Георгий Драконоборец предлагает Вам запомнить сайт «Этносы»
Вы хотите запомнить сайт «Этносы»?
Да Нет
×
Прогноз погоды

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

развернуть

Буджакский историко-этнографический регион

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

Буджакские степи.

Буджак – историко-этнографический регион.

Изначально - южная часть Бессарабии на северо-западе побережье Черного моря. В эпоху Средневекосья имел  греческое название Ο῎γγλο, возможно. Заимствованное от славянского  *ǫglъ; (у́гол.). Название «буджак» происходит от турецкого (крымско-тюркского, крымско-татарского) budžak "угол" (см. Радлов 4, 1862 и сл.)

 Из того же источникарум. Bugéc, Bugég "бессарабская степь" (Тиктин 1, 235; Мелих, AfslPh 38, 249). Объяснение названия  имеется у Кантемира в "Descr. Mold.", 19 (см. Г. Майер, Alb. Wb. 50):  "потомучто сама местность заканчивается острым углом".  Иными словами, название дано по расположению обл. в междуречье ниж. течения Днестра и Дуная, где она занимает угол между этими реками.

Буджак — историко-этнографическая и геогрическая область Украины (южная часть Одесской области), и Молдавии. В 17-18 вв. этот был регион кочевья Белгородской Орды. С 1812 г. этот регион вошел в составв Российской империи.

Буджака – это также село в Молдваии, в составе автономного территориального образования Гагаузия. По переписи населения 2004 г., в селе проживают 1 525 человек[1]. 942 жителей гагаузы. Меньшинства включают 115 русских, 85 украинцев, 56 болгар, 4 цыгана и 305 молдаван. Это также железнодорозная стацнция Комрат. Это село, точнее, поселок городского типа возник в 1978 г. из населённого пункта при совхозе-заводе «Буджак» в  Комратском районе Молдавской ССР.

В независимой Молдавии вследствие уменьшения численности населения, Буджак был переведён в разряд сёл.

 

Население

Буджак издавна известен своим пёстрым этно-языковым составом населения в целом. Ни один из народовне составляет в Буджаке большинства. В XIX и XX векахзначительную часть населения Буджака составляли немецкие колонисты. Сейчас немцев почти нет.

Так, по переписи 1989 года в украинской части Буджака проживали:

 

По переписи 2001 года в украинской части Буджака проживали:

К «прочим» относят, например, албанцев (в основном православных), очень немногих оставшихся немцев, еще более немногих уцелевших евреев, греков и некоторых других. 

Как уже понятно, этнический состав Буджака отличается большой пестротой и. если так можно выразиться. "нетрадиционной этнической ориентацией" некоторых населеящих его групп: православные албанцы (есть и мусульмане), старообрядцы. молокане, казаки - потомки казачества Подунайской сечи и некоторые другие.

Интересно рассмотреть, в частности, гагаузов.

 

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы

Историческая справка

Гагаузы – потомки средневековых тюркских кочевых племен (печенегов, тюрок-огузов, половцев) и других исчезнувших народов, волнами накатывающихся на юго-восточную Европу из южно-сибирских, среднеазиатских и прикаспийских степей.

В процессе миграции, особенно после татарско-монгольского нашествия на Восточную Европу, предки гагаузов откочевали через северно-причерноморские степи в равнинные районы Северо-восточной Болгарии и нижнего Подунавья. Гагаузы относятся к индоевропейской семье народов. По языку гагаузы причисляются к огузо-булгарской группе юго-западного ареала распространения тюркских языков.

Гагаузы – тюркский народ христианского вероисповедания, основная часть которого проживает в северной части центрального Буджака, с 1940 года вошедшего в южные пределы Республики Молдова. По переписи 1989 года в республике Молдова насчитывалось 152 тысячи гагаузов. Около 40 тыс. буджакских гагаузов проживает в сопредельных районах Одесской области Украины. Отдельные селения гагаузов есть в Запорожской области Украины, в Кабардино-Балкарии, Казахстане и в странах Европы (Болгарии, Румынии, Греции, Турции).

История гагаузского народа до настоящего времени мало изучена. Историческому гагаузоведению достоверно известны следующие факты по истории народа.

Гагаузы, как самостоятельный этнос, окончательно сложились к XIII в. в регионе северо-восточной Болгарии, преимущественно на территории Добруджи и Делиормана. Это оказалось в свое время возможным, так как в этом регионе присутствие тюркского элемента было вековой традицией (гунны – IV-V в., печенеги - IХ в., узы – Х-ХI в., половцы (куманы) – ХI-ХII в).

На территории Добруджи в ХIII в. известно государственное образование Узиэйлет, которое большинство ученых квалифицирует, как первое государство гагаузского народа. После того, как это государство пало под ударами османских завоевателей, история гагаузского этноса во весь период Средневековья остается по сей день неизвестной. Только в ХVIII в. в области Варны упоминается о существовавшей якобы гагаузской республике Вистер. Но это, как и другие исторические факты, связанные с историей гагаузов, требуют дополнительных исследований.

В конце ХVIII в. история фиксирует гагаузов, как самобытный этнос, упоминая о них в составе переселенцев Буджака из Северо-Восточной Болгарии.

В результате этих миграционных процессов, усилившихся очередной русско-турецкой войной 1806-1812 гг., генофонд гагаузского народа оказался разделенным на две части: одна часть (меньшая) осталась в Болгарии, большая же часть обосновалась в Бессарабии, в рамках Российской державы. Борьба гагаузов за свою свободу от притязаний молдавских бояр сразу же после переселения завершилась в декабре 1819 года Указом правительствующего сената России о предоставлении центральному Буджаку статуса иностранных колоний. Это фактически означало автономию для живущего здесь населения, значительную часть которого составили компактно расселенные гагаузы.

В середине XIX в. гагаузы Буджака претерпели очередное деление их окончательно сложившейся в Южной Бессарабии этнической территории. В результате войны 1856 года (называемой Крымской) Юго-Западная оконечность Буджака (южное Попрутье и селения нынешнего Вулканештского района, а также Болград, считавшийся центром бессарабских колоний) отошла к княжеству Молдова. Это повлекло за собой вынужденную миграцию гагаузского населения в сегодняшние пределы Запорожской области Украины. В результате последней русско-турецкой войны 1878 года эти территории вернулись к России в обмен на земли нынешней румынской Добруджи.

Гагаузы Буджака в XIX-XX в. разделили судьбу населения Российской империи и не оставались пассивными в вихре политических и социальных потрясений, имевших место в этой державе. В ходе революции 1905-1907 гг. население главного населенного пункта гагаузов – Комрата, восстав за свое национальное и социальное избавление, провозгласило свою Комратскую республику. Но восстание было жестоко подавлено властями.

События 1917-1918 гг. отразились на жизни гагаузов Буджака стремлением к реализации своей автономии, но начатая в этом направлении работа в январе 1918 года была сорвана румынской оккупацией Бесарабии. По этой же причине, кстати, была сведена на нет возродившаяся в конце 1917 года в Бессарабии государственность молдавского народа.

В условиях жесточайшей националистической дискриминации местного населения, и, прежде всего, гагаузов, румынскими властями в эти тяжелейшие годы, разумеется не могло быть и речи о восстановлении гагаузами своего права называться самобытным народом, уже не говоря о возможности реализовать свое право на самоопределение, на развитие своей письменности и своей национальной культуры. Не изменил эту ситуацию в отношении гагаузов и 1940 год, когда 2 августа была образована Молдавская ССР. Одним росчерком пера сталинские власти, без выявления на то воли гагаузов и болгар, разделили на две неравновеликие части их этнические территории. В результате около 80 процентов гагаузов оказалось в составе Молдавской ССР, 20 % - на территории сопредельной по Буджаку Украины.

Трагические последствия этого выразились в том, что на многие десятилетия компактно расселенный гагаузский народ оказался на своей же этнической территории рассредоточенным по различным административным районам и фактически затерянным в многонациональной массе населения Буджака. Разведенный границей двух национальных республик, распятый по административно-территориальным весям, народ на своей этнической территории оказался лишенным возможности консолидироваться для решения проблем своего выживания и национального возрождения. И это в условиях усиливающихся процессов денационализации.

После 1985 года, как и все народы СССР, гагаузы воспряли к очередному этапу борьбы за свое национальное возрождение и самосохранение.

 

Источник: http://ato-gagauzia.narod.ru/istoria.htm

 

. Общие сведения о гагаузском народе.

-   Гагаузы - тюркоязычный народ, верующая часть которого исповедует христианство (в
отличие от большинства народов тюркского мира), исповедующих преимущественно ислам.

-        В мире насчитывается приблизительно 300 тыс. гагаузов.

Из них, согласно переписи населения в СССР 1989 г., свыше 152 тыс. проживает на
территории Р.М. В том числе: около 140 тыс. - живут компактно в центральном Буджаке,
т.е. на своей этнической национальной территории Гагауз Ери (Гагаузии). Остальные из 152
тысяч живут дисперсно по всей Молдове.

Есть несколько гагаузских сел в Казахстане, Кабардино-Балкарии.
На территории Украины, в Одесской, Запорожской и в Днепропетровской областях
проживает в общей сложности около 40 тысяч человек.

Значительное количество гагаузов проживает в Румынии в Болгарии, Турции, Греции.
Точное число их в этих странах неизвестно, так как показатели статистической литературы
или полностью отсутствуют или сильно разнятся, или искажены заведомо.

Бессарабские гагаузы, как и другие группы этого народа на постсоветском
пространстве, являются потомками гагаузов - переселенцев из Северо-Восточной Болгарии в
Буджак в конце XVIII - нач. XIX вв. Основной генофонд этнических гагаузов после
переселения в Буджак, благодаря компактности расселения сформировали здесь свою
этническую территорию. В дальнейшем, воспроизведя себя здесь как самобытный этнос и
продолжая своё этническое развитие, гагаузы оказались способными воспрянуть в конце 80-
х годов XX в. к этническому самовозрождению через самоопределение в виде национальной
территориальной автономии - Гагаузия, Гагауз Ери.

О проблеме происхождения гагаузов.
1. Степень изученности истории гагаузов.

История и культура гагаузов изучены слабо, хотя интерес в науке к этому
оригинальному народу, оказавшемуся исторически на стыке двух миров: Европы и Азии;
Запада и Востока, существует вот уже более 100 лет. Причина этого кроется в том, что за
последние десятилетия многие проблемы истории и развития гагаузского этноса не стали
объектом сколько-нибудь серьёзных масштабных научных изысканий.

Первые письменные сведения о гагаузах в обозримый исторический период известны
с середины XIX века, когда учёные стали различать этнических гагаузов среди других групп
населения Бессарабских колоний, главным образом среди этнических болгар.
2. Дискуссии и гипотезы по проблеме происхождения гагаузов.

Вопрос о происхождении гагаузов породил многочисленные споры в среде учёных.
Ещё в начале XX в. болгарский учёный Г. Димитров насчитал 18 различных гипотез о
происхождении гагаузов. Все они по своей сути не равнозначны. В настоящее время ученые
насчитывают более 21 гипотезы.

Ещё в 70-х г. XIX ст. почти одновременно появились 2 противоположные гипотезы:

о '' тюркском'' и

о ''славянском'' происхождении гагаузского этноса.

-        Но и другие гипотезы хоть и малоубедительны, но любопытны, так как отражают то,
что этногенез гагаузов - это сложный, длительный процесс и в нём принимали участие
многие этнические компоненты. Отметим некоторые из упомянутых гипоте Так, крупный румынский историк Н. Иорга отмечал, что гагаузы, несомненно,
потомки старого населения, обитавшего на Балканском п-ове с глубокой
древности. По его мнению, будучи в основном городским населением, они (как и
караманы) забыли свой «старый греческий» язык.

-        Другие румынские авторы Ботнареску и Хаждэу считали гагаузов остатками
древнего «нероманизированного населения Балканского полуострова».

-        Ф. Канитц считал гагаузов греками.

-        Замфир - Арборе считал их македонскими влахами.

Есть даже такое мнение - что гагаузы произошли из смешения влахов, греков и
итальянцев с болгарами в эпоху (средние века) присутствия в прибрежных районах Северо-
Восточной Болгарии торговых факторий Генуэзской и Венецианской республик.

-                  В 1896 г. археологи братья Шкорпилы считали гагаузов потомками
протоболгар. По их мнению, часть протоболгар приняла христианство и стала гагаузами,
другая часть - мусульманство и стала гаджалами.

1) Гипотеза славянского происхождения гагаузов родилась в сер. XIX в. в полемике о
перспективах развития национальной культуры населения Буджакских колоний. Согласно
этой теории гагаузы - это болгары, воспринявшие турецкий язык и потому представляющие
часть болгарского этноса.

Эту теорию критиковали Л. Милетич (1904) и И.Д Шишманов (1916). Они далеко
непредвзято утверждали, что ''Халис гагаузы'' (настоящие гагаузы) - не болгары принявшие
турецкий язык, а осколки какого-то тюркского племени".

В 30-е годы XX в. спор о происхождении опять вспыхнул (Чанков, Манов, Младенов,
Хоппе).

В ходе научных дискуссий выяснилось, что "Славянская" теория происхождения
гагаузов оказалась надуманной и абсолютно ненаучной даже в трудах таких известных
учёных как Маринов В. (Болгария), Мещерюк И.И. (Молдова). Основные аргументы этой
теории: сходство антропологического типа, ряда традиций, фольклора и т.д.) на поверку
научно несостоятельны и крайне недостаточны.

Подтверждением этого является то, что гагаузский язык один из самостоятельных
тюркских языков, что в своё время было доказано крупными тюркологами Дмитриевым и
Баскаковым. Опираясь на их труды, Л.А. Покровская пришла к убеждению, что гагаузский

*

язык действительно является самостоятельным тюркским языком, а не стамбульским
диалектом турецкого языка.

2) Сторонников тюркского происхождения гагаузов можно подразделить на четыре
группы в соответствии с основной идеей их теорий:

а)  Преимущественно турецкие ученые утверждают, что гагаузы ведут своё
происхождение от турок-сельджуков.

б) Одна группа учёных считает гагаузов потомками куман (кыпчаков, половцев).

в) Некоторые усматривают в гагаузах потомков узов (торков), а той всех северо-
тюркских племен (печенегов, куман).

г) Ряд учёных считают, что гагаузы - это тюрки (но не уточняют какие)

д) Последователи теории о сельджукских корнях гагаузов появились в начале XX
в., когда затихла дискуссия между сторонниками "славянской" и тюркской гипотез. Её
выразители: болгарские учёные (Г. Баласчев, И.К. Димитров). Главным источником для
обоснования этой гипотезы послужило произведение ''Огуз-наме'', представляющее
изложение раннего периода истории тюрок - сельджуков. Основной смысл этой теории:
флот тюрок - сельджуков во главе с султаном Изеддином Кейкавузом и его родственником
Сары-Салтуком в сер. XIII в. бросил якорь на берегу Чёрного моря между Балчиком и
Варной. К этому времени Византийская империя простиралась до Дуная. В исторической
литературе эта территория носила название Паристрион, где частыми «гостями» с IX по XIII
в.в. были северо-тюркские племена (печенеги, узы, куманы). Переходя на оседлость, часть
этих тюрков множили редкое население этой Северо-Восточной окраины Византии. На базе
этого, а также и пришлого сельджукского населения в Добрудже появилась так называемая
''Огузская держава'', которая помогала Византии в борьбе против болгар и задунайских
кочевников. Существование сельджукской колонии в Добрудже в XIII в. подтверждается
работами многих исследователей.

К этой гипотезе присоединились П.Н. Ников, Е.М. Хоппе, В. Зайончкавский, Р. Вулпе
и Братиану, П. Виттек и М.П. Губоглу.

П. Виттек считает гагаузов непосредственными потомками сельджуков Изеддина
Кейкавуса.

М.П. Губогло - связывает происхождение гагаузов не только с сельджуками, но и
ОГУЗАМИ. (надо пониматьузами пришедшими в регион черех Северное Причерноморье).

К этой теории подключался и турецкий учёный И.Х. Узунчаршилы, но обоснованных
доказательств своим утверждениям он так и не дал.

Болгарский ученый Атанас Манов, увлёкшись этой теорией стремился доказать, что
гагаузы составляли основной этнический элемент вышеуказанной ''огузской державы''. По
его мнению, гагаузы занимали в ней привилегированное положение по сравнению с другими
тюркскими элементами населения этого государственного объединения. Он писал, что в XIII
в. гагаузы были христианами, поскольку официальная религия в Огузском государстве была
христианской, а церковь с экзархом находилась в Каварне, подчиняясь
Константинопольскому патриарху.

Согласно А. Манову, гагаузы присоединили к себе и ассимилировали христианские
элементы из остатков протоболгарских и других северно тюркских племён. Но впоследствии
научный анализ текста ''Огуз-намэ'', проведённый учёными Златарским и Мутафчиевым и
сравнение с данными греческих историков привел их к выводу, о несостоятельности теории
о турецко-сельджукском происхождении гагаузов.

ГУБОГЛО М.Н.: склонен считать, что этноним «гагаузы» - в греческом языке
означал христианских огузов в отличии от огузов - язычников или мусульман. Он считает,
что христианизация тюрок в этих пределах была довольно длительным процессом. Так
например, в одном из указов константинопольского патриарха от 1652 г. действительно
говорилось о присоединении к Варненской экзархии'' всех границ и сёл''. По мнению
М.Н.Губогло, могло быть и так, что в свое время после падения ''Огузской державы'' под
ударами турок-осман одна часть гагаузов приняла ислам, другая сохранила приверженность
к христианской религии. Последние остались под влиянием константинопольского
патриарха. Многие из них получили греческое образование и впоследствии стали
именовать себя эллинами. Две другие группы остались под сильным влиянием турок и
болгар. Повидимому, именно это и послужило впоследствии поводом говорить о трёх
этнических группах гагаузов:

''греческие гагаузы''

''болгарские гагаузы''

"настоящие гагаузы" (''хасыл гагаузлар'').

Учёный Г. Балаечев считал добруджанское княжество князя Балика ''Турецко-
сельджукским '' или огузским политическим объединением, а самого Балика близким к
султану Изеддину Кеукавузу и Сары-Салтуку. В действительности же Балик, также как и
большая часть обитателей его княжества был куманом по происхождению.

Теория куманского происхождения гагаузов впервые была выдвинута
Григоровичем В.И. Он считал, что гагаузы являются потомками куман, переселившихся в
Болгарию в Х1-Х11в.в. Эта идея увлекла многих. Наиболее обстоятельно эта гипотеза была
рассмотрена в работах чешского историка Константина Иречека. Он считал гагаузов и
сургучей потомками печенегов и куман. Он утверждал, что язык гагаузов близок к
куманскому, который был широко распространён в ХШ-ХГУв.в. в регионе Северо-Восточной
Болгарии. Так, известно, что один из испанских миссионеров специально для миссионерской
деятельности в этих пределах стал изучать язык куман.

Многие топономические наименования, личные имена и фамилии, встречающиеся в
Молдавии, Румынии и Венгрии, а так же на Балканах до нашего времени сохранили
признаки куманского происхождения.

Собирая сведения о гагаузах С-В Болгарии К. Иречек обнаружил, что в их языке
имеются некоторые ''татарские'' и ''доосманские'' слова, близкие к лексике куманского языка.

Отстаивая куманское происхождение гагаузов, Иречек отмечал, что само
наименование гагаузов произошло от куман, потому что последние сами себя называли в
быту '' узы '' и '' огузы ''. Но нельзя не учитывать тот факт, что изучая этнографию
варненских гагаузов, он одним из первых пришёл к выводу, что гагаузы Балканского п-ова
не представляют единого этнического целого.

Взгляды К. Иречека на куманское происхождение гагаузов были восприняты и
развиты болгарскими исследователями более позднего времени.

Кочевые куманы южно русских степей переселялись на Балканы неоднократно.
Впервые они появились здесь в ХГ в. Второй раз переселение куман на Балканы произошло в
сер. ХГГ в. По мнению многих исследователей именно из их среды вышли первые цари
Второго Болгарского царства Пётр и Асень. По словам некоторых авторов в составе
населения Второго Болгарского царства куманы составляли значительный этнический слой,
активно включившийся в формирование кланов в составе господствующего класса и элиты
государственных структур ГГ Болгарского царства.

Переселение отдельных кочевых объединений куман на Балканы продолжались и в
первые десятилетия ХГГГ в. Потерпев поражение в битве при Калке от татаро-монгол часть
куман вынуждена была искать спасения на Балканах.

В ХГУ в. возвышение одного куманского племенного объединения в С-В Болгарии
даёт сильную княжескую династию Добруджанскому княжеству, в составе которого видную
роль играли куманы.

По мнению носителей идеи куманского происхождения гагаузов - гагаузы являются
потомками этих куман.

Слабые места этой идеи:

-  Серьезных доводов подтверждающих эту роль куман в связи с этногенезом гагаузов,

ещё не существует.

-  Различия в языке и самоназвание.

4)               Автором идеи о происхождении гагаузов от узов, известных в русских
летописях под именем торков был русский этнограф Мошков. Известно его объяснение
этнонима «гагауз» (гаг - огуз - где гаг - это имя одного из племенных названий). К этой
гипотезе присоединились и другие авторы, в том числе и А. Манов. Манов считал, что узы
впоследствии были полностью растворены среди сельджукских переселенцев.

При выяснении вопроса об этнической принадлежности гагаузов особое внимание, по
всей видимости надо уделять месту, которое занимает гагаузский язык в системе тюркских
языков. Одни утверждают, что язык гагаузов имеет общие огузские черты и, отличаясь
составом лексики, относится к Огузско-Булгарской группе тюркских языков. По мнению
других - гагаузский язык - один из языков огузской группы языков, в которую входят
древние языки печенегов и узов.

Основанием для гипотезы о происхождении гагаузов от узов служат конкретные
исторические факты, показывающие переселение этих кочевников на Балканы. Эти сведения
находятся в трудах византийских авторов, в том числе Анны Комниной и др.

Некоторые учёные (Ковальски) допускали участие в этногенезе гагаузов всех трёх
вышеперечисленных этнических компонентов:

-        Остатков кочевых тюрок южнорусских степей (печенегов, узов, куман);

-        Переселенцев из Анатолии в XIII в. турков-сельджуков;

-        Турецких колонистов Северо-Восточной Болгарии вместе с отуреченными болгарами.

5)       Некоторые тюркологи предрживаются мнения о тюркском происхождении без
уточнения: какие тюрки стали исходным компонентом этногенеза гагаузов.

6)              В научной тюркологии наиболее вероятным а настоящее время считается
мнение о северо-тюркских племенах (печенегов, узов, куман) как прямых предках гагаузов.
Сторонником этой теории был прекрасный знаток истории Средневековой Болгарии П.Н.
Мутафчиев. Он считал, что гагаузы представляли этническую смесь из северо-тюркских
элементов: печенегов, узов и куман, которые в предосманскую эпоху поселились в
различных районах Балканского п-ова, а в эпоху османского господства избежали
болгарской ассимиляции.

Существенный вклад в тюркскую гипотезу вложил советский учёный Г. Марков,
один из первых исследователей, обнаруживший в культуре гагаузов черты кочевого быта и
элементы, сближающие гагаузов с кочевыми средневековыми тюркоязычными народами
Центральной и Средней Азии. Это же доказывают исследователи фольклора и этнографии.

Т.о. этногенез гагаузов, ещё далеко не исследован. Наличие многочисленных гипотез
говорит о том, что вопрос часто исследовали односторонне. А на самом деле, на наш взгляд,
формирование гагаузов происходило путём смешения различных этнических элементов, в
том числе даже с эллинским через посредство приверженности к православию.

Данные, которыми в настоящее время располагает наука, позволяют говорить, что
предками гагаузов были кочевые племена (печенеги, узы, куманы), которые, начиная с XI в.
смешивались с различными этническими группами Балканского населения в ходе перехода
первых на оседлость именно здесь.

 

Целиком этот материал см. здесь: http://dimpo67.narod.ru/knigi/Istoria_Marunevici.pdf

Буджакский историко-этнографический регион и гагаузы 

 

Для интересующихся историей гагаузов – можно посмотреть материал тут

6:

http://www.hist.msu.ru/Science/Disser/Anikin.pdf ссылка на автореферат

 

Кроме того, с тех пор (а это не очень новые работы) вышла книга М.Н. Губогло. Гагаузы в мире и мир гагаузов. Но скачать ее вроде как пока нельзя (во всякому случае, легально), можно тольку купить.

И, наконец, в конце 2014 г. в Одессе вышла книга "Историко-этнографические очерки Буджака" - там об этнической истории и культуре всех населяющих этот удивительный регион народах. Доклад об этой книге я слышала. равно как и презентацию. Скачать, разумеется, пока нельзя...


Опубликовала mariazavelskaya mariazavelskaya , 12.01.2015 в 23:29
Статистика 1
Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Комментарии

Показать предыдущие комментарии (показано %s из %s)
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya 13 января 15, в 16:56 Тюрки живут на огромной территории, смешивались со многими народами. Говорить о "типично тюкрском" облике довольно нелепо. Есть тюрксие языки. но не тюркский облик. Текст скрыт развернуть
3
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya 13 января 15, в 18:43 Вы сами только что перечислили самые разные народы. Более тогло, исследователи (нормальные, а не расисты) полагают, что этничность, это культура, а не раса. Тут речь шла о гагаузах и о предположениях относительно их истории, а не ДНК. Впрочем, на последнюю тему вы можете прочитать работу Н.А. Дубовой. Антропологический облик гагаузов (вроде есть в сети). Текст скрыт развернуть
1
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya 13 января 15, в 20:02 Хоть я и этнограф, но плохо представляю себе, что такое основополагающее мирвоззрение того или иного народа. Тем более что тюрки - не народ, а группа этнических общностей, испытавшая самые разные влияния. Вы посмотрели работы, на которые в посте есть ссылки? Это не рассуждения об основополагающем чего-то там (проститте. не хочу обидеть), но нормальные исследования, с изложением НАУЧНЫХ точек зрения. Текст скрыт развернуть
3
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya 13 января 15, в 20:04 Да я ведь тоже не "гагаузовед":))) Поэтому и правда - посмотрите работы специалистов, там местами хоть и мудрено, но в целом интересно написано. Текст скрыт развернуть
1
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya 13 января 15, в 21:34 Ох... Лучше все же нормальные этнографические книжки читать. Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец 14 января 15, в 18:38 Гагаузы-тюрки.Надо же!

Более четверти века назад со мной служил молдавский парень,который,говоря о гагаузах из Гагаузии,позиционировал их как потомков цыган или ,по крайней мере,людей с большой примесью цыганской крови.Как бы Вы прокомментировали такой чисто народный подход?
Текст скрыт развернуть
0
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 14 января 15, в 18:46 Остановимся несколько подробнее на этнической истории греков, болгар, албанцев, которые, так же как и упоминавшиеся выше гагаузы, являются потомками переселенцев с Балканского полуострова, пришедших в Россию частично в XVIII в., но главным образом в XIX в. Это переселение было следствием политического положения на Балканах и русско-турецких войн (1787—1791, 1806—1812, 1828—1829, 1853—1855 гг.), вызывавших значительное передвижение населения. Христианское население, угнетаемое и беспощадно ограбляемое правительством Османской империи, видело в России своего освободителя от многовекового турецкого гнета. Оно снималось с места и массами уходило вслед за русской армией.

Раньше других, еще до XVIII в., на юге России стали возникать греческие поселения. Наиболее же интенсивная греческая имиграция в южные степные районы Украины приходится на вторую половину XVIII в., когда русское правительство использовало греческих поселенцев для пополнения военных гарнизонов, а затем и для экономического освоения Новороссии. В русско-турецкой войне 1768—1774 гг. греки-повстанцы Греции сражались на стороне России, а по окончании войны значительная часть их поселилась в Крыму. Новые греческие военные поселения близ Балаклавы были основаны в 1784 г. В конце XVIII в. русское правительство вывело часть греков — торговцев и ремесленников из Крыма и расселило их в районе вновь основанного города Мариуполя (ныне г. Жданов, Донецкой обл.). Греческая колонизация юга Украины продолжалась и позже, в частности в 1794 г. после основания г. Одессы и в 1820-х годах в связи с греческой революцией и последовавшей за нею греко-турецкой войной.

К началу XIX в. греческие поселения утратили военное значение. Греческие колонисты Таврической, Херсонской и Одесской губерний занимались земледелием, торговлей, ремеслами.

Еще в Крыму греки, населявшие степные районы и побережье, восприняли татарский язык (их называли «греки-татары». Другая часть, жившая в горных областях, сохранила свой язык — диалект новогреческого. Эту группу именовали «греки-эллины». В настоящее время родной язык сохранили в основном потомки этой последней группы.

О поселении болгар на юге России первые официальные данные относятся ко второй половине XVIII в. В этот период, как и позже — в XIX в., направления эмиграции были различны: в Буджакские степи (южная часть Бессарабии), в район Одессы и в Крым. Однако юг Бессарабии оставался основным местом, куда стекались беженцы из северных районов Болгарии (особенно после 1812 г., когда Бессарабия вошла в состав России). Из северо-восточной Болгарии вместе с болгарами переселялись албанцы и гагаузы.

Колонисты получали от русского правительства земли и основывали колонии. Они занимались земледелием, виноградарством и виноделием, овцеводством, в меньшей степени — торговлей и ремеслом.

В 1856 г., когда по Парижскому трактату южная часть Бессарабии была присоединена к княжеству Молдова, находившемуся в вассальной зависимости от Турции (в 1859 г. княжества Молдова и Валахия объединились и стали именоваться Румынией), христианскому населению Бессарабии было разрешено перейти в Россию. К этому времени среди колонистов стала ощущаться острая нехватка земли, поэтому часть их охотно двинулась в Россию на слабо заселенные земли Южной Украины. Это переселение состоялось в 1860—1862 гг.

Русское правительство было заинтересовано в заселении и экономическом освоении степных пространств Северного Причерноморья и Приазовья (Новороссия). Поэтому именно сюда направило оно поток переселенцев из южной Бессарабии.

Первое время после переселения в Россию главное место в хозяйстве колонистов занимали овцеводство и виноградарство. Хлебопашество (озимая пшеница) приобрело значение в конце XIX в., когда начали появляться первые сельскохозяйственные машины, а пшеница стала пользоваться большим спросом на рынке.

карта

Хозяйственные связи болгар, гагаузов, албанцев Причерноморья и Приазовья между собой и с живущими в тех же местах украинцами и молдаванами сближали все эти этнические группы и в культурном отношении. Определенную роль играло при этом и общее вероисповедание — православие. Такое обстоятельство наложило отпечаток и на языковые связи: подавляющая часть мужского населения в первой четверти XX в., кроме родного языка, знала языки соседнего населения.

Болгары, численно превосходившие остальных колонистов, имели большую потребность в знании русского языка: они скорее, чем их соседи, восприняли русскую культуру и утратили многие самобытные черты культуры и быта. Албанцам и молдаванам, вкрапленным отдельными селами в болгарский массив, необходимо было знать болгарский язык. Гагаузы, рассеянные по всему югу Таврической губ., вступали в тесное общение и с болгарами, и с албанцами, и с молдаванами, усваивая их язык и материальную культуру. Однако процент смешанных браков в этом многонациональном районе был невелик.
Текст скрыт развернуть
0
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец Георгий Драконоборец 14 января 15, в 18:48 Что "цыганская версия" никак не соотносится с действительностью,мне и самому понятно

Но-откуда взялась?
Текст скрыт развернуть
0
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 14 января 15, в 19:12 Ну, примесь "цыганской кроси" там вполне вероятна. А почему данный человек не хотел быть гагаузом - неведомо. Сейчас у них вовсю проснулась гагаузская самоидетификация, точнее, ее разбудили от крепкого сна:) Пишут историю, изучают этнографию, язык и пр. Это хорошо. коненчо, по крайней мере, хоть часть читающего населения перестает нести бред про арийцев-гиксосов-шумеров... Текст скрыт развернуть
1
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 14 января 15, в 19:15 Ну, в этих местах, Вы же помните: цыгане пестрою толкой по Бессарабии кочуют:) Смешение языков, культур, ДНК, "основополагающих мифов" - полное. Вы же видите: православные албанцы, русские молокане, потомки казаков Задунайской Сечи, всевозможные экзотические мелкие группы. Мне прихдилось там бывать в 1990 г. - удивительное место (Буджак). Текст скрыт развернуть
1
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 14 января 15, в 19:16 И, кстати. господа модераторы - комменты мне и правда приходят через раз. Не глянула бы вой пост - не увидела бы Ваших комментариев... Текст скрыт развернуть
1
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец mariazavelskaya mariazavelskaya 14 января 15, в 20:42 Эх, на этот механизм мы никак не влияем. По правилам Вам как автору темы должно все приходить.
Напишу жалобу в МирТесен.
А сам я вопрос решаю тем что хоть пару раз в день захожу в какую- нибудь из тем и на правом поле проглядываю все последние комментарии, по крайней мере их началр.
Если что- то привлекает- кликая на коммент и захожу в дискуссию.
Мне эта методика нравится.
Были б сотни комментов, тогда б не успевал.
Но их не так уж и много.
Текст скрыт развернуть
0
Георгий Драконоборец
Георгий Драконоборец mariazavelskaya mariazavelskaya 14 января 15, в 20:44 У него не стоял вопрос быть ли гагаузом. Он был чистокровный молдаванин.
А это- так, соседское мнение. Мол, соседи называют себя " гагаузы" , а сами - цыгане.
Местная легенда.
Текст скрыт развернуть
0
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 14 января 15, в 21:15 Георгий, спасибо. Кстати, виноградарство и разведение овец и сейчас основное занятие большинства жителей Буджака вне зависимости от этнической и религиозной принадлежностисти. "Мы живем с винограда и с овец", - характерный ответ многих информантов. Так оно и есть. Отсюда и относительно мирное сосуществование столь разных групп, их дже некоторая аполитичность (к счастью). Текст скрыт развернуть
0
mariazavelskaya mariazavelskaya
mariazavelskaya mariazavelskaya Георгий Драконоборец 14 января 15, в 21:17 Теперь разом пришла куча комментов... Текст скрыт развернуть
0
Показать новые комментарии
Показаны все комментарии: 15

Поиск по блогу

Последние комментарии

Ф
Рушан Мухамеджанов
))))))))))))))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Рушан Мухамеджанов
)))))))))))))))))))
Рушан Мухамеджанов Русское золотое шитье
Алексей322
Федор Д
Прелесть..... это из сказки???
Федор Д Митридат VI Евпатор. Жизнеописание
Юрий Вовк
Константин
май 1987 - ноябрь 1987
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
Константин
Это всё хуйня кто дрищем служил, дрищем и останется
Константин Остров Русский - символ солдатского унижения
O
Имя Не Указано