На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Маргарет Мид: этнография детства (из истории этнографии)

 


Мид, Маргарет (1901—1978), видный американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы. Явилась первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения.

Краткая биография: Родилась в квакерской и одновременно профессорской семье в Филадельфии. Отец — профессор Уортонской школы бизнеса знаменитого Пенсильванского университета, и мать — социолог, она работала с итальянскими иммигрантами. Один год Маргарет проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра в Колумбийсокм университете (1923); в 1924 г.  защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние крупнейшие этнологи и антропологи Рут Бенедикт и Франц Боас (Германия, потом США). В 1925 г. М. Мид  отправилась на полевые исследования в Полинезию, на остров Самоа , где собрала огромный материал о процессе социализации - взрослении детей и подростков в самоанское общество.

После возвращения из Полинезии в  1926 г. она начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 г.она защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (PhD).

Мид трижды была замужем за различными антропологами. Сама она описывала любопытную историю рождения своего ребенка. Когда она вышла замуж впервые, врачи сказали ей, что детей у нее никогда не будет. Она сообщила об этом и своему второму мужу – все шло своим чередом. Но в 1939 г. она уехала в очередную экспедицию в Полинезию. Где к своему восторгу и одновременно ужасу обнаружила, что беременна… Все окончилось хорошо.


Мид, Маргарет (1901—1978), видный американский этнограф. Исследовала отношения между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и современных обществах, детскую психологию с позиций т.н. этнопсихологической школы. Явилась первым этнографом, для которой мир детства стал основным предметом изучения.

Краткая биография: Родилась в квакерской и одновременно профессорской семье в Филадельфии. Отец — профессор Уортонской школы бизнеса знаменитого Пенсильванского университета, и мать — социолог, она работала с итальянскими иммигрантами. Один год Маргарет проучилась в университете Де По в Индиане, получила степень бакалавра в Колумбийсокм университете (1923); в 1924 г.  защитила там же магистерскую диссертацию. На её научные взгляды оказали большое влияние крупнейшие этнологи и антропологи Рут Бенедикт и Франц Боас (Германия, потом США). В 1925 г. М. Мид  отправилась на полевые исследования в Полинезию, на остров Самоа , где собрала огромный материал о процессе социализации - взрослении детей и подростков в самоанское общество.

После возвращения из Полинезии в  1926 г. она начала работать куратором в Американском музее естественной истории в Нью-Йорке. В 1929 г.она защитила диссертацию в Колумбийском университете и получила степень доктора философии (PhD).

Мид трижды была замужем за различными антропологами. Сама она описывала любопытную историю рождения своего ребенка. Когда она вышла замуж впервые, врачи сказали ей, что детей у нее никогда не будет. Она сообщила об этом и своему второму мужу – все шло своим чередом. Но в 1939 г. она уехала в очередную экспедицию в Полинезию. Где к своему восторгу и одновременно ужасу обнаружила, что беременна… Все окончилось хорошо.

Мид и в дальнейшем собирала огромный материал о социализации детей в примитивных культурах, в частности, народов Океании. Тираж ее книги «Взросление самоа» превысил 2 млн. экземпляров.

Она переведена на 17 языков и стала бестселлером. С именем М. связан ряд новых научных идей — о природе родительских чувств, соотношении материнских и отцовских ролей, происхождении мужских и женских инициации. Ни один этнограф в мире до нее не пользовался такой популярностью в мире. Различала в человеческой истории три типа культур с точки зрения характера трансляции опыта между поколениями. Постфигуративные культуры — дети учатся у своих предков. Так, в патриархальном обществе, опирающемся на традицию и ее живых носителей, стариков, отношения возрастных групп жестко регламентированы, нововведения не одобряются, каждый знает свое место, господствуют чувства преемственности и верности традициям. Кофигуративные культуры — дети и взрослые учатся у равных, т.е. у своих сверстников. Влияние старших падает, а сверстников растет. Расширенная семья заменяется нуклеарной, поколеблена незыблемость традиций. Повышается значение юношеских групп, возникает особая молодежная субкультура. Термин «кофигуративный» (приставка «ко» обозначает вместе, сообща) отражает факт сотворчества учителя и учеников. Префигуративные культуры — взрослые учатся у своих детей. Такие культуры возникли с середины XX столетия и объединены электронной коммуникативной сетью. Они определяют новый тип социальной связи между поколениями, когда образ жизни старшего поколения не тяготеет над младшим. Темп обновления знаний настолько высок, что молодежь оказывается более сведущей, чем старики. Обостряются межпоколенные конфликты, молодежная культура перерастает в контркультуру. Постфигуративные культуры ориентированы на прошлое, и для них характерен очень медленный, черепаший прогресс. Кофигуративные культуры ориентированы на настоящее и умеренный темп прогресса, а Префигуративные — на будущее и ускоренное движение. М. называли «прижизненным классиком», внесшим выдающийся вклад в понимание человеческой культуры и проблем социализации.

Поездка на Самоа.

 

См. также статью из энциклопедического словаря Хоруженко.

МИД МАРГАРЕТ (1901—1978)— амер. этнограф, основатель этнографии детства как самостоятельной науч. дисциплины, последователь амер. культурантрополога Ф. Боаса; исследователь отношений между различными возрастными группами в традиционных (папуасы, самоа и др.) и совр. обществах, а также детской психол. с позиции т. наз. этнопсихологической школы. Результаты полевых исследований были опубликованы в к. 20-х — нач. 30-х гг. в ряде интересных работ. В них М. показала большое разнообразие культур различных народов, а также решающую роль культуры в формировании соц. установок и поведения людей. М. была первым антропологом, изучившим практику воспитания детей у разных народов. Рассматривая взаимоотношения между культурой и миром детства, М. разграничила три типа культуры: постфигуративный (дети прежде всего учатся у своих предшественников), конфигуративный (дети и взрослые учатся у сверстников) и префигуративный (взрослые учатся также у своих детей). В 1944 г. М. основала Институт сравнит. культурологии, который представлял некоммерческую организацию, где исследовалось поведение, обычаи, психол. и соц. организация во всех культурах мира. Основные культурологич. идеи нашли отражение в следующих работах: «Coming of Age in Samoa» (1928); «Growing Up in New Guinea: A Comparative Study of Primitive Education» (1930); «The Changing Culture of an Indian Tribe» (1932); «Mind Self and Society: From the Stundpoint of Social Behaviorist» (C. W. Morris, Ed., 1934); «Sex and Temperament in Three Primitive Societies» (1935); «The School in American Culture» (1951); «Anthropology: A Human Science» (1964); «Culture and Commitment: A Study of the Generation Gap» (1970); «Культура и мир детства» (сб. пер. на рус. яз., 1988) и др. 

http://www.countries.ru/library/culturologists/midm.htm


Фрагмент из книги Маргарет Мид «Культура и мир детства»:

Глава 11. Самоа: девушка-подросток

Когда я отправилась на Самоа, мое понимание обязательств, налагаемых на исследователя работой в поле и составлением отчетов о ней, было смутным. Мое решение стать антропологом частично основывалось на убеждении, что простой ученый, даже не обладающий особыми дарованиями, необходимыми великому художнику, может содействовать умножению знаний. Это решение было связано и с острым чувством тревоги, переданным мне профессором Боасом 1и Рут Бенедикт 2. В отдаленных частях земли под натиском современной цивилизации ломаются образы жизни, о которых нам ничего не известно. Описать их нужно теперь, теперь, в противном случае они навсегда будут потеряны для нас. Все остальное может подождать, но это стало самой насущной задачей. Такие мысли овладели мною на встречах в Торонто в 1924 году, где я, самая юная участница конгресса, слушала других, постоянно говоривших о “своем народе”. У меня не было народа, о котором я могла бы говорить. С этого времени у меня созрела твердая решимость выйти в поле, и не когда-нибудь в будущем, после размышлений на досуге, а немедленно, как только я завершу необходимую подготовку.

Тогда я очень плохо представляла себе, что такое полевая работа. Курс лекций о ее методах, прочитанный, нам профессором Боасом, не был посвящен полевой работе, как таковой. Это были лекции по теории — как, например, организовать материал, чтобы обосновать или поставить под сомнение определенную теоретическую точку зрения. Рут Бенедикт провела одно лето в экспедиции, занимаясь группой совершенно окультуренных индейцев в Калифорнии, куда она забрала с собой на отдых и свою мать. Она работала и с зуньи 3. Я читала ее описания пейзажей, внешнего вида зуньи, кровожадности клопов и трудностей с приготовлением пищи. Но я очень мало почерпнула из них сведений о том, как она работала. Профессор Боас, говоря о квакиютлях 4, называл их своими “дорогими друзьями”, но за этим не следовало ничего такого, что помогло бы мне понять, что значит жить среди них.

Когда я решила взять в качестве предмета исследования девушку-подростка, а профессор Боас разрешил мне отправиться в поле на Самоа, я выслушала его получасовое напутствие. Он предупредил меня, что в экспедиции мне следует быть готовой к кажущимся потерям времени, к тому, чтобы просто сидеть и слушать, и что не следует терять время, занимаясь этнографией вообще, изучением культуры в ее целостности. К счастью, много людей — миссионеров, юристов, правительственных чиновников и этнографов старого закала — уже побывало на Самоа, так что искушение “тратить время” на этнографию, добавил он, будет у меня менее острым. Летом он написал мне письмо, в котором еще раз посоветовал беречь здоровье и вновь коснулся задач, стоящих передо мной:

Я уверен, Вы тщательно обдумали этот вопрос, но па некоторые его стороны, особо интересующие меня, мне хотелось бы обратить Ваше внимание, даже если Вы уже и думали о них.

Меня очень интересует, как молодые девушки реагируют на ограничения свободы поведения, накладываемые на них обычаем. Очень часто и у нас в подростковом возрасте мы сталкиваемся с бунтарским духом, проявляющимся либо в угрюмости, либо во вспышках ярости. У нас мы встречаем людей, для которых характерна покорность, сопровождаемая подавленной мятежностью. Это проявляется либо в стремлении к одиночеству, либо в навязчивом участии во всех общественных мероприятиях, за которым кроется желание заглушить внутреннюю тревогу. Не совсем ясно, можем ли мы столкнуться с подобными явлениями в примитивном обществе и не является ли у нас стремление к независимости простым следствием условий современной жизни и более развитого индивидуализма. Меня также интересует крайняя застенчивость девушек в примитивном обществе. Я не знаю, обнаружите ли Вы ее на Самоа. Она характерна для девушек большинства индейских племен и проявляется не только в их отношениях с посторонними, но и в кругу семьи. Они часто боятся говорить со стариками и очень застенчивы в их присутствии.

Всю книгу можно читать здесь http://www.litmir.co/br/?b=161011

 

Картина дня

наверх