ttolk.ru
Курсивом в тексте выделен комментарий Блога Толкователя – БТ
(Наведя курсор на фото, можно прочитать пояснения к нему)
1990 год стал началом массовых народных митингов в СССР. Только в феврале того года по стране прокатились демонстрации в 77 регионах, которые собрали сотни тысяч людей.
Победить народу тогда помогли страх и одновременно приверженность демократии верхушки КПСС. Многие методы борьбы с оппозицией, предложенные «ястребами» в 1990-м, власть реализовала сегодня.«Болотный протест» утих, Координационный Совет близок к самороспуску, власть переиграла оппозицию по всем статьям. Почему сотни тысяч протестующих не только не смогли взять власть год назад, но даже и не выбили значительных уступок от «Кремля»? Сегодня очевидно – в стране просто не было революционной ситуации (когда действует классическая схема «Низы не хотят, верхи не могут»). Единственным вариантом смены режима оставался только государственный переворот, но для этого нужно было предательство значительной части элит – на это она не пошла.
Тем не менее, для общества это был хороший урок – жаль только, что его «авангард» – интеллигенция такие уроки не учит. Чуть больше двадцати лет назад в стране происходили похожие события – многочисленные митинги и требования смены режима даже со стороны простого народа (который сегодня оказался безучастен к «болотному протесту»). Для оппозиции и просто пытливых людей, особенно молодых, не заставших то время, будет полезно увидеть, как выглядит и революционная ситуация, и предательство элит.
Цитируется по книге «В Политбюро ЦК КПСС (записи членов Политбюро)», изд-во Горбачёв-Фонд, 2006 год:
Совещание в ЦК КПСС по поводу намеченной на 25 февраля манифестации (приурочена к годовщине Февральской революции), 21 февраля 1990 года:
Прокофьев предложил блокировать центр города. Подкрепить милицию отрядами военных по 300 человек. Для отвлечения публики от митинга провести в ряде мест народные гулянья.
Власов сообщил, что в РСФСР поступили заявки на проведение 100 митингов в 77 регионах. В 12 областях обстановка сложная, а в Свердловске – критическая, есть даже призывы к захвату власти. Во многих случаях всю эту кампанию возглавляют народные депутаты СССР.
Манаенков информировал, что всего заявок на оппозиционные митинги по стране 213. Кроме того, 53 – альтернативные. Наиболее сложная обстановка – на Урале, в Поволжье, в Ленинграде, а также в Литве. Лучше всего – в Казахстане, только одна заявка на митинг.
Бобков. Наибольшее беспокойство вызывает Свердловск. В Белоруссии готовятся манифестации под лозунгом отставки правительства.
Политбюро, 22 февраля 1990 года.
Лукьянов. В плане нет работы среди неформалов.
Фролов. Нужно собственное партийное телевидение.
Шеварнадзе. Любой может сказать, что угодно – и ему ничего! Михаила Сергеевича оклеветали по ТВ. А попробуй затронь какого депутата! Мы хотим играть по правилам, а против нас ведут беспардонную кампанию. Яковлев в МГУ выступал, ответил на 144 вопроса. А на ТВ об этом ничего не дали. А Ельцину предоставили 1,5 часа – говори, что хочешь и как хочешь. Ельцин пьяный прямо из вагона в Ленинграде призывал, чтобы его избрали президентом России.Нет. Хватит стесняться. Надо работать.
Горбачёв. Наши оппоненты соединились против нас. А мы миндальничаем. По морде надо давать!На ТВ монополию захватила публика – и в политическом, и в моральном плане подонки. Люди без морали. Ведь даже на западе серьёзные люди видят, что наши оппоненты – несерьёзный народ. Удивляются, как они завладели средствами массовой информации.
Политбюро, 2 марта 1990 года.
(25 февраля прошёл митинг на Зубовской площади. Он собрал, по оценке КГБ, 50-70 тыс. человек, по оценке МВД – 250-300 тыс., по оценке МГК – 100 тыс.)
Власов (председатель Совмина РСФСР). В РСФСР было 220 митингов в 140 городах. Твёрдость Центра сыграла свою роль. Люди увидели, что власть у нас есть. В сельской местности осудили все эти митинги. Там угрожают: кончайте митинговать, а то кормить перестанем!
(Сегодня аналог этого явления – «Уралвагонзавод» – БТ).
Медведев. Первый вывод – происходят изменения в сознании интеллигенции. Об этом говорит опубликованное Обращение творческих Союзов. Не случайно на них набросились отдельные ораторы на митингах, в первую очередь – Гавриил Попов.
Второй вывод – оценка настроений в народе. Считают, что мы сами «позвали оппозицию спекулировать» на тревоге и критике в адрес властей. Митинговость удалось приглушить, но в обществе настроение остаётся очень тревожным и критическим. Лозунги 25 февраля были более злые, чем 4 февраля, тогда было много лозунгов в поддержку перестройки и Горбачёва. А 25 февраля таких лозунгов уже не было. Зато много – против партии и государственного руководства. Нужны крупные меры, которые показали бы, что руководство имеет твёрдый план действий. Да – идти в массы. Но с аргументами.
И необходимо отчётливое размежевание с экстремистскими элементами в самой партии и стране. А также жёсткие требования к депутатам, которые встали во главе антигосударственной деятельности.
Лукьянов. Между прочим, один митинг на Зубовской площади стоит 300 тыс. рублей. А возглавляли его 50 народных депутатов СССР!
Лигачёв. Почему им платят 500-700 руб. зарплату, а они занимаются антигосударственной деятельность?! Мы сами создаём им материальную базу.
Лукьянов. Нужен закон об отзыве депутатов. Пора!
(Сегодня власть реализовала эту идею – депутатов, идущих в протест – как это было с Геннадием Гудковым, лишают мандата депутата – БТ)
Бакатин. На митингах было минимум 150 тыс. человек, максимум – 250 тыс.
Горбачёв. А они хотят собрать миллионы…
(Одно время «Белая Лента» тоже ставила себе целью собрать миллионы на митинг – БТ)
Строев. В рабочей среде меньше поддержки оппозиционеров. А интеллигенция – это смотря куда её направить. Всё дело в ситуации. Губная помада уже столько стоит, сколько центнер хлеба! Среди молодёжи ведётся работа против нас ночью и днём. Посмотрите, что делается в МГУ!
Фролов. На митинги идут «средние слои». Молодёжь не идёт, идут «интеллектуальные обыватели». Они что-то почитывают, сильно политизированы. 15-20 зачинщиков. Так оставлять дело нельзя. Чего ждать? Когда всё взорвётся? Или когда Кремль окружат?
(В начале протестов зимой 2011/12 политтехнолог Станислав Белковский окрестил его участников «российские образованные горожане» – РОГ. На наш взяглид, формулировка Фролова 23-летней давности лучше отражает состав участников и тех, и нынешних митингов – «интеллектуальные обыватели», или сокращённо ИНОБ – БТ)
Сухарев (Генеральный прокурор СССР). Оголтелость лидеров, которой не даётся отпора, ведёт к тому, что падает вера в потенциал власти.
Горбачёв. Гдлян заявляет, что «мафиози представляют страну». А где КГБ, где МВД? Что, мне самому идти защищать честь государства в суде? В эти органах сидят люди и посмеиваются. Ждут, когда нас сбросят! А ты (Сухарев) тоже боишься разобраться с такими, как Гдлян. Это далеко идущий замысел. Если вы трусливый народ – подавайте в отставку. Мало разоблачать Гдляна как политическую проститутку. Я за то, чтобы на юридической основе привлечь таких за дискредитацию высшей власти в государстве. При такой прокуратуре Кремль запросто разрушат!
(Гдлян – следователь, борец с коррупцией. Его аналог сегодня – Навальный. Как мы видим, сегодня Следственный комитет внял советам Горбачёва – БТ)
Бирюкова. Лозунг «КПСС – клика воров и убийц» – это что? Против лиц или власти?
(Сегодняшний лозунг «Партия жуликов и воров», конечно, куда как мягче – БТ)
Сухарев. За это мы не можем привлечь к уголовной ответственности.
Павлов (зав. правовым отделом ЦК). Да, если кто персонально назван, тогда – да. А за это – нет.
Лигачёв. Главная опасность, повторяю, это оппозиционные силы в партии. Вот где надо размежеваться.
(Горбачёв побуждает всех членов Политбюро высказаться по этим вопросам)
Воротников. Оценивать итоги 25-го как победу не надо. Но наши меры разрушили планы оппозиционеров. Не знаю, насколько далеко они бы зашли, если бы не эти меры. Может, пошли бы на окружение Кремля. Ни с Афанасьевым, ни с Поповым, ни со Станкевичем мы всё равно не договоримся. И толку от диалога с ними не будет. Мы распознали, что это за люди в моральном плане, и в политическом плане. Они ведут себя недостойно. И надо их разоблачать.
Яковлев. Я бы не упрощал… Неудача, победа, поражение – не те слова. Недоверие к руководителям митингов существует. Но главное не в них. Я был в трёх разных местах: МГУ, ВПШ… Ярость актива, «интеллектуальных обывателей», как определил Иван Тимофеевич, видна. Острая недоброжелательность к руководству, к аппарату, к партии – тоже. Нам надо знать, из-за чего люди идут на митинги. Может быть, наиболее недовольные на митинги и не ходят. И не пойдут под знамёна Афанасьева и т.п. Сотрудники Международного отдела ЦК ездили по митингам. По их запискам получается: на митингах нас, членов Политбюро, кроют партийные функционеры, партийный актив. Вот откуда всё идёт, а не с улицы. Стало правилом гвоздить Политбюро на партийных активах. Над этим надо задуматься.
(Сегодня ситуация та же – наиболее недовольные, типа лимоновцев или крайне левых, не ходят на митинги протеста под знамёна Собчак, Немцова и т.п. – функционеров этой Системы. И лидерство в протесте оседлал всё тот же партхозактив – БТ)
Рыжков. У нас не определено, что можно, чего нельзя. Полицейский в Лондоне может подойти к демонстрантам и любой лозунг отобрать на основании, что он противоречит общественной морали. А у нас? Оскорбления, клевета идут потоком – и ничего!
(При «закручивании гаек» практика ссылаться на международный опыт, как мы видим, не изобретение нынешних АП и Госдумы – БТ)
Маслюков. Тревог у Госплана было больше не по подготовке экономической программы, а из-за клеветы на нас. Больше заняты тем, чтобы отбивать эту клевету. А у «Них» это главное оружие. Клевета у нас безнаказанна.
(Практика оправдывать сегодня экономические трудности кознями оппозиции – тоже не нова. Клевета сегодня тоже стала уголовным наказанием – БТ)
Горбачёв. К чему анализ приводит? Оппозиция и её митинги – против КПСС, против КГБ. Она – против президентства. Это всё – фронтально. Одно дело, если бы оппозиция ставила вопрос об обновлении КПСС (сегодня такая оппозиция называется «конструктивной» или «системной» – БТ). Но нет, её цель – огульно подорвать КПСС и добиться, чтобы голосовали против неё.
Заигрывают с армией, через «Щит» (офицерская оппозиционно-консервативная организация – БТ). Там много недовольства.Очень заигрывают с МВД и считают, что это слабое звено в правоохранительной системе, особенно – окружение министра. Всё это очень серьёзно.
(В прошлом году оппозиция тоже одно время считала, что МВД слабое звено в Системе, появился даже лозунг «ОМОН с народом» – БТ)
Против президента почему? Нужны непорядок и анархия, тогда легче действовать в своих целях.И пропаганда программы «Демократической платформы» и «Демократической России» – соответственно прославление лиц, которые себя обозначают как лидеров.Всё это, повторяю, очень серьёзно.Направленность этих людей ясна: раз нет политических доводов – клевещи, клевещи. Надо видеть, что они замышляют: нагнетать ситуацию с помощью предвыборных митингов, давить, расшатывать государственные структуры. Власть, кричат они, валяется в пыли. Её надо только поднять.
С верхушкой этой публики нам делать нечего. Мы уже пытались некоторых оппозиционеров включить в общую работу, но они сами себя объявили ниспровергателями президентства.
В Верховном Совете вычленять здоровое ядро депутатов. Помнить, что оппозиционеры работают там без устали с каждым индивидуально.
Не давать спуску оппозиции. И когда почувствуют, что мы размежёвываемся с ней по принципиальным положениям, здоровые силы будут перетекать на прогрессивные позиции. Это относится и к левым, и к консервативным депутатам. Там тоже есть сволочная публика, как и у левых, которые втягивают даже пэтэушников – тоже мне, реальная сила!
А крайних – и слева, и справа – изолировать! Основная масса – рабочий класс – ещё не сказала своего слова. Ясность позиции позволит нам включить эту мощную силу в поток событий.
***
Массовые митинги, прокатившиеся по стране 4 февраля и 25 февраля 1990 года, были приурочены к выборам народных депутатов РСФСР. К чему привела митинговая активность, анализ на послевыборном заседании Политбюро
Политбюро, 22 марта 1990 года.
Воротников. Среди избранных – 5% рабочих. Увеличилось число разного рода представителей МВД и КГБ, а также врачей и очень сильно – научных работников. Их процент среди избранных – 12,6. Очень много журналистов, столько же, сколько и рабочих. Один еженедельник «Аргументы и факты» получил 10 депутатов. Увеличилось число военных. Партийных, советских работников – 20%, это 110 депутатов. 250 избранных поддерживают «Демократическую платформу» в КПСС, это 20-25%. Победу оппозиция не одержала. Она имеет примерно 30% мандатов. Но настораживает, что в Москве и Ленинграде она получила от 50 до 90%. В основном это научные работники и журналисты.
Фролов. Я склонен дать очень резкую оценку итогов. Это поражение партии. Не надо утешать себя цифрами.
(30% депутатов из несистемной оппозиции – верхушка КПСС в панике. На заметку нынешней оппозиции – БТ)
Крючков. Кандидаты из чекистов почти все выбраны…
Ненашев. Все СМИ в Ленинграде в руках людей Егора Яковлева и Никольского. Чуть ли не вся тихомировская ТВ-редакция оказалась в депутатах.
Медведев. Не согласен с Фроловым. Нельзя расценивать выборы как поражение. В Москве и Ленинграде успех имела «партия недовольных». Особенно показательна пассивность молодёжи – всего 30-40% участвовали в выборах. Надо кончать с практикой индивидуальных политических программ кандидатов. Надо, чтобы выборы проходили по платформам.
Рыжков. Упор у них теперь на Россию. Взять Россию – и не надо каких-то других усилий, чтобы сбросить Советский Союз. Вся союзная надстройка быстро рассыплется. И особенно – в вдвух столицах. Если здесь верх возьмут «Поповы» – тогда всё! Поэтому сейчас главное внимание должно быть обращено на то, чтобы Советы в Москве и Ленинграде были в наших руках. Чем заманивают россиян? Нефть, мол, российскую будем гнать на валюту и заживём!
+++
Что ещё почитать в Блоге Толкователя про политическую обстановку в СССР времён Перестройки:
Как в 1989 году красно-коричневые чуть не захватили Кремль
Даже когда власть в России кажется сильной, на поверку она всё равно оказывается слабой. В очередной раз это правило было подтверждено в 1989 году, когда манифестация «красно-коричневых» на Красной Площади сначала повергла в панику, а потом обратила в бегство милицию и КГБ. Лишь по собственному недомыслию «несогласные» в тот день не уселись на трон в Кремле.
Обыденная жизнь России 1990-91 годов в фотографиях
12 июня исполняется 21 год со дня принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР и 20 лет с момента выборов первого президента России. 1990 и 1991 годы сегодня кажутся далёкой историей. Это подтверждают и «свежие» опросы населения: только 29% россиян могут вспомнить, что голосовали тогда за Ельцына. Блог Толкователя в виде фотографий обыденной жизни напоминает, как тогда выглядела Россия.
***
В националистическом сегменте блогосферы бушует нешуточная дискуссия: являлся ли в начале 1990-х Борис Ельцин русским националистом. Безусловно – являлся. Более того, и фракция «Демократическая Россия», из которой чуть позднее вылупились Гайдар и Чубайс – тоже были русскими националистами.
***
А теперь перенесёмся в нынешний протест. Ещё в июле 2012 Блог Толкователя дал прогноз, чем окончится противостояние оппозиции и Кремля. Пока наш прогноз сбывается:
Путин, Навальный и остальные – куда движется Система
Страна погружается в привычное состояние: в спячку. Власть научилась идти на шаг-два вперёд уличной оппозиции. Лидеры оппозиции приспособились жить с режимом и даже получать от него печеньки. Теперь и им можно спать. Хуже всех в России, как обычно, только активным романтикам, лишь им не спится в застенках.
Свежие комментарии