На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Империя Ахеменидов при Дарии I

 

По вступлении на престол Дарий восстановил родовые святилища персов, разрушенные самозванцем, вернул отнятые у кары пастбища и скот. Он вернул привилегированное положение войску, в котором служили все свободные люди Западного Ирана, и лишил завоеванных Киром и Камбисом тех льгот, которые были дарованы им самозванцем.

На Бехистунской скале Дарий увековечил события начала своего царствования. Эта скала является последним отрогом горной цепи, которая окаймляет на востоке долину Керманшаха, к северу от древнего Элама. Здесь, на большой высоте, клинописным слоговым письмом была вырезана большая надпись в 400 строк на древнеперсидском языке и ее переводы на эламский и аккадский языки. Над надписями изваян рельеф, который изображает Дария, торжествующего над связанным магом Гауматой и восемью вождями мятежных областей.

Возвращение династии Ахеменидов господствующего положения вызвало восстание ряда западных областей державы, прежде всего Элама и Вавилонии. Элам скоро подчинился, но подавление восстания в Вавилонии потребовало нескольких месяцев. А тем временем от Дария снова отпали Элам, Мидия, Египет и Парфия. Среди мятежных областей в Бехистунской надписи названа и Маргиана.

Восстания на востоке державы Ахеменидов отличались от западных. Мятежи на западе империи не выливались в подлинно народные движения. Об этом свидетельствуют сравнительно небольшие потери при их подавлении. В то же время на востоке Дарию пришлось иметь дело с подлинно народным восстанием против знати, которое вспыхнуло в Маргиане еще при Гаумате.

В декабре 522 г. Маргиана была разгромлена с беспредельной жестокостью. Непокорная Дарию область была буквально залита кровью. Количество казненных повстанцев превысило 55 тыс. человек. В плен взято 6 572 повстанца. В Бехистунской надписи Дарий хвастливо заявляет, что только в течение одного года он одержал 19 побед, захватил в плен 9 “царей” и полностью восстановил Персидскую державу.


Государственный аппарат


Сподвижники персидского царя: мидяне в округлых головных уборах и персы в уборах, наподобие корон, образуют царскую свиту
       

Персидская держава представляла собой непрочный конгломерат народностей и племен, которые существенно различались по уровню своего развития, формам хозяйственной жизни, языку и культуре. В западной части империи господствовали рабовладельческие отношения, а в восточной части многие племена жили еще в условиях первобытнообщинного строя.

Если иметь в виду время правления Кира II и Камбиса, то можно говорить лишь о военном владычестве персов над покоренными странами. По свидетельству Геродота, “в царствовании Кира, а затем Камбиса в Персии определенной подати не существовало вовсе, но подданные приносили подарки”.

Под словом “подарки” подразумевались произвольно взимаемые поборы, а не твердо установленные постоянно действующим административным аппаратом налоги. Именно отсутствие администрации обусловило столь быстрый распад Персидской империи после смерти Камбиса и Гауматы.

Введение устойчивой административной системы управления завоеванными странами приписывается Дарию I. Проведенные Дарием в начале царствования реформы были направлены на максимальное укрепление центральной власти. Опираясь на армию, Дарий достиг этой цели. Характер Персидской монархии четко проступает в одной из надписей, составленных во время правления Дария, — в так называемой Накширустемской надписи “Б”, являющейся апологией единоличного правления.

Теперь только царь имел право награждать и наказывать. Ослушание “царя царей” грозило жестокими карами даже самым знатным персам. Так, один из шести участников заговора против Гауматы был предан смертной казни за пренебрежительное отношение к строгому придворному церемониалу вопреки данному Дарием обещанию “оберегать” соучастников убийства Гауматы.

Исключительное положение в государстве Ахеменидов занимало население собственно Персиды. Государственный аппарат, привилегированные части войска комплектовались прежде всего из персов, поэтому не только персидская знать, но в известной мере и персидские общинники поддерживали царскую власть.

Основу бюджета Персидской монархии составляли государственные налоги, а также доходы царского хозяйства. Баснословные в глазах греческих историков доходы персидского царя шли на содержание пышного царского двора со всем его придворным штатом, роскошными дворцами и садами.

Больших расходов требовал и обширный чиновничий штат, в частности, царская канцелярия с многочисленными писцами, которые знали различные языки, на которых говорили в империи, и архивом, где хранились документы делопроизводства.

Во главе административного аппарата стоял совет из семи знатнейших вельмож, в число которых входили участники заговора против Гауматы или их преемники и, кроме того, верховный сановник государства, который назывался тысяченачальником.

Промежуточным звеном между центральной администрацией и администрацией области являлся крупный сановник, носивший весьма характерный титул — “глаз царя”, а также его помощники, называвшиеся столь же образно — “глаза и уши царя”.


Сатрапии


Бехустанская скала с рельефом и надписью Дария I. VI в. до н.э.
     

Все государство при Дарии было разделено на 20 областей — сатрапий, каждая из которых должна была платить в качестве налога определенное количество талантов серебра. Только сатрапия Индия, подчиненная в первые годы правления Дария, вносила налог не серебром, а золотом.

Вавилония платила 1000, а Египет — 700 талантов серебра. Одна Персида была освобождена от налогов, а при Дарий I — и от строительных и транспортных работ, к которым привлекалось население прочих сатрапий, Совокупный налог, ежегодно поступавший из всех сатрапий, равнялся 14 560 талантам (свыше 400 тонн) серебра.

При Дарии и его преемниках это огромное количество драгоценного металла в значительной мере накапливалось как сокровище. Геродот сообщает, что полученный в виде налогов металл расплавлялся, и им “наполняли сосуды, затем глиняная оболочка снималась. Всякий раз, когда требуются деньги, царь велит отрубить металла, сколько ему нужно”. За установление Дарием определенного налога персы называли его торгашом.

Сатрап — правитель области — являлся неограниченным повелителем ее гражданского населения. Обычно сатрапами были знатные персы, однако некоторые области с разрешения царя возглавлялись их прежними правителями. Например, в Египте кое-где сохранялись старые монархи, которые по существу являлись персидскими наместниками. Во всех важнейших делах они безоговорочно подчинялись воле сатрапа.

Основной задачей сатрапов было немедленное обеспечение выполнения приказов царя и исправное поступление в царскую казну налогов. В своей монархии Дарий установил более сложный и более четко действующий налоговый механизм, чем тот, который существовал в Ассирии, хотя и ассирийские цари похвалялись в своих надписях той “тяжелой данью”, которой они обложили побежденные народы.

Существующие в монархии Дария налоги были сущим бедствием практически для всех слоев населения.

Тяжесть налогов усугублялась способом их взимания. Персидское государство систематически отдавало сбор налогов на откуп. При этой системе откупщик, выплачивающий вперед установленную сумму налогов, получал за это право взимать с населения значительно большую сумму.

В качестве откупщиков выступали группы богачей, например, в Вавилонии — представители торгово-ростовщического рода Мурашу. Документы архива этого рода красноречиво свидетельствуют о методах хозяйствования откупщиков.

Так, в одном документе от 425 г. до н.э. сообщается о том, что агенты Мурашу во время взимания налогов разгромили два больших поселения и ряд более мелких населенных пунктов. Дело дошло до того, что персидский чиновник Багадата, ведавший делами пострадавших поселений, подал на этих агентов в суд. Представитель торгового рода Мурашу опротестовал обвинение, но “ради миролюбия”, во избежание судебного дела, согласился дать Багадате 350 мер ячменя, 1 меру полбы, 50 мер пшеницы, 50 сосудов старой и столько же сосудов новой финиковой водки, 200 мер фиников, 200 голов мелкого скота, 20 голов крупного скота и 5 талантов шерсти. Багадата принял эту огромную взятку и согласился замять поднятое им судебное дело.

Этот документ наряду с другими подобными ему свидетельствует о полной беззащитности населения в государстве Ахеменидов.

При сохранении почти неограниченной власти сатрапов над местным населением Дарий вместе с тем подчинил все военные гарнизоны, располагавшиеся в крупных городах сатрапий, особым военачальникам, совершенно неподконтрольным сатрапам. Таким образом, обеспечивался необходимый для центральной власти взаимный контроль, о котором греческий историк Ксенофонт сообщает следующее: “Если военачальник недостаточно защищает страну, начальник (мирных) жителей и заведующий обработкой земли доносит, что трудиться нельзя вследствие отсутствия охраны. Если же военачальник обеспечивает мир, а у начальника обрабатываемая земля мало населена, не обработана, то на последнего доносит военачальник”. Такой контроль над деятельностью сатрапов должен был противодействовать их сепаратистским устремлением.

Деятельность сатрапа контролировалась также приставленным к нему царским писцом. В пограничных наместничествах, например, в Египте, Малой Азии, сатрап был одновременно и военачальником. В таких случаях царский писец оставался единственным наблюдателем за деятельностью сатрапа.

Над всеми военачальниками отдельных сатрапий стояли пять главных военачальников, каждому из которых были подчинены основные военные силы нескольких сатрапий. Во времена Дария I надежное ядро армии составляли персидская пехота и конница. Сознавая значение персидского народа-войска (кары) для безопасности империи, Дарий завещал своим преемникам: “Если ты так мыслишь: я не хочу бояться врага — то оберегай этот народ (персидский)”.

Наряду с персами армия пополнялась мидянами, представителями восточно-иранских племен и, наконец, частями, набранными в других покоренных областях. Персидские военачальники следили за тем, чтобы в гарнизоны крепостей сатрапий не включались местные уроженцы.

Сохранились многочисленные папирусы конца V в. до н.э. из Элефантины в Египте, где находилась большая пограничная крепость. Папирусы написаны на арамейском языке и представляют собой архив иудейской общины, часть членов которой состояла в гарнизоне местной крепости. Египтяне не входили в состав гарнизона элефантинской крепости, а допуск египетских воинов в ее пределы рассматривался даже как преступление. Персов и вообще иранцев в Элефантине было немного. Они состояли преимущественно в командном составе гарнизона.

Торговля


Рельеф молодого слуги из дворца Дария, несущего кувшинчик с духами или притираниями и сложенное полотенце
           

Чтобы в мирной обстановке держать население в повиновении, персы располагали достаточными военными силами в сатрапиях. Но во время крупных восстаний или при вторжении внешнего врага главные военачальники должны были спешно перебрасывать войско в наиболее опасные районы.

Для этой цели требовалась сеть благоустроенных дорог. Геродот, путешествовавший по этим дорогам и получивший возможность познакомиться с рядом областей Передней Азии, обстоятельно описал так называемую “царскую дорогу”, которая соединяла Эфес на западном побережье Малой Азии с Сузами — главной резиденцией царя в далеком Эламе.

На протяжении двух с половиной тысяч километров, примерно через каждые двадцать пять километров, были расположены станции со служебными помещениями. Сатрапы областей, через которые проходила дорога, обязаны были следить за безопасностью передвижения путешественников, торговцев и т.д. и жестоко карать преступников, угрожавших их жизни и имуществу.

Обширное Персидское государство пересекали и другие дороги. На определенном расстоянии друг от друга находились посты всадников, которые обслуживали царскую почту по принципу эстафеты. Геродот писал, что “среди смертных существ нет такого, которое достигало бы места назначения быстрее персидского вестника”. Кроме царской почты в Персидской империи, как и в Ассирийской, в качестве средства связи применялась сигнализация огнем.

Наряду с расширением сети сухопутных дорог большое внимание обращалось и на водные пути. В связи с завоеванием Северо-западной Индии смелому мореходу Скилаку из Карианды в Малой Азии было поручено исследовать устье Инда и установить возможность непосредственной морской связи со странами Запада.

Корабли Скилака, отправившиеся от берегов Инда, на тридцатом месяце путешествия по Индийскому океану прибыли к северо-западному побережью Красного моря, откуда финикийские моряки отправились в свое время по повелению фараона Нехо в путь вокруг Африки. Удача экспедиции Скилака побудила Дария довести до конца начатые Нехо работы по прорытию канала, соединяющего Нил с Красным морем. После завершения этого грандиозного проекта вдоль берега канала были воздвигнуты большие каменные плиты с надписями.

Более упорядочнее стало вестись денежное хозяйство государства. Была введена единая чеканная монета, причем право чеканки золотой монеты принадлежало исключительно царю. Сатрапы могли чеканить серебряную монету, а автономные города и области выпускали медные деньги.

Золотая монета персидских царей весом в восемь граммов и с изображением царя в виде лучника называлась дариком. Она имела хождение не только в самой империи, но и в соседних странах, в частности, в Балканской Греции, где высоко ценилась. Распространение денег в монетной форме облегчало развитие торговли в Персидском государстве. Оно же обусловило дальнейшее обогащение связанных с нею рабовладельцев, особенно в Вавилоне. Богатые торгово-ростовщические дома, такие, как, например, род Эгиби, игравший заметную роль еще во времена самостоятельности Вавилонии, теперь значительно увеличили свои операции.

Подобные дома были основаны не только в Вавилоне, но и в других городах Двуречья и в прочих сатрапиях Запада. Таким же был и упомянутый в связи с системой откупов торгово-ростовщический дом Мурашу в Ниппуре. Судя по документам архивов родов Эгиби и Мурашу, их торговые дома обслуживали обширные районы державы и имели среди своих должников даже представителей царской семьи.

Местные крупные рабовладельцы являлись социальной опорой царской власти в покоренных странах. В государственном аппарате Ахеменидов они видели надежную защиту против восстаний бедняков и рабов. Кроме того, представителям персидской знати в сатрапиях выделялись крупные земельные владения. Эти земли обрабатывались сотнями рабов. Дома владельцев представляли собой мощные крепости со стенами из восьми сырцовых кирпичей в толщину.

Дарий стремился привлечь на свою сторону и местное жречество. В угоду жрецам Мардука он сделал Вавилон одной из столиц своей державы наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами.

В надписи Уджагорресента сообщается о восстановлении Дарием школы врачей в Саисе. При этом Уджагорресент особо подчеркивает, что Дарий включил в нее “книжниками” “сыновей мужа” (т.е. знатных) “и не было среди них сыновей бедняков”. Дарий реставрировал также ряд египетских храмов и возвратил им доходы, которые были отняты у них Камбисом. Подобно фараонам, сатрап персидского царя назначал жрецов, следя за тем, чтобы в их число не попали случайные лица.

По отношению к греческим храмам в Малой Азии Дарий проявил не меньшую заботливость. Когда наместник западной части Малой Азии Гадат не посчитался с привилегиями, дарованными царем храмам, Дарий пригрозил ему своей немилостью: “за то, что ты скрываешь мое расположение относительно богов, ты, если не переменишься к лучшему, испытаешь мой справедливый гнев...”.

Центральная власть ощущала потребность в законодательных нормах, которыми должны были руководствоваться сатрапы и их помощники. В надписях Дарий подчеркивал, что установленный им “закон” сдерживал страны, входившие в его державу, и что этого “закона” они боялись.

Общегосударственное законодательство должно было учитывать законы покоренных стран, чтобы стать приемлемым и для господствующих классов отдельных сатрапий. Есть сведения, что персидская царская администрация собирала данные о законах, которые действовали в покоренных ими странах, в частности, в Египте. К сожалению, о самом сборнике законов всей Персидской монархии, если он был действительно составлен, исследователи не располагают никакими данными.

Внешняя политика Дария I


Рельеф на Вехистунской скале с изображением Дария I и пленных вождей повстанцев.
VI в. до н.э.
       

Сохранение мощи персидского народа-войска, а также сближение с правящей верхушкой покоренных народов значительно укрепили Персидское государство. Это позволило ему перейти к активной внешней политике.

Уже в первые годы царствования Дария была покорена часть Северо-Западной Индии. Тогда же персам стали подвластны острова Эгейского архипелага.

В так называемой Накширустемской надписи “А” дан список стран народов, которые входили в состав Персидской империи. Семь из них, упомянутые в списке последними, были завоеваны войсками Дария после 517 г. до н.э. Прежде всего, это “саки, которые за морем”, отождествляемые с саками-массагетами, которые населяли территорию к востоку от Аральского моря.

В той же надписи сохранилось свидетельство о покорении персами фракийцев — народа, жившего уже в Европе, к западу от проливов, соединяющих Черное и Эгейское моря. Согласно Геродоту, этот народ при единодушии всех его племен “был бы неодолим и могущественнее всех народов”. Однако единодушия среди фракийских племен в то время не было, поэтому Дарий вслед за “саками, которые за морем”, отметил среди подвластных ему стран и Фракию, называемую в персидских надписях “Скудра”.

Затем полководец Дария — Мегабаз завоевал греческие города на северном побережье Эгейского моря. Таким образом, в числе подвластных Ахеменидам народов попали и “щит носящие ионийцы”.

Укрепившись на европейском берегу Эгейского моря, Дарий предпринял в 514 — 513 гг. поход через Геллеспонт и Фракию в Северное Причерноморье.

Перейдя Дунай, большое персидское войско углубилось в скифские степи. Скифы тревожили Дария постоянными нападениями своей конницы, но уклонялись от решительного сражения. Отступая в глубь страны и увлекая за собой неприятеля, они поджигали на его пути степь и засыпали колодцы.

Истощив свои силы, персы были вынуждены двинуться в обратный путь, оставив часть войска во Фракии. Постигшая Дария неудача сильно подорвала военный авторитет Персидской монархии.

В 500 г. до н.э. в Милете — крупнейшем из греческих городов Малой Азии — вспыхнуло восстание. Его сразу поддержали все ионийские города. Ставленники персов были повсеместно свергнуты восставшим населением. Предвидя неравную борьбу с гигантской Персидской империей, повстанцы обратились с призывом о помощи к европейским грекам. Но на этот призыв откликнулись лишь Афины, пославшие 20 кораблей, и город Эретрия на острове Эвбея, приславший 5 кораблей.

Несмотря на отсутствие единого командования и постоянные разногласия, восставшие на первых порах добились успеха. Им даже удалось разрушить Сарды — резиденцию персидского сатрапа в Малой Азии. Но вскоре персы подтянули силы и овладели рядом восставших городов.

В 494 г. персы наголову разбили греков в морском сражении у острова Лада. В том же году персы взяли штурмом Милет. Большая часть его жителей была перебита или продана в рабство. Город был опустошен. Это событие произвело сильнейшее впечатление на греков. Когда в афинском театре была поставлена трагедия Фриниха “Взятие Милета”, зрители рыдали.

Участь Милета разделили и другие греческие города Малой Азии. К лету 493 г. восстание было окончательно подавлено. Помимо численного перевеса персов определенную роль в неудаче этого восстания сыграло и предательство ионийской аристократии. Семилетнее ионийское восстание послужило поводом к началу греко-персидских войн, сыгравших огромную роль в дальнейшей истории Греции и Персидской державы.

* Дарию предшествовали восемь царей из рода Ахеменидов, в том числе Кир II (559 — 529) и Камбис (529 — 522). За Дарием следовали: Ксеркс (486 — 465); Артаксеркс (464 — 425); Ксеркс II (425 — 424); Дарий II (424 — 404); Артаксеркс II (404 — 358); Артаксеркс III (358 — 338); Арсис (338 — 336) и Дарий III (336 — 330).

 

 

По вступлении на престол Дарий восстановил родовые святилища персов, разрушенные самозванцем, вернул отнятые у кары пастбища и скот. Он вернул привилегированное положение войску, в котором служили все свободные люди Западного Ирана, и лишил завоеванных Киром и Камбисом тех льгот, которые были дарованы им самозванцем.

На Бехистунской скале Дарий увековечил события начала своего царствования. Эта скала является последним отрогом горной цепи, которая окаймляет на востоке долину Керманшаха, к северу от древнего Элама. Здесь, на большой высоте, клинописным слоговым письмом была вырезана большая надпись в 400 строк на древнеперсидском языке и ее переводы на эламский и аккадский языки. Над надписями изваян рельеф, который изображает Дария, торжествующего над связанным магом Гауматой и восемью вождями мятежных областей.

Возвращение династии Ахеменидов господствующего положения вызвало восстание ряда западных областей державы, прежде всего Элама и Вавилонии. Элам скоро подчинился, но подавление восстания в Вавилонии потребовало нескольких месяцев. А тем временем от Дария снова отпали Элам, Мидия, Египет и Парфия. Среди мятежных областей в Бехистунской надписи названа и Маргиана.

Восстания на востоке державы Ахеменидов отличались от западных. Мятежи на западе империи не выливались в подлинно народные движения. Об этом свидетельствуют сравнительно небольшие потери при их подавлении. В то же время на востоке Дарию пришлось иметь дело с подлинно народным восстанием против знати, которое вспыхнуло в Маргиане еще при Гаумате.

В декабре 522 г. Маргиана была разгромлена с беспредельной жестокостью. Непокорная Дарию область была буквально залита кровью. Количество казненных повстанцев превысило 55 тыс. человек. В плен взято 6 572 повстанца. В Бехистунской надписи Дарий хвастливо заявляет, что только в течение одного года он одержал 19 побед, захватил в плен 9 “царей” и полностью восстановил Персидскую державу.


Государственный аппарат


       

Персидская держава представляла собой непрочный конгломерат народностей и племен, которые существенно различались по уровню своего развития, формам хозяйственной жизни, языку и культуре. В западной части империи господствовали рабовладельческие отношения, а в восточной части многие племена жили еще в условиях первобытнообщинного строя.

Если иметь в виду время правления Кира II и Камбиса, то можно говорить лишь о военном владычестве персов над покоренными странами. По свидетельству Геродота, “в царствовании Кира, а затем Камбиса в Персии определенной подати не существовало вовсе, но подданные приносили подарки”.

Под словом “подарки” подразумевались произвольно взимаемые поборы, а не твердо установленные постоянно действующим административным аппаратом налоги. Именно отсутствие администрации обусловило столь быстрый распад Персидской империи после смерти Камбиса и Гауматы.

Введение устойчивой административной системы управления завоеванными странами приписывается Дарию I. Проведенные Дарием в начале царствования реформы были направлены на максимальное укрепление центральной власти. Опираясь на армию, Дарий достиг этой цели. Характер Персидской монархии четко проступает в одной из надписей, составленных во время правления Дария, — в так называемой Накширустемской надписи “Б”, являющейся апологией единоличного правления.

Теперь только царь имел право награждать и наказывать. Ослушание “царя царей” грозило жестокими карами даже самым знатным персам. Так, один из шести участников заговора против Гауматы был предан смертной казни за пренебрежительное отношение к строгому придворному церемониалу вопреки данному Дарием обещанию “оберегать” соучастников убийства Гауматы.

Исключительное положение в государстве Ахеменидов занимало население собственно Персиды. Государственный аппарат, привилегированные части войска комплектовались прежде всего из персов, поэтому не только персидская знать, но в известной мере и персидские общинники поддерживали царскую власть.

Основу бюджета Персидской монархии составляли государственные налоги, а также доходы царского хозяйства. Баснословные в глазах греческих историков доходы персидского царя шли на содержание пышного царского двора со всем его придворным штатом, роскошными дворцами и садами.

Больших расходов требовал и обширный чиновничий штат, в частности, царская канцелярия с многочисленными писцами, которые знали различные языки, на которых говорили в империи, и архивом, где хранились документы делопроизводства.

Во главе административного аппарата стоял совет из семи знатнейших вельмож, в число которых входили участники заговора против Гауматы или их преемники и, кроме того, верховный сановник государства, который назывался тысяченачальником.

Промежуточным звеном между центральной администрацией и администрацией области являлся крупный сановник, носивший весьма характерный титул — “глаз царя”, а также его помощники, называвшиеся столь же образно — “глаза и уши царя”.


Сатрапии


     

Все государство при Дарии было разделено на 20 областей — сатрапий, каждая из которых должна была платить в качестве налога определенное количество талантов серебра. Только сатрапия Индия, подчиненная в первые годы правления Дария, вносила налог не серебром, а золотом.

Вавилония платила 1000, а Египет — 700 талантов серебра. Одна Персида была освобождена от налогов, а при Дарий I — и от строительных и транспортных работ, к которым привлекалось население прочих сатрапий, Совокупный налог, ежегодно поступавший из всех сатрапий, равнялся 14 560 талантам (свыше 400 тонн) серебра.

При Дарии и его преемниках это огромное количество драгоценного металла в значительной мере накапливалось как сокровище. Геродот сообщает, что полученный в виде налогов металл расплавлялся, и им “наполняли сосуды, затем глиняная оболочка снималась. Всякий раз, когда требуются деньги, царь велит отрубить металла, сколько ему нужно”. За установление Дарием определенного налога персы называли его торгашом.

Сатрап — правитель области — являлся неограниченным повелителем ее гражданского населения. Обычно сатрапами были знатные персы, однако некоторые области с разрешения царя возглавлялись их прежними правителями. Например, в Египте кое-где сохранялись старые монархи, которые по существу являлись персидскими наместниками. Во всех важнейших делах они безоговорочно подчинялись воле сатрапа.

Основной задачей сатрапов было немедленное обеспечение выполнения приказов царя и исправное поступление в царскую казну налогов. В своей монархии Дарий установил более сложный и более четко действующий налоговый механизм, чем тот, который существовал в Ассирии, хотя и ассирийские цари похвалялись в своих надписях той “тяжелой данью”, которой они обложили побежденные народы.

Существующие в монархии Дария налоги были сущим бедствием практически для всех слоев населения.

Тяжесть налогов усугублялась способом их взимания. Персидское государство систематически отдавало сбор налогов на откуп. При этой системе откупщик, выплачивающий вперед установленную сумму налогов, получал за это право взимать с населения значительно большую сумму.

В качестве откупщиков выступали группы богачей, например, в Вавилонии — представители торгово-ростовщического рода Мурашу. Документы архива этого рода красноречиво свидетельствуют о методах хозяйствования откупщиков.

Так, в одном документе от 425 г. до н.э. сообщается о том, что агенты Мурашу во время взимания налогов разгромили два больших поселения и ряд более мелких населенных пунктов. Дело дошло до того, что персидский чиновник Багадата, ведавший делами пострадавших поселений, подал на этих агентов в суд. Представитель торгового рода Мурашу опротестовал обвинение, но “ради миролюбия”, во избежание судебного дела, согласился дать Багадате 350 мер ячменя, 1 меру полбы, 50 мер пшеницы, 50 сосудов старой и столько же сосудов новой финиковой водки, 200 мер фиников, 200 голов мелкого скота, 20 голов крупного скота и 5 талантов шерсти. Багадата принял эту огромную взятку и согласился замять поднятое им судебное дело.

Этот документ наряду с другими подобными ему свидетельствует о полной беззащитности населения в государстве Ахеменидов.

При сохранении почти неограниченной власти сатрапов над местным населением Дарий вместе с тем подчинил все военные гарнизоны, располагавшиеся в крупных городах сатрапий, особым военачальникам, совершенно неподконтрольным сатрапам. Таким образом, обеспечивался необходимый для центральной власти взаимный контроль, о котором греческий историк Ксенофонт сообщает следующее: “Если военачальник недостаточно защищает страну, начальник (мирных) жителей и заведующий обработкой земли доносит, что трудиться нельзя вследствие отсутствия охраны. Если же военачальник обеспечивает мир, а у начальника обрабатываемая земля мало населена, не обработана, то на последнего доносит военачальник”. Такой контроль над деятельностью сатрапов должен был противодействовать их сепаратистским устремлением.

Деятельность сатрапа контролировалась также приставленным к нему царским писцом. В пограничных наместничествах, например, в Египте, Малой Азии, сатрап был одновременно и военачальником. В таких случаях царский писец оставался единственным наблюдателем за деятельностью сатрапа.

Над всеми военачальниками отдельных сатрапий стояли пять главных военачальников, каждому из которых были подчинены основные военные силы нескольких сатрапий. Во времена Дария I надежное ядро армии составляли персидская пехота и конница. Сознавая значение персидского народа-войска (кары) для безопасности империи, Дарий завещал своим преемникам: “Если ты так мыслишь: я не хочу бояться врага — то оберегай этот народ (персидский)”.

Наряду с персами армия пополнялась мидянами, представителями восточно-иранских племен и, наконец, частями, набранными в других покоренных областях. Персидские военачальники следили за тем, чтобы в гарнизоны крепостей сатрапий не включались местные уроженцы.

Сохранились многочисленные папирусы конца V в. до н.э. из Элефантины в Египте, где находилась большая пограничная крепость. Папирусы написаны на арамейском языке и представляют собой архив иудейской общины, часть членов которой состояла в гарнизоне местной крепости. Египтяне не входили в состав гарнизона элефантинской крепости, а допуск египетских воинов в ее пределы рассматривался даже как преступление. Персов и вообще иранцев в Элефантине было немного. Они состояли преимущественно в командном составе гарнизона.

Торговля



           

Чтобы в мирной обстановке держать население в повиновении, персы располагали достаточными военными силами в сатрапиях. Но во время крупных восстаний или при вторжении внешнего врага главные военачальники должны были спешно перебрасывать войско в наиболее опасные районы.

Для этой цели требовалась сеть благоустроенных дорог. Геродот, путешествовавший по этим дорогам и получивший возможность познакомиться с рядом областей Передней Азии, обстоятельно описал так называемую “царскую дорогу”, которая соединяла Эфес на западном побережье Малой Азии с Сузами — главной резиденцией царя в далеком Эламе.

На протяжении двух с половиной тысяч километров, примерно через каждые двадцать пять километров, были расположены станции со служебными помещениями. Сатрапы областей, через которые проходила дорога, обязаны были следить за безопасностью передвижения путешественников, торговцев и т.д. и жестоко карать преступников, угрожавших их жизни и имуществу.

Обширное Персидское государство пересекали и другие дороги. На определенном расстоянии друг от друга находились посты всадников, которые обслуживали царскую почту по принципу эстафеты. Геродот писал, что “среди смертных существ нет такого, которое достигало бы места назначения быстрее персидского вестника”. Кроме царской почты в Персидской империи, как и в Ассирийской, в качестве средства связи применялась сигнализация огнем.

Наряду с расширением сети сухопутных дорог большое внимание обращалось и на водные пути. В связи с завоеванием Северо-западной Индии смелому мореходу Скилаку из Карианды в Малой Азии было поручено исследовать устье Инда и установить возможность непосредственной морской связи со странами Запада.

Корабли Скилака, отправившиеся от берегов Инда, на тридцатом месяце путешествия по Индийскому океану прибыли к северо-западному побережью Красного моря, откуда финикийские моряки отправились в свое время по повелению фараона Нехо в путь вокруг Африки. Удача экспедиции Скилака побудила Дария довести до конца начатые Нехо работы по прорытию канала, соединяющего Нил с Красным морем. После завершения этого грандиозного проекта вдоль берега канала были воздвигнуты большие каменные плиты с надписями.

Более упорядочнее стало вестись денежное хозяйство государства. Была введена единая чеканная монета, причем право чеканки золотой монеты принадлежало исключительно царю. Сатрапы могли чеканить серебряную монету, а автономные города и области выпускали медные деньги.

Золотая монета персидских царей весом в восемь граммов и с изображением царя в виде лучника называлась дариком. Она имела хождение не только в самой империи, но и в соседних странах, в частности, в Балканской Греции, где высоко ценилась. Распространение денег в монетной форме облегчало развитие торговли в Персидском государстве. Оно же обусловило дальнейшее обогащение связанных с нею рабовладельцев, особенно в Вавилоне. Богатые торгово-ростовщические дома, такие, как, например, род Эгиби, игравший заметную роль еще во времена самостоятельности Вавилонии, теперь значительно увеличили свои операции.

Подобные дома были основаны не только в Вавилоне, но и в других городах Двуречья и в прочих сатрапиях Запада. Таким же был и упомянутый в связи с системой откупов торгово-ростовщический дом Мурашу в Ниппуре. Судя по документам архивов родов Эгиби и Мурашу, их торговые дома обслуживали обширные районы державы и имели среди своих должников даже представителей царской семьи.

Местные крупные рабовладельцы являлись социальной опорой царской власти в покоренных странах. В государственном аппарате Ахеменидов они видели надежную защиту против восстаний бедняков и рабов. Кроме того, представителям персидской знати в сатрапиях выделялись крупные земельные владения. Эти земли обрабатывались сотнями рабов. Дома владельцев представляли собой мощные крепости со стенами из восьми сырцовых кирпичей в толщину.

Дарий стремился привлечь на свою сторону и местное жречество. В угоду жрецам Мардука он сделал Вавилон одной из столиц своей державы наряду с Персеполем, Сузами и Экбатанами.

В надписи Уджагорресента сообщается о восстановлении Дарием школы врачей в Саисе. При этом Уджагорресент особо подчеркивает, что Дарий включил в нее “книжниками” “сыновей мужа” (т.е. знатных) “и не было среди них сыновей бедняков”. Дарий реставрировал также ряд египетских храмов и возвратил им доходы, которые были отняты у них Камбисом. Подобно фараонам, сатрап персидского царя назначал жрецов, следя за тем, чтобы в их число не попали случайные лица.

По отношению к греческим храмам в Малой Азии Дарий проявил не меньшую заботливость. Когда наместник западной части Малой Азии Гадат не посчитался с привилегиями, дарованными царем храмам, Дарий пригрозил ему своей немилостью: “за то, что ты скрываешь мое расположение относительно богов, ты, если не переменишься к лучшему, испытаешь мой справедливый гнев...”.

Центральная власть ощущала потребность в законодательных нормах, которыми должны были руководствоваться сатрапы и их помощники. В надписях Дарий подчеркивал, что установленный им “закон” сдерживал страны, входившие в его державу, и что этого “закона” они боялись.

Общегосударственное законодательство должно было учитывать законы покоренных стран, чтобы стать приемлемым и для господствующих классов отдельных сатрапий. Есть сведения, что персидская царская администрация собирала данные о законах, которые действовали в покоренных ими странах, в частности, в Египте. К сожалению, о самом сборнике законов всей Персидской монархии, если он был действительно составлен, исследователи не располагают никакими данными.

 

       

Сохранение мощи персидского народа-войска, а также сближение с правящей верхушкой покоренных народов значительно укрепили Персидское государство. Это позволило ему перейти к активной внешней политике.

Уже в первые годы царствования Дария была покорена часть Северо-Западной Индии. Тогда же персам стали подвластны острова Эгейского архипелага.

В так называемой Накширустемской надписи “А” дан список стран народов, которые входили в состав Персидской империи. Семь из них, упомянутые в списке последними, были завоеваны войсками Дария после 517 г. до н.э. Прежде всего, это “саки, которые за морем”, отождествляемые с саками-массагетами, которые населяли территорию к востоку от Аральского моря.

В той же надписи сохранилось свидетельство о покорении персами фракийцев — народа, жившего уже в Европе, к западу от проливов, соединяющих Черное и Эгейское моря. Согласно Геродоту, этот народ при единодушии всех его племен “был бы неодолим и могущественнее всех народов”. Однако единодушия среди фракийских племен в то время не было, поэтому Дарий вслед за “саками, которые за морем”, отметил среди подвластных ему стран и Фракию, называемую в персидских надписях “Скудра”.

Затем полководец Дария — Мегабаз завоевал греческие города на северном побережье Эгейского моря. Таким образом, в числе подвластных Ахеменидам народов попали и “щит носящие ионийцы”.

Укрепившись на европейском берегу Эгейского моря, Дарий предпринял в 514 — 513 гг. поход через Геллеспонт и Фракию в Северное Причерноморье.

Перейдя Дунай, большое персидское войско углубилось в скифские степи. Скифы тревожили Дария постоянными нападениями своей конницы, но уклонялись от решительного сражения. Отступая в глубь страны и увлекая за собой неприятеля, они поджигали на его пути степь и засыпали колодцы.

Истощив свои силы, персы были вынуждены двинуться в обратный путь, оставив часть войска во Фракии. Постигшая Дария неудача сильно подорвала военный авторитет Персидской монархии.

В 500 г. до н.э. в Милете — крупнейшем из греческих городов Малой Азии — вспыхнуло восстание. Его сразу поддержали все ионийские города. Ставленники персов были повсеместно свергнуты восставшим населением. Предвидя неравную борьбу с гигантской Персидской империей, повстанцы обратились с призывом о помощи к европейским грекам. Но на этот призыв откликнулись лишь Афины, пославшие 20 кораблей, и город Эретрия на острове Эвбея, приславший 5 кораблей.

Несмотря на отсутствие единого командования и постоянные разногласия, восставшие на первых порах добились успеха. Им даже удалось разрушить Сарды — резиденцию персидского сатрапа в Малой Азии. Но вскоре персы подтянули силы и овладели рядом восставших городов.

В 494 г. персы наголову разбили греков в морском сражении у острова Лада. В том же году персы взяли штурмом Милет. Большая часть его жителей была перебита или продана в рабство. Город был опустошен. Это событие произвело сильнейшее впечатление на греков. Когда в афинском театре была поставлена трагедия Фриниха “Взятие Милета”, зрители рыдали.

Участь Милета разделили и другие греческие города Малой Азии. К лету 493 г. восстание было окончательно подавлено. Помимо численного перевеса персов определенную роль в неудаче этого восстания сыграло и предательство ионийской аристократии. Семилетнее ионийское восстание послужило поводом к началу греко-персидских войн, сыгравших огромную роль в дальнейшей истории Греции и Персидской державы.

* Дарию предшествовали восемь царей из рода Ахеменидов, в том числе Кир II (559 — 529) и Камбис (529 — 522). За Дарием следовали: Ксеркс (486 — 465); Артаксеркс (464 — 425); Ксеркс II (425 — 424); Дарий II (424 — 404); Артаксеркс II (404 — 358); Артаксеркс III (358 — 338); Арсис (338 — 336) и Дарий III (336 — 330).

 

Картина дня

наверх