На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Ленд-лиз: о смещении акцентов в освещении темы (реакция патриота)

 «Дары» ленд-лиза на взгляд блюдолиза (материал опубликован в 90-ые годы)

Г.Попов «откопал» арсенал Победы

НЕ ВСЕ ИЗДАНИЯ, не все авторы разделяют те светлые чувства, что испытывают те, кто ковал победу, те, кому рукоплескал мир, спасенный ими от коричневой чумы. Есть и такие, что пытаются всучить свою «правду» о той войне. Такую «правду», которая призвана принизить ПОБЕДУ, принизить роль СССР в ее достижении. Эту «правду» изготовляют авторы самостоятельно, мешая ложь с достоверными фактами. От чего ложь становится правдоподобной. Одним из таких «правдолюбцев» выступил на страницах «Новой газеты» небезызвестный Гавриил Попов со статьей «Правда о союзниках».

Бросается в глаза сопровождающая статью, набранная крупно справка «НОВОЙ»: «Продовольственная помощь в целом была поставлена СССР на сумму 1,3 млрд. долларов (тогдашних). Если численность нашей армии принять за 10 миллионов человек — то это по 130 долларов на бойца. А в пересчете на калории этой помощи хватило бы на пропитание 10-миллионной армии больше чем на 5 лет». 60 лет — достаточный срок, чтобы попытаться восстановить историческую справедливость, заявил Гавриил Попов, предваряя свою статью. И в этом с ним можно согласиться.

А вот в том, как он «восстанавливает эту историческую справедливость», что за «правда о союзниках» открылась ему и чем он делится с читателями «Новой газеты», соглашаться до того, как проверим его доводы, предлагаю повременить. Речь в статье идет о ленд-лизе.

И начинать необходимо именно с понятия о том, что же это такое? В трактовке Г.Попова ленд-лиз — это программа помощи СССР со стороны США. С этим нельзя согласиться! Закон о ленд-лизе принят конгрессом США 11 марта 1941 года, за 3,5 месяца до нападения фашистской Германии на СССР. Этот закон предоставлял президенту США полномочия передавать, обменивать, давать в аренду, взаймы или поставлять иным способом военные материалы или военную информацию правительству любой страны, если «ее оборона против агрессии жизненно важна для обороны Соединенных Штатов». Осуществляя поставки воюющим против Германии странам, США руководствовались в первую очередь собственными интересами — защитить себя руками других....

В годы войны поставки по л-л получили 42 страны. С 11 марта 1941 года по 1 августа 1945 года поставки по л-л составили 46 млрд. долларов. Из них в СССР — на сумму 9,800 млн. долларов. Британской империи — 30,269 млн. долларов. Франции — 1406 млн. долларов, Китаю — 631 млн. долларов, латиноамериканским странам и другим странам — 424 млн. долларов... Соглашение с Советским Союзом о поставках по Л-л подписано 11 июня 1942 г., правда, поставки, к чести руководства США, начались уже в ноябре 1941 года.

Отмечу, что свои сведения Г.Попов черпал из хорошей, по его словам, книги В.А.Красикова «Победы, которых не было». Я же сопоставлял их со сведениями, почерпнутыми из энциклопедии «Великая Отечественная война 1941—1945 гг.», изданной в 1985 году под редакцией генерала армии профессора М.М.Козлова, из книги зам. председателя Совнаркома, председателя Госплана СССР Н.А.Вознесенского «Военная экономика СССР в период Отечественной войны», из книги итальянского историка и журналиста Джузеппе Боффа «История Советского Союза», изданной в Москве в 1994 году.

Сразу отмечу, основные расхождения не в количественных данных, хотя они и существуют в приводимых Г. Поповым в сторону увеличения объемов помощи союзниками, а в оценках их воздействия на события и итоги Великой Отечественной. Однако обо всем по порядку. «Правдолюбец» Г.Попов делится воспоминаниями: «Сначала о продовольствии. Я — как и все (!), жившие в те годы — хорошо помню и банки с американской тушенкой, и коробки с яичным порошком.»

Не будем опровергать его. Каждый в состоянии справиться у людей старшего поколения о том, многим ли приходилось вкушать из тех банок и коробок. Но вот итальянец Д.Боффа отмечает другое: «Численность людей, охваченных государственной карточной системой, выросла с 62 млн. человек в 1942 году до 80 млн. в 1945 году. В зависимости от категории выполняемого труда устанавливались разные нормы: для гражданского населения они колебались от 400 до 800 г. хлеба в день, от 400 до 2200 г. мяса в месяц, от 200 до 600 г. жиров в месяц. Необходимо добавить, что карточки на многие продукты часто не отоваривались... приусадебный участок оставался единственным источником пропитания для крестьянина, для которого не существовало продовольственных карточек».

Заканчивая разговор о продовольственной помощи Советскому Союзу, дотошный исследователь итальянец Д.Боффа говорит: «Гражданскому населению государство обеспечивало лишь самый минимум средств существования. В дележе бремени невзгод оно сумело проявить себя суровым, но справедливым». Наконец, американское продовольствие, предназначавшееся почти исключительно для армии, сыграло немалую роль: пускай оно было лишь частью того, что потреблялось советскими солдатами, но частью довольно существенной». Сравним это с рассуждениями Г.Попова о величине американской продовольственной помощи.

ПРОДОЛЖАЯ цитировать «хорошую книгу» В.А.Красикова, автор «Правды о союзниках» говорит: «За годы войны мы произвели 205 тысяч автомобилей, а получили от союзников 427 тысяч». Не умаляя роли поставляемых из-за рубежа автомобилей в деле моторизации Красной Армии, следует уточнить, что на 1 января 1944 года из общего числа в 496 тысяч автомобилей 78% составляли автомобили отечественного производства. К концу войны автомобильный парк вырос до 666,5 тысячи автомобилей, где 58,1% автомобилей отечественные, 32,8% — импортные, 9,1% — трофейные. Все эти сведения не засекречены.

Любой желающий составить для себя целостную картину может это сделать в публичной библиотеке. Кроме того, бывший в те годы командиром Автовзвода и ныне здравствующий полковник В.С.Багаев говорит о том, что у отечественных автомобилей было одно существенное преимущество — наши автомобили были значительно ремонтопригоднее «иностранцев».

Чем, как не попыткой принизить роль СССР в разгроме фашистского нашествия, можно объяснить восторженное перечисление «правдоискателем» Г. Поповым помощи, поступившей к нам по ленд-лизу? Он скрупулезно перечисляет: «Из-за границы прибыло 22 тысячи самолетов, 13 тысяч танков, почти 9 тысяч тракторов ... свыше 2 миллионов километров телефонного кабеля — почти 50 земных экваторов...»

Так ведь никто не оспаривает, что помощь была. В литературе о Великой Отечественной масса сведений — любой может познакомиться. Вопрос в другом — читая Г.Попова, складывается впечатление, что наша страна имеет достаточно сомнительное отношение к Победе в той войне. Необходимо посмотреть и сказать внятно — что же делалось и делалось ли хоть что-то в нашей стране для того праздника, что мы собираемся отмечать в шестидесятый раз?

 Вторая половина 1941 года характеризуется великим перемещением производительных сил страны на Восток. Эвакуировались миллионы людей, в течение трех месяцев в восточные районы страны были эвакуированы более 1500 крупных, в основном военных, предприятий. Выпуск проката черных металлов к декабрю сократился в 3,1 раза, производство цветных металлов сократилось в 430 раз (!), шарикоподшипников — в 21 раз.... Однако начиная с декабря падение промышленного производства прекратилось, а с марта 1942 года производство пошло вверх.

На Урале производство военной продукции увеличилось в 1942 году по сравнению с 1940 годом более чем в пять раз, а в 1943 году — в шесть раз. В районах Западной Сибири производство военной продукции в 1942 году увеличилось по сравнению с 1940 годом в 27 раз, а в 1943-м — в 34 раза. И это происходило тогда, когда 86% всей наличной рабочей силы составляли женщины, дети и старики. Это они обеспечили производство Т-34 — лучшего танка Второй мировой войны, тяжелых танков ИС, КВ-85, СУ-76 и другой бронетехники.

Уже к концу 1942 года Красная Армия получила 24,4 тысячи танков. А всего за годы войны в армию поступило 102,5 тысячи танков и САУ. С начала войны 85% производственных мощностей авиационной промышленности перебазировалось в восточные районы страны. И, тем не менее, уже во втором полугодии в 1941 года было выпущено 9777 самолетов.

Выпуск самолетов рос непрерывно. Среднемесячный выпуск их 1941 году — 1630, в 1942-м — 2120, в 1943 году — 2907, в 1944 году — 3355, в 1945 году — 3483. Всего же за годы войны было произведено 125655 самолетов. Артиллерийская промышленность к имевшимся на начало войны 67335 орудий за годы войны поставила армии около миллиона артиллерийских установок различных типов и калибров. Вот почему на участке главного удара войск фронта в берлинской операции артиллерийская плотность создавалась до 270 орудий калибром от 76 мм и выше на 1 км фронта прорыва. Сопоставим: 22 тысячи самолетов по л-л против отечественных 125655 Сопоставим: 13 тысяч танков по л-л против 102,5 тысяч отечественных Сопоставим: 10 тысяч орудий по л-л против миллиона отечественных.

Доставленные с огромным трудом арктическими конвоями английские танки не пользовались популярностью у советских танкистов. Тонкая броня, пожароопасные карбюраторные двигатели, клапана летят, двигатель перегревается да и трансмиссия никакая, вспоминает бывший механик-водитель «Валлентайна» в обиходе «Валентина». Был, говорит он, еще один «иностранец», того звали «Матильда».

Но что тот, что другой имели еще одно прозвище — «прощай, Родина», вступает в разговор бывший старшина, командир орудия, громивший врага на танке ИС Татаринцев Павел Георгиевич.

Может, что-то путают ветераны-танкисты в своих воспоминаниях шестидесятилетней давности? Нет, не похоже, аналогичные данные и в других источниках. Вот свидетельство на ту же тему из переписки глав государств (Издательство политической литературы. Москва, 1989 год). И.Сталин Ф.Рузвельту.18 июля 1942 года. «...Как утверждают наши специалисты на фронте, американские танки очень легко горят от патронов противотанковых ружей, попадающих сзади или сбоку. Происходит это оттого, что высокосортный бензин, употребляемый американскими танками, образует в танке большой слой бензиновых паров, создающих благоприятные условия для загорания...»

Ф.Рузвельт И.Сталину. 23 июля 1942 года. «...Нашим специалистам по танкам эта информация будет весьма полезна для устранения недостатков этого типа танков. Однако опасность пожара в будущих типах будет снижена, так как они будут работать на горючем с более низким октановым числом...» Так посмотрите, просветитель Г.Попов, может, факты, почерпнутые из других источников, помогут вам уяснить, где находился арсенал Красной Армии, громившей фашистов — по ту сторону Атлантики или на Урале и в Сибири?

 

ПОСТАВКИ дорого обходились союзникам, сообщает Г.Попов. «Так, на потопленных немцами кораблях утонуло почти 2 тысячи танков. Только в июле 1942 года из 34 входивших в конвой кораблей, следовавших в Мурманск, дошло только 11. Всего за первую половину 1942 года утонуло 4 миллиона тонн грузов — почти 400 килограммов в расчете на одного красноармейца». И добавляет: «О славной гибели героических экипажей англо-американских конвоев нам надо помнить всегда». То, что всех погибших в борьбе с фашизмом необходимо помнить — бесспорно.

Если же речь идет о материальном, о том, что поставки дорого обходились союзникам — надо быть точнее. Наша страна оплачивала не доставленные, а отгруженные товары. И потери, повторяю, материальную составляющую в данном вопросе, нес СССР. Кроме того, нельзя забывать о том, что в 1942,1943,1944 годах отправка конвоев приостанавливалась.

 Обосновывая это, союзники ссылались на тяжелые потери, понесенные конвоем РQ-17. А те потери были вызваны тем, что командовавший им английский адмирал из страха перед массированным нападением немецких кораблей в открытом море внезапно приказал военному сопровождению покинуть транспорты. Грузовым судам был дан приказ рассредоточиться и продолжать движение поодиночке. Беззащитные суда стали легкой добычей вражеских самолетов и подводных лодок. Такие детали истории ленд-лиза тоже надо помнить.

«Любитель истины» информирует: «В СССР после начала войны свернули судостроительную программу. Пополнялся наш флот за счет союзников, и перечисляет: один линкор, один крейсер, 9 эсминцев, 4 подлодки? Не могу удержаться, чтобы не сказать — ври, да знай же меру! За годы войны только ленинградскими судостроителями было передано флоту 814 единиц различных кораблей, судов и плавсредств. Были достроены 7 ПЛ, 6 эсминцев и сторожевиков,4 эскадренных и базовых тральщика, построено вновь свыше 350 боевых катеров, 50 малых тральщиков, 20 морских бронекатеров, 14 сухогрузных барж, 115 самоходных тендеров для «Дороги жизни», свыше 200 боевых катеров. И это не касаясь работ по аварийно-боевому восстановительному ремонту и довооружению линкоров «Марат» и «Октябрьская революция», крейсеров «Киров» и «Максим Горький», лидера «Минск», многих эсминцев, ПЛ, тральщиков, минзагов, ледоколов и многого другого. Но ведь были и работали Севастопольский морской завод. Новые заводы на Д. Востоке и на Севере, завод «Красное Сормово», Сосновский, Навашинский, Тюменский, Сретенский и другие заводы речного судостроения.

Эти заводы быстро перепрофилировались и за годы войны построили для ВМФ свыше тысячи единиц различных кораблей и судов (базовые и катерные тральщики, бронированные арт. катера, малые охотники за ПЛ, торпедные катера, плавбатареи, десантные боты, тралы-баржи и другие плавсредства).

Говоря о размерах вклада союзников в дело разгрома фашизма, Г.Попов сообщает: «Общий размер помощи союзников СССР западные специалисты оценивают по современным ценам в 100 млрд. долларов — по 500 долларов на каждого гражданина СССР, и по 10 тысяч долларов на одного бойца Красной Армии. То есть по 8 долларов на каждого нашего бойца каждый день всех лет войны.

 Для чего переходить на «современные цены»? Для того, чтобы запутать читателя? Или, может быть, чтобы реальная, общеизвестная сумма этой помощи в 9800 млн. долларов трансформировалась в более значимую — 100 млрд. долларов? Правдолюбец Г.Попов, видимо, не понимает того, что в те годы, о которых идет речь, в отличие от нынешних паскудных времен, общечеловеческие ценности измерялись не в долларах. В те годы были совершенно другие критерии оценок.

Мне гораздо понятнее слова Н.А.Вознесенского, который сказал: «На голову каждого немецкого бандита, вторгшегося в СССР уже в 1943 году приходилось от Советской Армии и рабочего класса СССР свыше 0,5 тонны металла, снаряженного порохом и тротилом"

Мне гораздо понятнее позиция иностранца Д.Боффа, который дотошно ищет истину вообще и в вопросе помощи по ленд-лизу в частности. Он говорит: «Однако при подведении общего итога верной выглядит оценка помощи союзников, высказанная маршалом Жуковым: «Она в определенной степени помогла Красной Армии и военной промышленности, но ей все же нельзя отводить роль больше той, чем она была в действительности». Подобный итог разделяют и наиболее объективные западные историки. Конечно, западная пропагандистская машина работает без перебоев. Однако и доморощенные «правдокопатели», неустанно перелопачивая историю страны, вносят свою лепту в угоду забугорью. Если не поставить им заслон, если продолжать публикации, подобные публикации в «Новой газете», то скоро наше подрастающее поколение будет стыдиться великого прошлого Родины.

Г.БОБРОВ.

http://www.sovross.ru/2005/44/44_5_2.htm

Картина дня

наверх