенная точность. Никто не может видеть прелестные иллюстрации к “Манон Леско”, не ощущая удивительное соединение поэзии и иронии, что является величайшим даром Сомова. Где его мир? Несомненно, что это не наш мир. Мы знали его когда-то. Он может к нам вернуться снова. Между тем Сомов еще живет в нем и мы можем услышать его с нежным эхом его очарования, напоминающим нам, что существует, более чем одна реальность. "


Г. УОЛПОЛ. “ИСКУССТВО КОНСТАНТИНА СОМОВА”. 1930 г.

 
 
 


 

somov1
Произведения художника неоднократно экспонировались на выставках журнала «Мир искусства», Союза русских художников, художественного объединения берлинских художников «Берлинский сецессион» (Berliner Secession), парижском «Осеннем салоне» (Salon d'Automne).
В 1919 г. состоялась юбилейная персональная выставка Константина Андреевича Сомова в Третьяковской галерее.
Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала «Мир искусства», а также периодического издания «Художественные сокровища России» (1901-1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к «Графу Нулину» А.C. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя «Нос» и «Невский проспект», обложки поэтических сборников К. Бальмонта «Жар-птица. Свирель славянина», В. Иванова «Cor Ardens», титульный лист книги А. Блока «Театр» и др.
В 1918 г. в издательстве Голике и Вильборга (Санкт-Петербург) вышло наиболее известное и полное издание сборника классических эротических рассказов «Книга маркизы» с иллюстрациями Сомова, где художник создал не только все элементы оформления книги, но и подобрал тексты на французском языке.
В 1923 г. художник уехал из России и с 1925 г. жил во Франции.
Константин Андреевич Сомов умер 6 мая 1939 г.
В последние годы на аукционах Christie's продано довольно много произведений Константина Андреевича Сомова. В том числе:
Боксер (The Boxer, 1933) – 713,250 тыс. фунтов стерлингов;
Отдых путника (The Stroller's Rest, 1939) - 972,500 тыс. фунтов стерлингов;
Романтическое преследование (The Romantic Pursuit, 1935) – 1,588 500 млн. фунтов стерлингов;
Радуга (The Rainbow, 1927) – 7.33 млн. долларов США

Галерея из 70 картин Константина Андреевича Сомова

 


 

 

  

 

 

Фотография  1910

Картины Сомова:

 

В боскете

 

Волшебство

 

Портрет Остроумовой

 

Летнее утро

 

Пастораль

 

Вечерние тени

 

Зима. Каток

 

В лесу

 

Лето

 

Арлекин и дама

 

Сергей Рахманинов

 

Куртизанки

 

Фейерверк

 

Пашня

 

Спящая молодая женщина

 

Арлекин и дама

 

Арлекин и смерть

 

Пейзаж с радугой

 

Портрет матери

 

 

Современники о Сомове

 

С. Яремич

 

В. Пика. «Три русских художника: Сомов, Грабарь и Малявин»

 

А. Бенуа

Биография Сомова 

 

Константин Андреевич Сомов родился 18/30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.

 

В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе. В одно время с ним в Париже учились и работали А. Бенуа, Е. Лансере, А. Остроумова и другие “мирискусники”. Здесь Сомов сблизился с А. Бенуа, который написал о нем первую статью, появившуюся в журнале “Мир искусства” в 1898 г.

 

В 1899 г Сомов вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).

 

Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.

 

Сомов принимал самое деятельное участие в оформлении журнала “Мир искусства”, а также периодического издания “Художественные сокровища России” (1901 — 1907), издававшегося под редакцией А. Бенуа, создал иллюстрации к “Графу Нулину” А. Пушкина (1899), повестям Н. Гоголя “Нос” и “Невский проспект”, нарисовал обложки поэтических сборников К Бальмонта “Жар-птица. Свирель славянина”, В. Иванова “Cor Ardens”, титульный лист книги А. Блока “Театр” и др.

 

Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции: “Граф Нулин” (1899), “Влюбленные” (1905) и др.

 

К. Сомов экспонировал свои произведения на выставках “Мира искусства”, Союза русских художников, персональной выставке в Петербурге (1903), берлинском “Secession”, парижском “Salon d'Automne” (“Осенний салон”, 1906), чем приобрел широкую известность не только в России, но и в Европе. После Октябрьской революции, как и многие другие деятели искусства, Сомов испытывал бытовые трудности, не имея заказов на работу.

 

В декабре 1923 г. К. Сомов вместе с Русской выставкой выехал в США в качестве уполномоченного от Петрограда. На родину он больше не вернулся, навсегда оставшись во Франции.

 

К. А. Сомов умер в Париже 5 мая 1939 г. 

Летопись жизни и творчества Константина Сомова

 

 

1869

18/30 ноября родился в Петербурге в семье историка искусства, хранителя Эрмитажа А. И. Сомова.

1878

Первая поездка за границу в Париж, вместе с родителями.

1879 — 1888

Гимназия К. Мая, знакомство и дружба с Ал. Бенуа, В. Нувелем, Д. Философовым. Увлечение театром, музыкой, пением.

1881

Поездка с семьей в Вену и Грац.

1888, сентябрь — 1897, март

Занятия в Академии художеств. Научный курс окончен в 1892 г с октября 1894 до марта 1897 г. занятия в мастерской И. Е. Репина.

1890

Поездка с матерью по Европе (Варшава, Германия, Швейцария, Италия).

1894

Путешествие с отцом по Европе (Германия, Италия). Первое выступление на выставке Общества русских акварелистов.

1895

Участие в петербургских выставках — Ученической в Академии художеств и “Blanc et noir”. Портреты: матери художника, А. Н. Бенуа и др. Пейзажи.

1896

Портреты: А. К. Бенуа и Н. Ф. Обер. “Две дамы на террасе”, пейзажи и др.

1897

Поездка в Париж (сентябрь — до лета 1898 г.). Портреты: А. И. Сомова, А. А. Михайловой. “Беседка”, “В августе”, “Конфиденции”, “Радуга” и др.

1898, октябрь

Участие в выставке русских и финляндских художников. Вторая поездка в Париж, мастерская Коларосси. Автопортрет, “Поэты”, “В детской” и др.

1899 май

Участие в первой выставке “Мира искусства”, поездка из Парижа в Англию, возвращение в Петербург. “Купальщицы”, “В боскете”, иллюстрации к поэме А. С. Пушкина “Граф Нулин” и др.

1900

Участие во второй выставке “Мира искусства”. “Дама в голубом” (1897 — 1900), “Остров любви”.

Лето (1900)

Силламяги, под Нарвой. “Вечерние тени”, “Роща на берегу моря” и др.

1901

Участие в выставках — третьей “Мира искусства”, на Венском Сецессионе и в Дармштадте. Портрет А. П. Остроумовой, иллюстрации к повестям Н. В. Гоголя и др.

1902

Участие в выставках — “36-ти” художников в Москве, четвертой “Мира искусства”, в Kunstsalon'e Кассирера в Гамбурге, на Сецессионе в Берлине. “Вечер”, “Волшебство” и пейзажи Мартышкина.

1903

Первая персональная выставка картин, эскизов и рисунков (162 работы) в Петербурге в “Современном искусстве” и у Кассирера в Берлине и Гамбурге (95 произведений). Участие в выставках — 5-ой “Мира искусства” и 1-й “Союза русских художников”. “Эхо прошедшего времени”, “Спящая женщина в синем платье”, “Дама в розовом” и др.

1904

Участие в выставках — “Союза русских художников”, в Вене и Дрездене. “Лето”, “Фейерверк”, книжная графика и др.

1905, май

Поездка в Париж и Бретань (Примель). Занятия скульптурой (“Влюбленные”). Знакомство с М. Кузминым, Вяч. Ивановым. Участие в выставках — “Союза русских художников”, в Вене и акварелистов в Берлине. Начало сотрудничества в журнале “Золотое руно”.

1906

Участие в выставках — “Мира искусства”, “Союза русских художников”, Сецессионе в Берлине, в Выставке русского искусства в Осеннем салоне в Париже (устроенной С. П. Дягилевым). “Дама, снимающая маску” (фарфор), портрет В. Л. Иванова, книжная графика.

1907

Участие в выставках — “Союза русских художников”, “Нового общества художников”, “Интернациональной” в Венеции. Графические портреты А. А. Блока и Е. Е. Лансере. “Арлекин и смерть”, иллюстрации для немецкого издания “Das Lesebuch der Marquise”. Berlin, 1907.

1908

Участие в выставках — “Союза русских художников” и Галерее Жоржа Пти в Париже.

1909

Участие в выставках — “Союза русских художников”, “Die Dame in Kunst und Mode” в Берлине, на “Интернациональной” в Риме. Портрет поэта М. А. Кузмина, “Спящая молодая женщина”, костюм Коломбины для А. Павловой и др.

1910 — 1912

Участие в выставке женских портретов в редакции журнала “Аполлон” и выставке “Союза русских художников” (1910) выход из “Союза” вместе с А. Бенуа, М. Добужинским и другими. Участие в первой выставке вновь организованного “Мира искусства”. Портреты: Г. Л. Гиршман, Е. П. Носовой, Ф. Сологуба, М. Добужинского и др. “Пьеро и дама”.

декабрь 1911 — апрель 1912

Поездка на юг Франции (Больё). “Арлекин и дама” (два варианта).

1913 — 1914

Портрет М. Д. Карповой, эскиз занавеса для “Свободного театра” (Москва) и др.

1914, январь

Получение звания академика (Академия художеств). Поездка в Больё; возвращение в Петербург через Венецию, Вену. Портреты: Д. Г. Карышевой, Е. П. Олив, В. Ф. Нувеля. “В лесу”, “Итальянская комедия”.

1915 — 1918

Участие в выставках: Картин русских художников, устроенной в пользу пострадавших от войны бельгийцев (26 номеров), “Мира искусства”. Работа в школе Е. Н. Званцевой (штудия натуры). Портреты: Г. Л. Гиршман, Н. Г. Высоцкой, М. Г. Лукьянова, Е. С. Михайлова. “Зима. Каток”, “Язычок Коломбины” и др. Работа над иллюстрациями и подбором текстов для книги “Le Livre de la Marquise” для издательства Голике и Вильборг (Петербург).

1919

Персональная выставка в Государственной Третьяковской галерее к 50-летию художника. “Лето” и др.

1920 — 1922

Участие в выставке, организованной Домом искусств. Портреты: А. А. Михайловой, Н. Е. Добычиной, Е. А. Степановой. “Летнее утро”, “Фейерверк”, “Крестьянские девушки и парень в вечернем пейзаже” и др.

1923, декабрь

Отъезд в Америку (через Ригу, Берлин, Лондон) с Выставкой русского искусства в качестве представителя от петроградской группы художников. Составление совместно с И. Грабарем каталога выставки. .

1924, январь

Прибытие в Нью-Йорк. Организация выставки, открытие ее 8 марта. Сомов представлен 38 произведениями. Знакомство и сближение с семьей Рахманиновых. Портрет Е. К. Сомовой.

1924, июнь

Поездка в Париж.

1924, июль

Небольшая персональная выставка в магазине В. Гиршмана и Н. Асса.

1924, сентябрь

Возвращение в Нью-Йорк.

1925, январь

Портреты: Т. С. Рахманиновой, С. В. Рахманинова (рисунок), К. М. Животов с кой.

май Переезд во Францию. Жизнь на ферме в Гранвилье (Нормандия) вместе с М. Лукьяновым. Поездки в Париж и Корбевиль к Рахманиновым. Портреты: С. В. Рахманинова (этюд маслом и большой портрет для фирмы “Стейнвей”), В. А. Сомова (племянника художника).

1926

Портреты: Б. Е. Поповой, Е. С. Питтс, миссис Морган и др. Иллюстрации к повести А.-Ф. Прево “Манон Леско” для издательства “Трианон” (Париж).

1927

Более 50 акварельных миниатюр (пейзажи и жанровые сцены).

1928, январь

Приобретение квартиры в Париже (бульвар Эксельманс).

1928, май — июнь

Участие в выставке русского искусства в Брюсселе и поездка на ее открытие.

1928, декабрь

Персональная выставка в магазине Лесника в Париже (63 произведения). Портреты: М. Г. Лукьянова, А. А. Попова, Г. Л. Гиршман, три автопортрета и др.

1929

Участие на выставке в Копенгагене. Портрет К. П. Верховской, натюрморт, “Фейерверк”, “Жадная обезьянка” и др.

1930, февраль — март

Участие в выставках в Берлине и Белграде.

1930, июнь

Персональная выставка в галерее Голицына в Лондоне (80 произведений). Иллюстрации к роману Лонга “Дафнис и Хлоя” для издательства “Трианон”. Работа над портретами членов семьи Нольде, “Морской пляж с фигурами” и др.

1931

Портреты: Т. М. Брайкевич (и этюд к нему), М. И. Ростовцева. “Митиленские пастухи”, натюрморт с комодом, цветами, зеркалом, и др.

1932, 14 апреля

Смерть М. Г. Лукьянова.

1932, июнь

Участие в выставке русских художников в галерее “Ренессанс” (10 произведений).

1932, август

Поездка с молодыми художниками В. Будановой, Л. Успенским и Кругом в Гранвилье. Портрет В. Будановой и картина “Окно — дверь...”.

1932, сентябрь

Возвращение в Париж. “Грибоборки”, портрет Б. М. Снежковского и др.

1933

Портреты: Б. М. Снежковского (с боксерскими перчатками и “ню”), Е. С. Мацневой и др.

1933, август — сентябрь

Поездка в Гранвилье. Работа с натуры совместно с молодыми художниками и руководство ими. Двойной портрет В. И. Будановой-Успенской, натюрморт с фарфором и отражающимися в зеркале фигурами, “Балет” и др.

1934

“Старческая любовь”, “Интерьер со столиком”, “Купальщики в белую ночь”, портрет М. В. Брайкевича и др.

1934, конец июля — август

Поездка в Гранвилье с Успенскими и Кругом. “Окно — пейзаж — натюрморт”, “Натюрморт с автопортретом”, “Натюрморт с красными лилиями и перламутровой коробкой” и др. Портрет Сесиль Воланж — героини романа “Опасные связи”, несколько этюдов для нее с А. Левченко.

1935 — 1938

Портреты: К. П. Тонконоговой, Б. М. Снежковского (в палевой пижаме) и др.

1937, август

Портрет миссис Филипс, этюд “ню” (Снежковский) (ГРМ). Поездка в Гранвилье с Успенскими и Кругом. “Лихорадка”, “Мандолинист и его слушатели” и др.

1938

“Балет”, “Привидения” и др.

1938, июль — август

Поездка в Гранвилье с родителями Б. Снежковского. “Окно-дверь и пейзаж” и др.

1939

“Летний вечер в деревне” (с четырьмя фигурами), “Натюрморт с синей тетрадью”, “Усталый путник” и др. Работа над портретом Р. Зубовой (1937 — 1939, не окончен).

1939, 6 мая

Скоропостижная смерть в Париже.

 

 
   
 
 
 

 

 
 

Картина дня

наверх