На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Карикатурв времен Отечественной войны на Наполеона и его Армию

Карикатуры эпохи Отечественной войны 1812 года

 И А Иванов

http://antikvar.ucoz.ru/_ld/1/71308.jpg

При штабе Михаила Илларионовича Кутузова уже в первые месяцы Отечественной войны 1812 года была создана специальная типография, призванная вести пропагандистскую деятельность среди населения и армии. Были найдены новые для России формы художественного воздействия на общество: сатирические карикатуры на Бонапарта и его армию. Всего было создано около 200 произведений, большая часть из них не подписана. 

Мужество русского народа, в том числе простых крестьян, бегство некогда непобедимой наполеоновской армии, примеры самоотверженности — вот темы знаменитых «летучих листов». 

Иногда сатирические картинки на темы 1812 года называют лубочными. Лубок, известный на Руси с XVI века, был очень популярен в народе. Уже Петр I был вынужден отделить листы невинного содержания от лубков с политическиой окраской, введя в 1723 году запрет на лубочное изображение царствующих особ. Тем не менее, самой известной сатирической картинкой петровского времени стал знаменитый лубок «Как мыши кота хоронили». Забавный рисунок сопровождался надписью, прозрачно намекавшей на причину смерти императора: «Кот Котофеич, он часто пил ерофеич, невзначай он много выпил ерошки и вздернул ножки». Подобные народные сатирические картинки были весьма немногочисленны, иногда они использовались в пропагандистских целях. 

В Европе к началу XIX века искусство карикатуры стало своего рода интернациональным языком. Английские карикатуристы Д. Гилрей, Т. Роулендсон и другие создали не менее тысячи сатирических рисунков, высмеивающих Наполеона и его политику. Именно англичанам принадлежит авторство карикатурного типа Бонапарта. Невзрачная фигура с длинными руками, на тонких ногах, в огромных сапогах, увенчанная большим носом, стала узнаваемой. Впервые английские мастера предложили зрителю образ Наполеона в виде корсиканской лисицы или корсиканского мясника. Творения «английского бульдога», терзающего «корсиканскую ищейку», были настолько популярны в Европе, что вполне естественным было желание мастеров других европейских государств приобщиться к этому успеху. Несколько видных мастеров работали в Германии. Хотя многие произведения немецких сатирических графиков были анонимны, до нас дошли имена Д. Ходовецкого, И. Фольца и других. Но немецкие карикатуры на Наполеона и его походы появились только в 1813 году. 

 

Карикатура И.А.Иванова

http://antikvar.ucoz.ru/_ld/1/46833.jpg

Если обратиться к хронологии издания российских «летучих листов», то говорить о конкретной дате выпуска той или иной карикатуры не приходится. До 1812 года в России не было карикатур на Наполеона, в связи с внешней политикой Александра I. Существует даже предположение, что российский император запретил сатирические выпады в сторону Бонапарта. Именно с этой политикой связывают запрет на дальнейшее издание сатирического «Журнала карикатур на 1808 год в лицах», первый номер которого был издан А.Г. Венециановым в 1807 году. Очень немногие карикатуры — всего четыре — были изданы в Москве до момента ее оставления русскими. Эти листы можно отнести скорее к разряду иллюстрированных прокламаций, чем к карикатурам. 

Первый сатирический листок 1812 года, работы неизвестного автора, «Руской ратник Иван Гвоздила и руской милицейской мужик Долбила» (орфография оригинала), в виде двух самостоятельных картинок, был напечатан 1 июля 1812 года по распоряжению графа Ф.В. Ростопчина. Надпись имела несомненное сходство с его шумливыми пропагандистскими призывами, «дружескими посланиями к жителям Москвы», известными как «ростопчинские афиши», которыми московский генерал-губернатор старался поднять волну патриотизма в народе: «У бусурмана ношки тоненки душа коротенка…». Образ ополченца Долбилы неизвестный автор позаимствовал из карикатур времен Екатерины Великой. 

Другие две картинки, тоже неподписные — «Крестьянин Иван Долбила» и «Корнюшка Чихирин» — представляли собой творения того же рода, мало отличающиеся от грубоватых лубков. 

Москва находилась в эпицентре военных действий и была не в состоянии на тот момент дать иные художественные решения. Что не смогла древняя столица, блестяще выполнил Петербург. Именно здесь возник своего рода триумвират единомышленников, связанных личной дружбой, которые стали авторами самых знаменитых карикатур на тему войны 1812 года. 

Речь идет об Алексее Гавриловиче Венецианове, Иване Ивановиче Теребеневе и Иване Алексеевиче Иванове. Именно они создали большую часть известных ныне карикатур и жанровых картинок на тему борьбы с французскими захватчиками. 

Венецианов, родоначальник крестьянской темы в русской живописи, не подписывал свои карикатуры. Его авторство было впервые установлено в печати известным коллекционером и знатоком графики, сенатором и государственным деятелем Д.А. Ровинским. В своем фундаментальном труде «Подробный словарь русских граверов XVI–XIX веков» Ровинский относил к авторству Венецианова 20 карикатур. Первые семь венециановских сатирических листов 1812 года, талантливых и высокотехничных по исполнению, перекликались с «Мыслями не вслух на Красном крыльце» графа Ростопчина: галломания, преклонение перед французскими гувернерами, парикмахерами и им подобными разлагающе влияет на русское общество. Эти карикатуры отразили состояние русского общества, когда, по замечанию А.С. Пушкина, «гонители французского языка и Кузнецкого моста взяли в обществах решительный перевес, и гостиные наполнились патриотами». 

http://antikvar.ucoz.ru/_ld/1/51629.jpg

 

    
И.И. Теребенев. Карантин для Наполеона по возвращению его из России. Иллюстрации из издания «Отечественная война в русском обществе 1812–1912». М., 1911–1912. Т.V

В остальных своих карикатурах Венецианов отобразил в сатирическом виде различные эпизоды военной кампании: «Наполеон после сражения под Малоярославцем», «Французы, голодные крысы, в команде у старостихи Василисы». Автор избегал подробных пояснительных надписей, поэтому художественная сторона его работ превалирует над текстовой. Это отличало его гравюры от работ знаменитого скульптора и рисовальщика И.И. Теребенева. 

Карикатуры Теребенева конкурировали с работами его друга Венецианова, а по литературной части были более содержательными и остроумными. Первая из подписанных его именем 37 карикатур появилась в феврале 1813 года. Из общего числа анонимных карикатур, а их около 150, большую часть неподписанных работ также принято относить к авторству Теребенева. Его популярные листы «Мыльные пузыри», «Угощение Наполеона в России», «Наполеонова пляска» и ряд других навеяны работами европейских мастеров сатирического жанра. Большинство работ было направлено на осмеяние Наполеона, его сподвижников, «доблестной» армии. Четкий рисунок, стройность композиции, художественный характер каждой детали, живописность, великолепные тексты — характерные черты работ Теребенева. 

В 1815 году увидела свет книга «Подарок детям в память о событиях 1812 года», более известная как «Теребеневская азбука». Состояла она из 34 карикатур с двустишиями на каждую букву. На основе карикатур на тему 1812 года были изготовлены небольшие, в 1/16 долю листа раскрашенные вручную акварелью офорты. Каждая карточка представляла определенную букву алфавита. Так, буква «В» выглядела следующим образом: голодные французские солдаты раздирают на куски ворону. Под картинкой беспощадная надпись: «Ворона как вкусна, нельзя ли ножку дать. А мне из котлика хоть жижи полизать». Но некоторые карикатуры призывали к доброте и человечности. Например, карточка с буквой «О». Возле палатки русские солдаты кормят трех французов, один уже жадно ест, другой с надеждой тянется за куском, третий благодарно лобызает солдата в плечо: «Один лишь Росс в врагах чтит кристианску кровь. Сколь месть его страшна, столь искренна любовь». 

Автором карикатур, помещенных в азбуку, был не один только Теребенев, хотя как раз с его именем связывают это знаменитое издание. Он действительно был создателем 16 из 34 карикатур «Подарка детям в память 1812 года». Авторство ряда листов принадлежит Иванову, Венецианову и других. 

Известный художник И.А. Иванов часто работал совместно с Теребеневым. Он подписывал свои работы инициалами (И. И.), всего известно 6 листов. Но принято считать, что автор оставил значительно большее количество работ. В них гораздо меньше юмора, нет острой политической окраски, но зато они отличаются более сложной композицией. Среди популярных работ Иванова можно назвать «Наполеон формирует новую армию из роты уродов и калек», «Бегство Наполеона». 

Известны имена и других «карикатурщиков» (по определению В. Даля), которые также принимали участие в создании сатирических листов: А.О. Орловский, К.А. Зеленцов, А.Е. Егоров, А.Л. Витберг. 

     

http://antikvar.ucoz.ru/_ld/1/92048.jpg

А.Г. Венецианов. Изгнание из Москвы французских актрис. Иллюстрация из издания «Отечественная война в русском обществе 1812–1912». М., 1911–1912. Т.V 

Карикатуры предназначались не для широких народных масс, хотя многим из них старались придать вид именно народных картинок. Зачастую они имели сложные стихотворные подписи, порой на иностранных языках. Стоили сатирические листы весьма дорого. Цена листа назначалась в размере от одного до трех рублей, в зависимости от качества раскраски гравюры. Теребеневские карикатуры, изданные в виде альбома, стоили от 24 до 35 рублей ассигнациями. Народ мог разглядывать их только на стенах, где они развешивались для всеобщего обозрения. 

Интересно, как отразилась карикатура в иных областях искусства, к примеру, в русском художественном стекле XIX века. Самой популярной темой в росписях была Отечественная война 1812 года: наряду с портретами героев войны и батальными сценами часто изображали и армию Бонапарта в карикатурном виде. 

Бахметевский завод в 1813–1815 годах выпускал кружки с изображением Наполеона и русских крестьян по сатирическим рисункам Теребенева. Некоторые исследователи советского агитационного фарфора 20–30?х годов XX века проводят определенные параллели с русским фарфором и стеклом, выпускавшимся в России по следам Отечественной войны 1812 года. 
 
 
Когда Отечественная война пробудила национальное самосознание, когда все стали говорить о необходимости быть, прежде всего, русскими, то наши тогдашние художники тоже стали выбирать темы из русской жизни. Первыми такими национальными художественными произведениями были у нас - карикатуры на Наполеона и французов. В эпоху Отечественной войны они появились у нас в огромном числе и пользовались у нас огромной популярностью. Вот именно на этих карикатурах и картинках для народа и появились впервые русский мужик, русский солдат, русская изба и русская природа. Кроме того знаменитая «академическая условность», которую так отличались наши картины в начале XIX века, на этих карикатурах не только уступила место реализму, но даже была вытеснена явлением противоположным - шаржем. Таким образом, карикатуры эпохи Отечественной войны имеют значение в истории русской живописи. Это несомненно, и против этого спорить нельзя.
Однако этим карикатурам придавали (и придают до сих пор) еще другое - политическое значение. По мнению некоторых историков, они способствовали пробуждению ненависти к французам и к Наполеону, были своего рода художественными политическими памфлетами, чем и помогли тогдашнему нашему правительству в организации народных сил против гораздо более сильного врага.
Артемьев К. «Карикатуры эпохи Отечественной войны» // Тысяча восемьсот двенадцатый год. - 1912. - № 1. - С. 40. 

Неудачная игра Наполеона в камешки

Для честолюбия и воинской забавы
Он, словно в камешки, народами играл,
Но… грянул гром, взлетел орел двуглавый
И мощью русскою игру его прервал.

Оригинальный рисунок и четверостишие С. Селиванова.

// Тысяча восемьсот двенадцатый год. - 1912. - № 6.

Крестьянин Иван Долбила
Русский Геркулес
Угощение Наполеона в России
 

Из книги: Верещагин В.А. Русская карикатура: Отечественная война: Теребенев, Венецианов, Иванов. - СПб., 1912. - 182 с.
    
Карикатуры И.И.Теребенева: 1). Ретирада французской конницы, которая съела своих лошадей в России; 2). Русский Сцевола.

Карикатуры А.Г. Венецианова:  Зимние Наполеоновы квартиры;
Французский парикмахер.
 
Карикатура И.А.Иванова:  
 Хлебосольство - отличительная черта в характере народа русского. 

Из книги: Булгаковский Д.Г. Народные карикатуры-картинки, вышедшие в Отечественную войну: с их общей характеристикой / Д.Г. Булгаковский. - СПб., 1912. - 25 с.

Картинками чуть не каждый шаг Наполеона сопровождается, начиная от его вторжения и кончая бегством туда, откуда пришел.
Стало, например, известно народу, что французская армия, по занятии Москвы, бросилась на грабежи, и сам Наполеон не прочь был поживиться чужим добром, и вот в народе появляется на этот счет картинка.
Потом проведали про голодовку французской армии, дошедшей до того, что стали есть ворон и всякую падаль, и тут пошли в ход картинки, в роде того, «Вороний суп» или «Кухня главной квартиры».
Все видели, как французы трусили перед нашими казаками, которых они боялись хуже огня, и эту трусость народ отметил в нескольких картинах.
Особенно смешны и забавны картинки, изображающие разные сцены, по адресу Наполеона: то он пляшет под дудку мужика, то ему после малоярославского боя не по себе - его рвет; то парят его в бане; то делают ему полезную операцию - обрезают ногти.
Подшучивая над его бегством из России, народ тоже не поскупился на остроты: то его провожают с хлебом-солью мужички, с таким хлебом-солью, что когда увидел Наполеон, что лежит на блюде, сконфуженный попятился. То останавливается на теплых зимних квартирах, барахтаясь по шею в снегу. То скачет домой на деревенских дровнях, либо в бочонке, то едет на раке, либо на свинье. На тачке везет его главный маршал в храм славы.
Попала на картинку и французская конница, поевшая с голоду своих лошадей, и потому пешком пробирается домой.
Было над чем развернуться художнику, изображая Наполеона с его несметной армией, осужденного гневом Божьим на поражение русским оружием.


1812 год в карикатуре. - М., 1912.

Карикатуры неизвестного автора


Казак так петлей вокруг шей
французов удит как ершей
И мелкую скотину
кладет в корзину


Бронницкий крестьянин Сила сталкивает французского мародера в реку

  


Сокрушение 
Наполеонова могущества 



Граф Ростопчин (наблюдая пожар Москвы): 
"Все идет, как по маслу"
(английская карикатура)
 

Картина дня

наверх