В заволжской части Нижегородской области есть уникальное озеро Светлояр. Причем уникально оно не только потому, что с ним связана легенда о таинственном граде Китеже. Ученые до сих пор не могут сойтись во мнении о происхождении этого озера. Относя его то к карстовым, то к вулканическим, то к ледниковым, то к старичным, то к космическим (метеорного происхождения) озерам. Так как признаки всех этих видов озер имеются в полном наличии. Озеро правильной округлой формы, глубокое (40 метров) сходящее к центру широкими терассами глубиной 18-20 и 9-10 метров от поверхности. Что само по себе необычно. Настолько, что единственное, в чем сходятся геологи - озеро образовалось в несколько периодов. Один из которых совпадает со временами татарских нашествий, уводя нас к наиболее известной легенде о Светлояре.
Великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо построил Град Большой Китеж, на озере Светлояре. Возвел его из белого камня с шестью храмами в центре города... .
Далее следует описание невиданных красот города, построенного вопреки всем законам описываемого времени. Времени, когда города строились на торговых путях, рядом с крупными реками (как Малый Китеж, он же Городец). Возводить же город в центре лесов, в местах, куда и сейчас добраться не так уж просто, смысла не было. Если князь не хотел что-то скрыть. Настолько, что Хан Батый чуть узнал дорогу к Китежу, запытав до смерти не одну сотню человек, среди которых нашелся «ирод» - Гришка Кутерьма, показавший путь средь непроходимых болот и лесов. И войско Батыя направилось к Китежу. Когда оно подошло к нему, Батый увидел, что город не укреплен (чего там укреплять – добраться бы) и обрадовался предстоящей легкой победе. Но тут из-под земли забили фонтаны, и град Китеж скрылся под водой. Согласно легенде, в сам город вода не вошла, она лишь скрыла его от врагов и горожане не утонули, продолжив жить в глубине озера. Так Бог спас людей Китежа за их молитвы и благочестие. Это место стало священным.
Вроде все ясно. Если бы не вопрос – почему церковь не разнесла слух о Китеже, сделав озеро местом паломничества? Ответ прост – Светлояр не укладывается в концепцию христианства, являясь одной большой загадкой.
Сразу оговорюсь, интерес к Светлояру возник у меня тридцать один год назад, когда в нем утонул мой двоюродный брат. При очень загадочных обстоятельствах, в которых не стал разбираться участковый, сказавший: «Да мало ли какая здесь чертовщина творится». И был прав. Так как чертовщины много. Как и легенд, связанных с озером.
Одна из них уводит нас к славянским богам, уверяя, что Светлояр был местом жительства Велеса. Самого непонятного и загадочного бога, управлявшего временем, а заодно кикиморами, лешими, водяными, домовыми ... . При том, что официально считался покровителем животных. И был сыном Рода – бога создателя всего сущего в этом мире. А так же братом Сварога, продолжившего начинания отца. Только Род со Сварогом создали «мертвый мир», который Велес привел в движение, запустив колесо времени. После чего пошли братья (Сварог и Велес) плодиться. От Сварога родились Перун, Даждьбог-Радегаст, Семаргл-Огонь и Стрибог-Ветер. А от Велеса...
«Влюбился как-то Велес в дивную красавицу Диву-Молонью, дочь владыки туч грозовых, громовых. Ой, и дивно хороша была та царица Молонья, будто козочка молодая! А как шла она мимо, да плечом вела, да косу свою пальчиками перебирала и заплетала, и каблучками, как копытцами, пощелкивала — все просто ума лишались.
И случилось так, что в Диву влюбился не только Велес, но и лучший друг его царь Гром (параллельно племянник), что орлом летал под облаками, да метал молнии-перуны в Землю-Матушку. Потому его-то и звали Перуном. И были Перун и Велес друзьями, да стали с тех пор врагами, рассорила их красавица…
И вышла она за Перуна замуж. Ну да Велес-то не мог с тем смириться... явился он к Диве-Молонье. А в ту пору-то мужа ее Перуна дома не было. Да не день не было и не неделю, и не месяц не было и не год, а целых триста лет! Ну а Велес-то, конечно, тут как тут... Так и так, любимая! Ты все ждешь-дожидаешься Перуна Сварожича, а он-то за тридевять земель верность тебе не хранил. И не мало дев затруднело от объятий его, и деток-то его за последние триста лет народилось в разных землях, словно звезд в небесах!
Тут, конечно, Дива рассердилась. Начала громы и молнии метать. Помчалась на своём Буре-коне вслед за обидчиком, и там где ударил копытом тот конь — явилось озеро. Ну а Велес тогда обратился сам в речку Люнду и струится вокруг копыт того коня, журчит, заговаривает…
Ну и что ты тут поделаешь? Против чар и цветов да ласкового обхождения кто ж устоит? Потому-то и зацвела у Велеса с Дивою любовь. Добился своего сын Рода и Коровы Небесной!
И как весной набухают почки и расцветают цветы, а затем по осени плоды созревают, так и у Додолушки Дивы и Велеса Сурича поздней осенью родился сын. И его назвали тогда Ярилой,
а озеро-то в его память назвали Светлояром».... на берегу которого волшебник Китаврул (Кентавр) построил город и назвал его Китеж-град. Город он возвёл для счастья, выстроил волшебник башню о семи шатрах на семи ветрах. Сделал злат престол в сей башне, чтоб войти в неё хотелось, чудеса внутри увидеть за резными воротїми и высокими стенїми…
Велес Суревич в сей башне Книгу Вед от мира спрятал: письмена на досках старых, крышки книги золотые, украшения литые. И заклятыми цепями приковал её к престолу. Мудрость жизни, тайны мира в этой книге начертал он, и Сварожии заветы, древние установленья, — то, что золота дороже, что оплот добра и правды…».
Такое положение дел, естественно, не устроило Перуна, собравшего братьев и пошедшего войной на Велеса. Во время этой войны не рассчитал Перун и ударил молнией по Рубину Сокровения, которым владел Велес. Его сила могла перенести в иной мир все, что угодно. Даже город.
вмиг растаял, исчез Китеж-град святой с Семиверхой башней Златой И увидел Перун сын Сварожич вместе с сыном Тархом Дажьбогом, что вокруг лишь лес Светлояров — травушка вокруг чуть трепещет, озерцо синей гладью блещет…»
"Веды Руси. Песни Гамаюна"
Две легенды, описывающие одно и то же событие. Или разные? Если вспомнить, что дно Светлояра представляет собой две террасы, сходящие к центральной котловине. Причем время образования второй террасы относится к началу нашей эры. А когда образовалась центральная котловина, точных сведений нет. Так как процесс изучения озера сильно затруднен, из-за «чертовщины», творящейся в нем и в его окрестностях.
Список «чертовщины» так велик, что коснусь лишь вопросов, которые пытались разгадать научные экспедиции.
1) Чистота Светлоярской воды изумляет. В двадцатые годы прошлого века, чекисты замучались вливать в колодцы, близлежащие к озеру, керосин. Причем делали это в рамках борьбы с религией, пытаясь доказать, что вода Светлояра ничем особым не отличается. В результате доказали обратное. Раз за разом сталкиваясь с тем, что вода за день – два после загрязнения очищалась. Как потом оказалось за счет живущих в ней микроорганизмов. (Почему эти микроорганизмы не погибли от керосина – загадка).
2) Озеро периодически «гудит». Гидрофон, опущенный в воду, фиксирует низкий рокочущий звук, напоминающий гудение огромного колокола. Что является источником звука – не понятно. Чаще всего озеро рокочет перед восходом солнца и в полнолуние. Именно в то время, когда люди видели в озере «ровно как в зеркале стены сокровенного града и слышали гудение его колоколов».
3) Само озеро представляет собою практически идеальный круг, вернее овал. Что сложно объяснить с точки зрения геологии. Хоть ученые и поддерживают версию, что террасы образовались в результате карстовых провалов.
4) В окрестностях озера постоянно находится великое множество невидимых глазу плазменных субстанций, обладающих логикой поведения, то есть проявляющих себя как живые существа. К такому выводу пришли ученые из Пензенской государственной технологической академии и Института земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн (ИЗМИРАН), просканировавшие озеро в радиомагнитном диапазоне.
5) Геолокатор, отчетливо показывает овальную аномалию (большой тяжелый объект, не пропускающий звук) - придонный слой ила особого состава: он отличается от многометрового слоя осадков, которыми придавлен.
Причем контур этого объекта напоминает рисунок города окруженного валом.
Р. S. Объяснить случаи появления в окрестностях озера людей в старославянской одежде, просящих продать им хлеба и расплачивающихся монетами времен нашествия Батыя наука не берется. Хотя подобные монеты есть, чуть ли не в каждой избе, прилегающего к озеру села Владимирского. Откуда иногда пропадают люди, возвращаясь с рассказами о том, что были в городе, беседовали со старцами.
Так что скучно во Владимирском не бывает. То паломник зайдем в магазин с вопросом : «Не пора ли вставать Китежу?». То приехавшую экспедицию выкосит непонятно откуда взявшаяся болезнь. То в дом с покойником зайдет мужчина с запиской от того, кто лежит в гробу и просит не хоронить его. Так как он в Китеже. Скоро вернется.
Такие «то», можно долго перечислять.
Свежие комментарии