На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Война, которую выиграл прусский учитель

«Мы подадим пример всему миру!»
Бисмарк (в интерпретации Сида Мейера)


Есть одна замечательная легенда. Звучит она так. В начале 1871 года, после победоносного завершения Франко-прусской войны, один из представителей прусского руководства, некто Бисмарк :), выступил с очень интересным заявлением. Он заявил, что своей победе страна обязана не кому-нибудь, а… прусскому учителю.



Это легенда. На самом деле апология прусскому учителю прозвучала не из уст Бисмарка и не по поводу победы над Францией.

В июле 1866 г. после победы при Садовой, одержанной прусской армией в ходе австро-прусской войны профессор географии из Лейпцига Оскар Пешель написал в редактируемой им газете «Заграница»: «…Народное образование играет решающую роль в войне… когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем». Но кто такой Пешель? И что такое австро-прусская война по сравнению с катастрофой Франции, надолго изменившей политическую ситуацию в Европе. Ведь именно в результате блистательной победы Пруссии в этой войне возникла Германская империя. Вот почему в общественном сознании прочно утвердилось: «Бисмарк после победы над Францией сказал: эту войну выиграл прусский школьный учитель». Впрочем, вполне возможно, что Бисмарк и на самом деле сказал что-нибудь подобное, со ссылкой, допустим, на того же Пешеля. Вот только документально это ничем не подтверждается.

На самом деле, нам не так уж важно, кто именно и по поводу чего именно высказал эту мысль. Важно то, что вскоре после этого многие и очень многие страны, в первую очередь Англия, Франция и Россия, почему-то начали усиленно внедрять прусскую, а к тому времени уже германскую гимназическую систему.

В России, правда, в отличие от Германии, гимназии надолго остались элитарными учебными заведениями, в которых могли учиться только дети весьма состоятельных родителей, но «рушки» (реальные училища) организовывались, в принципе, на тех же основах. Другое дело, что в гимназиях и «рушках» вместе обучались не более 20% российской детворы, но это уже вопрос о социальной структуре тогдашнего российского общества, которое, даже вступив на путь капиталистического развития, во многом, и, прежде всего, в ментальности правящей элиты, продолжало оставаться феодальной империей.

Но вернемся к Бисмарку-Пешелю. И даже не к ним, а к Мольтке. Именно он, резко выступив против тезиса Пешеля, на самом деле его и подтвердил. Итак, слово генерал-фельдмаршалу обеих империй – Германской и Российской (кажется это единственный такой случай, зафиксированный в истории, других не было):

«Говорят, что школьный учитель выиграл наши сражения. Одно знание, однако, не доводит еще человека до той высоты, когда он готов пожертвовать жизнью ради идеи, во имя выполнения своего долга, чести и родины; эта цель достигается — его воспитанием». «Не ученый выиграл наши сражения, а воспитатель…».

Хорош фельдмаршал! Ну, хорош, правда? И самое интересное, что Мольтке прав! Точно так же, впрочем, как прав Пешель (или, если хотите, Бисмарк :). Ибо прусская гимназическая система тем и отличалась, что, независимо от уровня знаний, и вообще независимо ни от каких знаний формировала у своих выпускников (и формировала, что называется по полной программе) вполне определенные качества. Как то: дисциплинированность, аккуратность, почтительность к старшим (не по возрасту, а по положению), «патриотизм» (в смысле абсолютного доверия правительству и полного принятия его внешней и внутренней политики).

Именно социальная миссия германской гимназической системы (органически включавшей в себя и «реальшуле» – прообраз российских «рушек») с этой точки зрения была наиболее значимой, ибо позволяла формировать такого «гражданина», из которого потом можно было легко сделать идеального солдата индустриальной эпохи. Чем и пользовалась Германия в ходе двух последующих мировых войн.

А теперь о том, в чем Мольтке неправ. Впрочем, это не его вина. Чтобы понять это, нужно было бы посмотреть на ситуацию из середины XX века или, как минимум, из времени после I Мировой войны. Помимо социально-воспитательной задачи прусская гимназическая система, конечно же, решала и собственно образовательные, точнее социально-образовательные задачи. Вот только смысл этих задач был не совсем таким, каким его обычно представляют.

Образовательный смысл прусской гимназической системы объективно (то есть независимо от того, что думали об этом ее создатели) заключался не в том, чтобы дать ее выпускникам блестящее образование. Все разговоры о том, что «количество знаний, которым обладал выпускник классической гимназии (в России), превышало то, которым обладает выпускник нынешней средней школы» – это досужие вымыслы людей, не знакомых с реальным положением дел. Укажу лишь на то, что в этом случае элитные учебные заведения, какими являлись классические гимназии, сравниваются со всей совокупностью средних образовательных учреждений современного общества. О прочем я уже не говорю. Социальный смысл такой системы заключался в том, чтобы дать всему населению необходимый базовый уровень культуры, без чего невозможно нормальное, а тем более, ускоренное научно-техническое развитие. В России это не произошло именно потому, что система охватывала слишком маленькое число детей.

О чем речь? Да все о той же закономерности, которая проявляется во всех сферах человеческой деятельности. Если вы хотите, чтобы ваши футболисты стали чемпионами мира, сделайте так, чтобы миллионы мальчишек играли в футбол. Если вы хотите, чтобы на ваших киностудиях каждый год создавались по десятку шедевров, обеспечьте производство 300-400 кинокартин в год. Да, две-три сотни из них будут «так себе», но они, вместе с сотней хороших фильмов создадут ту почву, на которой только и смогут вырасти десять шедевров. Именно такую интеллектуальную, культурную почву, на которой уже в свою очередь прорастала интеллектуальная, научно-техническая элита, и создавала прусская гимназическая система.



Таким образом, вторым эффектом прусского гимназического образования стало создание фундамента такой образовательной системы, которая позволила Германии не только быстро занять ведущие позиции в мировой науке и мировом техническом прогрессе, но и сохранять их в течение почти столетия. И это несмотря на то, что Германия дважды за это время терпела сокрушительные военные поражения, сводившие ее научно-технический потенциал до, казалось бы, нулевой величины. Так что немецкий школьный учитель, хотя и не выиграл для своей страны эти войны, но, во всяком случае, дал ей возможность их вести!

И многие умные политики это понимали. Вспомним хотя бы слова Ленина о том, что мы должны поднять авторитет народного учителя на недосягаемую высоту, слова, которые, к сожалению, так и продолжают оставаться до сих пор в залоге долженствования.

Чем же особенным отличалась прусская гимназическая система, что позволяет ей до сих пор сохранять ведущее место, являясь основой образовательных систем, утвержденных на государственном уровне практически во всех странах мира. А ведь мы живем даже не в двадцатом, а в двадцать первом веке, и со времени завершения франко-прусской войны прошло уже сто сорок лет.

http://livepark.pro/blog/derzhavin/6235.html

Блог Вячеслава Державина

 

КЁНИГСБЕРГ БЕЗ ДУРАКОВ.
Власти древнего города никогда не жалели денег на образование детей

Сегодня мы со специалистом по истории края Николаем Чебуркиным “гуляем” по Кёнигсбергу школ и гимназий.

- Фундамент образования в Восточной Пруссии в ХIХ веке, - говорит Николай, - составляли трех-четырехклассные народные школы. Первая школа для бедных открылась в Кениг­сберге в 1629 году. Затем аналогичные учебные заведения появились в Штайндамме, Трагхайме, Закхайме. В 1819 году был принят закон о всеобщем обязательном обучении, и народные школы стали восьмилетними. В 1865 году в них обучалось 6159 человек.

Плата составляла 2,5 серебряных грошей ежемесячно. (Три тогдашние немецкие марки равнялись одному русскому рублю. Анна Григорьевна Достоевская, супруга великого писателя, вела в дневнике подсчеты во время совместной с мужем поездки в Германию: они, жившие довольно скудно, каждый день пили кофе на два серебряных гроша!)

Кроме обязательного профессионального обучения, для учеников народных школ были предусмотрены занятия рисованием и музыкой. Как развивающие и облагораживающие душу.

Уже в 1883 году в Кенигсберге было 20.298 учеников и учениц. Доходы всех городских школ составляли 246.756 марок, расходы - 613.924 марки. Разница компенсировалась из городской казны.

Памятная медаль, посвященная 600-летию Кнайпхофской гимназии, 1904 год 

С 1889 года обучение в народных школах стало бесплатным. К концу ХIХ века расходы на нужды городского образования достигли 1.028.400 марок. В школах появились первые зубные врачи, содержание которых также принял на себя муниципалитет.

В 1938 году в Кенигсберге было 44 народные школы (на 28.704 ученика)... Сегодня в Калининграде, население которого значительно выросло, по сравнению с довоенным Кенигсбергом, школ не больше. Правда, работают они преимущественно в две смены. Немцы до такого не додумались.

(Собственно, никто больше до ЭТОГО не додумался. Чисто советское изобретение, - прим. авт.)

В переулке Святого Духа

Среди самых известных была народная школа Оттокара. (Здание из красного клинкерного кирпича на Замиттер Аллее - ныне ул. Горького. После войны оно было перестроено под Краеведческий музей, а с 1995 года там располагается детская школа искусств Ленинградского района Калининграда.)

А еще школа Иоханны Амброзиус, для девочек (Луизеналлее, 3 - ныне здесь Центр детства и юношества Центрального района на Комсомольской, 3) и школа Эберта (теперь - интернат №3).

Позже была открыта школа Крауса/Хиппеля. Две широкие лестничные клетки соединяли четыре этажа, на каждом из которых располагалось 16 классов и помещения, занятые вспомогательными службами и администрацией. Интерьер задумывался подчеркнуто простым - зато внешнее оформление было монументальным (как сама идея народного образования) и выполненным в духе неоклассицизма. (Сейчас это - корпус КГУ в переулке Чернышевского.)

Старейшими из зданий школ были Кнайпхофская и Альтштадская гимназии. (В Альтштаде, в переулке Святого Духа вообще появилась первая в Кенигсберге школа - еще в 1304 году.) Большой популярностью пользовалась школа имени королевы Луизы, построенная на Ландхофмейстерштрассе - в том месте, где когда-то стоял дом ландхофмейстера фон Валленроджа, в котором имела привычку бывать королева Луиза.

Мы уже говорили о том, что жители Кенигсберга буквально обожали королеву Луизу, прожившую в городе почти два года с момента подписания Тильзитского мира. Она была провозглашена Ангелом и Воплощением Всех Добродетелей - и действительно поддерживала всякую благотворительность и патриотические начинания. С ее одобрения в Кенигсберге было создано “Общество для семинара открытых добродетелей”. Неудивительно, что и школа, названная в ее честь, вскоре стала реальной гимназией, а затем - лицеем имени королевы Луизы, и образование здесь бесплатно мог получить любой одаренный выходец из социальных низов. (Сейчас в этом здании располагается средняя школа №41 на ул. Тюленина.)

Двор Бургшуле (ныне гимназия № 1). Фото 1940 года

Гимназисты ушли на войну

А вот наиболее элитарным учебным заведением считался Фридрихсколлегиум (коллегия Фридриха). Friedrichskollegium был основан в 1698 году как школа поэтов. В 1701 году он стал королевским - и назывался отныне “Коллегиум Фридерицианум”. В 1732 году туда, как ученик, ходил будущий философ Иммануил Кант. А годом позже из этой школы был похищен юный негр. Судьба его осталась неизвестной, но поговаривали, что некоторые высокопоставленные родители, говоря современным языком, “заказали” чернокожего соученика своих деток. Чтобы он не оскорблял своим видом школьную аудиторию.

В эту гуманитарную школу “для избранных” ходили дети почти всех кенигсбергских VIP-персон. Учащиеся были всегда на виду: так, 10 ноября 1910 года на торжественном открытии памятника Шиллеру работы скульптора Кауэра хор Фридерицианума исполнял произведение Бетховена “Хвала небесам”.

В начале первой мировой войны добровольцами на фронт ушли 27 преподавателей и 139 учеников старших классов. За годы войны к ним прибавилось еще около сотни. Три преподавателя и пятьдесят учеников погибли.

Вторая мировая война лишила Фридерицианум почти всех учеников старших классов и ВСЕХ молодых преподавателей. Само здание было полностью уничтожено в августе 1944-го, во время печально знаменитой бомбардировки города английской авиацией.

В огне погибли коллекция картин, архивы - уцелел только мраморный бюст одного из директоров Коллегиума - знаменитого доктора Георга Бернхарда Альбрехта Эллендта.

Впоследствии руины Королевской пиетической школы были разобраны на кирпич.

Отпрыски состоятельных родов, не желавшие получать гуманитарное образование, могли закончить Высшую торговую школу. Ее новое здание было построено в Марауненхофе и стоило 1.113.000 рейхсмарок. Впрочем, затраты скоро окупились. Это учебное заведение было единственным в своем роде в восточной части Германии и готовило, как сказали бы сегодня, профессиональных маркетологов. Сейчас в этом здании расположен Калининградский политехникум.

“Девичий аквариум”

Престижным считалось в Кенигсберге и окончить Школу искусств и профессий (впоследствии “Школу мастеров немецкого ремесла”) на Кенигштрассе, 57. Туда поступала публика попроще - но мы уже неоднократно говорили о том, что немцы (за исключением прусских аристократов-латифундистов, державшихся замкнуто и обособленно) воспринимали социальные различия спокойно и без патетики. Ценилось не столько происхождение ученика, сколько его умение лично разыграть три надежные немецкие карты: расчет, умеренность и трудолюбие.

Школа имела семь отделений и мастерских: строительного искусства, скульптуры, печатного дела и художественного ремесла, по обработке благородных металлов, по внутренней отделке помещений, живописи по стеклу и фарфору, ткацкому делу и моделированию женской одежды.

Кстати, с 1909 года в городе появилась и Девичья ремесленная школа. Ученицы овладевали швейным мастерством, приобщались к музыке и пению, получали навыки воспитательниц детских садов, домашних работниц и экономок.

Архитектор Ганс Хопп в это время увлекался кубизмом: проектируя здание, он гармонично расставил кубы различной высоты. В народе эту школу прозвали “Мадхен аквариум” (“Девичий аквариум”) и “Клопс академи” (академия биточков). Сейчас это - Дом офицеров на Кирова, 7.

В 1914 году было завершено строительство Школы профессионального обучения: все торговые учебные заведения были собраны в одном большом корпусе (сейчас это корпус КГТУ на Малом переулке). Высоко котировались также Бургшуле (Высшая реальная школа - сейчас в этом здании гимназия №1) и Высший Хуфенский лицей (ныне - Центр профессиональной подготовки для школ Центрального района на улице Космонавта Леонова).

Школа искусств и ремёсел на Кёнигсштрассе. Здание не сохранилось. Находилось в начале улицы Фрунзе. Фото 1935 года

Суп, капуста и сосиски

На нужды образования в Кенигсберге не скупились. Особенно для так называемых “простых сословий”. Городские власти прекрасно понимали: достаточно лишить молодежь с рабочей окраины возможности получить приличное образование и влиться в когорту если не “белых воротничков”, то, по крайней мере, высокооплачиваемых мастеров-специалистов - и социальный взрыв неминуем. Или - социальная деградация.

Богатые горожане охотно делились своим капиталом: благодаря десяткам фондов, аккумулировавших частные пожертвования, учреждались сотни стипендий для одаренных учеников из малообеспеченных семей. Дети, оставшиеся без попечения родителей, не просто зачислялись (имея способности) в гимназию на казенный кошт - их всячески поощряли учиться, блестящие результаты становились поводом для серьезного материального вознаграждения.

Такими были школьники Калининграда

Учитель, имеющий среднюю учебную нагрузку, получал жалованье вполне достаточное для того, чтобы жить в просторной квартире, содержать детей и неработающую жену, нанимать прислугу (как минимум, горничную), покупать годовой абонемент в театр, раз в неделю посещать излюбленную пивную (плюс оплачивать посиделки жены в дамской кондитерской с приятельницами), выбираться на пикник по случаю праздников и - очень часто - держать открытый стол для пары-тройки учеников победнее. И пусть разносолов на этом столе не бывало - гороховый суп с копченостями да сосиски с кислой капустой - но все же...

Немногие учителя сегодня могут позволить себе такую роскошь, как “нахлебник” из числа учеников!

Восточно-прусская ремесленная школа для девушек (ныне Дом офицеров), 1930 год

Учитель в Кенигсберге жил достойно. И положение в обществе занимал солидное. Отношения в школах на уровне “ученик-преподаватель” были достаточно демократичными (по крайней мере, до 1933 года): скажем, школяры вместе со своими педагогами устраивали традиционные вечеринки по случаю Рождества, сидели за одним столом, открыто пили горячительные напитки, отплясывали и дружно “растирали Salamander” (особый способ произнесения тостов в честь почетного гостя - прим. авт.). Однако панибратства и фамильярности не было. Учитель оставался непререкаемым авторитетом - потому что вся жизнь его (в идеале) служила весомым аргументом в его пользу.

Буржуйка и алгебра

Кстати, то же наблюдалось и в советской школе. По крайней мере, послевоенной. Учитель географии школы №3 Балтийского района в Калининграде В. Морозов вспоминает:

“Первого сентября в эту школу пришло примерно пятьсот детей. Это были изнуренные детишки, которые много испытали за годы войны. Поэтому лица у всех были суровые. Одеты они были в рубашонки и штаны, перешитые из военных гимнастерок, и пиджачки, переделанные из армейских шинелей <...> Зимой сорок седьмого года морозы доходили до тридцати градусов. В школе не было топлива. Из Морского торгового порта привозили железные бочки, прорубали в них дверки, делали выход в окно для дымоходов и топили. На переменах ребятишки бегали по улицам, собирали бурьян, ветки, затапливали печки. И вокруг печки на коленях выполняли письменные работы по русскому языку, по алгебре. Я ставил парту на парту, развешивал географическую карту... И несмотря на такие условия учебы, прогулов без уважительных причин не было. Дети на уроках дрожали от холода, но продолжали заниматься”. (“Восточная Пруссия глазами советских переселенцев”)

Школа Ганса Шемма (в советское время здесь находился кинотеатр “Строитель”). Фото 1941 года

Сейчас все иначе. Сегодня школа (согласно реформе образования) не учит, а оказывает образовательные услуги. Учитель, соответственно, это “обслуживающий персонал”. А в сфере услуг, известно: клиент всегда прав! Но, не ученик, а тот, кто за него платит. То бишь, родитель. Который на собственном опыте убедился: в нашей стране важны отнюдь не школьные знания. Во всем мире преуспевают отличники - у нас почему-то “троечники”. Так и живем-с. По извечному школьному правилу: “три” пишем, “два” в уме.

Коллегия Фридриха на литографии Г. Шварца, 1892 год

И это еще цветочки. Ягодки - впереди. Система профтехобразования - в полном раздрыге. “Гегемоны” нынче другие. А кто не хочет в “братки” - добро пожаловать в аутсайдеры! Удовольствия в ассортименте: от “дозы” “герыча” до бутылки дешевенькой самогонки. Каждому - по способностям. В смысле, способностям кошелька. Ну а потребности - они способностями-то и обусловлены.

Выпускной юношеский класс в Бургшулле. Фото 1928 года

Реформой образования предусмотрено, что очень скоро бесплатным останется только “обязательный минимум” изучаемых дисциплин. А за все, что “сверху”, придется платить - и немало. Учитель, кстати, от этого практически не выиграет: наоборот, его предполагается “посадить” на твердую ставку (часов 22-24) и заставить находиться в школе от 9.00 до 17.00. В Москве “школы полного дня” уже вовсю функционируют. Правда, средняя зарплата педагога там - более 12.000 рублей. (Да, по московским меркам это ничтожно. Но по меркам всей остальной страны - вау!)

А в целом по России педагогам обещана “средняя” ставка аж в пять тысяч “деревянных”! Бери - и ни в чем себе не отказывай!

Народ долженбыть темным

...Кстати, ведомством Геббельса в свое время разрабатывалась “реформа образования” на оккупированных территориях. “Славянских недочеловеков” предполагалось учить читать (на уровне букваря), писать (на уровне заполнения несложных бумажек), считать в пределах четырех правил арифметики и понимать “язык господ” в его простейших проявлениях. Еще бы! Образованные рабы - опасная, недопустимая роскошь.

Большевики фатально просчитались именно в этом: они, понимаешь, ликбез осуществляли, культурную революцию, Пушкина и Тургенева в школьной программе оставили! А надо было - классику в костер (Гитлер начал именно с этого). А культурную революцию - по китайскому образцу. Не просвещение масс, а тотальное истребление интеллигенции (любой, а не только дворянской дореволюционной). И не было бы никакого разоблачения “культа личности”, и не случился бы Горбачев со своей перестройкой, и шли бы мы и поныне генеральным курсом правящей партии...

Хуфенский лицей (ныне УПК Центрального района на улице Космонавта Леонова), 1935 год

Такое ощущение, что “единороссы” учли ошибки своих предшественников! А заодно - начитались Стругацких. И “книгочеев” истребляют в полный рост: делая все возможное, чтобы книгочейские дети, изголодавшись до полного обалдения, НИКОГДА не пошли по родительским стопам. Народ должен быть темным и пьяным. Тогда управлять им - одно удовольствие. Крути “Аншлаг” по телеку, устраивай массовые гулянья с пивом, музыкой и фейерверком - и все о,key. “Звездного неба над нами” не видно - сплошной фейерверк.

Лицей Луизы (ныне средняя школа №41 на улице С. Тюленина в Ленинградском районе). Фото 1937 года

Вот только... история, в первый раз свершившись, как трагедия, вторично - оборачивается фарсом. А наши “прогулки” продолжаются. Потому что еще далеко не вечер. И в нашем странном городе еще возможны любые чудеса. Глядишь, и прорвемся.

Д. Якшина

 

http://www.rudnikov.com/article.php?ELEMENT_ID=20767

Картина дня

наверх