На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Человек, сотворивший бога

Жан Эффель

Жан Эффель

60 читателей7542

Родился: 12 февраля 1908 г., Париж, Франция
Умер: 16 октября 1982 г., Париж, Франция

Биография

«Человек, сотворивший бога» - так называли его журналисты в своих статьях. А он только улыбался.

Жан Эффель (фр. Jean Effel) — французский художник-карикатурист.
Настоящее имя — Франсуа Лежён (François Lejeune).
Родился —12 февраля 1908, Париж. Умер — 16 октября 1982, Париж.

Франсуа Лежён — коренной парижанин. Он родился 12 февраля 1908 года в близком пригороде Парижа - Батиньоле, уже давно вошедшем в состав города. Там родились его родители, деды и прадеды. Он получил разностороннее образование, изучал языки, философию, музыку, рисовал. Его отец был коммерсантом и мечтал видеть сына своим преемником. Однако юношу совсем не интересовала коммерция. Поссорившись с семьей, он уходит из дома с твердым намерением заняться драматургией. Лежён пишет пьесу, пробует свои силы в области живописи. Неожиданный успех приносят ему карикатуры для газет, с которыми он начинает сотрудничать с 1933 года. Тогда он и стал подписывать свои произведения псевдонимом Жан Эффель.

С тридцатых годов Эффель работает преимущественно с коммунистическими газетами. На страницах этих газет появляются злые карикатуры Эффеля на Гитлера, Геринга, Риббентропа, Муссолини, Франко. Под сатирическое перо мастера попадают и французские политики: Лебрен, Бонне, Эррио и другие.

Известным Эффеля сделала политическая карикатура.

Во время фашистской оккупации Франции Эффель участвовал в движении Сопротивления. Он работал в подпольном «Полночном издательстве», выпуская вместе с Луи Арагоном и Полем Элюаром антифашистские сатирические листовки.

Расцвет его творчества приходится на послевоенный период. Одно из сильнейших его произведений — книга «Всё ещё в оккупации», где собраны лучшие карикатуры 1947—1955 годов. По меткому замечанию Сергея Юткевича, этот сборник следовало бы назвать «Янки, убирайтесь домой!». Действительно, все рисунки серии объединены общей идеей, о чем вполне определенно сказано в авторском предисловии: «1947 год… Три года, как мы освобождены от немцев. Но не от освободителей. Напротив... Оккупация продолжается».
В этих карикатурах обличаются насилие, грубость и невежество американцев, хозяйствующих на французской земле, раскрывается лицо «освободителей» — от солдат, свистящих вслед парижанке, до Трумэна и Эйзенхауэра, посредством «кнута и пряника» направляющих политику французских министров.

Крупнейшее произведение — сборникСотворение мира на темы Ветхого Завета. В сборнике представлены около 800 графических миниатюр. В силу своей оригинальности, живости текста, удобного карманного формата, юмористического содержания издание имело большой успех у читателей.

«Сотворение мира» — шедевр, который читают и дети, и взрослые, и каждый видит там свое: дети – веселые рассказы, взрослые — социальную карикатуру.

«Его Бог — энтузиаст покорил во Франции и остальном мире всех — верующих и атеистов», — пишет в своей статье «Человек, сотворивший бога», Лоллий Замойский — известный журналист-международник, лично встречавшийся с Эффелем.

Впрочем, церковь не была в обиде на юмор Эффеля. Один из священников на вопрос, не скандально ли такое отношение к Богу, ответил: «Да что вы, пусть хоть в таком виде люди приобщаются к идее Творения. А потом, Бог у Эффеля такой милый и добрый...»

Источники
Википедия
Сайт glas-razuma.narod.ru

 

Сотворение мира. Комплект из четырех книг /Сотворение мира 

Карикатуры известного французского художника Жана Эффеля. Каждая из карикатур отражает какое–либо событие из первых дней Создания, заодно пародируя что–либо на общечеловеческие и злободневные темы.



Избранное 

В книге, содержащий около 1,5 тысяч иллюстраций, собраны знаменитые серии юмористической графики: "Сотворение мира", "Сотворение человека", "Адам познает мир", "Юность Адама", "Сад Эдема", "Роман Адама и Евы", “Любовь Адама и Евы”, "Жизнь замечательных существ", "Записная книжка парижанина", "Ангелочек", "Эвелина" и другие.
Вступительный биографический текст к альбому и составление издания выполнены С. А. Володиной, близко знавшей Ж. Эффеля последние десять лет его жизни. Текст и подбор иллюстраций были одобрены самим художником.



Карикатуры 

"Записная книжка парижанина", "Эвелина", "Простачок", "Чудный ребенок", "Побасенки" и другие графические сюиты объединяют сотни смешных, ехидных, шаловливых рисунков мастера, который даже о слабостях человеческой натуры говорил беззлобно.
Автор вступительной статьи Марк Лебовский.
Перевод с французского С.А. Володиной.

Титулы, награды и премии

Эффель - почетный член АХ СССР (1973).

- Золотая медаль Всемирного совета мира (1958)
- Международная Ленинская премия «За укрепление мира между народами» (1968)

Экранизации

La création du monde / Сотворение мира(1958; мультфильм; Франция, Чехословакия; режиссёр Эдуард Хофман)

Интересные факты

1. Рисунки Жана Эффеля выполнены пером (иногда с подцветкой) или фломастером в ясной линеарной манере.

2. В то время во Франции все карикатуристы подписывались псевдонимами. Найдя свое имя не только слишком обычным и распространенным, но и слишком длинным, художник сократил его, составив из инициалов фамилию Эффель (F. L.) и взяв для имени самое короткое французское имя Жан.

3. Подпись Жана Эффеля состоит из круглых букв, которые можно написать одним росчерком пера. Будучи написана по кругу, подпись напоминает цветок и становится одним из элементов рисунка. Поэтому художник не всегла помещал ее в нижнем правом углу, а искал для нее такое место, в котором она лучше вписывалась в композицию.

4. Выбор маргаритки тоже имел свое объяснение. Это посвящение любимой жене Эффеля Маргарите. Влюбленный художник пообещал, что сделает свою подпись похожую на маргаритку и, кроме того, в каждом рисунке будет обязательно рисовать этот маленький цветочек. Это трогательное признание в любви продолжалось всю жизнь. Читатели обращали внимание на цветочек, искали его в рисунках, и в тех редчайших случаях, когда Эффель забывал поместить в рисунок маргаритку, посылали ему удивленно-огорченные письма: «Неужели вы поссорились с женой?»

Один из советских журналистов, встречаясь с Эффелем в Москве, сказал:
— А тебе, Жан, очень повезло, что жену твою зовут Маргаритой — этот цветок так легко рисовать. А что если бы ее имя было Роза или Лилия?
— Что ты! — смеясь, воскликнул Эффель. - Я только потому и женился на ней, что она Маргарита! На Лилии или Розе я бы не женился!


Так или иначе, подпись-маргаритка навсегда осталась логотипом художника, как до конца своих дней он был верен своей жене. Даже когда под конец жизни он начал слепнуть и уже почти не мог рисовать, она и дочь помогали ему, обводя его наброски и подписывая их.

5. По мотивам сборника «Сотворение мира»Исидор Шток написал пьесу «Божественная комедия», а в кукольном театре Образцова в Москве поставлена пьеса.

6. По рисункам Эффеля из цикла "Сотворение мира" создан одноименный балет (1971, СССР, композитор А. П. Петров).

 

 

Картина дня

наверх