Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Древнегреческий флот

развернуть

Для Елены,Георгия и всех, кто интересуется древними кораблями

 

 

 

 

. Конструкция и типы кораблей

 

 

   
   

 

Триаконторы и пентеконторы

 

Греческая бирема

Рис. 1. Греческая бирема

 

В архаический период (XII-VIII вв. до н.э.) наиболее распространенными типами греческих боевых кораблей были триаконтор и пентеконтор (соответственно, "тридцативесельник" и "пятидесятивесельник"). Триаконтор был весьма близок по конструкции к критским кораблям (см.) и особого внимания  не заслуживает.

Пентеконтор представлял собой одноярусное гребное судно, приводимое в движение пятью десятками весел – по 25 с каждой стороны. Исходя  из того, что расстояние между гребцами не может быть меньше 1 м, следует оценить длину гребной секции в 25 м. К этому имеет смысл добавить также приблизительно по 3 м на носовую и кормовую секции. Таким образом, общая  длина пентеконтора может быть оценена в 28-33 м. Ширина пентеконтора приблизительно 4 м, макс.скорость – ок. 9.5 узлов (17.5 км/ч).

Пентеконторы были в основном беспалубными (греч.афракта), открытыми судами. Однако иногда строились и палубные (греч. катафракта) пентеконторы. Наличие палубы защищало гребцов от солнца и от метательных снарядов противника и, кроме того, увеличивало грузопассажирскую вместимость корабля. На палубе можно было перевозить припасы, коней, боевые колесницы и дополнительных воинов, в том числе лучников и пращников, способных помочь в бою с неприятельским кораблем.

Первоначально пентеконтор предназначался  в основном для  "самоперевозки" войск. На веслах сидели те же самые воины, которые впоследствии, сойдя  на берег, вели войну, ради которой приплыли в Троаду ли, на Крит ли (см. "Илиада", "Одиссея", "Аргонавтика"). Иными словами, пентеконтор не был кораблем, специально предназначенным для  уничтожения  других кораблей, а являлся  скорее быстроходным войсковым транспортом. (Точно так же как дракары викингов и лодьи славян, на веслах которых сидели обычные дружинники.)

Появление на пентеконторах тарана означает, что в определенный момент противоборствующие города-государства и коалиции Эгейского бассейна приходят к мысли, что хорошо бы топить неприятельские корабли вместе с войсками до того, как те высадятся  на берег и начнут разорять родные нивы.

Для  боевых кораблей, рассчитанных на ведение морских сражений с использованием тарана в качестве главного противокорабельного оружия, критическими являются  следующие факторы:

– маневренность, от которой зависит быстрый выход в борт неприятельского корабля  и стремительный уход из-под ответного удара;

– максимальная  скорость, от которой зависит кинетическая  энергия  корабля  и, соответственно, мощь таранного удара;

– защищенность от неприятельских таранных ударов.

Чтобы повысить скорость, нужно увеличить количество гребцов и улучшить гидродинамику судна. Однако на одноярусном корабле, каким являлся  пентеконтор, увеличение количества гребцов на 2 (по одному на каждый борт) ведет к тому, что длина корабля  возрастает на 1 м. Каждый лишний метр длины в отсутствие качественных материалов ведет к резкому повышению вероятности того, что корабль сломается  на волнах. Так, согласно расчетам, длина в 35 м весьма критична для  кораблей, построенных по тем технологиям, которые могли себе позволить средиземноморские цивилизации XII-VII вв. до н.э.

Таким образом, удлиняя  корабль, необходимо усиливать его конструкцию все новыми элементами, что утяжеляет его и тем самым сводит на нет преимущества от размещения  дополнительных гребцов. С другой стороны, чем корабль длиннее, тем больше радиус его циркуляции, то есть тем ниже маневренность. И, наконец, с третьей стороны, чем корабль длиннее в целом, тем длиннее, в частности, и его подводная  часть, которая  является  наиболее уязвимым местом для  удара неприятельских таранов.

Греческие и финикийские кораблестроители в таких условиях приняли изящное решение. Если корабль нельзя  удлинить, значит его необходимо сделать выше и разместить второй ярус гребцов над первым. Благодаря  этому количество гребцов удалось удвоить, не повышая  сколько-нибудь существенно длины судна. Так появилась бирема.

 

Бирема

 

Ранняя греческая бирема

Рис. 2. Ранняя греческая бирема

 

Побочным эффектом от добавления  второго яруса гребцов стало повышение защищенности корабля. Чтобы протаранить бирему, форштевню неприятельского корабля  требовалось преодолеть сопротивление в два раза большего количества весел, чем прежде.

Удвоение количества гребцов привело к тому, что повысились требования  к синхронизации движения  весел. Каждый гребец должен был уметь очень четко выдерживать ритм гребли, чтобы бирема не превратилась в сороконожку, запутавшуюся  в собственных ногах-веслах. Вот почему в Античности почти не использовались пресловутые "галерные рабы". Все гребцы были вольнонаемными и, кстати, зарабатывали во время войны столько же, сколько профессиональные солдаты – гоплиты.

Только в III в. до н.э., когда у римлян во время  Пунических войн из-за высоких потерь возник дефицит в гребцах, они использовали на своих больших кораблях рабов и преступников, приговоренных за долги (но не уголовников!). Однако, во-первых, использовали только после предварительного обучения. И, во-вторых, римляне обещали всем гребцам-невольникам свободу и честно свое обещание выполняли по окончании боевых действий. Кстати, ни о каких кнутах и бичах речи вообще быть не могло.

Появлению же образа "галерных рабов" мы в действительности обязаны венецианским, генуэзским и шведским галерам XV-XVIII вв. Они имели другую конструкцию, позволявшую использовать в команде лишь 12-15% процентов профессиональных гребцов, а остальных набирать из каторжан. Но о венецианских галерных технологиях "a scalocio" и "a terzaruola" будет рассказано позднее в другой статье.

Появление первых бирем у финикийцев обычно датируют началом, а у греков – концом VIII в. до н.э. Биремы строились как в палубном, так и в беспалубном вариантах.

Вольная реконструкция греческой биремыБирему можно признать первым кораблем, специально разработанным и построенным для  уничтожения  морских целей противника. Гребцы биремы практически никогда не были профессиональными воинами (как гоплиты), но являлись вполне профессиональными моряками. Кроме этого, во время  абордажного боя  на борту своего корабля, гребцы верхнего ряда могли принять участие в схватке, в то время  как гребцы нижнего имели возможность продолжать маневрирование.

Легко представить себе, что встреча биремы VIII в. (с 12-20 гоплитами, 10-12 моряками и сотней гребцов на борту) с пентеконтором времен Троянской войны (с 50 гоплитами-гребцами) была бы плачевна для  последнего. Несмотря  на то, что пентеконтор имел на борту 50 воинов против 12-20, его команда в большинстве случаев не смогла бы использовать свое численное превосходство. Более высокий борт биремы препятствовал бы абордажному бою, а таранный удар бирема–>пентеконтор был эффективнее по поражающему воздействию в 1,5-3 раза, чем удар пентеконтор–>бирема.

Кроме этого, если пентеконтор маневрирует с целью зайти биреме в борт, то следует предположить, что все его гоплиты заняты на веслах. В то время  как по меньшей мере 12-20 гоплитов биремы могут осыпать неприятеля  метательными снарядами.

Благодаря  своим очевидным преимуществам, бирема быстро становится  очень распространенным типом корабля  Средиземноморья  и на многие века прочно занимает позиции легкого крейсера всех крупных флотов (хотя  на момент своего возникновения  бирема была просто-таки супердредноутом). Ну а нишу тяжелого крейсера спустя  два века займет триера – самый массовый, самый типичный корабль классической Античности.

 

Триера

 

Поскольку первый, принципиально важный шаг от монеры (одноярусника) к полиреме (многояруснику) уже был сделан при переходе от пентеконтора к биреме, перейти от биремы к триере оказалось значительно проще.

 

Расположение гребцовТриера раннего дизайна VI в. до н.э.

Рис. 3. Ранняя греческая триера. Проекции

 

Согласно Фукидиду, первая  триера была построена ок.650 г. до н.э. В частности, у него находим: "Эллины начали строить корабли и обратились к мореходству. По преданию, коринфяне первыми приступили к строительству кораблей способом, уже весьма похожим на современный, и в Коринфе были построены первые в Элладе триеры. Коринфский кораблестроитель Аминокл, который прибыл к самосцам приблизительно лет за триста до окончания этой войны [имеется в виду Пелопонесская, 431-404 гг. до н.э. – А.З.], построил и им четыре корабля. Древнейшая морская битва, как нам известно, произошла у коринфян с керкирянами (а от этой битвы до того же времени прошло около двухсот шестидесяти лет)..."

Триера является  дальнейшим развитием идеи многоярусного гребного корабля, имеет три яруса весел и длину до 42 м.

Длина в 35-40 метров достаточно критична даже для  усовершенствованных узких деревянных конструкций, лишенных мощного продольного набора (стрингеров). Однако логика гонки вооружений заключается  в том, чтобы доходить до самых краевых, самых опасных значений всех технологических параметров военной техники. Поэтому длина триеры подобралась к 40 м и у этой отметки колебалась всю свою долгую историю.

Типовая  греческая  триера имела на каждый борт 27+32+31=90 (т.о., всего 180) гребцов, 12-30 воинов, 10-12 матросов. Гребцами и матросами управлял келейст, триерой в целом командовал триерарх.

Гребцы, которые находились на самом нижнем ярусе триеры, то есть ближе всего к воде, именовались таламитами. Обычно их было по 27 на каждой стороне. Порты, прорубленные в бортах для  их весел, находились очень близко к воде и даже при небольшом волнении захлестывались волнами. В этом случае таламиты втягивали весла внутрь, а порты задраивались кожаными пластырями (греч.аскома).

Гребцы второго яруса назывались зигитами (32 с каждой стороны). И, наконец, третьего яруса – транитами. Весла зигитов и транитов проходили через порты в парадосе – специальном коробчатом расширении корпуса выше ватерлинии, который нависал над водой. Ритм гребцам задавал флейтист, а не барабанщик, как на более крупных кораблях римского флота.

Вопреки кажимости, весла всех трех ярусов имели одинаковую длину. Дело в том, что если рассмотреть вертикальный срез триеры, то окажется, что таламиты, зигиты и траниты расположены не на одной вертикали, а на кривой, которая  образована бортом триеры. Таким образом, лопасти весел всех ярусов достигали воды, хотя  и входили в нее под разными углами.

Триера была весьма узким кораблем. На уровне ватерлинии она имела ширину около 5 м, что при длине в 35 м дает соотношение длины к ширине 7:1, а при длине 40 м – 8:1. Впрочем, если мерить по ширине палубы или тем более по ширине триеры вместе с парадосом, то есть по максимальному габариту с убранными веслами, то это отношение падает до 5,5-6:1.

Эти суда строились без шпангоутов, по наружным шаблонам, с креплением обшивки нагелями. Греки начали использовать круглые нагели, оба конца которых надпиливались. В такой распил вбивались небольшие деревянные клинья, изготовленные из акации, сливы или терна. Затем нагели вставлялись таким образом, чтобы клинья  располагались поперек волокна. Тем самым доски обшивки вплотную пригонялись друг к другу.

 

Триера. Вид сбоку
Триера. Вид сверху. Хорошо видно, насколько парадос шире корпуса корабля

Рис. 4. Греческая беспалубная триера со сквозным проходом. Проекции

 

Длину весел оценивают в 4-4,5 м. (Что, для  сравнения, на 1,5-2 м короче, чем сариссы шестой шеренги македонской фаланги.) Относительно скорости триеры существует самые разные мнения. Скептики называют 7-8 узлов максимум. Оптимисты говорят, что удачно построенная  триера с отличными гребцами могла держать крейсерскую скорость 9 узлов на протяжении 24 часов. (В предположении, видимо, что каждые восемь часов гребцы одного яруса отдыхают, а двух других – гребут.) Фантасты изобретают немыслимые скорости в 18-20 узлов, что является  пределом мечтаний и для  броненосца времен русско-японской войны (1904-1905 гг., 14-19 узлов).

Современная  реконструкция  триеры ("Олимпия") пока что не смогла выжать больше 7 узлов, на чем и основаны доводы скептиков. Я, правда, считаю, что реконструкция  – это еще не конструкция. То, что современные англичане сработали электромолотком и киберзубилом ради собственного удовольствия  – совсем не то же самое, что проделывали греки тысячу раз ради процветания  Афинской Архэ. Готов допустить, что триера с пирейским заводским номером 1001 могла выжать 10 узлов при деятельном содействии Нептуна, а при благосклонности всех олимпийцев и невмешательстве злокозненной Геры достичь божественных 12-ти.

Так или иначе, опыты с "Олимпией" показали: несмотря  на невысокую скорость, триера была достаточно энерговооруженным кораблем. Из неподвижного состояния  она достигает половины максимальной скорости за 8 секунд, а полного максимума – за 30. Тот же броненосец 1905 г. мог разводить пары 3-6 часов. И это ради того, чтобы просто тронуться  с места!

Как и более поздние римские корабли, греческие триеры оснащались буферным тараном-проемболоном и боевым тараном в форме трезубца или кабаньей головы.

Триеры не имели стационарных мачт, но почти все были оснащены одной-двумя  (по некоторым источникам, иногда тремя) съемными мачтами. При попутном ветре они быстро монтировались усилиями матросов. Центральная  мачта устанавливалась вертикально и растягивалась для  устойчивости тросами. Носовая, предназначенная  для  небольшого паруса (греч.артемон), устанавливалась наклонно, с опорой на акростоль. Третья  мачта, столь же короткая, как и носовая, тоже несла небольшой парус и располагалась у самого конца палубы в корме.

Иногда триеры оптимизировались не для  морских сражений, а для  транспортных перевозок. Такие триеры назывались гоплитагагос (для  пехоты) и гиппагагос (для  лошадей). Принципиально они ничем не отличались от обычных, но имели усиленную палубу и, в случае гиппагагос, более высокий фальшборт и дополнительные широкие сходни для  лошадей.

Биремы и триеры стали основными и единственными универсальными кораблями классического периода (IV-V вв. до н.э.). Одиночно и в составе небольших эскадр они могли выполнять крейсерские функции, то есть вести разведку, перехватывать неприятельские торговые и транспортные суда, доставлять особо важные посольства и разорять вражеское побережье. А в крупных сражениях главных сил флота (Саламин, Эгоспотамы) триеры и биремы выступали как линейные корабли, то есть использовались в линейных построениях (2-4 линии по 15-100 кораблей) и боролись с себе подобными по классу целями.

Именно биремы и триеры сыграли главную роль в победе эллинов над огромным флотом персов в Саламинском сражении.

 

Гонец

 
"Приказу подчинились, как положено.
Был приготовлен ужин, и к уключинам
Приладить весла каждый поспешил гребец.
Затем, когда последний солнца луч погас
И ночь настала, все гребцы и воины
С оружьем, как один, на корабли взошли,
И корабли, построясь, перекликнулись.
И вот, держась порядка, что указан был,
Уходит в море и в бессонном плаванье
Несет исправно службу корабельный люд.
И ночь минула. Но нигде не сделали
Попытки греки тайно обойти заслон.
Когда же землю снова белоконное
Светило дня сияньем ярким залило,
Раздался в стане греков шум ликующий,
На песнь похожий. И ему ответили
Гремящим отголоском скалы острова,
И сразу страхом сбитых с толку варваров
Прошибло. Не о бегстве греки думали,
Торжественную песню запевая ту,
А шли на битву с беззаветным мужеством,
И рев трубы отвагой зажигал сердца.
Соленую пучину дружно вспенили
Согласные удары вёсел греческих,
И вскоре мы воочью увидали всех;
Шло впереди, прекрасным строем, правое
Крыло, а дальше горделиво следовал
Весь флот. И отовсюду одновременно
Раздался клич могучий: "Дети эллинов,
В бой за свободу родины! Детей и жен
Освободите и родных богов дома,
И прадедов могилы! Бой за все идет!"
Персидской речи нашей монотонный гул
На клич ответил. Медлить тут нельзя было,
Корабль обитым медью носом тотчас же
В корабль ударил. Греки приступ начали,
Тараном финикийцу проломив корму,
И тут же друг на друга корабли пошли.
Сначала удавалось персам сдерживать
Напор. Когда же в узком месте множество
Судов скопилось, никому никто помочь
Не мог и клювы направляли медные,
Свои в своих же, весла и гребцов круша.
А греки кораблями, как задумали,
Нас окружили. Моря видно не было
Из-за обломков, из-за опрокинутых
Судов и бездыханных тел, и трупами
Покрыты были отмели и берег сплошь.
Найти спасенье в бегстве беспорядочном
Весь уцелевший варварский пытался флот,
Но греки персов, словно рыбаки тунцов,
Кто чем попало, досками, обломками
Судов и весел били. Крики ужаса
И вопли оглашали даль соленую,
Покуда око ночи не сокрыло нас.
Всех бед, веди я даже десять дней подряд
Рассказ печальный, мне не перечислить, нет.
Одно тебе скажу я: никогда еще
Не гибло за день столько на земле людей."

 

Эсхил, "Персы"

 

При этом в качестве вспомогательных кораблей, авизо (посыльных судов) и рейдеров продолжали использоваться  одноярусные галеры (униремы), наследники архаических триаконторов и пентеконторов.

 

Поздний греческий пентеконтор

Рис. 5. Поздний греческий пентеконтор

 

Наиболее крупным кораблем, построенным в Античности, считается  полумифическая  тессераконтера (иногда просто "тессера"), которая  была создана в Египте по приказанию Птолемея  Филопатора. Якобы она достигала 122 м длины и 15 м ширины, несла 4000 гребцов и 3000 воинов. Некоторые исследователи полагают, что это скорее всего был огромный двухкорпусный катамаран, между корпусами которого была сооружена грандиозная  площадка для  метательных машин и воинов. Что же касается  гребцов, то, скорее всего, на каждое грандиозное весло этой плавучей крепости приходилось по 10 человек.

 

 

 

 

Вооружение

 

 

 

Таран триеры

Рис. 1. Таран (совр. реконструкция триеры "Олимпия")

 

 

 

Греческие корабли VI-V вв. не имели специального бортового вооружения. На них не устанавливались метательные машины, не применялись специальные штурмовые трапы и прочие устройства, которые были введены в широкий обиход римлянами.

 

Основным оружием бирем и трирем являлся  таран, основным тактическим приемом – таранный удар. Поскольку корабельные корпуса в то время  не имели водонепроницаемых переборок, даже небольшой пробоины хватало, чтобы корабль быстро наполнился  водой и затонул.

 

Вторым тактическим приемом был абордажный бой. Каждая  триера во время  боевых действий несла на борту некоторое количество гоплитов – тяжеловооруженных пехотинцев, стрелков из лука и пращников. Впрочем, количество их было весьма скромным. Например, во время  Саламинского сражения  на борту каждой триеры находились 8 гоплитов и 4 стрелка из лука.

 

 

 

Спартанский гоплит Афинский гоплит Скифский лучник

Рис. 2 и 3. Гоплиты (слева – спартанский, справа – афинский) и скифский лучник

 

 

 

Первым метательные машины на палубе корабля  установил Дионисий, тиран Сиракуз, в 399 г. Впоследствии, во время  походов Александра Македонского и в эллинистический период (кон. IV-II вв. до н.э.) использование метательных машин во флоте становится  делом обычным и доводится  до совершенства римлянами.

 

В классический период (V в. до н.э.) флот составлял основу афинской военной мощи и являлся  важным компонентом вооруженных сил других городов и коалиций Эллады.

 

Военный флот Афин насчитывал до 400 триер. Военные корабли строились на государственных верфях. Однако их оснащение, ремонт и наем гребцов производили за свой счет богатые афиняне – поочередно. Они же, как правило, становились и триерархами – капитанами кораблей. Практически, командование осуществлял, конечно, профессиональный моряк – келейст, помощник триерарха. По окончании военного похода триеру возвращали для  хранения  на базу военного флота в Пирее, а команду распускали.

 

В Пирее, в трех окруженных скалами и укреплениями заливах, располагались военные гавани, где мог укрыться  весь огромный военный флот Афин. Там же находились верфи и склады морского снаряжения. В середине V в. от Пирея  и прилежащего к нему торгового порта к Афинам протянули две "длинные стены" (около 7 км каждая). Позже, при Перикле, построили еще одну стену так, что укрепления  Пирея  узким, легко защитимым коридором были соединены со стенами города.

 

С развитием флота было связано появление новой категории афинских граждан – моряков. По своему имущественному положению они были не очень богатыми людьми и вне морской службы не имели источников постоянного дохода. В мирные периоды, когда спрос на квалифицированных моряков падал, они занимались случайными заработками, мелочной торговлей, нанимались  батраками к богатым землевладельцам. "Списанные на берег" моряки населяли районы городской бедноты в Пирее и Афинах. Вместе с тем, это были люди, от которых зависело военное могущество Афин. Они сознавали себя  не только полноправными гражданами, но и вершителями судеб афинского народа.

 

Интересно, что неквалифицированный рабочий зарабатывал примерно пол-драхмы в день, а гребцы на кораблях и гоплиты во время  военной кампании получали по 2 драхмы ежедневно. На эти деньги можно было купить 40 кг зерна, четыре ведра маслин или 1-2 ведра (10-20 бутылок по нашим меркам!) дешевого вина.. Баран стоил 5 драхм, то есть меньше трехдневного заработка гребца или гоплита. Хитон стоил 10 драхм, а наем небольшой комнаты в бедном квартале – 30 драхм. Таким образом, за месяц военной компании простой гребец мог обеспечить себя  провиантом на целый год.

 

К сожалению, о наименовании кораблей мы знаем совсем немногое. Известно, что в Афинах имелось две триеры роскошной внешней отделки, которые назывались "Паралия" и "Саламиния". Эти два корабля  использовались для  торжественных процессий и для  отправки особо важных посольств.

 

См. также поэму Эсхила "Персы".

 

 

 

Тактика

 

 

 

Поскольку, как уже говорилось, наиболее эффективным оружием греческих боевых кораблей являлся таран, а вспомогательным, но также достаточно действенным средством вооруженной борьбы – абордажный бой, тактика боевых действий на море может быть сведена к следующим императивам:

 

1. В первую очередь стремиться нанести удар на полной скорости в борт неприятельского корабля и быстро дать задний ход. Особо успешен такой маневр будет в том случае, если атакующий корабль по меньшей мере не уступает по размерам кораблю противника, а еще лучше – превосходит его. В противном случае есть риск, что атакующему кораблю не хватит кинетической энергии, а прочность его корпуса в носовой части окажется недостаточна. Атакующий (предположим, пентеконтор) сам рискует стать жертвой нападения на крупный корабль (предположим, триеру), поскольку получит повреждения большие, чем атакуемый, застрянет в обломках весел и, таким образом, утратит ход, а его команда будет эффективно поражена различными метательными снарядами с высокого борта неприятельского корабля.

 

2. Чтобы облегчить себе выбор выгодного ракурса атаки и лишить неприятеля возможности уклониться от удара, надо сломать ему весла. Для этого следует двигаться не под углом, близким к 90 градусам по отношению к продольной оси неприятельского корабля, а, напротив, наносить скользящий встречный удар, перемещаясь под углом, близким к 180 градусам по отношению к курсу супостата.При этом, во время прохождения вдоль борта неприятеля, гребцы атакующего корабля должны по команде втянуть весла. Тогда весла атакуемого корабля вдоль одного борта будут переломаны, а весла атакующего – уцелеют. После этого атакующий корабль выходит на циркуляцию и наносит таранный удар в борт обездвиженного корабля противника.

 

Подобный тактический маневр в греческом флоте назывался diekplus ("проплыв"). Тактическая ситуация, именовавшаяся periplus ("обход", "обплыв"), складывалась в том случае, если по тем или иным причинам корабли проходили слишком далеко друг от друга и при этом экипаж неприятельского корабля оказывался достаточно подготовленным, чтобы быстро отреагировать на атаку. Тогда оба корабля выходили на циркуляцию, причем каждый стремился развернуться быстрее и успеть выйти в борт неприятелю. В случае примерно равной маневренности и подготовки экипажей дело могло закончиться лобовым столкновением.

 

 

 

DiecplusPeriplus

Рис. 4 . Diekplus (слева) и periplus (справа)

 

 

 

3. Наконец, следует стремиться к концентрации и массированию сил – особенно в том случае, если противник располагает качественным преимуществом, скажем, в ситуации столкновения унирем и бирем с триерами. Ясно, что корабли меньшей "ярусности" могут повысить свои шансы на победу в первую очередь за счет массового применения приема diekplus в сочетании, например, с абордажной атакой, в которой принимают участие по две-три униремы и биремы против каждой триеры.

 

Таким образом, как мы видим, справедливо утверждение Коннолли о том, что исход боевых действий на море решался в первую очередь уровнем индивидуальной подготовки экипажей – гребцов, кормчих, парусной команды – и морской пехоты (epibatai).

 

Однако, кое-что зависело и от эскадренных боевых порядков. На переходе флот обычно следовал в строю кильватерной колонны за флагманом. Перестроение в строй фронта производилось в предвидении столкновения с противником.

 

 

 

Древнегреческий флотДревнегреческий флот

Рис. 5. Кильватерная колонна, строй фронта и двойной строй фронта

 

 

 

При этом корабли стремились выстроить не в один, а в два-три ряда со взаимным смещением на полпозиции. Это делалось для того, чтобы, во-первых, затруднить противнику проведение маневра diekplus (очевидно, что, даже сломав весла какому-либо из кораблей первого ряда и начав описывать циркуляцию, неприятельский корабль неизбежно подставлял борт под таранный удар кораблей второго ряда). И, во-вторых, чтобы воспрепятствовать выходу части вражеских кораблей в тыл своего флота, что грозило созданием локального двух- и даже трехкратного численного перевеса противника в схватках между отдельными кораблями и группами кораблей.

 

Наконец, существовало специальное круговое построение, отвечавшее глухой обороне. Оно именовалось "еж" и применялось в тех случаях, когда требовалось защитить слабые корабли с ценным грузом или уклониться от линейного сражения с численно превосходящим противником.

 

 

 

Еж

Рис. 6 . "Еж"


Опубликовал , 17.06.2015 в 22:15
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец сергей water 20 июня 15, в 01:42 Без проблем. Я как раз в школьные годы прочел совсем немногое.Там где меня учили не было особо ни Эврипида, ни Аристофана, вот Тит Ливий попался, это да, в виде томика в суперобложке " Война с Ганнибалом. Прочее читал во взрослом возрасте, кое- что совсем недавно... Потому и смог сделать выводы. Перечитайте. Это может показаться интересным. Текст скрыт развернуть
0
сергей water
сергей water Георгий Драконоборец 20 июня 15, в 07:28 Прошёл по Вашим ссылкам, о Плинии и вышел на Помпеи. По Вашим словам - "письма Плиния Младшего, на основании которых была найдена и раскопана Помпея."
Однако - "Архитектор Доменико Фонтана, прокладывая в 1592 году канал от реки Сарно, обнаружил часть городской стены. В 1689 при постройке колодца нашли руины древнего здания, содержащие надпись со словом «Помпеи». Тогда, однако, посчитали, что это вилла Помпея Великого.
...В 1763 с обнаружением надписи на пьедестале статуи стало ясно, что погребённый под пеплом город — не Стабии, а Помпеи."

"Извержение Везувия началось днём 24 августа 79 года и длилось около суток, о чём свидетельствуют некоторые сохранившиеся манускрипты «Писем» Плиния Младшего."
Так что Плиний здесь совершенно ни причём, совершенно очевидно что Помпеи нашли случайно. Особо умиляет "некоторые сохранившиеся манускрипты" - которые кстати и никто не видел в живую.
Мне порой кажется, что произведения Джона Толкина гораздо логичней, чем вся наша мировая история.

Ладно вернёмся к кораблям, это уже не первая дискуссия по данной теме - http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43032135165/Voenno-Isto.... и http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43169174181/Korabli-ant...

Если Римская империя себя считала наследницей культуры древней Греции, то несомненно технология тех же кораблей должна улучшаться, чего мы и не видим, по сути те же триеры и галеры. И понятно удивление Юлия Цезаря когда он встретился с кораблями венетов, которые явно превосходили римские, если конечно согласится что сохранились все эти воспоминания в письменном виде.
"Надо сказать, что их собственные корабли были следующим образом построены и снаряжены: их киль был несколько более плоским, чтобы легче было справляться с мелями и отливами; носы, а равно и кормы были целиком сделаны из дуба, чтобы выносить какие угодно удары волн и повреждения; ребра корабля были внизу связаны балками в фут толщиной и скреплены гвоздями в палец толщиной; якоря укреплялись не канатами, но железными цепями; вместо парусов на кораблях была грубая или же тонкая дубленая кожа, может быть, по недостатку льна и неумению употреблять его в дело, а еще вероятнее потому, что полотняные паруса представлялись недостаточными для того, чтобы выдерживать сильные бури и порывистые ветры Океана и управлять такими тяжелыми кораблями. И вот когда наш флот сталкивался с этими судами, то он брал верх единственно быстротой хода и работой гребцов <…> наши суда не могли им вредить своими носами (до такой степени они были прочными); вследствие их высоты нелегко было их обстреливать; по той же причине не очень удобно было захватывать их баграми. <…>"

Походу его текста, я думаю что это были суда не приспособленные к сражениям на море, скорее всего торговые, а тактика римских судов очень похожа на тактику казацких "чаек".

Вообще корабль это именно та ниша в истории, по которому можно судить о цивилизации, чем выше технология постройки корабля, тем выше цивилизация. О греческих и римских написаны огромные труды множества учёных (но кроме реплик ничего нет), а вот о славянских скупые строчки. Не было у славян цивилизации во времена древних греков?
Очень сомневаюсь.
Была и намного опережающая древнею Грецию. А вот почему не сохранились исторические источники этой славянской ойкумены, это уже вопрос к учёным.
Текст скрыт развернуть
1
Игорь Стрельников
Игорь Стрельников 18 июня 15, в 14:00 Интересно,а какой толщины и веса должно быть 4,5 метровое весло,чтобы не сломаться? Текст скрыт развернуть
1
Asket
Asket 19 июня 15, в 20:53 Сергей не уходите вместе мы их дожмем.
Ведь вся та прорва древней литературы по большей части средневековые латинские переводы с невнятными ссылками на когда-то существовавшие оригиналы, говорить по взрослому можно только имея ссылки на аутентичные артефакты (папирусы,таблички или хотя-бы надписи на фресках)
Иначе можно договориться до того, что эпоху Екатерины лучше всего изучать по книгам Валентина Пикуля, вот уж где подлинный дух эпохи, но простите причем тут история.

И я не против кораблей как таковых, меня интересует вопрос МОГЛИ ИЛИ НЕ МОГЛИ вот собственно и все, но ответ ДА МОГЛИ должен аргументироваться ЖЕ-ЛЕ-ЗО-БЕ-ТОН-НО.

1) ИНСТРУМЕНТ (чем делали)
2)ВЕРФИ И ДОКИ (где делали и где обслуживали)
3)Индустрия изготовления ТАКЕЛАЖА (дело не простое и замена производится часто.)

К стати в статье упоминаются государственные верфи "Древние корабли строились на государственных верфях."
Если можно поподробнее где,когда и кем были раскопаны.

Ведь вот что интересно гончарные мастерские находим, каменотесные находим, ткацкие есть, обувные есть, про кузни я не говорю само собой, а вот столярных нет. НИ ОДНОЙ.
В таком положении единственный выход подниматься по исторической лестнице до появления соответствующих возможностей и датировку производить в соответствии со здравым смыслом,
а не с желанием православной церкви, которая не допускает существование языческих культов на территории Греции после рождества христова. Собственно это и было поводом "правильной" датировки и Греческих построек и кораблей и культуры в целом. Сохранность Греческих построек сравнима с сохранностью средневековых (имеется в виду не сохранность зданий в целом а изучение деталей: каннелюры колонн, углы и грани тесанных камней и т.д.) Орден иезуитов (предположительно) постарался на славу, оставлены были только те источники которые удовлетворяли определенным требованиям.
Умение построить Парфенон не могло возникнуть из ничего, а исторической традиции в древней Греции не прослеживается
Текст скрыт развернуть
1
сергей water
сергей water Asket 20 июня 15, в 07:49 Вполне согласен с Вами, особенно насчёт железобетонной аргументации.
По описанию этих великолепных якобы древнегреческих храмов, создаётся впечатление что всё население строило для себя что-то подобное. Но, по тем же раскопкам в Помпеях, видно что ничего подобного не было, обыкновенные кирпичные и глинобитные утлые домишки, по сравнению с храмами можно сказать что лачуги.
Так кто же строил эти сооружения и не только в Греции, но и в Европе, и на Руси?
Ведь если присмотреться внимательней, то видно много несуразностей в виде большой высоты помещений, окон, дверей, и т.д.. Тот же Питер таит в себе массу загадок, да и московский Кремль не менее загадочен.
Или всё таки это "культ карго", воспоминания о потерянных цивилизациях?
Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков сергей water 20 июня 15, в 14:08 Вы все помпейские виллы полагаете лачугами?.. Вы бали там, в Помпеях? Текст скрыт развернуть
1
сергей water
сергей water Даниил Носков 20 июня 15, в 15:00 Древнегреческий храм. Текст скрыт развернуть
1
сергей water
сергей water сергей water 20 июня 15, в 15:01 Вилла в Помпеях.
Разницу разве не видать.
Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков сергей water 20 июня 15, в 15:29 Разница между частным и общественным зданием и без этих фото очевидна.
Другое дело, что вилла и храм относятся к одному уровню цивилизации, одному уроаню строительного мастерства, Что и требовалось доказать
Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 20 июня 15, в 15:32 Вы- то что утверждали:"

"
По описанию этих великолепных якобы древнегреческих храмов, создаётся впечатление что всё население строило для себя что-то подобное. Но, по тем же раскопкам в Помпеях, видно что ничего подобного не было, обыкновенные кирпичные и глинобитные утлые домишки, по сравнению с храмами можно сказать что лачуги."
Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 20 июня 15, в 15:37 Ан нет, Помпейские виллы никакие не лачуги.
Это даже на Вашей фотографии видно.
А еще лучше видно при реальном посещении города. Я был таи.
И виллы видел. Шикарные виллы, конечно есть разрушения, но по великолепию отделки, по уровню мастерства многие и сейчас интерес бы вызвали на рынке недвижимости.
Между прочим с канализацией.
Т н египетская вилла была , например, в стиле Древнего Египта, а во дворе до сих пор сохранились искусственные ручьи и водопады.
Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 20 июня 15, в 15:43 В Помпеях , где хорошо сохранились многие здания как нигде очевидна несостоятельнлсть Вашего тезиса о неком несоответствии якобы лачуг, построенных античными людьми и величественных храмов, которые Вы готовы приписывать то ли сверхцивилизациям, то ли язычникам 10-15 веков нашей эры, которые каким- то таинственным образом жили бок о бок с " добрыми католиками" в рамках непонятно какого государственного устройства, скрываемого почему- то с подачи православной церкви, которую я и сам не желую. Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 20 июня 15, в 15:43 не жалую, конечно. Текст скрыт развернуть
0
сергей water
сергей water Даниил Носков 20 июня 15, в 15:57 Даниил при всё моём уважении к Вам, это не очевидно.
Одно дело сделать колону из мрамора или гранита, и совсем другое дело сделать это из кирпича впоследствии оштукатуренного.
Существовала ещё и практика повсеместного заимствования тех же строительных элементов из разрушенных или покинутых сооружений.
Примеров масса.
То что Вы видели своими глазами Помпеи, так я рад за Вас. Но человек обычно воспринимает увиденное как достоверность внушённое ему, и обычно не задумывается над этим. Ну привыкли мы верить своим ушам, и своим глазам, и верить на слово.
Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков сергей water 20 июня 15, в 16:34 Я не привык.

Для наглядности:вот Вам и Храм из Помпей.
Ничуть не хуже Древнегреческого. Но откопанный из той же лавы, что и виллы.
Текст скрыт развернуть
1
Даниил Носков
Даниил Носков Даниил Носков 20 июня 15, в 16:46 Храмовую площадь я также видел своими глазами.
И тему поставил только что по храмам Помпей.
Повторяю: из той же лавы.

Хотя я не верю
уже, что фактами Вас можно убедить. Как и Фоменко, Вы ушли в мир абстракций.
Ваше право.

Напоследок: задумайтесь сколько ж гениев надо иметь в литературных неграх , чтобы задним числом написать гениальные произведения великих писателей античности.
Какой это труд, отстроить применительно к "нужным датам" эволюцию стилей, взаимное цитирование, увязать упоминаемые события с событиями и именами персонажей - по- Вашей версии вымышленной истории человечества. Какой грандиозный центр надо создать для такой работы?! Когда?! В Темные Века?
Какая организация способна поднять
профинансировать подобный труд и к тому же обеспечить секретность?!!
Больше мне добавить нечего да и смысла не вижу.
Все что можно для того, чтоб Вам помочь разобраться на Этносах сделали: и Георгий, и я.
Дальше решать Вам.
Мне с учетом мной изложенной аргументации версия о том, что История и Археология дают нам хоть какое, но приближение к реальности развития человечества представляется куда более стройной и заслуживающей доверия, нежели концепция " заговора ученых" почему- то вдохновляемого РПЦ.
Текст скрыт развернуть
1
Asket
Asket 20 июня 15, в 01:13 И уж совсем добила строка " Водопровод, сработанный еще рабами Рима" это же Маяковский и не понятно ,что доказывает, существование водопровода или наличие рабов?
Простите за сарказм, не удержался.
А если серьезно, подскажите где хранятся подлинники писем Плиния Младшего?
и уж совсем правильно было бы при упоминании каждой фамилии писать,что подлинники означенного автора хранятся там-то и там-то, а то какое то словоблудие получается. Не серьезно знаете ли.
Вспомнился совсем свежий пример из недавней истории: уж как задокументированна Великая Отечественная Война, один из самых ярких моментов - (сядьте если стоите) Танковое сражение под Прохоровкой один из переломных моментов в войне! Вот только за что хотели расстрелять генерал-лейтенанта П. А. Ротмистрова?
А очень просто По данным В. Н. Замулина, 12 июля 1943 в 5 гв. А и 5 гв. ТА вышло из строя не менее 7019 бойцов и командиров. Потери четырёх корпусов и передового отряда 5 гв. ТА составили 340 танков и 17 САУ, из них 194 — сгорели, а 146 — могли быть восстановлены. Но из-за того, что большая часть подбитых боевых машин оказалась на территории, контролируемой немецкими войсками, машины, подлежавшие восстановлению, также были потеряны. Таким образом, всего было потеряно 53 % бронетехники армии, принимавшей участие в контрударе.
И вот тут удар ниже пояса Согласно версии известного западного историка, профессора королевской кафедры современной истории Кембриджского университета (Великобритания) Ричарда Дж. Эванса у немцев под Прохоровкой было лишь 117 танков, из которых лишь три было потеряно.
Хотелось бы сказать что пропаганда, но увы наши архивы это подтверждают.(недавно были рассекречены)

Это к вопросу о официальной истории. И о задокументированности таких стран как Древний Рим, Китай, та же Греция, Египет. Если нет Археологических, геологических, и как это ни странно климатических подтверждений вся эта документация и выеденного яйца не стоит.
Текст скрыт развернуть
0
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Asket 20 июня 15, в 02:09 Маяковского не жалуете? Я тоже.
Но уж больно строчка к слову пришлась.
Александр, я не буду с Вами здесь и сейчас обсуждать битву под Прохоровкой исключительно потому, что она не имеет ни малейшего отношения к нашей теме. Полагаю что это просто прием с целью раззадорить меня, военного человека и перевести дискуссию в политическую плоскость... В др. время, в другой теме... Поверьте, тему я поставлю.
Что до попытки перенести греческие ( вероятно также финикийские и римские корабли+Акрополь ( вероятно также Колизей, Римские Термы , Парфенон, Акведуки и пр. )в Средние Века) то " добить" сведущего человека, который читал, мыслил и просто многое видел Вам вряд ли удастся. Ваша точка зрения может существовать как альтернативная исключительно в условиях недостатка информации. Освоение этой информации требует некоего времени и неких усилий ( не скажу чтоб
чрезмерных) , наводки я Вам давал и Носков давал, захотите- вникните, не захотите- Ваше право не знать. Я понимаю, что съездить в Неаполь, глянуть там на базу Императорского флота, заглянуть в Помпеи по соседству это некие затраты ( хотя если не летать первым классом, выбирать нормальные гостиницы и водить машину это тоже дрступно не одним олигархам). Но уж поднять в и- нете фотографии и серьезную литературу ваще доступно каждому- было б желание. Съездите в Крым о котором говорил Данила, гляньте на раскопки т н страбоновского Херсонеса- это в наше время доступно любому Россиянину.а уж сколько интересного можно повидать в Краснодарском крае.

Засим и я откланяюсь за Сергеем следом.
Что называется- Ауффидерзейн. До новых встреч.
P S письма Плиния Младшего нашли в монастыре.
По ним нашли Помпеи.
Покопайтесь в поисковике- найдете где они сейчас ( письма понятно дело, Помпеи- там же где были 2000 лет.
Текст скрыт развернуть
0
Asket
Asket 20 июня 15, в 02:48 Видеть и понимать,что видишь не одно и то же.
Каждому свойственно ошибаться и только глупцу упорствовать в своих ошибках.
Цицерон ХII филиппика.
Текст скрыт развернуть
0
Даниил Носков
Даниил Носков 30 июня 15, в 23:41 Рекомендую всем интересующимся заинтересованным: материал Галины Харламовой Корабли в изобразительном Искусстве.

http://art.mirtesen.ru/blog/43952204088/Korabl-v-iskusstve?p...
Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Комментарии с 1 по 20 | всего: 31

Поиск по блогу

Последние комментарии

Зарина Адамова
Мой отец возможно с вами служил, как раз тоже в 80-х годах.
Зарина Адамова Остров Русский - символ солдатского унижения
Наташа Ширинская
Времён ЗОЛОТОЙ ЭПОХИ...! Сами вы... Застой...!
Наташа Ширинская Открытое письмо Александру Солженицыну
лекс
Сергей Краснов
Владимир Шебзухов
Oleg Modestov
Очень хочется сохранить как можно больше генеральских должностей.
Oleg Modestov Нужна ли России профессиональная армия?
Rossi
Спасибо за интересную статью!
Rossi Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков
Rossi
Щит ингушей:
https://23021944.livejournal.com/31077.html
Rossi Чеченское клинковое оружие в XIX - начале XX веков
Rossi
Григорий Самолов