На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ДОРЯНЕ В ПЕЛОПОННЕСЕ

Иловайский Д. И.

 

ДОРЯНЕ В ПЕЛОПОННЕСЕ. ЧЕРТЫ ГЕРОИЧЕСКОГО ПЕРИОДА

 

 

Вследствие Троянской войны произошли большие перевороты в самой Греции, особенно в Пелопоннесе. До этой войны здесь господствовало племя ахейцев, под управлением царственного рода Пелопидов. Потери, понесенные ими в Троянской войне, ослабили их; тогда другие племена потеснили ахейцев. Из таких передвижений самым важным было вторжение дорян в Пелопоннес; иначе оно называется «возвращение Гераклидов». Предание рассказывает о нем таким образом. Потомки Геракла, изгнанные из отечества Пелопидами, удалились сначала в Аттику, к Тесею, и оттуда пытались снова завоевать свои земли, но безуспешно. Потом они нашли убежище у воинственного племени дорян. После Троянской войны доряне вооружились и двинулись в Пелопоннес под водительством трех братьев Гераклидов: Темена, Кресфопта и Аристодема. С ними соединилась и часть этолийцев под начальством Оксила. Они не пошли на Коринфский перешеек, где легко было преградить им путь, — сюда они послали только один отряд, чтобы обмануть неприятелей, — а главные свои силы переправили на судах через Коринфский залив и вторглись в Пелопоннес. Владычество Пелопидов было уничтожено, и доряне завоевали полуостров, за исключением его северной части и Аркадии: в последней утвердились остатки независимых ахейцев, вытеснив оттуда прежних жителей ионийцев. (С тех пор эта часть Греции стала известна под именем Ахайи.) Завоеватели разделили между собой покоренные земли: Темен получил Ар гол иду, Крссфонт — Мессению, Прокл и Эврисфен, сыновья Аристодема (умершего в походе) — Лаконию, а этолиец Оксил — Элиду (1100). Но то, что предание изображает делом одного поколения и даже одного похода, в действительности совершилось, конечно, в гораздо большее время и с большими усилиями. По всем признакам доряне встретили упорное сопротивление, и несколько поколений сменило друг друга, прежде нежели они утвердили здесь свое господство. Значительная часть прежних жителей Пелопоннеса (ахейцы, эолийцы и ионийцы), не хотевшая подчиниться завоевателям, переселилась на острова и берега сопредельных стран, особенно в Малую Азию и основала многочисленные греческие колонии.

Дорийским завоеванием Пелопоннеса оканчивается Героический, или полумифический, период древней Греции и начинается собственно исторический. С этих пор рассказы о событиях отличаются уже гораздо большей достоверностью. В самом общественном устройстве греков наблюдаются важные изменения: патриарха./ьный монархический быт постепенно переходит в республиканский, с выборными властями; сила обычая сменяется силою определенного законодательства.

Общественный быт Героического периода известен нам преимущественна из Гомеровых поэм, из «Илиады» и "Одиссеи. Он представляется в следующих чертах.

Во главе отдельных народов находился царь Вабйег^ (басилевс), как верховный предводитель на войне, судья и жрец. Он обыкновенно вел свой род от богов или мифических героев и свой сан передавал в наследство старшему сыну. Но этот царь нисколько не походил на восточных деспотов. Во всех почти делах он советовался с окружавашми его знатными мужами. Доходы его составляли плоды собственных полей и добровольные подарки; из военной добычи он получал только большую долю сравнительно с другими. Отличительным знаком его достоинства служил жезл, или скипетр; у него не было других телохранителей, кроме глашатаев; в собраниях ему только предоставлялось самое почетное место. Вообще значение паря основывалось главным образом на его личных достоинствах, каковы: ум, телесная сила, военная доблесть, красноречие. Знатные мужи, окружавшие царя, так же, как и он, производили свой род от богов и также носили титул басилевсов. Они составляли его совет (буле — Bou?.fi) B делах гражданских; на войне они выступали как народные вожди и сражались впереди войска. Благодаря своему богатству, они отличались вооружением от остальных воинов. Простая палица и звериная шкура самого древнейшего, Мифического периода {так изображается, например, Геркулес) уже недостаточны для знатных воинов периода Героического: они выходят на битву в панцире и шлеме, с мечом, копьем и щитом в руках, стоя на колеснице, запряженной парой быстрых коней, которыми управляет особый возница. Вооружение героев сделано обыкновенно из меди или бронзы, так как обработка железа представляла более трудностей. Битвы Героической эпохи еще не имеют характера позднейших сражений тошными стройными рядами, они совершаются беспорядочно, врассыпную; все дело обыкновенно решается вождями и героями, которые с обеих сторон выезжают вперед и вступают между собою в единоборство. Вообще военное искусство было еше довольно незначительно: города брали только долговременной осадой или хитростью.

Следующую, низшую ступень после сословия благородных составлял собственно народ — класс простых свободных людей. Во всех важных случаях они сходятся на вече, или народное собрание (ауора), но сами еще не участвуют it совещании, а только слушают речи царя или знатных мужей и старцев. Впрочем, иногда народ выражает здесь свое одобрение или неодобрение смешанным

гулом, который Гомер уподобляет бурным волнам мори или жатве, колеблемой порывистым ветром. Обычай подвергать важнейшие дела гласному обсуждению постепенно развивал в народе гражданственность и приготовлял его к следующей за Героическим периодом эпохе — Республиканской. Занятиями простых граждан в этот период были земледелие, скотоводство в некоторые ремесла (плотничное, кузнечное, кожевенное); торговля была еще мало развита. Третий класс населения составляли люди несвободные, рабы. Главным источником рабства служила воина; в рабов обращались покоренные туземцы или пленники. Рабы м рабыни исполняли полевые работы, пасли стадо, прислуживали в доме господина; обращение с ними в древнейшей Греции не было суровым, они скорее походили на членов семейства. В те патриархальные времена сам господин и его сыновья разделяли с ними хозяйственные работы, а госпожа и ее дочери вместе с невольницами занимались прядением, тканьем, мытьем белья и тому подобным.

Положение женщин у греков было гораздо лучше, чем у восточных народов (за исключением евреев). Хотя грек еще покупает себе жену, но она не

осуждена проводить жизнь в уединении гарема, как на Востоке; на ней лежат в особенности заботы о домашнем хозяйстве. Определенных законов в те времена еще не встречается — они пока заменяются обычаями, а обычаи поддерживаются преимущественно верованием, что нарушение их навлекает на виновного гнев и месть богов. Как и у друтих народов, стоящих на первых ступенях гражданственности, когда господствует самоуправство и право сильного, личная безопасность у греков охраняется обычаем кровной мести: кровь убитого требовала возмездия от его родственников; если они не соглашались взять с убийцы денежную пеню, то он разве только бегством мог спасти свою жизнь.

Раздробленность Греции на множество мелких государств и дальние расстояния от материка до колоний не мешали грекам осознавать себя одним народом; все они называли себя эллинами, а чужие народы известны были у них под именем варваров. Главной связью между греками разных стран служили общий для всех греческий язык и общая народная поэзия, одинаковые обычаи и религия.

Странствующие певцы, прославлявшие богов и героев, были дорогими гостями на пирах и празднествах Древней Греции. Пение свое они сопровождали

звуками семиструнной лиры или кифа

ры. Такие певцы известны под общим

названием jwawawtoff. Они или сами сла

гали песни про старину, или повторя

ли те, которые были сложены прежде

и передавались от одного поколения другому.

Любимейшим предметом для таких песен служили герои Троянской войны; из них образовались впоследствии две большие поэмы: «Илиада» и «Одиссея*. Эти произведения, созданные многими народными поэтами, были приписаны одному Гомеру; его представляли как образец рапсода, слепым старцем, странствующим из одного города в другой. Родиной его была Иония (ионийские колонии на берегу Малой Азии), и семь городов спорили за честь называться его отечеством. Время его жизни предполагают приблизительно за десять веков до н. э. Мнение о Гомере как о едином творце двух поэм впервые было поколеблено в конце проиглого столетия немецким ученым Августом Вольфом. Он доказывал, что гомерические поэмы возникли из ряда отдельных песен, примыкавших к циклу сказаний о Троянской войне и сложенных ионийскими певцами, во главе которых стоял Гомер; что эти песни могли передаваться только устно, потому что письменное искусство находилось в те времена еще в младенчестве (чертили знаки на металле и камне), и что, наконец, сами древние упоминают о соединении отдельных рапсодов в две большие поэмы при Писистрате в VI веке. «Илиада» и «Одиссея-, которые изображают греческие народы и их героев членами одной великой эллинской семьи, получили характер священных песен; они с малолетства заучивались наизусть почти во всех греческих странах и, в свою очередь, укрепляли между греками сознание своего племенного единства.

Картина дня

наверх