На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

БРАТЬЯ МАНН: ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

Томас МАНН (Thomas Mann, 1875, Любек — 1955, Цюрих)

 

 

   

Томас Манн (Mann) (1875 — 1955) — немецкий прозаик и эссеист, великий писатель 20-го века. Брат писателя Генриха Манна.

В «семейной хронике» буржуазной семьи романе «Будденброки» (1901), философском романе «Волшебная гора» (1924), «Доктор Фаустус» (1947), тетралогии на библейский сюжет «Иосиф и его братья» (1933-34), многочисленных новеллах показал кризисное состояние мира и человека 20 века, нравственные, духовные и интеллектуальные искания европейского интеллигента, усложнившееся индивидуалистическое сознаниекомплексом ницшеанских проблем). «Доктор Фаустус» (основан на средневековой легенде о Фаусте) — философский роман-притча о «трагедии эстетизма», рискованном расширении пределов человеческого опыта, о саморазрушении личности в обмен на художественные прозрения и утонченные переживания (новеллы «Тонио Крегер», 1903, «Смерть в Венеции», 1913, одноименный фильм Лукино Висконти, 1971). Литературно-критические статьи, в том числе посвященные немецкой и русской классике. Нобелевская премия (1929).

 

Томас Манн — биография

Томас Манн  

Ранние годы жизни Томас Манн родился 6 июня 1875 года, в Любеке, в семье уважаемого любекского негоцианта, торговца зерном и владельца судоходной компании со старинными ганзейскими традициями. Его мать, происходившая из креольской, бразильско-португальской семьи, была музыкально одаренным человеком, сыграла большую роль в воспитании своих пятерых детей.

Атмосферу старинного патрицианского дома, патриархального семейного уклада Томас Манн неоднократно – с теплотой и ностальгией – воспроизводил в своих произведениях.

После смерти отца, последовавшей в 1891 году, и продажи фирмы Томас Манн, окончив в 1894 году гимназию, переселился в Мюнхен, где посещал лекции в университете. Некоторое время он работал клерком в страховой компании, но, быстро разочаровавшись в коммерческой деятельности, отправился вместе со своим старшим братом Генрихом, который пробовал тогда свои силы в живописи, в Италию, где братья провели четыре года. Там Томас начал писать рассказы, которые он отправлял немецким издателям. Среди них был и С. Фишер, предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Так в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса Манна, название которому дала одна из новелл сборника – «Маленький господин Фридеманн». Фишер обещал также молодому автору издать его «будущее эпическое произведение», правда, когда оно попало к нему в руки, он долго уговаривал автора сократить роман, сделать его «более читабельным», но автор был непреклонен.

 

Одним из самых заметных достоинств Манна как романиста и мыслителя является его способность признавать обе стороны в этой борьбе, законность и даже справедливость которых, возможно, наилучшим образом отражена в его новелле «Тонио Крегер» (1903), где утверждается потребность художника признать равные притязания воображения и окружающего мира. Последствия неумения сделать это стали основой сюжета в самом известном произведении Манна, новелле «Смерть в Венеции» (1912). В ней аскетически настроенный писатель Густав фон Ашенбах поддается давно сдерживаемым силам бога Диониса, влюбляясь в юношу Тадзио. Упадок его личности вскрывает силу воображения, способного созидать или разрушать, а Венеция, и чувственная, и смертоносная, становится символом упадка Европы. Нити провокационной и интеллектуально вызывающей истории Манна переплетены с поразительным мастерством, в котором использован характерный метод лейтмотива, позаимствованный из музыки Вагнера: повторяющиеся сложные словесные узоры вскрывают многомерность смысла. В новелле «Смерть в Венеции», как и в других произведениях Манна, идеи, образы и эмоции сливаются в грандиозный взрыв с многочисленными отголосками.

 

В Мюнхене. Журналист и эссеист

По возвращении в Мюнхен Томас Манн был приглашен к сотрудничеству в редакцию юмористического журнала «Симплициссимус», где он даже исполнял некоторое время обязанности главного редактора, когда тот был вынужден скрываться от ареста за «оскорбление величества». Здесь он сблизился с кружком немецкого поэта Штефана Георге, члены которого провозгласили себя наследниками немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса. Томас Манн быстро осознал, насколько чужды ему взгляды этого круга. Оставаясь гуманистом и продолжателем высоких традиций немецкой культуры, он продолжительное время перед Первой мировой войной (World War I) и после нее примыкал к консервативному лагерю. Он выступал с эссе «Фридрих и большая коалиция» (1915), «Заметками аполитичного» (1918), статьями «Речь и ответ», «О немецкой республике». Признав Веймарскую республику, он поехал с миссией примирения и установления контактов во Францию.

Чуткость художника

Огромное место в творчестве писателя занимали его кумиры Артур Шопенгауэр, Фридрих Ницше, Вильгельм Рихард Вагнер, все новейшие идеи, волновавшие европейские умы в послевоенный период. Но Томасу Манну, как художнику и человеку, был органически чужд декаданс. Писатель-реалист, сделавший искусство делом всей жизни, впитавший лучшие традиции русской литературы, Толстого и Антона Павловича Чехова, одним из первых он распознал угрозу фашизма. В статье «Философия Ницше в свете нашего опыта» он писал: «фашизм, рассчитанный на околпачивание массы и олицетворяющий разгул самой грязной черни, а в культуре – самую жалкую обывательщину, какую когда-либо видела история, фашизм по самому духу своему не может не быть глубоко чуждым человеку». В этой же статье Томас, говоря об ответственности творческой личности, таланта перед обществом, отметил, что Ницше, подобно чуткому сейсмографу, «возвестил западному миру приближение эпохи фашизма, которая для нас стала действительностью и останется ею еще надолго, несмотря на то, что в войне фашизм был побежден». Крупнейший писатель современности, продолжатель гуманистических традиций своих великих предшественников прошел нелегкий путь («Дорога нуждается в обходных путях») от консервативного национализма к пониманию своей роли как авангарда немецкой культуры, как представителя открытого миру, гуманистического и демократического духа; от восторженного преклонения перед философией Шопенгаэура и Ницше к ее осознанной и проникновенной оценке; от аполитичности к яркой защите демократии, к упорной борьбе с национал-социализмом, с мракобесием во всех его проявлениях.

«Будденброки»

В 1901 году, в издательстве С.Фишер вышел роман Томаса Манна «Будденброки», то самое «эпическое произведение», принесшее ему не только всемирную славу и Нобелевскую премию (1929), но и любовь и признательность миллионов людей. В этом романе, первом в серии социальных романов, писатель затронул те проблемы, которые волновали его на протяжении всей жизни и которые продолжают волновать человечество: жизнь в своей материальности и духовная, интеллектуальная ее сторона, место художника в жизни, его обреченность и одиночество, ответственность таланта, процессы распада и перерождения буржуазного общества.

В русском переводе роман носит подзаголовок «История гибели одного семейства». Точнее было бы «История распада (или разложения) династии». Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х годах его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития развития бюргерства в 19-ом веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни, чему он, собственно говоря, посвятил все свои последующие произведения. Позднее Томас Манн писал, что в «Будденброках» он «создал широкое полотно, художественную и человеческую основу, на которую можно опираться при создании новой продукции».

Роман начинается с описания торжеств в семье Иоганна Будденброка, главы уважаемой любекской фирмы, торгующей зерном, по случаю переезда в новый дом. Сам дом наглядно свидетельствует о том, что дела фирмы идут хорошо, что многочисленная и дружная семья живет в достатке и мире.

Томас Манн прослеживал судьбы всех членов семьи, показывает как рушатся устои и традиции, как, с другой стороны, слепое следование долгу калечит человеческие судьбы, как нарушаются славные заповеди, заканчиваются крахом попытки найти свое место в жизни. Измученный семейными заботами (выходки братца Кристиана, смерть матери, продажа дома) и неудачи в ведении дел, последний владелец фирмы Томас Будденброк нашел утешение в философии Шопенгауэра. Однако глубоко запрятанные внутрь потрясения и переживания прорылись в конце концов наружу; после удаления зуба Томас потерял на улице сознание и умер. Согласно завещанию фирма была ликвидирована. Жена и сын покинули старый дом и поселились на маленькой вилле. Его сын, последний отпрыск рода по мужской линии, Ганно (Иоганн), — изнеженный ребенок, страшащийся жизни и людей, нашел прибежища в мире музыки, которой он отдался болезненно и страстно. В возрасте 15 лет он умер от непонятной болезни, не оказывая никакого сопротивления недугу.

За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 году роман был выпущен общим тиражом в 1 миллион экземпляров. Сейчас вряд ли найдется какая-либо страна, где не был переведен этот роман.

 

Прошло почти 30 лет со дня выхода романа в свет, уже были написаны «Тонио Крегер» (1914). «Смерть в Венеции» (1927), романы «Королевское высочество» (1909) и «Волшебная гора» (1924), но когда Нобелевский комитет вынес в 1929 году решение о присуждении Томасу Манну ежегодной премии в области литературы, то в так называемой «наградной формуле» значилось: «прежде всего за великий роман «Будденброки», который стал классикой современной жизни».

Высокое призвание художника

В 1905 году Томас Манн женился на дочери мюнхенского профессора Кате Принсгейм, прошедшей вместе с мужем весь нелегкий жизненный путь; у них было шестеро детей.

В 1903 году была написана новелла «Тристан» о месте художника в жизни, к ней примыкают «Тонио Крегер» (1914) и «Смерть в Венеции» (1912). В 1907 вышла начатая еще в Италии единственная пьеса Манна «Флоренция», где писатель отстаивал этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще, Роман «Королевское высочество», опубликованный в 1909 году посвящен этой же теме. Томас Манн, после того как на него обрушились за первый роман некоторые критики, а главным образом – жители Любека, увидевшие в персонажах романа карикатуры на самих себя, стал сам давать критический разбор всех своих романов. Вот что писал он о «Королевском высочестве»: «Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного – одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь — вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду «частных случаев», проповедует человечность».

 

 

Одним из самых заметных достоинств Манна как романиста и мыслителя является его способность признавать обе стороны в этой борьбе, законность и даже справедливость которых, возможно, наилучшим образом отражена в его новелле «Тонио Крегер» (1903), где утверждается потребность художника признать равные притязания воображения и окружающего мира. Последствия неумения сделать это стали основой сюжета в самом известном произведении Манна, новелле «Смерть в Венеции» (1912). В ней аскетически настроенный писатель Густав фон Ашенбах поддается давно сдерживаемым силам бога Диониса, влюбляясь в юношу Тадзио. Упадок его личности вскрывает силу воображения, способного созидать или разрушать, а Венеция, и чувственная, и смертоносная, становится символом упадка Европы. Нити провокационной и интеллектуально вызывающей истории Манна переплетены с поразительным мастерством, в котором использован характерный метод лейтмотива, позаимствованный из музыки Вагнера: повторяющиеся сложные словесные узоры вскрывают многомерность смысла. В новелле «Смерть в Венеции», как и в других произведениях Манна, идеи, образы и эмоции сливаются в грандиозный взрыв с многочисленными отголосками.

Когда разразилась Первая мировая война, Манн поначалу встал на сторону Германии и защищал авторитарный национализм своей родины. Но после поражения Германии, среди нарастающего хаоса и экстремизма послевоенного периода, Манн стал выразителем идей демократии и, что было неизбежно, противником нацизма. В «Волшебной горе», за которую он в 1929 году получил Нобелевскую премию, схвачены и отражены противоречия, с которыми он боролся, – антиномии свободы и авторитарной власти, жизни и смерти, любви и ненависти. Когда к власти пришел Гитлер, Манн отправился в изгнание в Швейцарию, а позднее перебрался в Соединенные Штаты. Лишенный нацистами немецкого гражданства, он стал американским гражданином в 1944 году и отклонил приглашение вернуться в Германию после войны.

«Волшебная гора»

В 1924 году вышел роман «Волшебная гора», ставший, по выражению автора, «ключевым и поворотным пунктом» его творчества. Тяжелый мировоззренческий кризис, который Манн пережил после войны, осознание новой реальности и законов, по которым существует общество, освобождение от собственных ошибок, — все это он воплотил в этом романе, собрав словно в фокус духовные, исторические, культурно-философские, этические и политические проблемы, течения и тенденции, волновавшие мир.

Сознательно ограничив действие романа тесными рамками швейцарского санатория, где лечатся больные туберкулезом из разных стран, Томас Манн сконцентрировал свое внимание именно на проблемах общества и течениях его духовной жизни. Представляющие различное мировоззрение персонажи – в первую очередь фашиствующий иезуит Нафта, и эпигон либерального просветительства 19-го века Сеттембрини – сражаются за душу немецкого бюргера Ганса Касторпа. В сочетании выбранных автором лейтмотивов рождаются причудливые переплетения идей и этических норм, носящие иногда характер притчи. «Волшебная гора» стала своего рода продолжением традиций классического «романа воспитания». Случайно попавший в санаторий Касторп провел среди «пациентов» семь лет и, благополучно избежав ловушек, ушел здоровым в здоровый мир, но это тот немецкий добропорядочный бюргер, который оказался в окопах Первой мировой войны и который дал себя околпачить фашистским ловцам душ.

Эмиграция

В 1933 году Томас Манн совершил поездку по стране с чтением лекций и отрывков из собственных произведений, что он делал с блеском: сохранилась запись, где Манн читает отрывок из неоконченного романа «Признания авантюриста Феликса Круля» – сцена встречи героя с профессором Кукук в купе поезда. Из этой поездки Томас Манн не вернулся в Мюнхен, а через Голландию, Бельгию и Францию эмигрировал в Швейцарию и обосновался в городе Кюснахте на берегу Цюрихского озера.

Идеологи Третьего рейха приложили немало усилий, интриг и провокаций, чтобы вернуть в Германию писателя такого ранга: лишали почетных званий, распускали клеветнические измышления, однако Томас Манн считал вслед за великим Иоганном Вольфгангом Гете, что можно менять взгляды, но нельзя изменять принципам. В 1936 году он был лишен немецкого гражданства и принял чешское.

В 1938 году Томас Манн эмигрировал в США и в 1944 принял американское гражданство. Писатель, достойно представляющий свой народ, признанный им и горячо любимый, вынужден был расстаться прежде всего со своим читателем. Этим объяснялось его молчание в первое время. После выступления некоего Корроди в «Новой цюрихской газете», утверждавшего, что Томас Манн занят переоценкой ценностей, «осмысливает дело национал-социализма» и скоро вернется на родину, писатель ответил гневным письмом редактору этой газеты: «Глубокое убеждение, ежедневно подтверждаемое и питаемое тысячами человеческих, моральных и эстетических впечатлений и наблюдений, в том, что современные властители Германии ничего не могут принести хорошего ни Германии, ни миру, — это убеждение вынудило меня покинуть страну, с духовными традициями которой я сроднен значительно глубже, чем те, что уже в течение трех лет никак не отваживаются отказать мне перед всем миром в принадлежности Германии».

Позднее, в 1948 году он написал, объясняя разрыв отношений со многими из тех, кто видел в пришествии Третьего рейха розы и мрамор: «я не видел ничего, кроме мерзости, сивушной отравы для народа, кроме врожденной страсти к убийству, кроме верной гибели Германии и Европы». Из Америки Томас Манн регулярно обращался к своим читателям, к своему народу по радио и в прессе.

Библейская тетралогия

В 1933 году в Вене вышел первый том тетралогии «Иосиф и его братья» («Былое Якова», Вена, 1933; «Юный Иосиф», Вена, 1934; «Иосиф в Египте», Вена, 1936; «Иосиф-кормилец», Стокгольм, 1943).

Обращение Томаса Манна к Ветхому Завету не было случайным, Он работал над романом в течение многих лет, и толчком к его созданию явилась гетевская «Поэзия и правда», где великий олимпиец рассказывает, как притягивала его в юности эта «прозрачная и чистая легенда». Не без основания многие критики находят глубинную связь тетралогии с «Фаустом» Гете. Выбор темы и материала находился «в потайной и остро-полемической связи» с противостоящими тенденциями времени; это был протест против антисемитизма и расизма. «Написать роман еврейского духа было своевременным, поскольку казалось несвоевременным».

— тетралогия, сюжетной основой которой стал библейский миф об Иосифе Прекрасном. Значительное по философскому содержанию, блестящее и своеобразное по стилю, это произведение насыщено огромным историческим материалом, изобилует выразительными картинами жизни и взаимоотношений людей далекого прошлого (XIV в. до н.э.), психологически убедительными их характеристиками. Томас Манн был свидетелем разгула реакции и мракобесия на своей родине во время фашистского господства, и, развертывая обстоятельнейшее повествование о становлении личности Иосифа и о том, как его герой утвердил себя в мире и в истории, писатель проводит гуманистическую мысль о неизбежности победы созидательных сил, светлого разума и человечности над низменной стихией жестокости, разрушения, нравственного хаоса. Иосиф в изображении Манна не абстрактное воплощение нравственных идеалов, а живой и привлекательный мальчик, юноша, муж, не лишенный и обычных человеческих слабостей: он тщеславен, избалован отцом, нередко лукав. Но источник его обаяния прежде всего в жизнеутверждающем, светлом настрое души. Именно поэтому Иосиф преодолевает невероятные превратности судьбы: сын любимой жены Иакова Рахили, он брошен в колодец братьями, боявшимися его возвышения; проданный в рабство, он попадает в дом египетского сановника Петепре, где успешно служит, но, оклеветанный его женой, оказывается в тюрьме. Однако Иосифу удается не только освободиться, но и стать ближайшим советником фараона, посвятить жизнь политическим и экономическим реформам, спасающим народ от голодной смерти. Роман кончается примирением Иосифа с братьями. Основными философскими положениями, художественно воплощенными в тетралогии, являются несостоятельность фашистского культа мифа как антирационального начала в человеческом сознании, соотнесение генезиса мифа с событиями реальной истории, в связи с чем утверждается значение мифа для познания человека и самой истории; необходимость гармонии в отношениях между отдельными людьми и обществом в целом. Отличающийся поистине эпическим размахом и энциклопедическим богатством фактического материала, роман-миф об Иосифе Прекрасном написан на высочайшем уровне художественного мастерства, сплавившего различные типы письма и приемы выражения действительности средствами слова – от сочного бурлеска до изысканной патетики.

Глубины немецкого духа

Величественная фигура Гете, его творчество и личность, постоянно привлекала внимание писателя, служила ему примером и задавала масштаб его творческой и общественной деятельности. Гете и его произведениям посвящены многие статьи, речи и эссе Томаса Манна. В 1939 году в Стокгольме вышел его роман «Лотта в Веймаре». Томас Манн использовал в этом романе сухие исторические факты, как, например, приезд Шарлотты Кестнер, послужившей прототипом Лотты в романе Гете «Страдания молодого Вертера», в Веймар в 1816 году, но трактовал их довольно свободно. Однако образ Гете, обстановку и атмосферу при Веймарском дворе Манн воспроизвел с высокой степенью исторической достоверности. Этот роман писатель противопоставил попыткам фашистских идеологов «присвоить» Гете, исказив личность и творчество великого писателя.

В романе «Доктор Фаустус. Жизнь немецкого композитора Адриана Леверкюна, рассказанная его другом» (Стокгольм, 1947) Томас Манн вновь поставил вопрос о гении и болезни и использовал рассказ о судьбе отдельной личности для показа судьбы немецкого народа. Позднее Томас Манн опубликовал статью (1949) «Возникновение доктора Фаустуса. Роман одного романа».

Лотта в Веймаре (Lotte in Weimar. 1939)

— роман, описывающий встречу старого Гёте с Шарлоттой Кестнер, которую он любил в юности и образ которой запечатлел в романе «Страдания юного Вертера». В 1816 г., состарившись, Шарлотта приезжает в Веймар. Еще до встречи с Гёте она выслушивает рассказы о нем его друзей и близких. Томас Манн изображает в романе Германию периода национально-освободительных войн и первого десятилетия после падения Наполеона, город Веймар, придворные круги и богатых бюргеров. Здесь представлены люди различных поколений в их взаимоотношениях на рубеже двух эпох. Роман интересен композицией, дающей возможность показать великого поэта с различных точек зрения – каждый раз в восприятии того, кто о нем рассказывает. Прибегая к искусной стилизации, Томас Манн воссоздает язык конца XVIII – начала XIX в., позволяя читателю почувствовать сам дух далекой эпохи. Гёте предстает в романе не только как поэт, но и как мыслитель, ученый, умудренный опытом и знанием человек.

Доктор Фаустус (Doktor Faustus. 1947)

— роман, изображающий духовную эволюцию немецкого общества с конца 80-х гг. прошлого столетия до середины нашего века. Герой произведения Адриан Леверкюн – гениальный музыкант, ради своего искусства живущий затворником, не желает знать о событиях, происходящих в стране. Одиночество и сознание своей разобщенности с эпохой и народом перерастают в трагедию Леверкюна. В юности он заразился болезнью, которая неотвратимо разрушает его психику, являясь одновременно и причиной непосильных для разума вспышек творческого озарения. В помраченном сознании Леверкюна катастрофы эпохи странным образом сопрягаются с его музыкой и с ним лично. Ему начинает казаться, что он несет гибель всему, что любит, что ему дорого, к чему он позволил себе прирасти сердцем; его композиции становятся все более совершенными и все более мрачными в своей внечеловеческой безысходности. В итоге творчество Леверкюна становится свидетельством всеобщего недуга, каковым является фашизм, – и одновременно скорбной песнью о больном времени. Написав свое последнее произведение на смерть любимого племянника – «Страсти Фауста», Леверкюн сходит с ума. Параллельно с повествованием о Леверкюне в романе дана реалистическая панорама эпохи, представлены те общественные слои, которые составляли главную опору германского фашизма. Роман написан в форме дневника друга Леверкюна Серенуса Цейтблома, который заканчивается рассказом об окончательном поражении фашистской Германии. «Тишайший» Цейтблом, столь же здравомыслящий, сколь безумен Леверкюн, воплощает несостоятельность бюргерского сознания перед лицом страшных событий, о которых сам же он повествует: он не способен не только противостоять им, но даже осмыслить в историческом плане их истинные причины. Можно полагать, что образом Цейтблома Томас Манн окончательно рассчитался с иллюзиями, которые в свое время питал относительно реальной значимости бюргерского здравомыслия своих соотечественников. Роман «Доктор Фаустус» – художественно-философское осмысление этических корней германского фашизма и того морального климата, что позволил фашистам прийти к власти.

В романе «Избранник» (1951) писатель в веселой и пародийной стилизованной манере пересказал средневековую легенду о Григории, вложив ее в уста вымышленного рассказчика, ирландского монаха Клеменса. Из-за кажущейся маргинальной тематики роман вызвал некое недоумение и отчуждение. Однако книга занимает достойное место в многообразном творчестве Томаса Манна. Он сам писал: «Принимайте вещь такой, какова она есть: веселый и не совсем уж бездумный эксперимент. Многим людям она доставила пару часов развлечения. Это уже кое-что»!

«Признания авантюриста Феликса Круля»

В своем последнем, оставшемся незаконченным романе, работу над которым писатель начал еще перед Первой мировой войной (первая часть романа была завершена в 1950-1954 годах), писатель еще раз представил читателю все многообразие мотивов своего творчества в пародийно-ироническом преломлении. Роман первоначально предполагался как юмористический вариант взаимоотношений «художник – бюргер», так занимавших Томаса Манна в его ранних произведениях. Когда же он спустя целую эпоху продолжил работу над этим «плутовским романом», то новое понимание истории и общества, новый жизненный опыт привели к заметному смещению акцентов. Круль, чей жизненный путь иронически оценивался автором как «нравственное достижение высокого ранга», превратился из уголовника в человека, «умеющего жить», который сумел использовать сомнительные нормы буржуазного общества для блестящей карьеры, в обаятельного мошенника, чей сомнительный облик становится отражением характера общества.

Последние годы жизни

После окончания войны Томас Манн дважды приезжал в Европу с чтением лекций, пока окончательно не переехал в Швейцарию и не поселился в городе Кильхберге. В это время он писал много статей и эссе; обогащенный жизненным и историческим опытом, он возвращается к своим кумирам: Гете, Толстому, Чехову, Федору Михайловичу Достоевскому, Вагнеру, Ницше.

В 1955 году, в год юбилея Фридриха Шиллера, он совершил поездку по двум Германиям, с расколом которой он никак не мог смириться.

Томас Манн оставил большое эпистолярное наследие, его письма – образец отношения к этому виду общения между людьми. Над каждым письмом он работал, по его собственному выражению, как над серьезнейшим литературным произведением.

 

 

 

 

 

Фотография Генрих Манн (photo Heinrich Mann)

Генрих Манн

Heinrich Mann

День рождения: 27.03.1871 года
Место рождения: Любек, Германия
Дата смерти: 12.03.1950 года
Место смерти: Санта-Моника, Калифорния, США
Гражданство: Германия

Оставьте комментарий о Генрих Манн Стать фаном Генрих Манн Написать сообщение Генрих Манн Посмотреть все сообщения Генрих Манн Фаны Генрих Манн Сообщить о проблеме на странице Генрих Манн Человека года Генрих Манн Пришлите фотографии Генрих Манн Пришлите ваш материал о Генрих Манн

Биография

Немецкий писатель, работы которого отличает сильная социальная направленность. Его критика авторитарного милитаристского режима, царившего в Германии (Germany) перед Второй мировой войной, привела к тому, что в 1933 году ему пришлось покинуть родину и искать убежище сначала в Европе (Europe), а затем в Соединенных Штатах (United States).

 

Автор: Елена Мурзина
Сайт: Знаменитости

Луис Генрих Манн, старший сын Томаса Иоганна Генриха Манна (Thomas Johann Heinrich Mann), уважаемого торговца и местного сенатора по экономике и финансам, и его жены Юлии (Júlia da Silva Bruhns), родился 27 марта 1871 года в Любеке (Lübeck), городе на севере Германии. За ним последовали младший брат Томас (Thomas Mann), будущий нобелевский лауреат по литературе, сестры Юлия (Julia Löhr) и Карла (Carla Mann), и самый младший брат Виктор (Viktor Mann). Их отец происходил из старинной семьи торговцев зерном, мать – из семьи бразильских плантаторов португальского происхождения (ее отец был немцем).

Детство старших братьев было очень счастливым. В 1889 году Генрих поступил учеником в книжный магазин в Дрездене (Dresden), а с 1890 по 1992 год работал в издательском доме 'S. Fischer Verlag' в Берлине (Berlin) и одновременно учился в Берлинском Университете Гумбольдта (Humboldt University of Berlin).

В 1892-м он перенес легочное кровотечение и отправился в Висбаден (Wiesbaden) и Лозанну (Lausanne) для лечения. Увы, в 1891 году их отец скончался в возрасте 51 года от рака мочевого пузыря, и два года спустя мать с детьми переехала в Мюнхен (Munich), где Генрих начал свою писательскую карьеру.

Он довольно много путешествовал, в частности, посетил Санкт-Петербург (Saint Petersburg), и с 1899-го до начала Первой мировой войны жил в разных местах, особенно часто – на юге, в Италии (Italy), жаркий климат которой был полезен для его слабых легких.

В 1904 году был написан (и опубликован год спустя) его знаменитый роман 'Учитель Гнус' (Professor Unrat oder Das Ende eines Tyrannen), но в родном городе книга либо игнорировалась, либо подвергалась критике – ее фактически запретили, хотя впоследствии неоднократно экранизировали. Самой известной экранизацией стал фильм 'Голубой ангел' (Der blaue Engel) с Марлен Дитрих (Marlene Dietrich).

В 1910-м покончила с собой его 29-летняя сестра Карла, и это стало большим потрясением для писателя, справиться с которым было сложно.

В 1914-м Генриж женился на пражской актрисе по имени Мария Канова (Maria Kanová), которая был младше его на 15 лет, и снова обосновался в Мюнхене, а через два года в семье появилась дочь Леони Манн (Leonie Mann).

После выхода в 1915 году книги Томаса Манна 'Размышления аполитичного', в которой он поддерживал развязывание Германией Первой мировой войны, Генрих, сочувствовавший социалистам, рассорился с братом и не общался с ним до 1922 года. После войны он опубликовал свою самую успешную книгу, 'Верноподданный' (Der Untertan, 1918), которую пытался в 1914-м пристроить в журнал, но ему отказали. Книга была распродана в первые две недели тиражом почти в 100 000 экземпляров. 'Верноподданный' и эссе Манна об Эмиле Золя (Zola) снискали автору огромное уважение во время Веймарской республики, несмотря на то, что писатель высмеивал немецкое общество и объяснял, как политическая система страны привела к войне.

В 1923 году умерла его мать, еще через четыре года сестра Юлия покончила с собой. Генрих разъехался с первой женой, переехал в Берлин в 1928-м, и в 1930-м они развелись. Мария с дочерью вернулись в Прагу. Ее судьба сложилась трагически – с 1940 по 1944 год она находилась в концлагере Терезин (Terezín) и в 1947 году умерла от перенесенных истязаний. Леони, их дочь, выжила и стала женой известного чешского писателя и журналиста Людвика Ашкенази (Ludvík Aškenazy). Между тем, Генрих в 1929-м познакомился со своей будущей второй женой, Нелли Крегер Манн (Nelly Kröger Mann).

Вместе с Альбертом Эйнштейном (Albert Einstein) и другими знаменитостями Манн подписал открытое письмо в 'New York Times', осуждающее убийство хорватского ученого Милана Шуфлая (Milan Šufflay) 18 февраля 1931 года. Неудивительно, что Генрих Манн стал персоной нон грата в нацисткой Германии и уехал до поджога Рейхстага (Reichstag) в 1933 году – в августе нацисты лишили его немецкого гражданства. Во время печально известного сожжения книг 10 мая 1933 года, спровоцированного министром пропаганды Йозефом Геббельсом (Joseph Goebbels), в кострах горели и книги Генриха Манна как 'не соответствовавшие немецкому духу'.

Писатель отправился во Францию (France),

жил в Париже (Paris) и Ницце (Nice), где у него был дом, а во время немецкой оккупации смог через Марсель (Marseille) попасть в Испанию (Spain) в 1940 году. Затем через Португалию (Portugal) он эмигрировал в Америку (America).

В 1935-1938 он написал исторический роман о юности и зрелых годах короля Генриха IV (Henri Quatre).

В 1939-м Манн женился на Нелли, но в 1944-м она совершила самоубийство в Лос-Анджелесе (Los Angeles).

В изгнании его литературная карьера пошла под гору, и 11 марта 1950 года Манн умер в Санта-Монике, штат Калифорния (Santa Monica, California), совершенно одинокий и без денег – за месяц до планируемого переезда в Восточную Германию (East Germany), где ему предложили занять пост президента Прусской академии искусств (Prussian Academy of Arts).

Фотография Генрих Манн (photo Heinrich Mann)

 

Фотография Генрих Манн (photo Heinrich Mann)


Фотография Генрих Манн (photo Heinrich Mann)

 

 

 

 

Картина дня

наверх